Приложение к основной образовательной программе основного и среднего общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьная газета» 8-11 классы г. Артемовский 2023 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Школьная газета» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Предметные результаты: Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества. Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем. Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания. Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части). Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному. Организация умения выделять и формулировать тему, идею. Формирование умений строить устные и письменные высказывания. Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования. Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет. Личностные результаты: Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе. Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем. Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе. Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса. Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Учиться определять и формулировать цель деятельности. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования. Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации, Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, круглый стол, работа в малых группах, технология проблемного диалога. Учащиеся должны знать: • стилистические особенности газетных жанров; • специфику профессии журналиста; • основы редактирования; • структуру газеты. Учащиеся должны уметь: • • • • создавать творческие работы публицистического стиля; моделировать газету; редактировать текст; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Актуальность данной программы связана с необходимостью развития у подростков жизненной позиции, нестандартного мышления, способности к творческому видению и отражению реальности, результативному общению, ответственности за свои дела, слова, поступки. Данная программа кроме увеличения возможностей развития ребёнка, способствует активизации общественной жизни школы при помощи регулярного выпуска школьных газет. Данная программа может способствовать профессиональной ориентации. Программа «Пресс-центр «Школьная газета»» направлена, прежде всего, на работу с подростками, на развитие их творческой активности, активной жизненной позиции, потребности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи, потребности в самообразовании, самосовершенствовании. Ведущими стилями речи, осваиваемыми в процессе обучения, являются художественный и публицистический. Одна из важных задач программы – повышение общей культуры речи обучающихся, поэтому в неё включён раздел «Культура речи». Навыки владения языковой нормой окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету, для общения в интернете, для живого общения «лицом к лицу», наконец, для написания резюме работодателю. В целом владение навыками культуры речи определяет успешность современного человека. Цели программы: развивать коммуникативные качества личности ребенка; предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста-репортера; выйти на создание школьной газеты в компьютерном варианте. Задачи: предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента; отрабатывать умения создавать сочинения в жанрах: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью; систематизировать знания о жанрах публицистического стиля; способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков; предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты. Программное содержание включает в себя несколько разделов: Все изучаемые темы распределены разделам: Предмет журналистики Система СМИ. Печатные издания. Электронные СМИ. Практикум: сообщения, презентации Язык и стиль публикаций. Стили Нефотографические: диаграмма, рисунок, карикатура, шарж и др. Иллюстрирование газет разных типов. Форма и размер иллюстраций. Практикум: сообщения, презентации, работа в различных фоторедакторах, художественных редакторах. Редактирование. Редактирование в СМИ, в издательском деле. Задачи редактирования. История редактирования. Практикум: сообщения, презентации, работа в различных текстовых редакторах Газетные материалы. Язык и художественные особенности. Композиция газетной полосы. Оформление первой и последней страниц. Тематические страницы. Газетный разворот. Средства выделения в номере и на странице: графические, шрифтовый и нешрифтовый метод. Практикум создание газетной страницы в различных программах. Литературное творчество. Собственно публицистические жанры. Информационные жанры: хроника, информация. Художественно – публицистические: интервью, отчет, репортаж. Аналитические: статья, корреспонденция, обзорная рецензия. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе Жанровые особенности. Информирующие жанры, оценочные, побудительные. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе Устная и письменная формы речевой деятельности. Формы речи. Функции речи. Виды речи. Жанры речи. Эпистолярный стиль. Литературный язык. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе, интервью. Краткий экскурс в историю журналистики История журналистики. Направления: рекламное дело, фотожурналистика, радио журналистика, тележурналистика, журналистика периодической печати. Информация Типы информации. Что такое лид? Способы написания лидов. Общественные функции СМИ (средств массовой информации) Система СМИ. Печатные издания. Электронные СМИ. Роль СМИ в социализации. Писатель – журналист. Журналистика. Четвертая власть. Представители 4 власти: Н.