РП ВД_Смысловое чтение

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
5 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с
возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. В процессе занятий по данной программе у
учащихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
 готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации,
представленной в различной форме;
 способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
 познавательный интерес к различной информации;
 читательский интерес.
Метапредметные результаты:
Регулятивные

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику
решения практической и учебной задач;
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
 предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
 умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход
решения учебной задачи.
. Коммуникативные
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
 определять цели, распределять функции и роли участников;
 взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
 слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности
Познавательные
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
 критически оценивать содержание и форму текста.


Учитывая специфику курса «Смысловое чтение», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения
учебных предметов на ступени основного общего образования.
Структура содержания курса определена следующими тематическими блоками (разделами):
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- Работа с текстом: оценка информации
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
− определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
− выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
− формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
− составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
− сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: − определять
назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её
осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного
представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Содержание курса
5 класс
Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.
Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция.
Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений
в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа,
таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации,
полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Поурочное планирование
5 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание

1
2
3

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК
ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО
Текст. Признаки текста.
Текст. Типы текстов.
Функциональные стили речи.

1
1
1

4

Тема текста.

1

Текст, его основные признаки.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи.
Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительновыразительные средства.
Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23

Основная мысль текста.
Тема и микротема текста.
Деление текста на смысловые
части.
Определение ключевой
информации текста.

1
1
1

текста. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Упорядочивание информации по заданному основанию.

1

План текста. Простой план.
План текста. Сложный план.
Представление информации текста
в виде таблицы и схемы.
Различные виды чтения.
Использование различных видов
чтения при работе с текстом.

1
1
1

Словари и справочники. Работа с
дополнительными источниками.

1

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных
в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений
в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание
информации по заданному основанию.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных
в явном виде.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка,
символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари. Использование
формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА
ИНФОРМАЦИИ
Формулирование вопросов к
прочитанному тексту.
Определение темы прочитанного
текста.
Определение проблематики
прочитанного текста.
Сравнение объектов в тексте.
Характеристика героев в тексте
художественного произведения.
Средства художественной
выразительности.
Работа с лексикой текста.
Образно-выразительные средства
языка в тексте.
Анализ образно-выразительных
средств в тексте.

1
1

1
1

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод.

1
1
1
1
1
1
1

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33,
34

Формулирование выводов на
основе прочитанного текста.
Монологическое высказывание на
основе прочитанного текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Определение авторской позиции.
Определение идеи прочитанного
текста.
Создание письменного отзыва о
прочитанном тексте.

1

Создание иллюстраций,
отражающих ключевую
информацию текста.
Диалог. Учебный диалог.
Участие в диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного
текста.
Подведение итогов. Творческая
лаборатория.
Повторение изученного.

1

1

1
1

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места
и роли иллюстраций в тексте.

1

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места
и роли иллюстраций в тексте.

1
1
1
2

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».