РП_Программа ППД_5-9кл_коррекционные занятия_В1

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(приказ от 31.09.2023 №70)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Предметно-практические действия»
5-9 КЛАСС
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания
МАОУ СОШ №56

Рабочая программа коррекционных занятий «Предметно-практические
действия», предназначена для обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью.
Разработана на основе следующих документов:

Цель: закрепление навыков целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи:
- обогащать чувственный опыт детей, узнавать на ощупь предметы, их
качества в процессе перцептивных действий;
- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную,
зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.);
- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с
различными материалами;
- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний;
- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в
процессе предметно-практических действий;
-развитие наглядно-образного мышления.

Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» - это средство
помогающие учить ребѐнка, развивать его. Практическая деятельность в еѐ простых

видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь всѐ дано в наглядном, легко
воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю
и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке
является сотрудничество взрослого с ребѐнком в различных видах деятельности:
совместной (сопряжѐнной, самостоятельной), самостоятельной. На уроках ППД
дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся
их узнавать, различать и называть, усиливают доступные приѐмы их обработки.
Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают
правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой
культуры. Курс ППД способствует формированию мотивационной готовности к
трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать
действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словестной инструкции,
подчинять свои действия заданному правилу). Ребѐнок с лѐгкой умственной
отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним
свою работу, находит и исправляет свои ошибки, осуществляет контроль и оценку
своей деятельности.

Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционный курс
«Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом
«Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на обучающихся 5,6,7,8,9 классов.
На изучение материала по курсу «Коррекционно развивающие занятия» в
5,6,7,8,9 классах отводится 68 часов в год (2 часа в неделю каждом классе), 8 часов
отводится для корректировки времени на прохождение тем, которые вызвали
затруднение у обучающегося. Программой предусмотрена практическая часть:
проведение практических занятий.
Формы организации деятельности обучающихся:

групповая;

индивидуальная.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Формы и методы реализации программы

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через
обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, коррекционноразвивающие упражнения, задания и т.д.
Приёмы и методы:


совместные действия ребѐнка и взрослого, действия по подражанию;



действия детей по образцу, по инструкции;

действия с контурными изображениями, использование приѐмов
наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа
изображаемого предмета;




указанием на них с помощью жеста;

наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира,
живыми объектами;




использование рисунков и аппликаций.
2. Предметные результаты

Возможные результаты освоения коррекционного курса «Предметнопрактические действия»:
Личностные результаты:

В стадии формирования правильное применение полученных знаний и
навыков в быту;

Развита активность и самостоятельность, навыки взаимоотношений и
опыта совместной деятельности;

Сформировано умение работать по заданному алгоритму (словесному
или наглядному плану);

Сформировано умение выслушивать инструкцию, ориентироваться в
задании по вопросам учителя;

Сформировано умение оценивать своѐ изделие в сравнении с образцом,
с указанием достоинств и недостатков с наводящей помощью учителя.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:

Умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;

Производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под
контролем и с помощью учителя;

Производить сборку и склеивание изделий с помощью учителя;


С помощью учителя работает с новыми материалами: глиной,
картоном;

Работает с изделием по предоставленному учителем плану;

Придерживается плана при выполнении работы под контролем
учителя;

Сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;

Вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит
учитель, перед началом работы.

Находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для еѐ
разрешения, использует с частичной помощью учителя.
Достаточный уровень

Умеет выполнять несложные задания самостоятельно;

Производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с
незначительной помощью учителя;

Производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на
графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;

Освоил приѐмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;

Составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;

Придерживается плана при выполнении работы;

Выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану,
сравнивает с образцом;

Вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;

Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для еѐ
разрешения, пользуется ими самостоятельно.

Выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану,
сравнивает с образцом;

Вдевает нитку в иголку, завязывает узел с частичной помощью
учителя;

Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для еѐ
разрешения, пользуется ими самостоятельно.
3. Содержание коррекционного курса.
На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются
такие условия, которые дают возможность каждому ребѐнку работать в доступном
темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по
объѐму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития
каждого учащегося.

