РП ВД_Юный эколог

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Юный эколог»
8 класс

г. Артемовский
2023

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению
понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Личностные результаты:
 осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы;
 осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);
формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и
культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих
ценностей;
 расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли
ученика, понимание экологического образования как личностной ценности;
 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего
выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и
социуме.
Метапредметные результаты:
 способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в
сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;


освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного

типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
 усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для
природной и социальной действительности (в пределах изученного материала);
 сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур религий;

 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для
получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
 умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего
мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и
социума;
 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире
природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.
Курс «Юный эколог» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного
отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных
граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо
родной страны и планеты Земля.
Программа «Юный эколог» способствует формированию у младших школьников следующих личностных качеств:


любовь к Родине;



патриотизм;



уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;



трудолюбие;



настойчивость;



дисциплинированность;



любовь к малой Родине;



неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации курса внеурочной деятельности - кружок

№
Тема
Что такое
экология?

1

Теория
Знакомство с
целями и задачами,
правилами
поведения при
проведении
практических работ.
Выяснение что
такое экология.

Мой дом за
окном.

2

3

Я и мое
окружение

Практика

Моя квартира. Моя
семья. Комнатные
растения в
квартире, в классе.
Животные в доме.

Практические занятия
«Уборка школьного
двора», «Изготовление
кормушек для птиц».
Экскурсии по территории
школы «Краски и звуки
зимы».
Практические занятия
«Создание уюта в
классной комнате», «Уход
за комнатными
растениями»,
«Маленький огород на

Форма
организации
занятий

Вид
деятельност
и

беседа,
дискуссии

познавательная

наблюдение,
беседа

практическая
деятельность

тестирование,
игра,
эксперимент

познавательная,
исследовательск
ая

Гигиена
моего дома.

4

Неживое в
природе.

5

6

Живое в
природе.
Экологичес
кие связи
между
неживой и
живой
природой.

подоконнике».
Бытовые приборы в
Уход за квартирой.
квартире. Природа в Гигиена класса.
квартире и в классе. Моделирование и
Наша одежда и
демонстрация одежды.
обувь. Русская
Практические занятия
народная одежда
«Русская национальная
одежда», «Уход за
одеждой».
Неживая природа.
Предсказание погоды по
Солнце – источник
народным приметам.
тепла и света.
Времена года в неживой
Почва – святыня
природе.
наша. Состав и
свойства почвы.
Погода. Климат.
Прогноз погоды.
Живая природа.
Комнатные растения.
Приспособленность Размножение комнатных
видов к условиям
растений.
жизни.
Дикорастущие растения и
Экологические
культурные растения.
связи неживой и
Культурные растения
живой природы.
поля, сада и огорода.
Вода и жизнь.
Лекарственные растения.
Воздух и жизнь.
Съедобные и
Роль ветра в жизни несъедобные грибы.
растений и
животных.
Разнообразие
царства растений.
Теплолюбивые и
холодостойкие
растения.
Светолюбивые и

Беседа,
наблюдение,
моделирование,
игра

развивающая

наблюдение,
опрос

познавательная

Наблюдение,
беседа,
эксперимент

познавательная

7

История
Земли.

Среда
обитания

8

9

Жизнь
животных

теневыносливые
растения. Хвойные
и лиственные
растения. Царство
грибов.
Микроскопические
организмы.
Окаменелости.
Жизнь на Земле.
Где растения и
животные живут
сегодня?
Ночная жизнь.
Сезонные
изменения. Времена
года на Земле. Год
растения. Год
животного.
Сообщества.
природе. Пищевые
цепочки и связи.
Циклы в природе.
Круговорот
углерода в природе.
Среда обитания.
Природные зоны.
Изменения
окружающей среды.
Зависимость от
приливов и отливов.
Парниковый
эффект.
Жизнь животных.
Группы животных
по способу

Наблюдения в природе.

наблюдения,
беседа

познавательная

Наблюдения в природе.
Изменения сообществ.
Наблюдения за
сезонными изменениями
в неживой и живой.
Наблюдение за
сообществом. Создание
проекта «Влияние
человека на круговорот
углерода и его
последствия для жизни
на Земле». Круговорот
азота в природе.

опрос, игра

развивающая

Наблюдения в неживой
природе. Создание
проектов по группам

Наблюдения,
беседа

познавательная

воспроизводства.
Вымирающие
организмы.
Динозавры –
вымерший вид
животных.

Моря и
океаны
.

10

11

Равнины
Горы

12
13

Леса

Различные части
океанов. Важные
растения. Морские
птицы. Жизнь
поверхностного
слоя. Рыбы. Форма
тела. Животный
мир рифов.
Нефтяные
загрязнения.
Острова. Как
создаются острова.
Равнины. Равнины
тропиков и
умеренных зон.
Жизнь в горном
климате.
Изолированная
жизнь в горах.
Леса умеренной
полосы. Виды
деревьев и
животных. Времена
года. Жизнь
лиственного леса.

