РП_Музыка_1-4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 462499)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов
Вариант 2

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, учебно-познавательная мотивация к познанию и обучению, ценностно-смысловые ориентации и установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социально значимые личностные качества, понимание
основ российской гражданской идентичности, активное участие
в деятельности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность),
составляющие основу умения учиться;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности,
специфической для данной предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и
народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и
самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с
музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в
том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их
специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и
макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов
решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам
музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности,
умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном
разнообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке
как способе выражения духовных преживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных
закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных
произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных
проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых
произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.

Содержание учебного предмета
Предметные результаты освоения учебного
Предметное содержание учебного предмета
предмета
«Музыка», распределенное по годам обучения
Первый год обучения
В результате первого года изучения учебного предмета
Музыка как искусство, доступное каждому. Музыка
«Музыка» ученик научится:
вокруг нас: «звучание» природы, повседневного быта.
Музыка в семье. Музыка на празднике (Новый год,
— петь напевным, естественным, мягким звуком песни
Рождество, 8 Марта и др.). Музыка в театре, в цирке, на
детского репертуара (одноголосные, диатонические, с
экране (мультфильмы, детские фильмы).
преобладанием поступенного мелодического движения,
Триединство «Композитор – исполнитель – слушатель».
диапазон — в пределах первой октавы);
Правила слушания и исполнения музыки.
— ясно и четко произносить слова в процессе пения;
Интонационная
природа
музыки
(интонации
передавать настроение, характер песни;
изобразительные и выразительные). Характер, настроение в
— обращать внимание на правильность певческого
музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко,
дыхания, точность интонирования музыкальной фразы,
ласково и т. д.). Эмоциональный словарь.
громкость и манеру пения;
Жанровая основа музыки: «первичные» жанры (песня,
— играть на 1— 2 простейших музыкальных
танец, марш), фольклорные жанры (детский игровой
инструментах (например, шумовые без определенной
фольклор:
заклички, потешки, считалки, колядки,
высоты звука: барабан, бубен, треугольник, трещотки,
колыбельные;
плясовые, трудовые и др.),
жанры
ложки и др.; звуковысотные ударные: металлофон,
профессиональной музыки (концерт, пьеса и др.).
ксилофон, тональные колокольчики и др.; духовые:
Гимн Российской Федерации.
свирель, блокфлейта, мелодика; электронные музыкальные
Музыка моей Родины: образы, интонации русского
инструменты) простые попевки,
мотивы и ритмы,
фольклора, народных мелодий республик России. Народная
состоящие из 2 — 4 звуков:
и композиторская музыка других стран.
— соблюдать правильную исполнительскую позицию в
Музыкальные инструменты русского народа, народов
процессе игры, обращать внимание на качество и точность
России, народов других стран. Принцип звукоизвлечения как
звукоизвлечения;
основа группировки музыкальных инструментов (духовые,
— согласовывать свои действия с действиями других
ударные, струнные). Образы народных музыкантов в песнях
участников в процессе совместного практического
и произведениях композиторов. Современные музыкальные
музицирования в хоровом пении, игре на музыкальных
инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа,

инструментах;
— следовать за указаниями дирижера, понимать
основные дирижерские жесты (начало, окончание,
изменения звучания);
— ориентироваться в элементах нотной грамоты;
— понимать значение понятий и терминов: ритм, звук,
высота звука, звукоряд, мелодия, аккомпанемент, унисон;
— петь и/или играть простые попевки, фрагменты
мотивов и ритмов с опорой на дидактически упрощенную
нотную запись;
— сочинять, импровизировать краткие попевки,
мотивы и ритмы в опоре на освоенные элементы
музыкальной речи (озвучивание имен, считалок, прибауток
и других малых фольклорных жанров, детских стихов,
фрагментов сказок)
— слушать музыку внимательно и сосредоточенно,
удерживать активное слушательское внимание в течение не
менее 1,5—2 мин, соблюдать правила поведения во время
концертного исполнения;
— знать Гимн Российской Федерации, правила его
исполнения и слушания;
— соотносить звучание конкретного музыкального
произведения с названиями музыкальных жанров,
освоенными терминами — названиями инструментов,
исполнителей: оркестр, ансамбль, солист, хор, закличка,
колыбельная, песня, танец, марш, пьеса, концерт,
симфония, фортепиано, скрипка, флейта, арфа, виолончель,
гитара, музыкальные инструменты своего народа;
— узнавать на слух освоенные музыкальные
произведения, уметь назвать композитора, целое
музыкальное произведение или его фрагмент;
— различать на слух основные элементы музыкальной
речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамику

синтезатор и др. Оркестр, ансамбль, солист, дирижер.
Красота родной природы в музыкальных образах.
Музыкальный пейзаж, музыкальный портрет. Образы
сказочных, былинных и исторических героев в музыке.
Песни и инструментальные произведения о школе, мире
детства, сочинения, написанные композиторами специально
для детей. Песни о мире, дружбе, любви к Родине, родным и
близким и др.
Звуки музыкальные и шумовые. Основные качества
музыкального звука: высота, длительность, громкость,
тембр.
Основы
музыкальной
грамоты.
Обозначение
музыкального звука в записи: нотоносец, скрипичный ключ,
нота, обозначения громкости (динамики) f, p и др., штрихов
(legato, staccato, акцент), звукоряд, клавиатура фортепиано.
Пульс, метр, ритм. Ритмический рисунок. Ритмы на
основе сочетания четвертных и восьмых длительностей в
размере 2/4, 3/4. Ритмическая партитура, элементарные
музыкальные инструменты.
Основные элементы музыкального языка (мелодия,
аккомпанемент, ритм).
Пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка
песни. Хор, хоровод, пляска, наигрыш