Индивидуальные формы работы на занятиях должны сочетаться с
групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и
задачами урока, с учѐтом уровня развития детей.
Дефектологическая работа проводится в тесной связи с педагогами,
классным руководителем и родителями обучающихся.
Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»
направлено на формирование у обучающихся с умеренной степенью умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развития целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с предметами».
2. «Действия с материалами».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования предметно-практических действий у детей. При составлении
индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела
программы зависит от возраста ребѐнка, особенностей его развития и поставленных
коррекционных задач.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы
могут использоваться записи музыки, что способствует эмоциональному развитию
детей.
Дети учатся основным приѐмам черчения при помощи линейки,
треугольника, циркуля. Учатся делению окружности на части при помощи циркуля
и транспортира. При разметке «на глаз» развивается глазомер и координация
движений. На занятиях дети осваивают 3 элемента изонити – угол, круг, кольцо. В
процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется
сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а
также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы
для решения художественно-творческих задач.
3. Тематическое планирование по курсу
«Предметно-практические действия» 5-9 класс
5 класс
№ п/п
1

Тема урока
Работа с бумагой. Изготовление модели по

Кол-во часов
6

2
3
4
5

6
7
8
9
10

образцу.
Лепка мелких предметов из пластилина и теста
(овощи, фрукты).
Изготовление аппликации из цветной бумаги.
Изготовление образца с видами ручных швов
(вперѐд иголку, назад иголку, обмѐточный).
Изготовление новогоднего подарка с
применением природных материалов (шишки
сосны, ели, палочки корицы).
Изготовление изделия с применением техники
«Декупаж» (ровная поверхность).
Постановка мини этюда посредством кукольного
театра.
Изонить (заполнение нитью угла).
Изготовление закладки для книг.
Изготовление моделей с помощью контура
ладоней (ладошки-рисунки).

3
4
6
8

6
10
8
4
5

6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

Тема урока
Работа с бумагой. Изготовление модели по
образцу.
Лепка предметов из пластилина и теста (здания).
Изготовление аппликации из природных
материалов (листья).
Вышивка на канве (крестик).
Изготовление новогоднего подарка (новогодняя
открытка).
Изготовление изделия с применением техники
«Декупаж» (банка).
Постановка мини этюда посредством кукольного
театра.
Изонить (заполнение нитью окружности).
Изготовление брелока.
Изготовление моделей с помощью контура
ладоней (ладошки - аппликации).
7 класс

Кол-во часов
6
3
4
6
8

6
10
8
4
5

№ п/п
1
2
3

4
5

6
7
8
9
10

Тема урока
Работа с бумагой. Изготовление модели по
образцу.
Лепка из пластилина и теста (животные, птицы).
Изготовление аппликации из природных
материалов (крупы, семена растений, фруктовые
косточки).
Вышивка пайетками.
Изготовление новогодней игрушки (валенок,
шарик).
Изготовление изделия с применением техники
«Декупаж» (домик из палочек).
Постановка мини этюда посредством кукольного
театра.
Изонить (заполнение нитью кольца).
Изготовление фоторамки.
Изготовление объѐмных моделей с помощью
контура ладоней.

Кол-во часов
6
3
4

6
8

6
10
8
4
5

8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Работа с бумагой. Изготовление модели по
образцу.
Лепка фигуры человека из пластилина и теста.
Изготовление аппликации с применением
текстильных материалов.
Изготовление образца с видами ручных швов
(ремонт одежды).
Изготовление новогодней игрушки (ѐлочка).
Изготовление изделия с применением техники
«Декупаж» (карандашница).
Постановка мини этюда посредством кукольного
театра.
Изонить (выполнение узоров и композиций).
Изготовление чехла для телефона.
Изготовление объѐмных моделей с помощью
контура ладоней

Кол-во часов
6
3
4
6
8
6
10
8
4
5

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Работа с бумагой. Изготовление модели по
образцу.
Лепка макета (город будущего).
Изготовление аппликации с применением теней,
пайеток, страз.
Изготовление мягкой игрушки.
Изготовление новогодней игрушки (домик).
Изготовление изделия с применением техники
«Декупаж» (шкатулка).
Постановка мини этюда посредством кукольного
театра.
Изонить (натяжение нитей на предметах
обихода).
Изготовление сумочки с молнией.
Изготовление объѐмных моделей с помощью
контура ладоней.

Кол-во часов
6
3
4
6
8
6
10
8
4
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».