РП_ВД. Фантазёры_2-4 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
во 2-4 классах «Фантазеры»

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Фантазёры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут
сформированы следующие результаты:
Личностные УУД
- развитие учебно – познавательного интерес к творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное
отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять
самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
Познавательные УУД
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном
творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом
Коммуникативные УУД
- научатся первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничествеотличные от собственной позиции, позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Регулятивные УУД
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать
художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами
декоративно – прикладного творчества.
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла

-

Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Основные требования к знаниям и умениям.
-

Учащиеся будут знать:
правила Т/б, о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
и понимать основы цветоведения;
и понимать правила смешивания красок;
основные приёмы и техники работы с акварелью и гуашью;
выразительные возможности простого карандаша и ластика, восковых мелков, цветных карандашей;
технологию работы с глиной, пластилином, бумагой.
и применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, тон, цвет, фактуру, ритм и прочие.
о народных промыслах, возникших очень давно.
и применять законы построения узоров и орнаментов, виды и типы орнаментов, знать и использовать в речи такие термины как
симметрия, ритм, мотив, дупликация и прочие;
отличительные особенности художественных материалов и сферу их применения.
пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные
элементы интерьера;
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием теста пластилина, глины,
способы декоративного оформления готовых работ;
о материалах, инструментах;

-

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о виде декоративно- прикладного искусства - лепке;
Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.
Учащиеся будут уметь:

-

соблюдать правила ТБ;
грамотно смешивать краски;
отличать тёплые и холодные оттенки цвета;
владеть рукой - проводить пластичные прямые и изогнутые линии от руки.
проводить прямые как горизонтальные, так вертикальные и наклонные линии;
фиксировать точку в памяти и проводить дугу вокруг точки от руки;
придумать и нарисовать несложный геометрический орнамент или орнамент плетения для декора в полосе;
фантазировать, воображать, представлять и создавать образы;
работать со множеством пластических и красочных материалов (пластилин, глина, песок, гипс, воск, акварель, гуашь, мел,
уголь, сангина, грифельный и цветные карандаши, плоские и круглые кисти, бумага);
и понимать, чувствовать и анализировать ритм линий, пятен, цвета, фактуры в композиции…
пользоваться приемами работы с различной по плотности и фактуре бумагой;
работать как самостоятельно, так и в коллективе;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной
формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека,
явления;
понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго
по правилам;
называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека;
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

-

-

-

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
добывать необходимую информацию (устную и графическую);
анализировать изделие и технологию его изготовления;
определять основные конструктивные особенности изделий;
подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
соблюдать общие требования дизайна изделий;
планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Отмечаемвизуально и в диалоге ценностно-смысловые установки учащихся, замечаем их в рисунках:
• личность ребёнка направлена на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.

• ребёнок имеет представление об основных ценностях, независим, самостоятелен в своих поступках, принимает и использует
ценности в поведении, взаимодействуя с окружающими людьми.
• владеет способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, анализирует свои действия и поступки,
действия и поступки других людей.
Рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также, как итог, в творческой
работе над композицией. Педагог в конце каждого занятия акцентирует внимание учащихся на положительных результатах их
деятельности на уроке, даёт совместно с другими детьми устную положительную оценку работе.
Ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, пытается принимать ответственность за
происходящее в группе, учится осуществлять пошагово, организовывать свою деятельность, старается соотносить результаты с целью
деятельности. Реконструирует и анализирует план построения собственной или чужой мысли, идеи, композиции, пытаясь выделять в
этом плане его состав и структуру, а затем их прорабатывает соответственно ставящимся целям.
-

Ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности.

Ментальные акты неотрывны от тела. Занимаясь практически выполнением тех или иных заданий, связанных с изображением
линии, пятна или формы мы воздействуем на развитие мышления. Рисование форм позволяет детям развивать речь,
пространственное, логическое, рациональное и иррациональное, образное мышление.
-

Способы деятельности (в т. ч. интеллектуальной).

Способы деятельности – один из факторов развития познавательной активности школьника. Любой вывод основывается на
исследовании и анализе после разнообразных упражнений, которыми наполнен учебно-тематический план занятий кружка. Это и
получение в итоге рисования форм неких образов, и получение нового оттенка цвета, вывод - смешивание основных цветов даёт
новый «дополнительный» цвет и многообразие оттенков достигается смешиванием небольшого количества красок. В лепке мы
осознаём конструкцию формы, свойства, и ищем пути применения. Анализируем получаемые формы. На занятиях кружка
«Фантазёры» формируются умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли, дети освобождаются от
зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению, так как все
умозаключения и выводы основываются на практическом исследовании и работе с материалами при использовании разнообразных
техник и приёмов.
-

Предметно-пространственные навыки.