(громкая, тихая, умеренная); штрихи (legato, non legato,
staccato);
тембры групп музыкальных инструментов
(ударные, духовые, струнные);
— выбирать слова, соответствующие характеру
музыки, из предложенного учителем набора эпитетов
эмоционального словаря;
— отражать в различных формах двигательной
активности элементы музыкального языка, закономерности
звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование,
свободное дирижирование, ручные знаки и др.);
— передавать свое впечатление, эмоциональное
восприятие музыки с помощью перевыражения ее
характера, настроения в пластическом интонировании;
изобразительном, литературном и иных видах творчества.
— принимать участие в театрализованном исполнении
разучиваемых музыкальных произведений
Второй год обучения
В результате второго года изучения учебного предмета
Музыка народная и композиторская. Интонация –
«Музыка» ученик научится:
главный носитель художественного смысла. Интонации
распевные, торжественные, жизнерадостные, трагические,
— петь полетным, округлым звуком песни детского
патетические, взволнованные, умиротворенные, эпические,
репертуара (диатонические с незначительным количеством
фантастические и др.
скачков, диапазон — в пределах ноны-децимы с1-е2, песниФольклор как основа творчества отечественных и
диалоги, песни с элементами скрытого двухголосия, с
зарубежных композиторов.
сопровождением и a capella, простейшие элементы канона);
Три направления музыкальной культуры: музыка
— выявлять в разучиваемых песнях наиболее
народная (фольклор), духовная (церковная), светская.
выразительные интонации и находить под руководством
Различные манеры пения: классическая, фольклорная и
педагога исполнительские средства для их передачи в
эстрадная.
собственном пении, передавать не только общее настроение,
Творчество
профессиональных
композиторов
и
характер песни, но и их развитие;
исполнителей.
— соблюдать правильную певческую установку,
Музыкальные произведения, интонации, элементы
добиваться четкой артикуляции, следить за дыханием,
композиторского стиля
отечественных и зарубежных
интонационной и ритмической точностью исполняемых
композиторов (П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, Д. Б.

песен;
— играть на 1—3 простейших музыкальных
инструментах наиболее характерные ритмы, интонации
разучиваемых песен; играть партию своего инструмента в
инструментальном аккомпанементе к разучиваемой песне или
музыкальной пьесе;
— понимать и отражать в своем исполнении дирижерские
жесты учителя, следить за синхронностью исполнения своей
партии
относительно
общего
оркестрового
(или
ансамблевого) звучания;
— определять расположение нот на клавиатуре
музыкального инструмента в границах первой октавы;
— ориентироваться в элементах нотной грамоты;
— исполнять ритм выученных песен-попевок с
использованием осваиваемых ударных инструментов и/или
звучащих жестов, ориентируясь на полноценную нотную
запись по ритмической партитуре, состоящей из 2—3 партий;
— понимать значение понятий и терминов: тоника,
тональность, фраза, мотив, тема, напев, наигрыш,
музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление,
вариации, рондо, контраст, регистр, темп, тембр, динамика,
лад, песнопение, молитва, сюита, кантата, опера, балет,
речитатив, увертюра, финал, симфония, симфонический
оркестр, оркестр народных инструментов, консерватория,
конкурс, фольлор.
— пользоваться в устной речи музыкальной
терминологией, освоенной в 1 и 2 классах;
— сочинять, импровизировать краткие попевки,
мелодические и ритмические мотивы в опоре на освоенные
элементы музыкальной речи, осуществлять перевод речевой
интонации с определенным эмоциональным содержанием
(радость, печаль, тревога) на музыкальный язык и на этой
основе сочинять (импровизировать) мелодии (4 такта);

Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и др.):
фрагменты крупных сочинений, а также образцы камерной
музыки, в том числе сочинений для детей.
Многообразие разновидностей «первичных» жанров:
песенных,
танцевальных,
маршевых.
Жанры
профессиональной музыки (опера, балет, кантата,
симфония, сюита), фольклорные жанры (хороводы, песниигры, календарные песни, сказки, легенды, пословицы и
др.).
Элементы музыкального языка: мелодия, ритм, тембр,
темп,
динамика,
регистр,
лад.
Выразительные
возможности:
−
мелодии
(мелодии
поступенные
и
скачкообразные, вокальные и инструментальные);
−
тембра (окраска звука, тембры народных
инструментов – русских и своей малой родины;
инструментов симфонического оркестра – струнных,
духовых, ударных; фортепиано, орган и др.);
−
темпа (спокойный, медленный, быстрый), связь
темпа с жанром в танцевальной, маршевой, песенной
музыке;
−
динамики (f, p, mf, mp, ff, pp, крещендо,
диминиэндо);
−
лада (мажор, минор, узкообъемные лады –
трихорды, тетрахорды, пентатоника);
−
регистра (высокий, средний, низкий).
Элементы музыкальной формы: фраза, мотив, часть.
Куплетная форма: запев, припев. Простые музыкальные
формы – одночастная, двух- и трех-частная. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, варьирование.
Музыкальная жизнь страны и человека. Образ Родины в
музыке вокальной и инструментальной. Музыкальные
произведения о России, родном крае. Национальные игры,

— сочинять совместно с учителем вопросно-ответные
построения;
— создавать совместно с одноклассниками композиции
(вокальные и/или ритмические импровизации), построенные
по законам музыкальной формы (простейшие формы двухчастная, трех-частная, вариации, рондо);
— слушать музыку осознанно, вслушиваясь в детали
музыкального звучания; удерживать
слушательское
внимание в течение не менее 2,5—3 мин.
— сопереживать, эмоционально откликаться на характер
и развитие образов, выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации;
— слышать границы основных разделов музыкальной
формы, уметь вычленять в звучании повторяющиеся мотивы,
части, слышать сопоставление и контраст, чередование
разделов и тем внутри простых музыкальных форм
(куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
— различать на слух элементы музыкальной речи (темп,
динамика, тембр, ритм, регистр, мелодия, аккомпанемент,
лад) и прослеживать их связь с эмоционально-образным
содержанием в прослушанном музыкальном произведении;
определять особенности музыкальной речи в разных жанрах
(простых — песня, танец, марш, сложных — опера, балет,
концерт) и направлениях (музыка духовная и народная);
— узнавать на слух освоенные музыкальные
произведения, уметь назвать композитора, пьесу или
фрагмент, а также целое крупное произведение (если
прозвучал фрагмент из оперы, балета и т. п.), жанровую
принадлежность, исполнительский состав;
— сравнивать исполнительские трактовки музыкальных
произведений в сольном инструментальном/вокальном и
оркестровом/хоровом исполнении по характеру звучания,
темпу, динамике, тембровой окраске;

