Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Пэйнтики» 2 класс г. Артемовский 2023 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Программа учебного курса «Пэйнтики» разработана на основе авторской образовательной программы Е. П. Бененсон, А. Г. Паутовой «Информатика и ИКТ, 4 класс», которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальность содержания данной программы направлена на самореализацию и творческой деятельности детей. Программа имеет естественно-научную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, включающая в числе прочего формирование информационной культуры и компьютерной грамотности обучающихся. Информационные технологии выступают в качестве современных средств развития таких важнейших познавательных процессов человеческой деятельности, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Отличительная особенность программы состоит в том, что она позволяет освоить программу Paint и является первой ступенькой в изучении компьютерной графики. Программа «Пэйнтики» направлена на овладение детьми основными приёмами работы в программе и вовлечение их в творческий процесс. Программа «Пэйнтики» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир компьютерной графики, проявить и реализовать свои творческие способности. В некоторых случаях это помогает ребенку найти для себя смысл жизни. В этом ее педагогическая целесообразность. Цель: приобщение детей к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Основные задачи программы: обучающие: формирование представлений об информатике, расширение технического кругозора; знакомство с основами знаний в области компьютерной графики; знакомство с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; знакомство с возможными источниками информации и способами ее поиска развивающие: подготовка сознания обучающихся к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию; раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира; развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему мира; развитие общих навыков работы с информацией: поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов воспитывающие: Формирование информационной культуры обучающихся, потребности в дополнительной информации; Формирование у обучающихся коммуникативных умений, таких, как умение аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Привитие навыков дистанционного общения с педагогом, проявлять дружелюбное отношение; Развитие мотивации личности к познанию; Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности; Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе. Механизм и условия реализации программы. Адресат программы: учащиеся 8 - 9 лет. Срок освоения программы: 34 недели, 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Режим занятий. Этапы образовательного процесса Начало учебных занятий (периодов) Количество учебных недель Количество учебных дней Входная аттестация Промежуточная аттестация Итоговая аттестация (при завершении изучения программы) Окончание учебных занятий (периодов) Каникулы осенние Каникулы зимние Каникулы весенние № п/п Разделы Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану Количество часов Формы промежуточной Всего теория практика аттестации 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Инструменты программы Paint 14 4 10 Промежуточная аттестация – проверочная работа по теме «Инструменты программы Paint». Игра «Звездный час» 3 Рисунки, открытки поздравительные 8 1 7 4 Редактирование растровых изображений и фотографий 5 1 4 5 Использование программы Word и PowerPoint для расширения возможностей программы Paint 6 2 4 Итого: 34 9 Итоговая аттестация тестирование, виртуальная выставка – 25 Реализация программы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом (Приложение 1) и календарным учебным графиком (Приложение 2). Содержание учебно-тематического плана. 1. Вводное занятие (1час). Знакомство с учащимися, родителями. Беседа о целях и задачах курса. Техника безопасности работы с компьютером. Диагностическая работа. 2.Инструменты программы Paint (4 часов). Компьютерная графика, программа Paint, строка заголовка, вкладки: главная, вид. Инструменты программы Paint: кисти, ластик, овал, прямоугольник, линия, кривая, заливка, многоугольник и др. Толщина линий. Палитра. Масштаб. Копирование. Симметрия фигур и узоров. Практическая часть: Рисование в программе Paint: - «Веселая гусеница» - «Пароход» - «Зонтик» - «Божья коровка» - «Сказочный цветок» - «Воздушный змей» - «Многоэтажный дом» - Узор «Бабочки» - Геометрическая мозаика - «Ветка рябины» - «Волшебный лес» 3. Рисунки, поздравительные открытки (8 часов). Атрибуты рисунка. Инструменты свободного рисования. Прямые линии и кривые. Установка свойств, рисование стандартных фигур и их комбинаций. Способы создания и работы с текстом. Практическая часть. Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Русалочка» и др.; Поздравительная открытка в программе Paint. 4. Редактирование растровых изображений и фотографий (8 часов). Инструменты выделения части или всего изображения. Работа с двумя окнами программы. Оформление и редактирование растровых изображений и фотографий. Коллажи. Практическая часть: Создание коллажей: «Домик в лесу»; «Я - принцесса» или «Я - рыцарь»; Дружеский шарж на маму, папу, друга и т.п.; 5. Использование программы Word и PowerPoint для расширения возможностей программы Paint (3 часов). Работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы Word, программы Paint и программы PowerPoint. Панель инструментов программы Word и PowerPoint. Использование стандартных фигур. Изменение свойств стандартных фигур. Добавление тени или объема. Анимация в программе PowerPoint. Практическая часть: Создание поздравительной открытки в программе Word. Создание анимационной картинки в программе PowerPoint «Подводный мир» или «По проселочной дороге». Планируемые результаты. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. В результате обучения в течение полного учебного года по программе планируется, что обучающиеся должны знать: правила техники безопасности; правила организации труда при работе за компьютером; назначение и возможности графического редактора PAINT; возможности текстового редактора WORD; назначение и работу программы PowerPoint; Источники информации и способы ее поиска Обучающиеся должны уметь (учащиеся научатся) соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности при работе на компьютере; свободно набирать информацию на русском регистре; выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование и др.); работать с программами Word, Paint, PowerPoint; работать с различными источниками информации, что обеспечит формирование компьютерной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации: оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы ее поиска; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); наращивать свои знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы) Личностные результаты. Нравственно-этическое оценивание. Учащийся будет знать и применять правила работы за компьютером и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией учащегося. Самоопределение и смыслообразование. Учащийся сможет находить ответы на вопросы: ≪Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования? ≫. У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Учащийся получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость. Метапредметные результаты образовательной деятельности В процессе изучения программы «Пэйнтики» формируются: Планирование и целеполагание. У учащегося будут сформированы умения: —ставить учебные цели; —использовать внешний план для решения поставленной задачи; —планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль и коррекция. У учащегося будут сформированы умения: —осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное; —сличать результат действий с эталоном (целью); —вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью. Оценивание. Учащийся будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Общеучебные универсальные действия: —поиск и выделение необходимой информации в справочниках, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах; —использование готовых графических моделей процессов для решения задач; —использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами; —одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи; —выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей); —постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Логические универсальные учебные действия: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; —синтез как составление целого из частей. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу учащегося элементов; —построение логической цепи рассуждений. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы. Автоматизированное рабочее место учащихся: 1. Компьютер. 2. Доступ к сети Интернет. 3. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя. 4. Браузер InternetExplorer, Firefox. 5. Рабочая тетрадь в клетку. 6. Набор для рисования. Автоматизированное рабочее место учителя: 1. Компьютер. 2. Доступ к сети Интернет. 3. Колонки. 4. Web – камера. 5. Микрофон. 6. Программное обеспечение. 2.2. Описание диагностических методик. Для оценки результативности учебных занятий применяются промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация осуществляется в виде: наблюдения, собеседования, творческой работы, участия в конкурсах, виртуальной выставки работ. Итоговая аттестация проводится по завершению изучения программы проводится в форме тестирования и виртуальной выставки творческих работ учащихся. Для большинства учащихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями. 2.3. Описание методических материалов. На занятиях будут использованы следующие методические материалы: • инструкционные карты по технике безопасности при работе с компьютером (Приложение 3); • инструкционные карты по выполнению практических заданий (Приложение 4, 5); • наглядный материал (схемы, таблицы) (Приложение 6, 7); • проверочная работа (Приложение 8); • итоговое тестирование (Приложение 11); • примерная творческая зачетная работа (Приложение 12); • лекционный материал (Приложение 9, 11). Для реализации программы используются следующие образовательные технологии. Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности. Материал берется посильный для каждого учащегося. Формы проведения уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет - ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др. Основная форма проведения занятий – занятие. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка; моральное поощрение инициативы и творчества; регулирование активности и отдыха (расслабления). На занятиях широко применяются: словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог); наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практические методы обучения (упражнение, практическая работа). Программой предусмотрено выполнение творческих работ, проведение итоговой выставки, участие в конкурсах, фестивалях. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список литературы для педагогического работника. 1. Бененсон Е. П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ/методическое пособие, 4 класс/ – М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2010. – 232 с. 2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с. 3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с. 4. Казачкова С. П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012. – 256 с. 5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н .К., Панкратова Л.П. Информатика и ИКТ /методическое пособие, 4 класс/ - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 399 с. 6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) // http://kafioo.edurm.ru/Metod/POOP_OOO.pdf 7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4 изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. 8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 9. Щербакова С. Г., Выткалова Л. А., Кобченко Н. В., Хуртова Т. В. Организация проектной деятельности в школе: система работы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с. Список литературы для учащихся. 1. Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ. 