Психоэмоциональная обстановка, настрой как педагога, так и всех детей в группах позволяет почувствовать свободу для
самовыражения и самостоятельного творчества школьников. Вся атмосфера направлена на то, чтобы создавались необходимые
условия для самостоятельной творческой работы.
-

Опыт творческой деятельности.

Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Опыт творческой деятельности –
особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает
развитие социальной культуры общества. По сути, весь опыт, который ребёнок получает на занятиях в студии – это опыт творческой
деятельности.
-

Опыт самопрезентации.

В процессе занятий педагог предлагает детям рассказать о проделанной ими работе. Поделиться своими находками, идеями,
выводами. При этом он получает опыт презентации своей работы, а значит и самопрезентации.
-

Опыт взаимодействия в референтной группе.

В кругу сверстников ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Для эффективного взаимодействия во время занятий дети
могут свободно подходить друг к другу, общаться по теме занятия, просить помощи и делиться ею с другими.
-

Опыт участия в конкурсах.

Педагог информирует детский коллектив о предстоящих конкурсах, выставках, мотивирует принимать в них участие, помогает
в оформлении работ для выставок. Делает заявки, заранее подготовив детей.

-

Навыки самооценки.

На каждом занятии педагог совместно с детьми проводит анализ работ и деятельности на занятии каждого ребёнка, акцентируя
внимание как на недочётах, так и, в первую очередь, на достоинствах результата выполнения задания, рисунка или композиции, что
даёт ребёнку как конструктивную критику его работе, так и повышает его самооценку. Участие в выставках и конкурсах позволяет
также поднимать самооценку ребёнка.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
П ЕРВЫЙ ГОД

ОБУЧЕНИЯ .

Тема 1. Введение.Краски как материал в руках художника. Выразительные средства красочных материалов.
Теория: Введение.
Беседа о том, что все художники работают с материалами. Но каждый материал имеет свои особенности. Необходимо обретать опыт,
научиться понимать, что и как можно изображать, используя тот или иной материал. Для начала поработаем с акварелью. Затем освоим
пластические свойства бумаги и таких материалов, как пластилин и глина (чем будем заниматься, чему научимся, для чего нам это нужно).
Заливка как акварельный приём. Упражнения с акварельными красками. Получаем опыт смешивания двух основных цветов.
Получаем Оранжевый.
Практические занятия:
Упражнения с акварельными красками. Получаем опыт смешивания двух основных цветов. Получаем Оранжевый, Зелёный и Фиолетовый
цвет.
- Жёлтый (Синий или Красный). Определение настроения цвета, характеристика цвета. Выполняем заливку листа чистым цветом
(используем только основные цвета).
- Наложение цвета на цвет. Получение дополнительного цвета и его оттенков из двух других основных цветов (Жёлтый + Синий, Синий +
Красный, Красный + Жёлтый).
- Подведение итогов занятия, анализ работ.
Педагог показывает, на каких работах цвета подружились лучше. Лучшей можно назвать работу, где из 2 красок получилось создать
максимальное количество оттенков дополнительного цвета.

Тема 2. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Смешивание красок на бумаге. Упражнения.
Теория: Основные и дополнительные цвета.
−
Цветовой круг. Близкие родственники – это те цвета, которые расположены рядом. А противоположные цвета – это неприятели.
Поэтому такие краски лучше не смешивать.
−
Противоположные цвета попарно являются дополнительными. Если нам нужно выделить изображаемый объект цветом, то для
фона необходимо брать противоположный цвет. Эти цвета дополняют, усиливают «звучание» друг друга.
Практика:
Получение дополнительных цветов из двух основных, смешивая краски на бумаге.
Рисование красных ягод на зелёной лужайке или жар-птицы в ночном небе.
На втором листе смешиваем пары цветов из палитры (выбираем только цвета радуги). Определение противоположных цветов
экспериментальным путём. Если цвет грязный, серый, то смешали противоположные цвета.
Подводим итог занятия. Отвечаем на вопросы:
1.
2.
3.
4.

Все ли цвета, которые мы получили, смешивая друг с другом (цвета радуги), нам симпатичны, приятны?
Какие пары цвета смешивали?
Какие цвета являются близкими?
Какие цвета попарно являются противоположными?