традиции, обычаи, календарные обряды русского народа,
народов России.
Мир ребенка в музыкальных произведениях (друзья,
игры, школа, увлечения), красота мира в музыкальных
звуках, образах.
Нотная
грамота
в
объеме,
соответствующем
исполняемому песенному репертуару: ноты первой октавы,
основные длительности, паузы. Принцип деления на такты,
размер такта, обозначения в нотах характера исполнения

— отвечать на вопросы учителя о характере музыки (с
привлечением эпитетов эмоционального словаря), а также
музыкальных средствах его выражения;
— отражать в различных формах двигательной
активности освоенные элементы музыкального языка,
закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное
моделирование, свободное дирижирование, ручные знаки и
др.), в том числе следить по нотной записи за направлением
движения мелодии и отображать его соответствующими
музыкально-пластическими
средствами
(поступенное
движение, скачки); пение по ручным знакам, с элементами
тактирования (дирижирования) на две, три и четыре доли;
— передавать свое впечатление, эмоциональное
восприятие музыки в ее развитии, сопоставлении различных
по настроению тем и разделов, с помощью перевыражения на
язык пластического интонирования; в изобразительном,
литературном и иных видах творчества;
— принимать участие в театрализованном исполнении
разучиваемых музыкальных произведений, предлагать
варианты
сценического
воплощения
элементов
художественного образа.

Третий год обучения
В результате третьего года изучения учебного предмета
Музыка народов России и народов других стран.
«Музыка» ученик научится:
Разнообразие культурных форм, характерных для разных
эпох, народов и стран.
— петь русские народные песни, народные песни региона
Музыка народная и композиторская, светская и
проживания, песни других народов России и народов других
духовная, камерная и симфоническая и т. д.,
стран, авторские песни отечественных и зарубежных
Интонационная близость народного пения и родной речи.
композиторов (с элементами хроматизма и модуляций, с
Творчество музыканта: талант, труд, мастерство,
некоторым количеством скачков, движения мелодии по
служение людям. Музыкальные произведения, интонации,
звукам аккордов, диапазон — в пределах децимы с1—е2, с
элементы композиторского стиля
отечественных и
элементами двухголосия, канона, с сопроврождением и a
зарубежных композиторов, знакомство с творчеством
capella);
которых было начало в предыдущих классах, расширение
— владеть различными манерами пения: академической
их круга (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М. П. Мусоргский, С. С.
(мягкий, полетный, прикрытый
звук) и народной
Прокофьев, М. И. Глинка и др.). Их вклад в развитие
(глиссандирование, сбрасывание звука и др.).
музыкального искусства и общества в целом. Выдающиеся
— сознательно сохранять в процессе пения правильную
композиторы и исполнители своего края, республики.
певческую установку, владеть приемами
певческой
Жанровая
природа
музыкального
искусства.
артикуляции, диафрагмального, цепного дыхания;
Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл,
— выявлять интонационные и ритмические ошибки в
музыка к фильму, спектаклю), камерных жанров (вальс,
собственном пении и пении одноклассников, сознательно
мазурка, прелюдия, этюд, романс и др.), жанров, связанных
стремиться к их устранению;
с определенной национальной или религиозной традицией
— осуществлять с помощью учителя составление
(тропарь, величание, мугам и др.), жанров и направлений
исполнительского плана песни, реализовывать его в пении;
современной музыкальной культуры.
— играть на 2—3 простейших музыкальных
Музыкальная форма: одно-, двух- и трех-частная,
инструментах технически точно мелодии и/или ритм
вариации, рондо; отдельные номера из сценических жанров
разученных песен;
(увертюра, хор, ария, сцена, финал и др.), отдельные части
— исполнять в составе инструментального ансамбля
из многочастных циклических жанров (симфония, соната,
разученные на занятиях аккомпанементы к народным песням
квартет и др.). Программная музыка, основные принципы
и танцам;
музыкального развития.
— следовать дирижерским жестам учителя в пении и игре
Комплекс средств музыкальной выразительности,
на инструментах, соблюдая характер исполнения, манеру,
реализованный в музыкальных интонациях
(ладовые,
штрихи, динамику, вступление и перекличку голосов;
метроритмические, тембровые, динамические и иные

— петь и играть выразительно, передавая настроение,
характер, собственное отношение к исполняемой музыке;
— ориентироваться в элементах нотной грамоты;
— петь и играть по нотной записи освоенные
интонационные комплексы;
— понимать значение понятий и терминов: гамма,
консонанс, диссонанс, solo, tutti, пьеса, романс, лирика,
ноктюрн, ансамбль, квартет, сюита, кантата, опера, балет,
сцена, симфония, увертюра, финал, ария, канон,
интерпретация, обработка, программная музыка, былина,
величание, солдатская песня, хороводная песня, виртуоз,
духовная музыка; а также названия оперных и хоровых
голосов, музыкальных инструментов симфонического и
народного оркестра;
— пользоваться в устной речи музыкальной
терминологией, освоенной в 1, 2 и 3 классах;
— сочинять, импровизировать мелодии на тексты
народных прибауток, попевок, закличек, ориентируясь на
освоенные в других видах музыкальной деятельности
фольклорные образцы; уметь предложить на один и тот же
текст более одного варианта;
— предлагать свои варианты мелодий на тексты
изучаемых песен, романсов, фрагментов из крупных
вокально-сценических
жанров,
сочиненных
профессиональными композиторами (по методу «сочинение
сочиненного»);
— создавать совместно с одноклассниками композиции
(вокальные и/или ритмические импровизации), построенные
с элементами перекличек, двухголосия, в том числе на основе
изучаемых интервалов;
— слушать музыку разных стилей и жанров вдумчиво,
заинтересованно; сопереживать, эмоционально откликаться
на характер музыкальных образов, следить за логикой

характеристики). Интонации русской музыки, характерные
черты: напевность, широта и др.
Широкие
образные сферы (эпос, лирика, драма).
Музыкальные образы, в которых воплощены народные
легенды, сказки и мифы, реальные исторические события.
Сопричастность к истории и культуре своей страны, своего
народа
через
восприятие
созданных
народными
музыкантами и композиторами музыкальных образов.
Образы природы, внутренний мир человека, выраженный в
музыке.
Нотная
грамота
в
объеме,
соответствующем
исполняемому
песенному
и
инструментальному
репертуару: ноты первой — второй октавы певческого
диапазона, основные длительности, паузы, ритмические
фигуры, в том числе пунктирный ритм, триоли и др.
Тактовые размеры, знаки альтерации, музыкальные
интервалы, аккорды.

