РП ВД_Азбука нравственности

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
1 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Рабочая программа «Азбука нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука
нравственности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с
учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.
Рабочая программа включает в себя 33 занятия (1 час в неделю) и рассчитана на 1 год обучения: 1 класс – 33 часа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных
ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство,
усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный
идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Сегодня в новом тысячелетии мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении отечественного педагогического наследия. Необходимо
оглянуться на пройденный путь. Его изучение определяется необходимостью научного познания прошлых традиций духовно-нравственного
воспитания детей, возможностью практического использования этого опыта для анализа и реформирования современной системы воспитания и
образования. Великий опыт поколений стучится в сердце... Но нет никакой безвыходности, жива еще вера и надежда человека. Она - в
воссоздании законов нравственной жизни, в возрождении духовности в детской среде, в обретении святая святых души человека - голоса
совести, в раскрытии положительных человеческих способностей и качеств.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными
нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на

собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований
во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми
духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его
внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность
нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Азбука нравственности» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно
привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в
неделю.
Занятия по курсу «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать
в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно
рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю
работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения,
объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить
задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников; воспитание нравственно активной
личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.
Под нравственно активной личностью подразумевается «человек, способный, во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках,
свидетельствующих о его положительном эмоциональном нравственном настрое, о его сострадательности, добросердечии в отношении к
окружающим людям (и к окружающему миру в целом), во-вторых, способной к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных
норм и к практическому поведенческому следованию требованиям долга».
Задачи:
1. Развивать у ребенка духовно-нравственное чувствование, формировать духовно-эстетическое отношение к явлениям окружающей
жизни и предметам искусства
2. Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.
3. Развивать активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.
4. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах,
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
5. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных
местах, на природе.
6. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и
поддержки.

7. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение
собеседника.
Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать
опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в
процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

1. Содержание курса

1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6 ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в
библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10 ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 ч)
«Ученье - Свет, а не ученье-тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5 ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3 ч)

№
1
2
3
4
5
6

2. Тематическое планирование
Учебно-тематический план (1 класс)
Тема
Кол-во
часов
Раздел № 1. Правила поведения в школе
6
Раздел № 2. О добром отношении к людям
10
Раздел № 3. Как стать трудолюбивым
7
Раздел №4. Правила опрятности и аккуратности.
5
Раздел №5. Правила поведения на улице и дома.
2
Раздел №6. Школьный этикет.
3
ИТОГО:
33

Сроки

Примеч
ание

Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
3. Планируемые результаты освоения курса

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и
воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений,
опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина
России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и
эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (о нравственных нормах, социально-одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой
ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у
младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно
становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо
учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого
уровня результатов.
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический
инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии
Сформированность
моральных норм и
правил поведения

Показатели
Знает основные моральные нормы и
правила поведения

Соблюдает моральные нормы и правила
поведения
Ориентируется в нравственном
содержании и смысле собственных
поступков и поступков окружающих
людей

Измерители
Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
-Наблюдения педагогов и родителей.
-Методика изучения уровня воспитанности
-Наблюдения педагогов и родителей
- Анкета «Оцени поступок» (дифференциация
конвенциональных и моральных норм по Э. Туриэлю в
модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).
- наблюдения педагогов и родителей

В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
Календарно-тематическое планирование
1 класс

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11-12
13-14
15-16
17.
18-19
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26-27
28.
29.
30.

К-во
час

Наименование разделов и тем

Раздел № 1. Правила поведения в школе (6 ч)
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел № 2. О добром отношении к людям (10 ч)
1
Что такое «добро и зло».
1
Что такое «добро и зло». Чтение произведений.
1
«Ежели вы вежливы».
1
«Ежели вы вежливы». Стихи о вежливости.
2
Добрые и не добрые дела.
2
Ты и твои друзья.
2
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел № 3. Как стать трудолюбивым (7 ч)
1
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
2
«Как быть прилежным и старательным».
1
Наш труд в классе. Распределение обязанностей.
1
Наш труд в классе.
1
Мой труд каждый день дома.
1
Мой труд каждый день дома. Как это важно.
Раздел № 4. Правила опрятности и аккуратности (5 ч)
1
Культура внешнего вида.
1
Культура внешнего вида. Чтение произведений.
2
Каждой вещи своё место.
1
Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел № 5. Правила поведения на улице и дома (2 ч)
1
Как вести себя на улице и дома.
1
Как вести себя на улице и дома. Просмотр фильма.
Раздел № 6. Школьный этикет (3 ч)
1
1
1
1
1
1

Дата
07.09.22

31-32
33.

2
1

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Чему нас научили уроки нравственности?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».