Тема 3. Техника и приёмы акварели - "по-сырому". Вплавление цвета в цвет. Упражнения.
Теория:
Техника «по мокрому», «по сырому» выполняется акварельными красками по влажной поверхности листа бумаги. Результат
непредсказуем в целом, но есть возможность пронаблюдать то, как один цвет как-бы вплавляется в другой и происходит мягкое соединение
двух основных цветовых пятен через дополнительный цвет. Жёлтый + Красный = Оранжевый.
Но на листе получаются различные оттенки оранжевого цвета. Это и морковный, и персиковый, и мандариновый, и тыквенный цвета.
И много других оттенков, таких как облепиховый, абрикосовый, манго… Основная задача заключается в том, чтобы дети начали различать и
пытаться называть эти оттенки оранжевого.
Практика:
-

По смоченному водой листу бумаги рисуем в различных местах жёлтыми красками (их две: лимонный и жёлтый цвет).

-

Набираем на кисть алую краску и точечно наносим на оба жёлтых цвета в небольшом количестве.
Добавляем каплями холодные и тёплые оттенки красного цвета.
Важно не пытаться кистью все полученные оттенки перемешать в один ровный цвет.

Тема 4. Приёмы - сухая кисть, набрызг, промакивание, применение соли, мыльной пены и спирта. Получение эффектов.
Упражнения. Композиция «Одуванчики». «Облака».
Теория:
Художники по-разному работают кистью. Её можно хорошо смочить, отжать воду, оставив почти сухой…
Можно рисовать на мокром листе, а можно на сухом.
Можно работать всей кистью или только кончиком.
Можно набирать на кисть несколько красок и даже совсем не мокрая в краску рисовать сухой кистью по красочному слою.
Можно набрать краску и на отжатую, сухую кисть. Какие следы она будет оставлять на бумаге?
Практика:
Рисуем Облака по мокрому листу. Заливаем синими красками небо, оставляя белые облака.
Теперь берём кисть. Отжимаем её, и, убираем ею краску, увеличивая площадь белого промакиванием.
Ниже на листе рисуем жёлтыми красками лужайку. Должен получиться зелёный цвет, если небо нарисовано на весь лист синими
красками.
Теперь набираем на кисть чистую воду и капаем в одну точку. Вода должна размыть красочный слой, расширяясь. Вымывая зелёный
цвет до белого цвета бумаги. Теперь можно лишнюю воду убрать сухой кистью. Кисть впитывает излишки воды.
Теперь сухой пушистой кистью рисуем от центра одуванчики. Можно, если работа подсохнет, сухой кистью порисовать на лужайке и
другие цветы, набирая краску на «сухую» кисть. Можно сделать набрызг. Для этого набираем на кисть краску с водой и ударяем её об палец
другой руки. Капли мелкими точками разлетаются по листу. Если задавать направление, то можно дорисовать таким способом мелкие цветы,
листья крон деревьев или кустарники.
На дополнительных листочках бумаги проводим эксперименты с солью, мыльной пеной. Смотрим на результат.
Тема 5. Техника и приёмы акварели - монотипия. Упражнения.
Теория:
Для получения разнообразных фактур, художники прибегают к использованию разнообразных дополнительных материалов. На
прошлых занятиях мы увидели, как работает соль, спирт и мыльная пена.
Сегодня мы порисуем на полиэтиленовом пакете и сделаем отпечаток с него на бумагу. Это монотипия. Такой рисунок невозможно
повторить. Поэтому и монотипия. Моно - приставка к слову, означающая «один».
-

Практика:
Наносим кистью различные краски, пытаясь нарисовать осенний пейзаж, например.
Берём сухой лист бумаги и накладываем его поверх работы.
Теперь ждём. Поднимаем отпечатанный рисунок и всматриваемся, поворачивая его с разных сторон. Придумываем название,
дорисовывая детали.
Тема 6.Колорит. Тёплая цветовая гамма. Композиция «Осенний листопад» или «Караван в пустыне» *. (Самостоятельная
творческая работа).
Теория: Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов
изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых
сочетаний в произведении.
Создавая рисунок в определённой цветовой гамме, мы можем создать и колорит. Художники различают тёплые оттенки цвета и холодные. У
нас в палитре есть по два основных цвета. Тёплый и холодный его оттенки. Жёлтый и лимонный, например. Алый и рубиновый красный.
Голубой и ультрамарин. Найдём их.
Теперь давайте посмотрим, что получится, если мы будем рисовать рисунок только основными цветами, но создавая при этом определённый
колорит, ограничиваясь большей частью тёплой половины цветового круга. Самостоятельно рисуем композицию «Осенний листопад»
«Караван в пустыне». Используем ограниченные краски: Жёлтые, красные. Дорабатываем детали синими красками. Только основные цвета.
Общее впечатление от полученного рисунка определяет колорит. Тёплая или холодная цветовая гамма у нас получилась?
Практика:
-

Рисуем фон «по сырому», используя красные и жёлтые краски.
Рисуем детали небольшим количеством синих красок поверх фона.
Анализируем результат.