Зорин, Ф.Мулюков, И.Фесуненко, В.Листьев, Л.Политковская. Цензура. Военные корреспонденты. История военной корреспонденции. Корреспонденты Великой Отечественной войны. Современные военкоры: Д. Асламова, А. Коц. Практикум: сообщения, презентации. Роды, виды и жанры журналистики. Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Художественно – публицистические: интервью, отчет, репортаж. Аналитические: статья, корреспонденция, обзорная рецензия. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе. Содержание и форма журналистских произведений. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе Устная и письменная формы речевой деятельности. Формы речи. Функции речи. Виды речи. Жанры речи. Эпистолярный стиль. Литературный язык. Практикум: сообщения, презентации, статья, эссе, интервью. Композиция газетной полосы. Оформление первой и последней страниц. Тематические страницы. Газетный разворот. Средства выделения в номере и на странице: графические, шрифтовый и нешрифтовый метод. Практикум создание газетной страницы в различных программах. Приёмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Формы организации учебной деятельности: 1. Лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты; 2.Выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста; 3. Работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства; 4. Написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д. Основной вид занятий – практический. Формой занятия является практическая деятельность по созданию продукта - газеты, при выполнении как индивидуальных, так и групповых частей будущей газеты. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 1 год, 136 часов, занятия проводятся 4 раза в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, информатикой, русским языком, черчением. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и копии продуктов исполнительской деятельности – статья, репортаж, интервью, фоторепортаж. 3. Тематическое планирование № 1-4 5-8 Раздел. Тема занятия. Предмет журналистики Что такое журналистика? Кто такой журналист? Права и обязанности журналиста (репортера). СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации. 9-12 Краткий экскурс в историю журналистики История российской журналистики Способы передачи актуальной, общественно значимой информации 13- Информация 16 Источники информации. Как находить нужную информацию. Количество часов Содержание деятельности 4 Полемическая беседа. 4 Беседа. корректно формулировать вопросы, правильно отвечать на них 4 4 Практическая работа с различными источниками (по выбору педагога и обучающихся) с целью нахождения нужной информации. Воспринимать 1720 Типы информации. Что такое лид? Способы написания лидов. 4 2124 2528 Общественные функции СМИ (средств массовой информации) 4 2932 3336 3740 4144 Роль СМИ в социализации 4 Практикум. Подготовка к выпуску газеты 4 Роды, виды и жанры журналистики Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью Жанры журналистики Интервью. Виды интервью. 4 4552 Репортаж. Тема репортажа. Техника работы над репортажем. Функции СМИ Обязанности журналиста 4 4 . 8 другого человека, документы, архивы, Интернет, объявления, рекламу как источники информации. Уметь пользоваться разными источниками информации. Подготовка сообщений по теме, характеристика лидов к газетным статьям, написание лида к собственной заметке. Пользоваться разными источниками для нахождения необходимой информации. Распознавать виды лидов, создавать их к собственной статье Подготовка сообщений по теме, взаимоопрос, создание списка вопросов к интервью с известным человеком; написание интервью в школьную газету. Уметь собирать материал для интервью, составлять список вопросов к интервью. Составление вопросов по теме для взаимоопроса. Создание репортажа для школьной газеты. Коррекция текста репортажа, созданного сверстником. Подбирать тему для репортажа - актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, 5356 Публицистическая статья. Заглавие в тексте. Графическое оформление статьи. 4 5758 5962 6366 6770 7173 7475 7677 7881 8285 8689 Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия. Практикум. Подготовка к выпуску газеты 2 Содержание и форма журналистских произведений 4 9091 Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. собственное участие. Создавать репортаж Сообщение по теме, взаимоопрос. Создание публицистической статьи, подбор заглавия, оценка правильности графического оформления. Группировать данные, определять тематический центр статьи, формулировать вспомогательные тезисы в четкой последовательности. 4 4 Драматургия. Троп. Эпитет. 2 Метонимия, синекдоха, литота и гипербола 2 Метафора 2 Подготовка к выпуску газеты 4 Комментарий: презентация единого факта. 4 Рецензия. 4 Фельетон. 2 Создание текста комментария факта из школьной жизни. Составление памятки: «Как написать рецензию»; Создание текста рецензии сборника сочинений «Наши домашние питомцы». Создавать текст рецензии, соблюдая четкую соотнесенность структурных элементов. Создание фельетона для школьной газеты. 9295 Эссе. 9697 Очерк. 9899 Письмо. 4 2 2 100- Пресс-опрос. 103 4 104105 106111 112113 Шоу-жанры. Конкурс. Фоторепортаж. 2 Газетные иллюстрации. Виды. Основные функции. 