музыкального развития, удерживать
слушательское
внимание в течение не менее 3,5—4 мин;
— понимать художественно-образное содержание
музыкального произведения и раскрывать средства его
воплощения; вести диалог
с учителем о характере,
настроении музыкальных образов, средствах музыкальной
выразительности;
— узнавать, различать на слух стилевые особенности,
характерные черты музыкальной речи разных композиторов и
народов, старинную и современную музыку (на основе
изучаемых произведений);
— узнавать и называть имена композиторов,
исполнителей изучаемых музыкальных произведений, точное
название самого произведения или фрагмента, его
принадлежность к отечественной или зарубежной культуре,
композиторскому или народному творчеству;
— слышать границы основных разделов музыкальной
формы,
понимать
значение
повтора,
контраста,
сопоставления как способов развития музыки;
— находить общность интонаций в музыке, живописи,
поэзии;
— отражать в различных формах двигательной
активности освоенные элементы музыкального языка, логики
развития и музыкальной формы;
— передавать свое музыкальное восприятие в
ассоциативной форме с привлечением других видов
искусства, доступных форм творчества;
— разыгрывать народные игровые песни, песн-диалоги,
песни-хороводы;
народные
обряды,
передавать
их
национально-образный колорит;
— использовать театрализацию в процессе участия в
индивидуальных, групповых, коллективных композициях на
сюжеты классических программных сочинений;

— конструктивно и творчески взаимодействовать в
процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) исполнения образцов музыкального
фольклора народов России и других стран
Четвертый год обучения
В результате четвертого года изучения учебного предмета
Музыкант и его время. Преемственность традиций и
«Музыка» ученик научится:
связь поколений в культуре, значение культурной памяти.
Красота и богатство человеческих взаимоотношений,
— петь в хоре, ансамбле, соло одноголосные песни, а
отраженных в шедеврах музыкального искусства.
также одну из партий в двухголосных песнях в удобном для
Музыка мира – диалог культур. Своеобразие
своего голоса диапазоне (верхние голоса c1–е2, нижние голоса
музыкальных культур мира,
разнообразие и
ам–с2) выразительно и технически точно;
самобытность, самоценность музыкальных культур
— самостоятельно следить за осанкой и певческой
разных стран мира, общее и особенное в музыке разных
установкой, уметь распределять дыхание; сохранять
народов.
позиционную ровность гласных в рабочем певческом
Обобщенные
жанровые и стилевые комплексы
диапазоне, сознательно использовать различные штрихи,
(музыка в театре, в концертном зале, на народном или
динамические оттенки, соотносить применяемые в процессе
религиозном празднике и т. д).
пения правила орфоэпии с жанром исполняемого
Музыкальные произведения, интонации, элементы
произведения;
композиторского стиля отечественных и зарубежных
— составлять вместе с группой одноклассников
композиторов, знакомство с творчеством которых было
исполнительский план песни, реализовывать его в пении;
начало в предыдущих классах, расширение их круга (Г.
— играть на 2-4 музыкальных инструментах (соло, в
Перселл, Ф. Шопен, Б. Бриттен, Дж. Гершвин, Н.
ансамбле, оркестре) мелодии выученных песен и /или
Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Д. Шостакович, В.
аккомпанементы к изучаемым музыкальным сочинениям;
Гаврилин, Р. Щедрин и др.).
— подбирать на осваиваемых инструментах популярные
Музыкальные
произведения, ставшие символами
мелодии, аккомпанементы к ним;
единства народов нашей страны в годы борьбы с врагами;
— слушать себя и своих одноклассников в пении и игре на
сведения о музыкальных произведениях отечественных
инструментах, следить за качеством исполнения своей партии;
композиторов, получивших популярность в разных
замечать недостатки и исправлять их при повторном
странах и признанных музыкальными символами нашей
исполнении;
страны.
— ориентироваться в элементах нотной грамоты;
Интонационно­образная
природа
музыкального
— петь и/или играть по нотной записи партию отдельного
искусства, постижение музыкального образа как
музыкального инструмента в освоенном музыкальном образце;
воплощения
творческого
замысла
композитора,

— понимать значение понятий и терминов: тоника,
тональность, тоническое трезвучие, вокализ, речитатив,
эпилог, эпизод, аккорд, интервал, дуэт, трио, обработка,
импровизация, музыка в народном стиле, обряд, шедевр,
контраст, мюзикл, прелюдия, этюд, джаз, a capella;
—
пользоваться
в
устной
речи
музыкальной
терминологией, освоенной в течение обучения в начальной
школе;
—
сочинять,
импровизировать
мелодические
и
ритмические мотивы, преобразовывать заданный учителем
музыкально-тематический материал (в объеме фразы) в
соответствии с предложенным образным наполнением
(лирическим, эпическим, драматическим, комическим);
— воплощать свой художественный замысел в виде
создания совместно с другими учащимися музыкальных
композиций в объеме до 8 тактов с различным образноэмоциональным содержанием;
— слушать музыку разных стилей, направлений,
погружаясь в образный строй и жанрово-интонационную
специфику
музыкального
произведения,
удерживать
слушательское внимание в течение не менее 4,5—5 мин;
— высказывать свое мнение (в устной и письменной
форме)
о
художественном
содержании
музыки,
характеризовать музыкальный образ в опоре на знание
особенностей жанра, музыкального языка композитора, и т.п.;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные
интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и
взаимодействии;
— узнавать музыку (название, автор); определять виды
музыки, (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая) из произведений программы;
— называть имена выдающихся композиторов и
исполнителей России, своего региона, разных стран мира,

исполнителя. Творческая судьба музыканта, художника
(исполнителя, композитора, поэта) как отражение судьбы
своей страны, духа эпохи.
Творчество выдающихся дирижеров, исполнителей (С.
Рихтера, А. Неждановой, Д. Лемешева, Ф. Шаляпина, Е.
Светланова, В. Гергиева и др.)
Культурные достижения России, признанные во всем
мире. Творческая музыкальная жизнь школы, региона,
страны:
региональные,
общероссийские
и
международные музыкальные конкурсы и фестивали;
знакомство с репертуаром ведущих музыкальных театров
и концертных залов страны, музыкальными экспозициями
в музеях, содержанием музыкальных теле — и
радиопередач.
Нотная грамота в объеме, соответствующем
исполняемому
песенному
и
инструментальному
репертуару: ноты малой-второй октавы певческого
диапазона, ритмические рисунки (в том числе синкопы,
рисунки с паузами и др.). Интервалы, аккорды;
тональности без знаков, с одним, двумя ключевыми
знаками.