«Почему вымерли
динозавры?». Почему
нужно защищать
природу? Экологический
проект. Красная книга –
способ защиты редких
видов животных и
растений. Красная книга
области. Наблюдения в
живой природе.
Наблюдения «Наши
меньшие братья –
аквариумные рыбки».

Изучение
материала,
опрос,
наблюдения

развивающая

Знакомство с
равнинными хищниками

беседа

познавательная

Знакомство с редкими
животными

Беседа,
викторина

познавательная

Проект « Роль человека в
изменении животного
мира Австралии»

Наблюдения,
беседа

познавательная

Пустыни

беседа

познавательная

Человек и его
деятельность – причина
загрязнения водоемов.

дискуссия

познавательная

игра

Развивающая,
коммуникативн
ая

Экскурсия
в природу

Ролевая игра «Это все –
кошки». Домашние
животные. Викторина
«Собаки – наши друзья».
Проводить наблюдения в
природе

исследовательск
ая

Акция
«Начни с
себя!»
Круглый
стол
Организм и
среда

Планирование своих
действий с поставленной
целью
Обсуждение
экологических проблем
Приспособительные
формы организмов

Экскурсия,
диагностически
е упражнения
Тестирование,
игра
дискуссия

познавательная

викторина

познавательная

14

15

16

17
18
19
20

Вечнозеленые леса
Севера. Зима в
северных лесах.
Сухие и жаркие
леса Австралии
Пустыни. День и
ночь. Вода в
пустыне. Жизнь в
пустыне.
Выживание при
засухе, колебании
температур.
Реки и озера. Путь
реки.
Пресноводные
растения и
животные.

Реки и
озера

Человек и
животные

Общие законы
зависимости
организмов от
факторов среды.

исследовательск
ая

Сообществ
аи
популяции

21

Экосистем
ы

22

23

Человечест
во в
биосфере

Основные пути
приспособления
организмов к среде
Биотические связи в
природе. Законы
пищевых и
конкурентных
отношений.
Демографическая
структура,
численность и
плотность
популяции
Биологическое
разнообразие как
основное условие
устойчивости
популяции,
биоценозов,
экосистем
Биосфера –
глобальная
экосистема
Глобальные
проблемы
взаимодействия
человечества с
природой.
Основные
физиологические
потребности

Практическая работа
«Биоценоз и его
устойчивость»

Индивидуальны исследовательск
е карточки
ая

Виртуальная экскурсия

Защита плаката, проектная
беседа

«Законы организации
экосистем»

Современный масштаб
деятельности
человечества

Круглый стол,
дисскусия

исследовательск
ая

Человечест
во в
социосфере

24

Человечест
во в
ноосфере

25

человечества и их
влияния на
биосферу
Внутреннее
разнообразие и
устойчивость
человеческого
общества.
Зарождение новых
взаимоотношений в
человечестве.
Биоэтика.
Социальные
факторы: их
влияние на
биосферу
Разум и развитие
взаимоотношений
человека с
окружающим
миром. Развитие
представлений
человека о мире.
Картины мира

Семинар «Экологическое
сознание»

беседа

познавательная

Семинар,
круглый стол

обобщающая

Тематическое планирование

8 класс
№

Раздел, тема

Всего

В том числе

п/п
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3

1
1
8
1
1
1

теория
1
1
4
1
–
1

1
1
1
1
1
10

–
1
1
–
5

1
–
1
5

3.1 Моя квартира

1

1

–

3.2 Моя семья

1

1

–

3.3 Создание уюта в классной комнате

1

–

1

3.4 Рассказы, стихи о семье

1

1

–

3.5 Комнатные растения в квартире, в классе

1

1

–

3.6 Уход за комнатными растениями

1

–

1

3.7 Маленький огород на подоконнике

1

–

1

3.8 Экскурсия в парк

1

–

1

3.9 Животные в доме

1

1

–

3.1 Рассказы, стихи, поговорки, пословицы
0 о домашних животных
4 Гигиена моего дома

1

–

1

2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3

Введение
Что такое экология?
Мой дом за окном
Дом, где мы живем
Уборка школьного двора
Откуда берется и куда
исчезает мусор
Краски и звуки зимы
Деревья твоего двора
Экскурсия по территории школы
Птицы нашего двора
Изготовление кормушек для птиц
Я и мое окружение

12

6

практика
4
–
1
–
1

6

4.1 Уход за квартирой

1

1

–

4.2 Гигиена класса

2

1

1

4.3 Бытовые приборы в квартире

1

1

–

4.4 Экскурсия в школьную
кухню
4.5 Природа в квартире и в классе

1

–

1

1

1

–

4.6 Наша одежда и обувь

1

1

–

4.7 Русская народная одежда

1

1

–

4.8 Русская национальная одежда

1

–

1

4.9 Уход за одеждой

1

–

1

4.1
0
4.1
1
5

Экскурсия в музей

1

–

1

Моделирование и демонстрация
одежды
Весенние работы

1

–

1

5.1 Практическое занятие по подготовке
почвы к посеву
5.2 Практическое занятие по посадке
растений и уходу за ними
Итого

3

-

3

1

–

1

3

–

3

35

16

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».