Приложение к основной образовательной программе основного общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Юный эколог» 8 класс г. Артемовский 2023 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Личностные результаты: осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы; осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме. Метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты: усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала); сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте. Курс «Юный эколог» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Программа «Юный эколог» способствует формированию у младших школьников следующих личностных качеств: любовь к Родине; патриотизм; уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к малой Родине; неравнодушное отношение к экологическим нарушениям. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Форма организации курса внеурочной деятельности - кружок № Тема Что такое экология? 1 Теория Знакомство с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснение что такое экология. Мой дом за окном. 2 3 Я и мое окружение Практика Моя квартира. Моя семья. Комнатные растения в квартире, в классе. Животные в доме. Практические занятия «Уборка школьного двора», «Изготовление кормушек для птиц». Экскурсии по территории школы «Краски и звуки зимы». Практические занятия «Создание уюта в классной комнате», «Уход за комнатными растениями», «Маленький огород на Форма организации занятий Вид деятельност и беседа, дискуссии познавательная наблюдение, беседа практическая деятельность тестирование, игра, эксперимент познавательная, исследовательск ая Гигиена моего дома. 4 Неживое в природе. 5 6 Живое в природе. Экологичес кие связи между неживой и живой природой. подоконнике». Бытовые приборы в Уход за квартирой. квартире. Природа в Гигиена класса. квартире и в классе. Моделирование и Наша одежда и демонстрация одежды. обувь. Русская Практические занятия народная одежда «Русская национальная одежда», «Уход за одеждой». Неживая природа. Предсказание погоды по Солнце – источник народным приметам. тепла и света. Времена года в неживой Почва – святыня природе. наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Живая природа. Комнатные растения. Приспособленность Размножение комнатных видов к условиям растений. жизни. Дикорастущие растения и Экологические культурные растения. связи неживой и Культурные растения живой природы. поля, сада и огорода. Вода и жизнь. Лекарственные растения. Воздух и жизнь. Съедобные и Роль ветра в жизни несъедобные грибы. растений и животных. Разнообразие царства растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и Беседа, наблюдение, моделирование, игра развивающая наблюдение, опрос познавательная Наблюдение, беседа, эксперимент познавательная 7 История Земли. Среда обитания 8 9 Жизнь животных теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Царство грибов. Микроскопические организмы. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и животные живут сегодня? Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. природе. Пищевые цепочки и связи. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Парниковый эффект. Жизнь животных. Группы животных по способу Наблюдения в природе. наблюдения, беседа познавательная Наблюдения в природе. Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой. Наблюдение за сообществом. Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле». Круговорот азота в природе. опрос, игра развивающая Наблюдения в неживой природе. Создание проектов по группам Наблюдения, беседа познавательная воспроизводства. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Моря и океаны . 10 11 Равнины Горы 12 13 Леса Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела. Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Острова. Как создаются острова. Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизнь лиственного леса. «Почему вымерли динозавры?». Почему нужно защищать природу? Экологический проект. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Наблюдения в живой природе. Наблюдения «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки». Изучение материала, опрос, наблюдения развивающая Знакомство с равнинными хищниками беседа познавательная Знакомство с редкими животными Беседа, викторина познавательная Проект « Роль человека в изменении животного мира Австралии» Наблюдения, беседа познавательная Пустыни беседа познавательная Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. дискуссия познавательная игра Развивающая, коммуникативн ая Экскурсия в природу Ролевая игра «Это все – кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья». Проводить наблюдения в природе исследовательск ая Акция «Начни с себя!» Круглый стол Организм и среда Планирование своих действий с поставленной целью Обсуждение экологических проблем Приспособительные формы организмов Экскурсия, диагностически е упражнения Тестирование, игра дискуссия познавательная викторина познавательная 14 15 16 17 18 19 20 Вечнозеленые леса Севера. Зима в северных лесах. Сухие и жаркие леса Австралии Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Реки и озера Человек и животные Общие законы зависимости организмов от факторов среды. исследовательск ая Сообществ аи популяции 21 Экосистем ы 22 23 Человечест во в биосфере Основные пути приспособления организмов к среде Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений. Демографическая структура, численность и плотность популяции Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем Биосфера – глобальная экосистема Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Основные физиологические потребности Практическая работа «Биоценоз и его устойчивость» Индивидуальны исследовательск е карточки ая Виртуальная экскурсия Защита плаката, проектная беседа «Законы организации экосистем» Современный масштаб деятельности человечества Круглый стол, дисскусия исследовательск ая Человечест во в социосфере 24 Человечест во в ноосфере 25 человечества и их влияния на биосферу Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. Социальные факторы: их влияние на биосферу Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие представлений человека о мире. Картины мира Семинар «Экологическое сознание» беседа познавательная Семинар, круглый стол обобщающая Тематическое планирование 8 класс № Раздел, тема Всего В том числе п/п 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 1 1 8 1 1 1 теория 1 1 4 1 – 1 1 1 1 1 1 10 – 1 1 – 5 1 – 1 5 3.1 Моя квартира 1 1 – 3.2 Моя семья 1 1 – 3.3 Создание уюта в классной комнате 1 – 1 3.4 Рассказы, стихи о семье 1 1 – 3.5 Комнатные растения в квартире, в классе 1 1 – 3.6 Уход за комнатными растениями 1 – 1 3.7 Маленький огород на подоконнике 1 – 1 3.8 Экскурсия в парк 1 – 1 3.9 Животные в доме 1 1 – 3.1 Рассказы, стихи, поговорки, пословицы 0 о домашних животных 4 Гигиена моего дома 1 – 1 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3 Введение Что такое экология? Мой дом за окном Дом, где мы живем Уборка школьного двора Откуда берется и куда исчезает мусор Краски и звуки зимы Деревья твоего двора Экскурсия по территории школы Птицы нашего двора Изготовление кормушек для птиц Я и мое окружение 12 6 практика 4 – 1 – 1 6 4.1 Уход за квартирой 1 1 – 4.2 Гигиена класса 2 1 1 4.3 Бытовые приборы в квартире 1 1 – 4.4 Экскурсия в школьную кухню 4.5 Природа в квартире и в классе 1 – 1 1 1 – 4.6 Наша одежда и обувь 1 1 – 4.7 Русская народная одежда 1 1 – 4.8 Русская национальная одежда 1 – 1 4.9 Уход за одеждой 1 – 1 4.1 0 4.1 1 5 Экскурсия в музей 1 – 1 Моделирование и демонстрация одежды Весенние работы 1 – 1 5.1 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 5.2 Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними Итого 3 - 3 1 – 1 3 – 3 35 16 19