2 6 114- Газета-приложение. 117 4 118- Работа редакции. 121 4 122- Как планировать номер. 123 124- Подготовка к выпуску газеты 125 126- Правка и редактирование текстов. 2 Сообщение по теме, составление памятки «Как писать эссе», создание текста эссе на злободневную тему. Создание очерка на школьную тему, оценка выполнения работы сверстником. Создание текста письма в школьную газету на злободневную тему. Составление ответа на письмо в редакцию. Подбор темы для опроса, создание текста в жанре пресс-опроса для школьной газеты. Придумать конкурс для очередного номера школьной газеты. Подобрать серию снимков по выбранной теме. Создание заметки из школьной жизни и подбор иллюстрации к ней (фотографии, рисунка, картинки). Подбирать иллюстративный материал к газетной статье. Создание газеты приложения к школьной газете (работа по группам, презентация получившегося продукта) Экскурсия в редакцию одной из городских газет. Создание заметки в школьную газету. Представление о работе редакции газеты. Составление плана очередного номера школьной газеты, определение его тематической направленности. Планировать работу школьной редакции в рамках одного номера газеты. 2 3 Создание текста любого жанра 128 129- Типы газет. 130 . 1 131- Практическая деятельность по верстке и выпуску готового 132 номера газеты 2 133- Резервные часы 136 4 журналистики в школьную газету, коррекция и редактирование текста, созданного сверстником. Уметь править и редактировать созданный другим лицом текст; находить речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Презентация изданий газет разных типов. Уметь составить текст презентации печатного издания Подведение итогов курса. Создание мини-проекта. Уметь выражать свое мнение, отстаивать собственную позицию. Тематическое планирование рассчитано на разный возраст обучающихся, может лечь в основу с учащимися 5-11 классов, необходимо лишь правильно отбирать теоретический и практический материал по заявленным темам. Так, например, рассматривая жанры журналистики, для учеников 6 класса интереснее и доступнее будут жанры: репортаж, письмо, заметка, интервью. Ребятам старшего возраста, скажем, девятиклассникам по силам справиться с эссе, очерком, рецензией. Глубина постижения темы зависит и от общего уровня развития занимающихся. Занятия в рамках данной программы условно делятся на теоретические и практические. Теоретические строятся по общему плану: формулировка темы, определение цели и задач, постановка вопросов, ответы на которые, сформируют полное представление о понятии, заявленном в теме, взаимоопрос (на основе домашнего задания), формулировка и запись определения понятию, заявленному в теме занятия, практическое применение полученных дома и на уроке знаний с использованием готового дидактического материала, выводы о достижимости цели и задач, рефлексия, задание на следующее занятие. Практические занятия также имеют четкую структуру: формулировка темы, определение цели и задач, повторение теоретических положений, изученных на предыдущем занятии, создание текста заданного жанра (в парах, группах), чтение и обсуждение получившихся сочинений, рекомендации по коррекции, выводы о достижимости цели и задач, рефлексия, задание на следующее занятие. Каким бы ни было занятие, необходимо его построить так, чтобы обучающиеся самостоятельно добывали необходимые знания, приобретали умения и навыки, предусмотренные программой кружка. Учитель выступает в роли координатора деятельности учеников, а не транслятора готовых истин. Приводим пример занятия по теме: «Что такое лид?». Оно входит в общую тему: «Информация» и проводится после занятия «Типы информации». Ребятам было дано задание узнать, что такое лид, найти теоретический материал, осмыслить его, поделиться со сверстниками на занятии. Выполнение домашнего задания не должно вызвать затруднений, так как предыдущие темы: «Источники информации» и «Как находить нужную информацию» направлены на решение подобных проблем. Цель: формирование у обучающихся понятия «лид». Задачи: учиться самостоятельно находить нужную информацию, отбирать материал и систематизировать в рамках заданной темы; овладевать навыками связной устной монологической речи; учиться правильно ставить цель, определять задачи и пути их реализации, оценивать степень достижимости поставленных цели и задач; осознавать значимость изученного на занятии материала и уметь применять знаний о лиде на практике. Оборудование: текстовый материал, включающий разные по типу лиды; печатное издание по выбору обучающихся. Деятельность учителя 1) Приветствие, объявление темы занятия. Побуждение сформулировать цель и основные задачи. Корректировка формулировок обучающихся. Деятельность обучающихся Ребята пытаются самостоятельно сформулировать цель и задачи занятия: узнать, что такое ЛИД, учиться находить и отбирать нужную информацию, применять на практике полученные знания - при написании лидов, учиться правильно говорить, строить связное устное и письменное высказывание, работать с текстом как источником информации. Беседа по изученному дома материалу о лидах, самостоятельно подготовленные сообщения учеников, вопросы отвечающим, работа с Какие формы работы помогут достигнуть цели? 2) Что вам пришло на ум, когда вы впервые услышали термин ЛИД? Оправдались ли ваши предположения? Сформулируйте вопросы, которые помогут в полной мере овладеть новым для вас понятием. текстами. 