уметь привести примеры из их творчества;
— сравнивать исполнительские трактовки одного и того же
произведения, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных инструментов;
— подбирать ассоциативные ряды к художественным
произведениям различных видов искусства;
— наблюдать за музыкальной жизнью своей школы,
города, Республики и России и проявлять инициативу в
обсуждении заинтересовавших событий;
— в различных формах двигательной активности отражать
освоенные элементы музыкального языка, передавать
средствами музыкально-пластической деятельности изменения
музыкального образа в процессе его развития;
— принимать участие в театрализации песен и других
музыкальных произведений с ориентацией на ее прочтение в
различных интерпретациях, взаимодействовать с другими
учащимися в процессе поиска различных вариантов
исполнительского решения;
— принимать участие в музыкально-просветительской
деятельности в своей школе и за ее пределами;
— заниматься самообразованием и расширением своего
культурного кругозора (чтение книг по искусству, посещение
театров, музеев, выставок, создание своей музыкальной
коллекции и т.д.)

3. Тематическое планирование
1 класс
№
урока

Тема

Количество
часов
16 часов
1

1

Музыка вокруг нас
«И муза вечная со мной»

2

Хоровод муз.

1

3

Повсюду музыка слышна

1

4

Душа музыки – мелодия

1

5

Музыка осени.

1

6

Сочини мелодию.

1

7

1

8

«Азбука, азбука каждому
нужна…» Из русского
былинного сказа
Музыкальная азбука

9

Музыкальные

1

1

Содержание
Основные элементы музыкального языка (мелодия, аккомпанемент, ритм.
Правила слушания и исполнения музыки
Жанровая основа музыки:
«первичные» жанры (песня, танец, марш),
фольклорные жанры (детский игровой фольклор: заклички, потешки, считалки,
колядки, колыбельные; плясовые, трудовые и др.), жанры профессиональной
музыки (концерт, пьеса и др.).
Интонационная природа музыки (интонации изобразительные и
выразительные). Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно,
нежно, дерзко, ласково и т. д.). Эмоциональный словарь
Жанровая основа музыки:
«первичные» жанры (песня, танец, марш),
фольклорные жанры (детский игровой фольклор: заклички, потешки, считалки,
колядки, колыбельные; плясовые, трудовые и др.), жанры профессиональной
музыки (концерт, пьеса и др.).
Интонационная природа музыки (интонации изобразительные и
выразительные). Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно,
нежно, дерзко, ласково и т. д.). Эмоциональный словарь
Основы музыкальной грамоты. Обозначение музыкального звука в записи:
нотоносец, скрипичный ключ, нота, обозначения громкости (динамики) f, p и
др., штрихов (legato, staccato, акцент), звукоряд, клавиатура фортепиано
Песни и инструментальные произведения о школе, мире детства, сочинения,
написанные композиторами специально для детей. Песни о мире, дружбе,
любви к Родине, родным и близким и др.
Пульс, метр, ритм. Ритмический рисунок. Ритмы на основе сочетания
четвертных и восьмых длительностей в размере 2/4, 3/4. Ритмическая
партитура, элементарные музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты русского народа, народов России, народов других

инструменты

10

Садко

1

11

1

12

Музыкальные
инструменты
Звучащие картины

13

Разыграй песню

1

14

Пришло Рождество,
начинается торжество

1

15

Родной обычай старины

1

16

Добрый праздник среди
зимы

1

1

19

Музыка и ты
Край, в котором ты
живешь
Поэт, художник,
композитор
Музыка утра

20

Музыка вечера

1

21

Музыкальные портреты

1

17
18

17 часов
1
1
1

стран. Принцип звукоизвлечения как основа группировки музыкальных
инструментов (духовые, ударные, струнные). Образы народных музыкантов в
песнях и произведениях композиторов
Красота родной природы в музыкальных образах. Музыкальный пейзаж,
музыкальный портрет. Образы сказочных, былинных и исторических героев в
музыке
Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа,
синтезатор и др. Оркестр, ансамбль, солист, дирижер
Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа,
синтезатор и др. Оркестр, ансамбль, солист, дирижер
Пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка песни. Хор,
хоровод, пляска, наигрыш. Обозначение музыкального звука в записи:
нотоносец, скрипичный ключ, нота, обозначения громкости (динамики) f, p и
др., штрихов (legato, staccato, акцент), звукоряд, клавиатура фортепиано
Образы народных музыкантов в песнях и произведениях композиторов. Звуки
музыкальные и шумовые. Основные качества музыкального звука: высота,
длительность, громкость, тембр.
Музыка моей Родины: образы, интонации русского фольклора, народных
мелодий республик России. Народная и композиторская музыка других стран.
Интонационная природа музыки (интонации изобразительные и
выразительные). Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно,
нежно, дерзко, ласково и т. д.).
Гимн Российской Федерации. Музыка моей Родины: образы, интонации
русского фольклора,народных мелодий республик России
Образы народных музыкантов в песнях и произведениях композиторов.
Музыкальный пейзаж, музыкальный портрет
Звуки музыкальные и шумовые. Основные качества музыкального звука:
высота, длительность, громкость, тембр.
Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа,
синтезатор и др.
Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко,
ласково и т. д.).

22

Разыграй сказку

1

23

У каждого свои
музыкальный инструмент
Музы не молчали

1

Оркестр, ансамбль, солист, дирижер

1

Песни о мире, дружбе, любви к Родине, родным и близким и др.