Тема 7. Колорит. Холодная цветовая гамма. Композиция «Зимний вечер». (Самостоятельная творческая работа).
Теория:
Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов
изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых
сочетаний в произведении.

Создавая рисунок в определённой цветовой гамме, мы можем создать и колорит. Художники различают тёплые оттенки цвета и
холодные. У нас в палитре есть по два основных цвета. Тёплый и холодный его оттенки. Жёлтый и лимонный, например. Алый и рубиновый
красный. Голубой и ультрамарин. Найдём их.
Теперь давайте посмотрим, что получится, если мы будем рисовать рисунок только основными цветами, но создавая при этом
определённый колорит, ограничиваясь большей частью холодной половины цветового круга. Самостоятельно рисуем композицию «Зимний
лес». Используем ограниченные краски: Ультрамарин, Голубой. Дорабатываем детали жёлтыми и красными красками. Только основные
цвета. Общее впечатление от полученного рисунка определяет колорит. Тёплая или холодная цветовая гамма у нас получилась?
Практика:
-

Рисуем фон «по сырому», используя только синие краски.
Рисуем детали небольшим количеством жёлтых или красных красок поверх фона.
Анализируем результат.

Тема 8. Бумага как материал в руках художника. Художественные изделия из бумаги. Знакомство с Оригами. Сгибание бумажных
квадратов. Простые фигурки.
Теория:
Беседа: «Применение бумаги в ДПИ и дизайне. (Аппликация и декупаж, оригами, квиллинг, папьемаше, скрапбукинг, ажурная
вырезка и бумажная пластика, бумажные развёртки...)».
Легенда о возникновения японской техники Оригами про «Японский журавлик».
Практика:
Складывание из квадратов цветной бумаги оригами. Фигурки животных и цветов.
Тема 9. Аппликация, коллаж. Создание композиции из журнальных страниц. Обрываем и наклеиваем.
Теория:
Техника аппликации — «обрывная аппликация», или «рваная аппликация». Показываем детям примеры работ.
Контрасты цвета помогают выделять главное в изображении. В идеале, если мы используем «дополнительные», или
«противоположные» цвета из цветового круга.
Вспоминаем пары цветов-антагонистов. Белый кот лучше виден на тёмном фоне. На чёрном. Рыжий кот заметнее на синем фоне. А
коричневый цвет - это оттенок какого цвета из цветового круга?
-

Практика:
-

Придумываем рисунок. «Два кота» или «Петушиный бой».
Создаём эскизы карандашом на листе бумаги.Определяем главный персонаж – центральную фигуру композиции.
Рвём на мелкие кусочки листы журнала. Раскладываем кусочки по цветам.
Осталось наклеить нужные кусочки так, чтобы фон и объекты оказались выполнены контрастными цветами.

Тема 10. Лепка птиц и животных из пластилина. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различных
приёмов и методов лепки из цветного пластилина.
Теория:
Беседа: «Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические материалы. Круглая скульптура. Рельеф. Мелкая пластика.»
Геометрические формы (тела).
Формообразование. Яблоко – это шар. Туловище человека, например, больше схоже с цилиндром, морковка напоминает конус…
Приём лепки: соединение частей в целое.
Практика:
Лепим простые природные формы (геометрические тела).
Соединяем их на картоне в изображение рыб и морских звёзд, предварительно размазав фон (пластилин синего и зелёного цвета) по
картону.
Анализируем результат. Получился рельеф с изображением морского дна, где плавают рыбы (шары и цилиндры) и живут морские
звёзды (собранные из 5 коротких конусов). По лентам водорослей ползут улитки. (Улитка – это спираль, свёрнутая из длинного конуса).
Тема 11. Лепка птиц и животных из глины. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различных приёмов и
методов лепки из глины.
Теория:
Круглая скульптура и мелкая пластика. Демонстрация скульптурных произведений. Глина – полезное ископаемое. Полезные свойства
материала и применение. Особенности глины как материала. Отличия от пластилина. Как работать с глиной?
Глина сохнет, если её мять и твердеет, в отличии от пластилина, который становится мягким. Глину можно смачивать. Жидкая глина
помогает соединять детали.
В глине не должно быть лишних вкраплений.
Глину лучше собирать в один ком и прикрывать мокрой тканью, чтобы не сохла.
Глину обжигают. После обжига она становится твёрдой и монолитной. Но может оказаться и хрупкой, как все керамические изделия.