3) Что же такое ЛИД? Сформулируйте четкое определение понятия. Обучающиеся формулируют и записывают в тетрадь, обмениваются записями и сопоставляют с определением термина, записанным на доске: ЛИД - это самый первый абзац текста, содержащий информацию, которая заставит читателя продолжить знакомство с публикацией. Содержание ЛИДА во многом зависит от цели, преследуемой журналистом, и аудитории, для которой написана статья. ЛИД имеет свою типологию: конспективный, описательный, «капсула», «стакатто» и др. 4) На следующем занятии мы узнаем о способах написания лидов, а сейчас проанализируем лиды предложенных вам фрагментов газетных публикаций с точки зрения идейного содержания и типологии: Вчера, накануне международного женского дня 8-е марта, мы узнали о победе наших девчонокфутболисток. Сборная нашей школы на выездных соревнованиях по мини-футболу забила 6 голов в ворота соперниц из Санкт-Петербурга и обеспечила себе первое место в турнирной таблице. (...) Что такое ЛИД? Когда появился этот термин в отечественной журналистике? Почему даже начинающий журналист не станет отрицать значимость самого первого абзаца публикации? Любая ли статья имеет ЛИД? Всегда ли ЛИД должен содержать главное? Какие виды ЛИДОВ вам знакомы? Какие источники информации вы использования, чтобы узнать, что такое ЛИД? Почему именно эти? (формулировка вопросов выполняется в парах, беседа по ним фронтально) ЛИД - «капсула». Призван произвести эффект взрыва. Предполагается, что читатель знает о событии, и нам надо только подчеркнуть динамику произошедшего или выделить его завершение. Читатели школьной газеты в напряжении следят за тем, как команда по мини-футболу играет на общероссийских соревнованиях. Главная информация, которую они захочет услышать, это результат. Облегченно вздохнув и порадовавшись за девчонок после первого абзаца, читатель продолжит знакомиться с текстом. ЛИД - «стакатто». Предполагает динамику событий с нарастанием напряжения. Короткие, обрывистые фразы вам в этом очень помогают. Лучший чтец в классе, победитель школьных состязаний в поэтическом творчестве, обладатель главного приза в городском конкурсе «Живая классика». Смирновой Александре - ура!(...) Талантливый, знающий свое дело на «5» учитель, чуткий человек, замечательный друг. Это сказано об одном из педагогов нашей школы. На днях Далинина О.С. получила почетное звание - Заслуженный учитель РФ. (...) Первая среда апреля ознаменовалась важным событием. В библиотеке школы состоялась долгожданная встреча. Пришла в гости писатель Галина Гордиенко. Галина Анатольевна рассказала о своей жизни и творческих планах. 5) Итак, мы познакомились с понятием ЛИДА, прочитали некоторые из них, попытались определить их типы и особенности. Достигли цели занятия? Справились с поставленными задачами? В какой мере? С чего мы должны начать следующее занятие? 6) Выберите одну из фраз и закончите ее в соответствии с тем, как считаете нужным: Занятие мне показалось интересным, потому что .... Новым для меня было .... Неожиданным для меня было Меня удивило то, что... Занятие было полезным для меня тем, что... 7) Задание на следующее занятие: из прессы выбрать статьи с разными видами ЛИДОВ, обосновать свое мнение; объединиться в мини-группы, выбрать тему для написания заметки в школьную газету, собрать факты. Литература для учащихся Виленский М. Как написать фельетон. – М., 2013. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001. ЛИД - описательный. Прорисовка качеств человека, о котором пойдёт речь далее в статье. ЛИД - конспективный. Используется при написании новостей, когда в начало ставится (конспектируется) главная информация. В идеале в таком лиде дается ответ на все главные вопросы материала: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто? Далее по тексту информация располагается по принципу перевернутой пирамиды - самая незначительная ставится в конце. Я считаю, мы достигли цели занятия, так как узнали, что такое ЛИД, сформулировали четкое определение, узнали о типологии, анализировали с этой точки зрения тексту ЛИДОВ, учились работать с текстом, как источником информации. С задачами справились, но необходимо продолжать работу по практическому освоению понятия ЛИД. Следующее занятие лучше начать с повторения того, что получили сегодня, и познакомиться со способами написания ЛИДОВ. Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и пытаются её завершить, демонстрируя учителю, удалось ли занятие. Обучающиеся записывают задание, задают вопросы, высказывают пожелания. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 2011 Литературный энциклопедический словарь. – М., 2007 Лукина М. Технология интервью. – М., 2003. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 2006 Литература для учителя Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000. Коновалова О. Основы журналистики. М.- Ростов-на-Дону. 2005. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005. Серов С.И., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М: АРКТИ, - 2007 Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002. Смирнова Т.К. Школьная газета как фактор развития личности ученика // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. Вологда, 2011, с. 74 Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002. Щукина О.В. Формирование коммуникативной компетенции как условие развития способности школьника к самореализации в обществе // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. - Вологда, 2011, с. 88