Приложение к основной образовательной программе основного общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Компьютер для всех» 5 класс г. Артемовский 2023 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Компьютеры для всех» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные УУД формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Познавательные УУД излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации. Коммуникативные УУД строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств) для решения информационных и коммуникационных учебных задач; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; владение устной и письменной речью; Регулятивные УУД Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: организация собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; составлять план решения проблемы (выполнения проекта); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Предметные результаты формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Цель программы: формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач. Задачи программы: формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека; формирование знаний об основных принципах работы компьютера; формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле; формирование умений моделирования и применения компьютера в разных предметных областях; формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач; формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам. Программное содержание по физике включает в себя несколько тем: Тема I. Техника безопасности. Введение. Знакомство с курсом. Развитие науки и техники. Новые информационные технологии. Требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере. Дети получат знания о том, что такое информационная технология и каков ее инструментарий; узнают этапы развития информационной технологии. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Тема II Технология обработки текстовой информации Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная деятельность. Изучив эту тему, дети смогут самостоятельно подготовить издание школьной газеты красиво и грамотно оформить доклад. Получат начальные знания основ издательской деятельности. Тема III .Создание презентаций PowerPoint. Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная деятельность. Данная тема знакомит с технологией создания различного рода презентаций. Тема IV.Итоговое занятие. Приёмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Формы организации учебной деятельности: : • игра; • исследование; • творческий практикум; • соревнование; • презентация проекта. Основной вид занятий – практический. Формой занятия являются • словесный (устное изложение, беседа, рассказ); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 4 года, по 38 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, научно-практических конференциях, портфолио ученика, сообщений. Проекты могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в классе; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется НПК практических работ учащихся. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества (проведение опытов, сообщений, изготовление приборов и другое). 3. Тематическое планирование 5 класс. № п/п 1 2 3 4 Тема урока Количество часов Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника 1 безопасности при работе на компьютерах. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. 1 Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление 1 файлов и каталогов (папок). 1 Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа «Я работаю секретарем» Создание проекта «Мы выбираем здоровый образ жизни» Подготовка к школьной выставке. Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка Редактирование встроенного рисунка Создание рисунка Paint внутри документа Word. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt. Создание проекта «Календарь» Оформление проекта «Календарь» Подготовка к выставке Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint. Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint. Разработка собственного проекта Разработка собственного проекта Конкурс анимация Разработка собственного проекта Разработка собственного проекта Разработка собственного проекта Конкурс итоговых работ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текстовый редактор, графический редактор. Электронные таблицы Программа разработки презентаций. Интернет-ресурсы 1. http://fizinfika.ru/texnologicheskie-kartv-urokov-dlva-5-klassa-ot-kutepovoi-n-v/ разработки уроков по информатике для 5 класса УМК Л.Л.Босовой, А.Ю Босовой. ФГОС. 2. http://fizinfika.ru/texnologicheskie-kartv-urokov-dlva-6-klassa-ot-kutepovoi-n-v/ разработки уроков по информатике для 6 класса УМК Л.Л.Босовой, А.Ю Босовой. ФГОС. 4. http://fizinfika.ru/texnologicheskie-kartv-urokov-dlva-7-klassa-ot-kutepovoi-n-v/ разработки уроков по информатике для 7 класса УМК Л.Л.Босовой, А.Ю Босовой. ФГОС. 5. http://fizinfika.ru/texnologicheskie-kartv-urokov-dlva-8-klassa-ot-kutepovoi-n-v/ разработки уроков по информатике для 8 класса УМК Л.Л.Босовой, А.Ю Босовой. ФГОС. 6. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika// Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. 7. http://school-collection.edu.ru/ Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов 8. http://uztest.ru и http://mathtest.ru - сайты в помощь учителю (содержат базу тестов) 9. http://www.festival-1 september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков» 10. http://www.infoznaika.ru/ - Международная игра-конкурс по информатике «ИНФОЗНАЙКА» 11. http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках. 12. http://www.kpolyakov.ru сайт Константина Полякова 13. http://www.metod-kopilka.ru - Методическая копилка учителя информатики. 14. http://www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет» 15. https://www.uchportal.ru/informatika/ehlektronnoe-posobie-po-teme-kompyuternava-