Музыкальные
интсременты
Мамин праздник

1

1

28

Музыкальные
инструменты
Чудесная лютня

29

Звучащие картины

1

30

Музыка в цирке

1

31

Дом, который звучит

1

32

Опера-сказка.
Ничего на свте лучше
нету.

1

24
25
25
27

33

Урок повторение

1

1

1

Пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка песни. Ритмы на
основе сочетания четвертных и восьмых длительностей в размере 2/4, 3/4.
Ритмическая партитура, элементарные музыкальные инструменты.

Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа,
синтезатор и др.
Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко,
ласково и т. д.).
Пульс, метр, ритм. Ритмический рисунок. Современные музыкальные
инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа, синтезатор и др.
Музыкальные инструменты русского народа, народов России, народов других
стран
Музыкальный пейзаж, музыкальный портрет. Пульс, метр, ритм. Ритмический
рисунок
. Обозначение музыкального звука в записи: нотоносец, скрипичный ключ,
нота, обозначения громкости (динамики) f, p и др., штрихов (legato, staccato,
акцент), звукоряд
Жанровая основа музыки: «первичные» жанры (песня, танец, марш),
фольклорные жанры (детский игровой фольклор.)
Фольклорные жанры (детский игровой фольклор: заклички, потешки,
считалки, колядки, колыбельные; плясовые, трудовые и др.
Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко,
ласково и т. д.). Эмоциональный словарь. Пение, игра на музыкальных
инструментах, инсценировка песни

Тематическое планирование
2 класс
№
урока

Тема

1

Россия, Родина моя
Мелодия

Количество
часов
4 часа
1

2

Здравствуй, Родина моя

1

3

Гимн России

1

4

День, полный событий
Музыкальные инструменты

6 часов
1

5

Природа и музыка

1

6

Танцы, танцы, танцы

1

Содержание
.
Ноты первой октавы, основные длительности, паузы Элементы
музыкального языка:
- мелодии (мелодии поступенные и скачкообразные, вокальные и
инструментальные)
Музыкальная жизнь страны и человека. Образ Родины в музыке
вокальной и инструментальной. Музыкальные произведения о России,
родном крае.
Национальные игры, традиции, обычаи, календарные обряды русского
народа, народов России.
Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.) Элементы музыкального языка
−
- динамики (f, p, mf, mp, ff, pp, крещендо, диминиэндо);
Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.
Принцип деления на такты, размер такта, обозначения в нотах
характера исполнения
Национальные игры, традиции, обычаи, календарные обряды русского
народа, народов России.

7

Эти разные марши

1

8

Расскажи сказку

1

9

Колыбельные

1
5 часов

10

О России петь, что
стремиться в храм
Великий колокольный звон

11

Звучащие картины

1

12

Святые земли русской

1

13

Молитва

1

14

С Рождеством Христовым

1

Гори, гори ясно, что бы не
погасло!
Русские народные
инструменты

7 часов

Плясовые наигрыши

1

15

16

1

1

Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных,
танцевальных, маршевых.
Фольклорные жанры (хороводы, песни-игры, календарные песни,
сказки, легенды, пословицы и др.). Элементы музыкального языка.
мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр, лад.
Мир ребенка в музыкальных произведениях (друзья, игры, школа,
увлечения), красота мира в музыкальных звуках, образах.

Простые музыкальные формы – одночастная, двух- и трех-частная.
Принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование.
Три направления музыкальной культуры: музыка народная (фольклор),
духовная (церковная), светская Элементы музыкального языка регистр
Элементы музыкального языка
−
тембра (окраска звука, тембры народных инструментов – русских
и своей малой родины; инструментов симфонического оркестра –
струнных, духовых, ударных; фортепиано, орган и др.);
Три направления музыкальной культуры: музыка народная (фольклор),
духовная (церковная), светская. Куплетная форма: запев, припев
Различные манеры пения: классическая, фольклорная и эстрадная.

Элементы музыкального языка: тембра (окраска звука, тембры
народных инструментов – русских и своей малой родины; темпа
(спокойный, медленный, быстрый), связь темпа с жанром в
танцевальной, маршевой, песенной музыке
Фольклор как основа творчества отечественных и зарубежных
композиторов.
Три направления музыкальной культуры: музыка народная (фольклор)

17
18
19

Разыграй песню
Музыка в народном стиле
Сочини песенку

1
1
1

Различные манеры пения: классическая, фольклорная и эстрадная.
Элементы музыкальной формы: фраза, мотив, часть.
Мир ребенка в музыкальных произведениях (друзья, игры, школа,
увлечения), красота мира в музыкальных звуках, образах.

20

Проводы зимы

1

21
22

Встреча весны
В музыкальном театре
Сказка будет впереди

1
5 часов
1

Куплетная форма: запев, припев. Простые музыкальные формы –
одночастная, двух- и трех-частная
Различные манеры пения: классическая, фольклорная.

23

Детский музыкальный театр

1

24

Театр оперы и балета

1

25

Волшебная палочка

1

26

Опера Руслан и Людмила

1

27

В концертном зале
Симфоническая сказка

5 часов
1

Национальные игры, традиции, обычаи, календарные обряды русского
народа, народов России.
Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных,
танцевальных, маршевых. Жанры профессиональной музыки (опера,
балет, кантата, симфония, сюита)
Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных,
танцевальных, маршевых. Жанры профессиональной музыки (опера,
балет, кантата, симфония, сюита)
Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.): фрагменты крупных сочинений, а также образцы камерной
музыки, в том числе сочинений для детей.
Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.): Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных,
танцевальных, маршевых. Жанры профессиональной музыки (опера,
балет, кантата, симфония, сюита
Элементы музыкального языка тембра (окраска звука, тембры
инструментов)

28

Картинки с выставки

1

29

Музыкальные впечатления

1

30

Звучит не стареющий Моцарт

1

31

Увертюра

1

4 часа

32

Что б музыкантом быть, так
надобно уменье
И все это – Бах

Музыка учит людей понимать
друг друга.
Музыка и природа
Урок повторение

1

33

34

1

1

Жанры профессиональной музыки (опера, балет, кантата, симфония,
сюита)
Элементы музыкального языка. темпа (спокойный, медленный,
быстрый), связь темпа с жанром в танцевальной, маршевой, песенной
музыке
Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.):
Элементы музыкального языка:
−
лада (мажор, минор, узкообъемные лады – трихорды, тетрахорды,
пентатоника);
−
регистра (высокий, средний, низкий).

Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского
стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский,
Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и
др.):
Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных,
танцевальных, маршевых. Жанры профессиональной музыки (опера,
балет, кантата, симфония, сюита), фольклорные жанры

Тематическое планирование
3 класс
№
урока
1

Россия-Родина моя
Мелодия- душа музыки.

Количество
часов
5 часов
1

2

Природа и музыка.

1

3

Виват, Россия! Наша слава –
русская держава

1

4

Кантата « Александр Невский».

1

5

Опера « Иван Сусанин».

1

6
7

День, полный событий
Утро.
Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек

4 часа
1
1

В детской. Игры и игрушки. На
прогулке.
Вечер

1

8
9

Тема

1

Содержание
.
Ноты первой — второй октавы певческого диапазона, основные
длительности. Музыкальные образы, в которых воплощены
народные легенды, сказки и мифы
Паузы, ритмические фигуры, в том числе пунктирный ритм, триоли
и др. Образы природы, внутренний мир человека, выраженный в
музыке
Тактовые размеры, знаки альтерации, музыкальные интервалы,
аккорды. Интонации русской музыки, характерные черты:
напевность, широта и др.
Широкие образные сферы (эпос, лирика, драма). Сопричастность к
истории и культуре своей страны, своего народа через восприятие
созданных народными музыкантами и композиторами
музыкальных образов.
Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в
предыдущих классах, расширение их круга (Л. Бетховен, Ф.
Шуберт, М. П. Мусоргский, С. С. Прокофьев, М. И. Глинка и др.).
Жанровая природа музыкального искусства.
Комплекс средств музыкальной выразительности, реализованный в
музыкальных интонациях (ладовые, метроритмические,
тембровые, динамические и иные характеристики).
Программная музыка, основные принципы музыкального развития.
Музыкальная форма: одно-, двух- и трех-частная, вариации, рондо;
отдельные номера из сценических жанров (увертюра, хор, ария,

сцена, финал и др.), отдельные части из многочастных циклических
жанров (симфония, соната, квартет и др.).

10

11
12
13

14
15

О России петь – что стремиться
в храм
Радуйся, Мария! Богородице
Дево, радуйся.
Древнейшая песнь материнства.
Тихая моя,
Добрая моя мама
Вербное воскресенье. Вербочки.

4 часа
1

Жанров, связанных с определенной национальной или
религиозной традицией (тропарь, величание, мугам и др.)

1
1

Программная музыка, основные принципы музыкального развития
Жанров, связанных с определенной национальной или
религиозной традицией (тропарь, величание, мугам и др.
Творчество музыканта: талант, труд, мастерство, служение людям

Святые земли Русской
1
Гори, гори ясно, чтобы не
3 часа
погасло
Настрою гусли на старинный лад. 1
Былина о Садко и Морском царе.
Певцы русской старины. Лель,
1
мой Лель.
Звучащие картины. Прощание с
Масленицей

1

6 часов
1

18
19
20
21
22

В музыкальном театре
Опера « Руслан и
Людмила».Увертюра.
Опера « Орфей и Эвридика»
Опера « Снегурочка»
Океан – море синее.
Балет « Спящая красавица».
В современных ритмах.

23

В концертном зале

6 часов

16

17

1
1
1
1
1

Музыкальные образы, в которых воплощены народные легенды,
сказки и мифы, реальные исторические события.
Музыкальная форма: одно-, двух- и трех-частная, вариации, рондо;
отдельные номера из сценических жанров (увертюра, хор, ария,
сцена, финал и др.),
Сопричастность к истории и культуре своей страны, своего народа
через восприятие созданных народными музыкантами и
композиторами музыкальных образов. Образы природы,
внутренний мир человека, выраженный в музыке
Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл)
Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл)
Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл)
Широкие образные сферы (эпос, лирика, драма).
Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл)
Музыка к фильму, спектаклю), камерных жанров (вальс, мазурка,
прелюдия, этюд, романс и др.)

24

Музыкальное состязание.

1

25

Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.
Музыкальные инструменты
Сюита « Пер Гюнт»

1

28

« Героическая» Призыв к
мужеству.

1

29

Мир Бетховена

1

5 часов

30

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…
Чудо- музыка.

31

Острый ритм- джаза звуки.

1

32

Люблю я грусть твоих просторов.

1

33

Мир С. Прокофьева. Певцы
родной природы. Прославим
радость на земле. Радость к
солнцу нас зовет
Урок повторение

1

26
27

34

1
1

1

1

Отдельные части из многочастных циклических жанров (симфония,
соната, квартет и др.
Программная музыка, основные принципы музыкального
развития.
Музыкальная форма: одно-, двух- и трех-частная, вариации, рондо
Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов
Сопричастность к истории и культуре своей страны, своего народа
через восприятие созданных народными музыкантами и
композиторами музыкальных образов
Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в
предыдущих классах, расширение их круга (Л. Бетховен)
Комплекс средств музыкальной выразительности, реализованный в
музыкальных интонациях (ладовые, метроритмические,
тембровые, динамические и иные характеристики).
Комплекс средств музыкальной выразительности, реализованный в
музыкальных интонациях (ладовые, метроритмические,
тембровые, динамические и иные характеристики
Выдающиеся композиторы и исполнители своего края, республики.
Их вклад в развитие музыкального искусства и общества в целом
Образы природы, внутренний мир человека, выраженный в музыке
Музыкальные образы, в которых воплощены народные легенды,
сказки и мифы, реальные исторические события.
.

Тематическое планирование
4 класс
№
урока

Тема
Россия-Родина моя
Мелодия. Ты запой мне ту
песню... «Что не выразишь
словами, звуком на душу навей...»

1

Количество
часов
3 часа
1

2

Как сложили песню. Звучащие
картины. «Ты откуда русская,
зародилась, музыка?»

3

Я пойду по полю белому... На
1
великий праздник собралася Русь!

