Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 31.09.2023 №70) Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Предметно-практические действия» 5-9 КЛАСС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ СОШ №56 Рабочая программа коррекционных занятий «Предметно-практические действия», предназначена для обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью. Разработана на основе следующих документов: Цель: закрепление навыков целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Задачи: - обогащать чувственный опыт детей, узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий; - стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.); - стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами; - стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний; - совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий; -развитие наглядно-образного мышления. Общая характеристика коррекционного курса Коррекционный курс «Предметно-практические действия» - это средство помогающие учить ребѐнка, развивать его. Практическая деятельность в еѐ простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь всѐ дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребѐнком в различных видах деятельности: совместной (сопряжѐнной, самостоятельной), самостоятельной. На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усиливают доступные приѐмы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способствует формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словестной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребѐнок с лѐгкой умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет свои ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности. Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на обучающихся 5,6,7,8,9 классов. На изучение материала по курсу «Коррекционно развивающие занятия» в 5,6,7,8,9 классах отводится 68 часов в год (2 часа в неделю каждом классе), 8 часов отводится для корректировки времени на прохождение тем, которые вызвали затруднение у обучающегося. Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: групповая; индивидуальная. Занятия проводятся два раза в неделю. Формы и методы реализации программы Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, коррекционноразвивающие упражнения, задания и т.д. Приёмы и методы: совместные действия ребѐнка и взрослого, действия по подражанию; действия детей по образцу, по инструкции; действия с контурными изображениями, использование приѐмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета; указанием на них с помощью жеста; наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами; использование рисунков и аппликаций. 2. Предметные результаты Возможные результаты освоения коррекционного курса «Предметнопрактические действия»: Личностные результаты: В стадии формирования правильное применение полученных знаний и навыков в быту; Развита активность и самостоятельность, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности; Сформировано умение работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану); Сформировано умение выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя; Сформировано умение оценивать своѐ изделие в сравнении с образцом, с указанием достоинств и недостатков с наводящей помощью учителя. Предметные результаты: Минимальный уровень: Умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции; Производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя; Производить сборку и склеивание изделий с помощью учителя; С помощью учителя работает с новыми материалами: глиной, картоном; Работает с изделием по предоставленному учителем плану; Придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя; Сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя; Вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы. Находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для еѐ разрешения, использует с частичной помощью учителя. Достаточный уровень Умеет выполнять несложные задания самостоятельно; Производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя; Производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью; Освоил приѐмы работы с новыми материалами – глиной, картоном; Составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия; Придерживается плана при выполнении работы; Выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом; Вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя; Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для еѐ разрешения, пользуется ими самостоятельно. Выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом; Вдевает нитку в иголку, завязывает узел с частичной помощью учителя; Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для еѐ разрешения, пользуется ими самостоятельно. 3. Содержание коррекционного курса. На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребѐнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объѐму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Индивидуальные формы работы на занятиях должны сочетаться с групповыми. Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учѐтом уровня развития детей. Дефектологическая работа проводится в тесной связи с педагогами, классным руководителем и родителями обучающихся. Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» направлено на формирование у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развития целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Содержание курса состоит из следующих разделов: 1. «Действия с предметами». 2. «Действия с материалами». Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практических действий у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребѐнка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы могут использоваться записи музыки, что способствует эмоциональному развитию детей. Дети учатся основным приѐмам черчения при помощи линейки, треугольника, циркуля. Учатся делению окружности на части при помощи циркуля и транспортира. При разметке «на глаз» развивается глазомер и координация движений. На занятиях дети осваивают 3 элемента изонити – угол, круг, кольцо. В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач. 3. Тематическое планирование по курсу «Предметно-практические действия» 5-9 класс 5 класс № п/п 1 Тема урока Работа с бумагой. Изготовление модели по Кол-во часов 6 2 3 4 5 6 7 8 9 10 образцу. Лепка мелких предметов из пластилина и теста (овощи, фрукты). Изготовление аппликации из цветной бумаги. Изготовление образца с видами ручных швов (вперѐд иголку, назад иголку, обмѐточный). Изготовление новогоднего подарка с применением природных материалов (шишки сосны, ели, палочки корицы). Изготовление изделия с применением техники «Декупаж» (ровная поверхность). Постановка мини этюда посредством кукольного театра. Изонить (заполнение нитью угла). Изготовление закладки для книг. Изготовление моделей с помощью контура ладоней (ладошки-рисунки). 3 4 6 8 6 10 8 4 5 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Работа с бумагой. Изготовление модели по образцу. Лепка предметов из пластилина и теста (здания). Изготовление аппликации из природных материалов (листья). Вышивка на канве (крестик). Изготовление новогоднего подарка (новогодняя открытка). Изготовление изделия с применением техники «Декупаж» (банка). Постановка мини этюда посредством кукольного театра. Изонить (заполнение нитью окружности). Изготовление брелока. Изготовление моделей с помощью контура ладоней (ладошки - аппликации). 7 класс Кол-во часов 6 3 4 6 8 6 10 8 4 5 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Работа с бумагой. Изготовление модели по образцу. Лепка из пластилина и теста (животные, птицы). Изготовление аппликации из природных материалов (крупы, семена растений, фруктовые косточки). Вышивка пайетками. Изготовление новогодней игрушки (валенок, шарик). Изготовление изделия с применением техники «Декупаж» (домик из палочек). Постановка мини этюда посредством кукольного театра. Изонить (заполнение нитью кольца). Изготовление фоторамки. Изготовление объѐмных моделей с помощью контура ладоней. Кол-во часов 6 3 4 6 8 6 10 8 4 5 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Работа с бумагой. Изготовление модели по образцу. Лепка фигуры человека из пластилина и теста. Изготовление аппликации с применением текстильных материалов. Изготовление образца с видами ручных швов (ремонт одежды). Изготовление новогодней игрушки (ѐлочка). Изготовление изделия с применением техники «Декупаж» (карандашница). Постановка мини этюда посредством кукольного театра. Изонить (выполнение узоров и композиций). Изготовление чехла для телефона. Изготовление объѐмных моделей с помощью контура ладоней Кол-во часов 6 3 4 6 8 6 10 8 4 5 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Работа с бумагой. Изготовление модели по образцу. Лепка макета (город будущего). Изготовление аппликации с применением теней, пайеток, страз. Изготовление мягкой игрушки. Изготовление новогодней игрушки (домик). Изготовление изделия с применением техники «Декупаж» (шкатулка). Постановка мини этюда посредством кукольного театра. Изонить (натяжение нитей на предметах обихода). Изготовление сумочки с молнией. Изготовление объѐмных моделей с помощью контура ладоней. Кол-во часов 6 3 4 6 8 6 10 8 4 5