Практика:
-

Лепим фигурки животных. Новогодняя тематика. Например, животное года или олень Санты.
Приёмы лепки: вытягивание из целого куска и присоединение деталей.
Обжиг происходит в отдельное время без участия детей.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1. Вводное занятие. Тема цикла занятий: Тональные отношения цвета. Свет и тьма. Добро и зло. Фон и многоплановость в
живописи.
Теория:
Введение.
Беседа о том, что художник, работая над персонажами, изображает фон и на нём предметы или людей, животных, создавая образы
этих предметов, людей, животных. Но необходимо передавать отношение к ним. Для этого важно знать, какими средствами он может,
например, показать характер персонажа? Во-первых, это цвет. Силуэт, тон, характер линии и сочетание всего этого с фоном. На наших
занятиях мы познакомимся с этими приёмами и научимся, создавая образ, передавать его особенности (чем будем заниматься, чему
научимся, для чего нам это нужно).
Педагог рассказывает библейскую легенду про битву Архангела Михаила и светлого воинства со змеем.
Практика:
Композиция на тему: "Битва Архангела Михаила со змеем". Используя приёмы и технику работы гуашью, рисуем основной фон к
работе.
Дети анализируют сюжет. Обсуждаем, как важно не позволять тьме брать верх над нами. Что битва постоянно происходит внутри нас,
и мы делаем выбор, на чью сторону нам вставать. Примеры из жизни.
Готовим лист для изображения сюжета. Создаём фон. На середине листа стена светлого мира. С одной её стороны рисуем фон
светлыми красками. Для этого смешиваем краски с белилами, получая множество оттенков.
С другой стороны стены царство тьмы. Здесь должны преобладать неприятные тёмные цвета. Для этого смешивая краски добавляем
немного сажи газовой, усиливая мрачный тон.
На втором занятии на готовом фоне прорисовываем красного дракона с семью головами и десятью рогами, который хочет захватить
светлый мир ангелов и светлое воинство во главе с Архангелом Михаилом. Используем белую краску.

Тема 2.Чёрный и белый цвет. Ахроматические цвета. Выражение доброго и злого в живописи. Светлый и тёмный образ. Силуэт.
Контраст. Форма пятна. Линия.
Теория:
Разбираем рисунки, сделанные на предыдущем занятии. Выясняется, что каждый персонаж имеет кроме цвета форму. Это пятно,
имеющее размер, тон, очертания.
Если нарисовать среди крупных пятен мелкое и сделать на нём акцент контрастным к фону цветом, оно выделяется.
Также более крупное среди мелких станет главенствовать. Это работает масштаб пятна.
Светлое пятно и тёмное можно воспринимать как силуэт. Посмотрим, в чём же существенно различия, если мы нарисуем два
одинаковых по размерам пятна, с одним силуэтом, но при этом с разным тоном?
Иллюзия - обман зрения. Как это можно применять?
Практика:
Вырезаем из чёрного листа бумаги симметричную вазочку, согнув лист пополам.
Наклеиваем на белый формат внутреннюю, вырезанную вазу и на второй половине листа то, что осталось от чёрного листа. На первой
половине изображение чёрной вазы на белом фоне. На второй половине белый силуэт этой вазы на чёрном фоне.
Чёрное пятно на белом фоне выглядит меньше белого пятна на чёрном фоне.
Тема 3.Создание образа положительного и отрицательного. Иллюстрации В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Добрый и злой
персонажи. Самостоятельная творческая работа - иллюстрация к литературному произведению А. С. Пушкина «Сказка о Царе
Салтане».
Теория:
Рассматриваем иллюстрации к сказкам В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Как художник показывает свои образы? Какими средствами
передаёт характер персонажей?
Практика:
-

Изображаем персонажей сказки по описанию сюжета (самостоятельно продумываем фон и самих персонажей):
Видно, на море не тихо:
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела —
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом

-

Молвит русским языком:
«Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.

Используем белила для Царевны-Лебедь и чёрную краску для коршуна.

Тема 4.Лепка. Персонажи народных русских песен, сказок, пословиц и поговорок. Глина. Лепим игрушки: «Барашек». «Петушок».
«Лисица». «Волк».
Теория:
В народе с давних времён описывались и создавались образы излюбленных персонажей, обладающих порой чудодейственной силой.
Они и убаюкивали деток, и помогали в хозяйстве, и кормили… О них сложены песни, про них поговорки и сказки. Это такие замечательные,
живущие рядом с человеком животные. Собака сторожит. Петушок будит по утрам, курочка сносит яйца, корова даёт молоко, барашки –
шерсть… Наблюдение за ними и позволяет создавать неповторимый образ. Часто их изображали в мелкой пластике. Например – делали
глиняные игрушки – свистульки для детей…
Беседа на тему: «Художественные промыслы Огонь, вода и кусочек глины» о возникновении народного промысла.
Виды глиняных игрушек:
Старооскольская народная глиняная игрушка
Скопинская керамика и игрушка
Каргопольская глиняная игрушка
Чернышенская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка
Плешковская игрушка
Орловская глиняная игрушка
Жбанниковская глиняная игрушка

Абашевская глиняная игрушка
Дымковская игрушка
Тульская глиняная игрушка…

Практика:
-

Лепим под руководством педагога игрушку – «Барашек»
Применяем метод вытягивания, деления на части куска глины на равные части
Соединяем части в целое, склеивая жидкой глиной.
Украшаем игрушку насечками, элементами декора.

