РП ВД_Основы финансовой грамотности

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
2 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной
деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая
грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа( 2–4классы.) Заказчиком которой выступает Минфин
России. Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики
семьи.
Программа рассчитана на 1 час на 34 часа. Рассчитана на учащихся 2 классов.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно
больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека,
банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние

активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы
получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков .
Цель и задачи программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами,
свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного
бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать
сбережения, навыков управления сбережениями
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;- формирование навыков составления
бизнес
- плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Формы и режим проведения занятий
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:

• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и
предполагает вовлечение
учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
урок-практикум,
дискуссия, обсуждение.
3.Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования
и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности.
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие
«экономика»
Форма: коллективная, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Форма: коллективная, индивидуальная,практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Торговля (13 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары.
Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Форма: коллективная,групповая,индивидуальная, практикум,игра, беседа
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов» Форма: коллективная, беседа,практикум Вид
деятельности: познавательная
Тема 5. Деньги (4 часа)
История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на
деньгах. Защита денег от подделки Форма: коллективная,групповая, беседа,практикум Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с
другими науками
Форма: коллективная,групповая, индивидуальная,игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Экономические задачи (4 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Форма: коллективная,групповая, индивидуальная,игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Форма: коллективная, беседа

Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки
России
Форма: коллективная, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Разделы программы
Знакомство с Бурундуком
и компанией
Потребности
Торговля
Графики
Деньги
Занимательная экономика
Экономические задачи
Аренда
Банки. Вклады
Итого:

Количество
часов

Форма проведения занятий
Практика
Теория

2

1

1

1
13
3
4
5
3
1
2
34

1
3
1
2
0
1
1
10

10
2
2
5
3
1
24

№

1-2

3
4

5-6
7-8

Разделы программы и
темы занятий

5.Календарно-тематическое планирование.
Формы
Примечание
проведения
Дата
занятий
проведения
(теоретич.,
практическ.)
теорет. практ план факт
ич.
ЗОЖ
ЭДС

Давайте познакомимся:
Бурундук и компания наши
друзья в изучении
экономики.
Экономика в жизни
человека
(Игра)

Труд и удовлетворение
потребностей(Беседа)
Когда и где возникла
торговля?(Беседа)
Зачем современному
обществу нужна
торговля?(Практикум)
Как и где производятся
товары?(Беседа)

Утренняя
зарядка

Кружки в
школе

1

Муравьиная
кислота

Леса
нашего
края

1

ТБ возле
новостроек

Строители

2

О пользе
щавеля

Башкирски
е загадки

1

Мясо в

Домашние

2

1

9-11

12

13

Что такое цена товара?
Почему цены на товары
разные? От чего зависит
цена
товара? (практикум)
Товары ежедневного
потребления. Какие
они?(Игра)

1

Урок от Бурундука и
компании: Товары,
необходимые нам
ежедневно(Практикум)

14

Качество товара и его
себестоимость(Беседа)

15

Рынок. Проблема выбора
качественного товара
(Практикум)

16
1718

2

рационе,
физминутки
Беседа о
лечебных
свойствах
меда

Отношения покупателя и
продавца. Этикет(Игра)

1

Витамины

Растения
нашего
края

ПДД,
физминутки

Улицы
нашего
села
Рыбы
наших
водоемов

Рационально
е питание
Витамины

Моя семья

Лечение

Загрязнение
природы
Отдых в лесу

1

Что такое график? Виды
графиков(Беседа.Практик 1
ум)

Беседа о
пользе
пчел
Пчеловод

Физминутки, Животные
рациональное нашего
питание
края

1

1

птицы

1

Лекарстве
нные
травы

19

Графики доходов и
расходов
(Практикум)

21

История денег. Деньги
бумажные и
металлические(Беседа)
Деньги России и
мира(Беседа)

22

Почему каждый народ
имеет
свои деньги?(Игра)

20

23
2425

Витамины

Хвойные
деревья РБ

Водные
процедуры

Животные
нашего края

Укус змеи

Растения
нашего края
ЦветыРБ

1

1

1
1

Что изображено на
деньгах?
Защита денег от
подделки(Практикум)
Экономические ребусы и
кроссворды от Бурундука
и

Физминут
ка
Витамины

Овощи и
фрукты РБ

Моя семья

2

ТБ во
время игр

1

Зарядка
для глаз
Зарядка
для глаз

Животный
мир РБ
Лунный
календарь

1

Польза
морковки

Овощи и
фрукты РБ

Гигиена
письма
Польза

Отдых в лесу

1

компании ( Игра)

26
27
28

Экономика и русский
язык(Беседа)
Экономика в
окружающем нас
мире(Практикум)
«Мой первый
экономический
проект»(Практикум)

29

Экономические задачи

30-

Решение задач с по

1

1
2

Воздушный

31
32

3334

темам
«Цена», «Деньги»,
«Себестоимость
товара»(Практикум)
Аренда. Что такое
аренда?
История аренды(Беседа)
Банки.
Крупные банки нашей
страны.
Зачем люди вкладывают
деньги в банк.(Беседа.
Практикум)

овощей

Польза
Предметы в
еловых
классе
лесов
Физминутка ДК в
поселке

1

1

транспорт

1

Информационно-методическое обеспечение.
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu.
ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги
доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под
руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр,
2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 —
http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область
«Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.
Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».