4 кл.: в 2 ч. Ч. 2: учебник – 2 изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 96 с., ил. Электронные ресурсы. 1. 1 cентября. Открытый урок. Проектная работа: "Уроки рисования в программе Paint"// http://festival.1september.ru/articles/566175/ 2. Блог Альт Клуба. Качественное обучение БЕСПЛАТНО!// http://www.grafgip.ru/page1.html - Учебная программа, обучающие презентации, практические работы 3. YaYoYe портал бесплатных онлайн игр, раскраски // http://www.yayoye.ru/searchgames/?q= %D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8 4. Компьютерная графика. Программа Paint. Учебная программа, обучающие презентации, практические работы // http://altclub.org/znakom-tes-programma-paint/ 5. Курс для дистанционного обучения "Мой первый проект" предназначен для обучающихся 4 и 5 классов информационнообразовательной системы «Школа без границ» // http://school.iro38.ru/course/view.php?id=59 6. Мультяшные игры. Игра "Раскраска котиков"// http://multoigri.ru/game/igra-raskraska-kotikov 7. Обучение компьютеру. Рисуем в Paint// http://komputs.ru/obuchenie-programmam/risuem-v-paint.html 8. Рисование на компьютере в программе Paint. Интерактивное занятие// http://www.slideshare.net/ANSevrukova/7-paint 9. Сайт Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа № 3" г. Вельска. Графический редактор Paint// http://artvelsk.ru/paint.html 10. Социальная сеть работников образования nsportal.ru Создание проекта " Уроки рисования в программе Paint"// http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/01/15/sozdanie-proekta-uroki-risovaniya-v-programme-paint 11. Учимся рисовать в программе Paint (Windows)// http://www.neumeka.ru/risovanie_v_paint.html Приложение 1 Календарно-тематический план. № п/п Дата Разделы проведе Количество часов Всего теория практ ика 1 1 - ния Вводное занятие 1 1.1. Инструменты программы Paint – 16ч Работа с «Paint». Рисование «карандашом», «кистью». Инструмент «Выделение» 1 0,5 0,5 Мозаика (составление рисунков из готовых фигур) 1.2. Работа с графическим редактором «Paint». Пароход (составление рисунка из прямоугольников, овалов, четырехугольников, прямых линий) 1 0,5 0,5 1.3. Основные цвета. Палитра цветов. Заливка. Раскраска клоуна. 1 0,5 0,5 1.4. Основные цвета. Раскраски. 1 0,5 0,5 1.5. Построение объектов (овал и окружность, прямоугольник и 1 0,5 0,5 Формы промежуточной аттестации квадрат). 1.6. Действия с объектами (выделение, перемещение, копирование объектов). Многоэтажный дом 1 0,5 0,5 1.7. Операция с фрагментом рисунка: масштабирование. Растительный орнамент. 1 0,5 0,5 1.8. Операция с фрагментом рисунка. Лупа. 1 0,5 0,5 1.9. Распыление краски. Волшебный лес (создание рисунка в редакторе «Paint»). 1 1 1.10. Поэтапное рисование божьей коровки 1 1 1.11. Черчение линий. Черчение кривых линий. Весёлая абстракция (создание рисунка в редакторе «Paint»). 1 1 1.12. Веселая гусеница. Рисование с помощью овалов 1 1 1.13. Конструирование рисунка из геометрических фигур. Воздушный змей. 1 1 1.14. Промежуточная аттестация. 1 1 Промежуточная аттестация – Узор «Бабочки». Использование приема «копирование». проверочная работа по теме «Инструменты программы Paint». 1.15. Новогодняя елочка. Рисование с помощью копирования фрагмента рисунка. 1 1 1.16. Проверочная работа по теме «Инструменты программы Paint». Ветка рябины. 1 1 2 Рисунки, поздравительные открытки – 8ч 2.1 Набор текста в программе Paint. Создание открытки «Приглашение на праздник» 1 0,5 0,5 2.2 Создание поздравительной открытки по своему замыслу в графическом редакторе Paint. 1 0,5 0,5 2.3 Иллюстрирование сказки «Колобок» 1 1 2.4 Иллюстрирование русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» 1 1 2.5 Портрет русалочки. Изображение эмоций. 1 1 2.6 Проект по теме «Создание комикса к детской песенке (по выбору)» (создание 5 рисунков по заданному сюжету в Paint) 1 1 2.7 Продолжение работы над выполнением проекта по теме «Создание комикса к детской песенке (по выбору)» (создание 5 рисунков по заданному сюжету в Paint) 1 1 2.8 Защита проекта 1 1 3 Редактирование растровых изображений и фотографий - 5 3.1 Инструменты выделения части или всего изображения. Работа с двумя окнами программы Paint. Коллаж «Дачный домик» 1 3.2 Оформление и редактирование растровых изображений. 1 3.3 Оформление и редактирование фотографий. Создание фотоколлажа «Я - принцесса» или «Я - рыцарь» 1 3.4 Оформление и редактирование фотографий. Дружеский шарж. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 3.5 4 Оформление и редактирование фотографий по собственному замыслу 1 1 Использование программы Word и PowerPoint для расширения возможностей программы Paint – 6ч 4.1 Работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы Word. Панель инструментов программы Word 1 0,5 0,5 4.2 Создание праздничной открытки в программе Word с использованием программы Paint 1 0,5 0,5 4.3 Работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы PowerPoint. Анимация в программе PowerPoint. 1 0,5 0,5 4.4 Создание в PAINTе заготовок для анимационной картинки «Подводный мир» 1 0,5 0,5 4.5 Создание в PowerPoint анимационной картинки «Подводный мир» 1 1 4.6 Итоговая аттестация. 1 1 Итоговое тестирование. Виртуальная выставка. Итого: 36 9 27 Итоговая аттестация тестирование – Приложение 2 Календарный учебный график. Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь 5 Промежуточн ая аттестация – проверочная работа по теме «Инструменты программы Paint» 4 январь февраль март апрель май Кол-во часов Недели обучения инд Промежуточная аттестация (форма) Всего часов Объем уч. год 3 4 34 учебных часа Итоговая аттестация - тестирование 3 4 5 4 4 3 Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий. 1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога. 2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали. 3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте. 4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура. 5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении. 6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители. 7. в случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.