Тема 5.Художники и театр. Работа над образом. Создаём головы перчаточных кукол-сказочных животных в технике папье-маше.
Теория:
Где же ещё обитают игрушки? Они не просто обитают, они оживают в руках кукловодов в театрах.
Беседа о том, что в театре работает много разных художников. Это и художник по костюмам, и гримёры, и художники по свету… Но
в кукольном театре никто не сравнится с кукольником – художником, который придумывает и создаёт кукол.
Техника Папье-маше.
Как сделать перчаточную куклу своими руками в технике папье-маше.
Практика:
-

Лепим головы зверей из пластилина.
Обклеиваем головы животных мелкими кусочками газетной бумаги на 6-8 слоёв.
Педагог разрезает изделия пополам, после чего работу продолжают обклеивать ещё двумя-тремя слоями или больше.
Готовую голову персонажа раскрашиваем гуашью с добавлением клея ПВА.
В качестве самой перчатки можно взять старую тряпичную или вязанную перчатку подходящего цвета.

Тема 6.Возрождение национальных народных промыслов. Плетение из лозы, лыка и соломы, берестяные изделия. Плетение из
газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница, корзиночка для фруктов.

Теория:
Беседа о народном промысле плетения корзин и других. Рассматриваем изделия или фотографии изделий. Определяем материал.
Находим общие тенденции. Рисунок плетения. (История возникновения и развития промыслов).
Современные мастера и мастерицы придумали использовать для плетения корзин такой материал, как газета. Ведь бумагу делают из
волокон древесины. Поэтому бумага обладает многими свойствами прута, если свернуть из неё трубочку…
Практика:
Из нарезанных педагогом полосок газетной бумаги учимся свёртывать трубочки. (педагог красит трубочки морилкой и красителями.
Наращивание трубочек – приёмы.
Способ плетения «верёвочкой».
Изготавливаем дно корзиночки из картона. Оформляем его при помощи салфетки в технике декупажа.
Плетём бортики корзины, оплетку края корзины и ручку в виде косички из 3 или 4 «прядей».
-

-

Т РЕТИЙ

ГОД ОБУЧЕНИЯ .

Тема 1. Вводное занятие. Рисование природных форм. Волна.
Теория:
Природа всегда, с первых шагов человечества по Земле вдохновляла, подсказывала ему основные мотивы для творчества. Человек же
с интересом и любопытством наблюдал и рассматривал, изучал окружающий его мир природы. Это в первую очередь стихия воды. Её
упругая пластика и ритмичное журчание, плеск и сила мощнейших ударов, обрушившихся на скалистый берег волн, разбивающихся на
мелкие брызги. Это и блики света на её поверхности, способные ввести в состояние гипнотического сна. И полные тайн глубины омута. И
сочные краски морского дна. Одним словом, вода не только утоляла жажду. Она будила фантазию, вдохновляла на творчество, являясь
также основой жизни каждого живого существа на планете, включая также и растения. Волна – мотив огромного и бесконечного поиска
мелодий орнаментов, которыми первобытный ещё человек покрывал всю свою утварь, одежду, дом, даже своё тело. Естественно, ритм волн
лежит в основе большинства из них.
Видеоряд с изображениями древних изображений волн в орнаментах предков.
Но прежде чем мы начнём изображать волну, вспомним, какое благоговейное отношение испытывали люди с древности к различным
стихиям. Они наделяли Огонь, Воду, Землю, Воздух качествами богов. И от Богов зависела их жизнь. Обращаясь к ним в ритуалах и
церемониях, люди водили хороводы, шествовали по залам с многочисленными колоннами, меняя направления и обходя колонны
определённым образом. Они уподоблялись своим Богам в танцах и в обрядных процессиях. Создавая ритм колебательных движений человек
обращался к стихиям Воды, Огня, Воздуха. Потому что волны заметны и в движениях языка пламени, и при дуновениях ветра.
Практика:
Для получения полного и яркого переживания формы, мы двигаемся по ней. Движения при этом плавные и ритмичные.

