Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 2 класс г. Артемовский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа( 2–4классы.) Заказчиком которой выступает Минфин России. Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. Программа рассчитана на 1 час на 34 часа. Рассчитана на учащихся 2 классов. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков . Цель и задачи программы: Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет. Задачи: - формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; - формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; - формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями - формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; - обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Формы и режим проведения занятий Формы оценивания Текущая аттестация: • устный опрос; • тестовые задания; • решение задач; • решение кроссвордов и анаграмм; • мини-исследования; • графическая работа: построение схем и диаграмм связей; • творческая работа: постер, компьютерная презентация. Итоговая аттестация: • викторина; • тест. Внеурочная деятельность: • творческая работа; • проект. Система оценивания Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия. Программа реализуется через следующие формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры, исследовательская деятельность, урок-практикум, дискуссия, обсуждение. 3.Планируемые результаты внеурочной деятельности. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов 4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности. Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа) Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика» Форма: коллективная, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 2. Потребности (1 час) Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Форма: коллективная, индивидуальная,практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 3. Торговля (13 часов) Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Форма: коллективная,групповая,индивидуальная, практикум,игра, беседа Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 4. Графики (3 часа) Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов» Форма: коллективная, беседа,практикум Вид деятельности: познавательная Тема 5. Деньги (4 часа) История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки Форма: коллективная,групповая, беседа,практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 6. Занимательная экономика (5 часов) Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками Форма: коллективная,групповая, индивидуальная,игра, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 7. Экономические задачи (4 часа) Решаем задачи с экономическим содержанием Форма: коллективная,групповая, индивидуальная,игра, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 8. Аренда (1 час) Аренда. Что такое «аренда». История аренда Форма: коллективная, беседа Вид деятельности: познавательная Тема 9. Банки. Вклады (2 часа) Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России Форма: коллективная, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. К концу обучения в 2 классе ученик узнает: — какие бывают потребности; — почему все потребности нельзя удовлетворить; — какие бывают товары и услуги; — где можно приобрести товары и услуги; — почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека. К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться: — соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; — различать товары и услуги. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Разделы программы Знакомство с Бурундуком и компанией Потребности Торговля Графики Деньги Занимательная экономика Экономические задачи Аренда Банки. Вклады Итого: Количество часов Форма проведения занятий Практика Теория 2 1 1 1 13 3 4 5 3 1 2 34 1 3 1 2 0 1 1 10 10 2 2 5 3 1 24 № 1-2 3 4 5-6 7-8 Разделы программы и темы занятий 5.Календарно-тематическое планирование. Формы Примечание проведения Дата занятий проведения (теоретич., практическ.) теорет. практ план факт ич. ЗОЖ ЭДС Давайте познакомимся: Бурундук и компания наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека (Игра) Труд и удовлетворение потребностей(Беседа) Когда и где возникла торговля?(Беседа) Зачем современному обществу нужна торговля?(Практикум) Как и где производятся товары?(Беседа) Утренняя зарядка Кружки в школе 1 Муравьиная кислота Леса нашего края 1 ТБ возле новостроек Строители 2 О пользе щавеля Башкирски е загадки 1 Мясо в Домашние 2 1 9-11 12 13 Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара? (практикум) Товары ежедневного потребления. Какие они?(Игра) 1 Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно(Практикум) 14 Качество товара и его себестоимость(Беседа) 15 Рынок. Проблема выбора качественного товара (Практикум) 16 1718 2 рационе, физминутки Беседа о лечебных свойствах меда Отношения покупателя и продавца. Этикет(Игра) 1 Витамины Растения нашего края ПДД, физминутки Улицы нашего села Рыбы наших водоемов Рационально е питание Витамины Моя семья Лечение Загрязнение природы Отдых в лесу 1 Что такое график? Виды графиков(Беседа.Практик 1 ум) Беседа о пользе пчел Пчеловод Физминутки, Животные рациональное нашего питание края 1 1 птицы 1 Лекарстве нные травы 19 Графики доходов и расходов (Практикум) 21 История денег. Деньги бумажные и металлические(Беседа) Деньги России и мира(Беседа) 22 Почему каждый народ имеет свои деньги?(Игра) 20 23 2425 Витамины Хвойные деревья РБ Водные процедуры Животные нашего края Укус змеи Растения нашего края ЦветыРБ 1 1 1 1 Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки(Практикум) Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и Физминут ка Витамины Овощи и фрукты РБ Моя семья 2 ТБ во время игр 1 Зарядка для глаз Зарядка для глаз Животный мир РБ Лунный календарь 1 Польза морковки Овощи и фрукты РБ Гигиена письма Польза Отдых в лесу 1 компании ( Игра) 26 27 28 Экономика и русский язык(Беседа) Экономика в окружающем нас мире(Практикум) «Мой первый экономический проект»(Практикум) 29 Экономические задачи 30- Решение задач с по 1 1 2 Воздушный 31 32 3334 темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара»(Практикум) Аренда. Что такое аренда? История аренды(Беседа) Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк.(Беседа. Практикум) овощей Польза Предметы в еловых классе лесов Физминутка ДК в поселке 1 1 транспорт 1 Информационно-методическое обеспечение. 1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf 2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010. 4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010. 5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/ 6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/ 7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf 8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. 9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010. 10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.