4

5
6

«О России петь – что
стремиться в храм»
Святые земли Русской. Илья
Муромец. Урок – путешествие.

Праздников праздник, торжество
из торжеств. Ангел вопияше.
Родной обычай старины.

1

Содержание
.
Ноты малой-второй октавы певческого диапазона, ритмические
рисунки (в том числе синкопы, рисунки с паузами и др.
Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов
Культурные достижения России, признанные во всем мире
Интонационно­образная природа музыкального искусства,
постижение музыкального образа как воплощения творческого
замысла композитора, исполнителя
Музыкальные произведения, ставшие символами единства народов
нашей страны в годы борьбы с врагами; сведения о музыкальных
произведениях отечественных композиторов

4 часа
1
Преемственность традиций и связь поколений в культуре, значение
культурной памяти. Красота и богатство человеческих
взаимоотношений, отраженных в шедеврах музыкального
искусства.
1

Культурные достижения России, признанные во всем мире

1

Творческая судьба музыканта, художника (исполнителя,

композитора, поэта) как отражение судьбы своей страны, духа
эпохи.
Музыка мира – диалог культур. Своеобразие музыкальных культур
мира, разнообразие и самобытность, самоценность музыкальных
культур разных стран мира, общее и особенное в музыке разных
народов.

7

Кирилл и Мефодий

1

8

«День, полный событий»
В краю великих вдохновений.
Урок – игра.

6 часов
1

9

Что за прелесть эти сказки! Три
чуда.

1

Культурные достижения России, признанные во всем мире

1

Творческая музыкальная жизнь школы

1

Музыка мира – диалог культур

1

Творчество выдающихся дирижеров, исполнителей (С. Рихтера, А.
Неждановой, Д. Лемешева, Ф. Шаляпина, Е. Светланова, В.
Гергиева и др.)

10

11
12

Ярмарочное гулянье. Урок –
викторина
Святогорский монастырь.
Обобщение.
Зимнее утро. Зимний вечер.
Приют, сияньем муз одетый.

Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре, в
концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).

3 часа

13

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
Композитор- имя ему народ.
Музыкальные инструменты
России.

1

Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в
предыдущих классах, расширение их круга (Г. Перселл, Ф. Шопен,
Б. Бриттен, Дж. Гершвин, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Д.
Шостакович, В. Гаврилин, Р. Щедрин и др.).

14

Оркестр русских народных
инструментов.

1

Интонационно­образная природа музыкального искусства,
постижение музыкального образа как воплощения творческого
замысла композитора, исполнителя

Народные праздники.
«Троица». Урок – конференция.
В концертном зал
Музыкальные инструменты
(скрипка, виолончель).

1

17
18

Счастье в сирени живет…
«Не молкнет сердце чуткое
Шопена…»

1
1

Музыкант и его время
Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в
предыдущих классах, расширение их круга (Г. Перселл, Ф. Шопен,
Б. Бриттен, Дж. Гершвин, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Д.
Шостакович, В. Гаврилин, Р. Щедрин и др.).

19

Патетичес
кая» соната. Урок – сказка

1

20

Царит гармония оркестра.

1

Интонационно­образная природа музыкального искусства,
постижение музыкального образа как воплощения творческого
замысла композитора, исполнителя
Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре, в
концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).

21

В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»

6 часов
1

22

Опера «Иван Сусанин».

1

23

Исходила младешенька. Урок –
конкурс

1

15

16

5 часов
1

Культурные достижения России, признанные во всем мире.
Интервалы, аккорды; тональности без знаков, с одним, двумя
ключевыми знаками.

Музыка мира – диалог культур. Своеобразие музыкальных культур
мира, разнообразие и самобытность, самоценность музыкальных
культур
Музыка мира – диалог культур. Своеобразие музыкальных культур
мира, разнообразие и самобытность, самоценность музыкальных
культур
Творческая музыкальная жизнь школы, региона, страны:
региональные, общероссийские и международные музыкальные
конкурсы и фестивали; знакомство с репертуаром ведущих
музыкальных театров и концертных залов страны, музыкальными
экспозициями в музеях, содержанием музыкальных теле — и
радиопередач

24

Русский восток.

1

25

Балет «Петрушка»

1

26

Театр музыкальной комедии.

1

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье
Служенье муз не терпит суеты.
Прелюдия.

7 часов
1

Преемственность традиций и связь поколений в культуре, значение
культурной памяти. Красота и богатство человеческих
взаимоотношений, отраженных в шедеврах музыкального
искусства.

28

Исповедь души.

1

Музыкальные произведения, ставшие символами единства народов
нашей страны в годы борьбы с врагами; сведения о музыкальных
произведениях отечественных композиторов, получивших
популярность в разных странах и признанных музыкальными
символами нашей страны.

29

Мастерство исполнителя. Урок –
игра.

1

Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре, в
концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).

30

В каждой интонации спрятан
человек.

1

Своеобразие музыкальных культур мира, разнообразие и
самобытность, самоценность музыкальных культур разных стран
мира, общее и особенное в музыке разных народов.

31

Музыкальные инструментыгитара.

1

Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре,
в концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).

27

Интонационно­образная природа музыкального искусства,
постижение музыкального образа как воплощения творческого
замысла композитора, исполнителя.
Культурные достижения России, признанные во всем мире
Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре, в
концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).

32

Музыкальный сказочник. Урок –
фантазия.1

1

Музыкальные произведения, интонации, элементы
композиторского стиля отечественных и зарубежных
композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в
предыдущих классах, расширение их круга (Г. Перселл, Ф. Шопен,
Б. Бриттен, Дж. Гершвин, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Д.
Шостакович, В. Гаврилин, Р. Щедрин и др.).

33

Музыкальные инструменты
«Рассвет на Москве-реке»
Обобщение.

1

Обобщенные жанровые и стилевые комплексы (музыка в театре,
в концертном зале, на народном или религиозном празднике и т. д).
Музыкальные произведения, ставшие символами единства народов
нашей страны в годы борьбы с врагами; сведения о музыкальных
произведениях отечественных композиторов, получивших
популярность в разных странах и признанных музыкальными
символами нашей страны

34

Урок повторение

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».