Играем в ручеёк. Педагог ведёт по рекреации вокруг столбов вереницей группу своих подопечных. Ускоряясь они разлетаются на
поворотах, так как возникает напряжение дуги. Так и крупные волны закручиваются в гребень с пеной.
Ритмично парами пробегаем, плавно поднимая руки над «камнями» и опуская их снова вниз. Камнями ставим участников
упражнения. Поднимая руки поднимаемся на носочки. Делаем при этом вдох. Опуская руки – выдох. Чувствуем ритм:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова очень подходит для упражнений. Ритм стиха укладывается на движение ребят:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города.
«И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников,
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Только пройдя по форме волны и поняв её ритм, мы садимся её рисовать. И рисуем её с трепетом и восхищением. Линия не должна
прерываться!
Меняя изгибы изогнутых линий усложняем рисунок от прямой линии штиля до крутых бушующих волн цунами. Преобразуем волну в
узел. Связываем стихию, управляя движением руки.
Тема 2. Беседа: «Орнамент как часть древних культур и основа возникновения искусства декора». Орнамент плетения с
мотивом волны в основе. Декоративные орнаменты плетения славянских народов.
Теория:
Беседа: «Орнамент как часть древних культур и основа возникновения искусства декора».
Чтобы волна была равномерной, красивой, правильной формы, её рисовали по точкам. Сперва наносили точки (камни или стволы
деревьев, колонны дворца), а потом вокруг них, огибая эти препятствия, изображалась волна. Эти точки помогали сохранить пропорции,
создавая удивительные рисунки.
Украшая этими рисунками всё вокруг и свои тела, люди верили, что они оберегают их от злых духов, болезней, смерти и т.д.
Придавали большое значение этим рисункам.
-

Позднее эти изображения стали называть орнаментами и украшениями, утратив знания о том, что они означали. Но некоторые
учёные, занимающиеся изучением символики древних, расшифровывают эти рисунки, и мы начинаем лучше понимать историю своих
предков. Наука эта называется семиотикой и исследует знаковые системы.
Практика:
Рисование формы волны безотрывно.
Орнамент плетения в полосе выполняем изогнутой линией. Лабиринты кельтских орнаментов. Ловим ритм.
Тема 3.Творческая работа над стилизацией природных растительных форм. Создание орнамента в полосе.
Теория:
Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы.
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве.
Виды и типы орнаментов. Терминология.
Практика:
Стилизация растений. Поиск мотива для орнамента. Зарисовки с натуры и по памяти листвы трав и кустарников.
Вплетение стилизованного изображения в орнаменты плетения Древних Друидов и Кельтов.
Тема 4.Декоративный натюрморт с предметами крестьянского быта. Полотенце или скатерть с вышивкой, крынка, овощи. На
предметах быта должны быть орнаменты.
Теория:
Натюрморт выполняется не с натуры. Но для наглядности можно поставить натюрморт.
Постановка должна включать предметы крестьянского быта, украшенные оберегами – узорами и орнаментами.
Практика:
Изображение натюрморта на листе в декоративном стиле. Не ставится задачи передать объём, конструкцию предметов или
светотеневые переходы. Изображение плоское, пятна яркие. Главное, показать в композиции орнаменты, выделить их как главные элементы
композиции. Полоски орнаментов должны быть привязаны к форме предметов, на которых нанесены или существовать самостоятельно. На
выбор автора.
Тема 5. Композиция с изображением человека в народном костюме. Образ человека труда. Крестьянский быт.
Теория:

Для того, чтобы нарисовать человеческие фигуры, в течении всего курса дети делают кратковременные наброски с натуры. Это
позволяет детям не бояться рисовать людей и смело приступать к выполнению задания.
Необходимо рассмотреть костюмы, платья, наряды крестьян, имеющие национальные традиционные украшения, цвет, фасон и прочие
особенности. Это могут быть жители как русских деревень, так и представители других национальностей. Важно показать детям костюмы и
простую одежду людей, работавших в поле. Рассказать о сложностях быта и важности их труда. Показать, что это люди, от которых многое
зависело и зависит в жизни всего населения любой страны.
Тема 6. Народные промыслы. Глиняная игрушка. Лепка стилизованного человеческого образа барыни в кокошнике.
Теория:
Антропоморфный и зооморфный орнамент (в вышивках). Обращение к образу человека в декоративно-прикладном искусстве. Образ
матери. Образ женщины, проявляющей любовь и заботу о всех вокруг. Терпеливая, спокойная, работящая, внимательная, всепонимающая,
добрая, величавая. На женщинах и сейчас держатся семьи. Весь семейный уклад и весь быт лежал на хозяйке. Воспитание детей и работа в
поле, стояние у печи с раннего утра и колыбельная на ночь из её уст. Женщина должна обладать крепким здоровьем и быть мудрой,
терпеливой и выносливой. Так считалось в крестьянских деревнях испокон веков. Поэтому женский образ очень часто встречается при
раскопках даже очень древних поселений.
Видеоряд изображений женского образа в глиняной игрушке.
Практика:
Стилизация женской фигуры.
Лепка из глины барыни-мамки.
Используем все знакомые приёмы и технику работы с глиной.
Обжиг осуществляется в каникулы.
При желании ребёнок может дома самостоятельно раскрасить готовое изделие гуашью с клеем ПВА и покрыть лаком.
Можно рекомендовать украсить платье или передник барыни декупажем.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но также мотивирующая основа, пробуждающая
нравственное начало человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам,
актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному в самом
высоком и широком смысле этого понятия. Искусство воспитывает и развивает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно

ничем не может быть заменено. Поэтому разнообразные тренажёры с тестами и логическими задачками, которые люди проходят, используя
компьютеры, меньше тренируют мозг, чем творческий процесс, где задействованы руки.
Воспитание психически здоровой, творческой, разносторонне развитой личности – задача необходимая и актуальная в наше время, и
возможность ее осуществления заложена в данной программе.
Изобразительное искусство – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, способствующий
формированию и разностороннему развитию личности, решающий актуальные проблемы современной педагогики, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности;
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности.
удовлетворение результатами своего труда и уверенность в себе.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях изобразительным творчеством является обогащение
мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации
задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к
доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее
чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое
воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают
уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и
инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий
мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого
работа с пластическими материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию:
воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка,
воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от
пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие
детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Цели и задачи программы «Фантазёры»:
Цели:
- Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой
деятельности. Постижение объективного мира через зрительное восприятие в чувствах и ощущениях, связанных со стихией красок,
создать условия для переживания качества цвета, развить творческие силы личности.
- Развитие пространственной координации движений, мелкой моторики, развитие воли, которая привлекается в процессе
работы, а также внимательности, аккуратности, точности.
-

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Задачи:
Предметные:
Воспитать интерес к изобразительному искусству;
Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами;
Формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления;
формировать у детей навыки ручного труда, практических приемов работы с разнообразными художественными материалами и
техниками;
Развить память, глазомер, координацию, воображение.
Личностные:
Формировать личность обучающегося, его гражданских и нравственных позиций;

воспитать чувства ответственности;
умение работать в коллективе, толерантности по отношению к своим сверстникам;
Развивать формы нерассудочного понимания –
а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства,
человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире;
б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом;
«Преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер).
Применять здоровье-сберегающие технологии;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Метапредметные:
развивать активность и самостоятельность;
развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
Развить воображение ребёнка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное и инженерное мышление.
Установить гармоничную связь между душевно-духовным и телесным.
Обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и
склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию
совести;
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Одна из важнейших задач педагога - выстроить с детьми отношение
тепла и доверия.

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
Программное содержание по программе «Фантазёры» включает в себя несколько разделов:
Предлагаемая программа по ИЗО представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся
заданий.Каждая новаяработа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами,
но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему материалами и техниками.Та же лепка, например, базируется на
простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе, которые называются природными формами.
Все изучаемые темы предполагают работу с различными материалами и объединяются по циклам.
Первый цикл занятий - изобразительные материалы для творчества.
– это первое знакомство с различными материалами. Дети рисуют карандашами, акварелью, изучая законы цветоведения и осваивая
приёмы данных техник. Учитель объясняет и показывает, как эти приёмы выполнять, но в основном предоставляет ребенку возможность
справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – получение опыта каждым ребёнком
получения тех или иных оттенков цвета, пластики линий, освоить элементарные приёмы, которые в дальнейшем он сможет использовать в
будущих живописных работах. Воспитанники также знакомятся с пластическими материалами. Осваивая простые приёмы работы с
пластилином, глиной и бумагой.
Второй цикл занятий – Свет и тьма. Добро и зло. Создание художественного образа посредством различных материалов на
плоскости и в объёме. Древние промыслы.
Здесь у воспитанников появляется возможность выразить себя. Так, например, работая с новым материалом – гуашью, дети
опираются на опыт прошлого года, и смело смешивают краски, осваивая особенности данного материала. Так же, обращаясь к пластическим
материалам, дети получают новый опыт работы с объёмом. Развивают креативное мышление, узнавая о том, как листы тонкой бумаги могут
превращаться в плотные и прочные изделия из папье-маше или корзины из бумажных трубочек.
Третий цикл занятий – выполнение сложных изображений, предполагающих сосредоточенное внимание на деталях декора при
использовании линии как средства выразительности, ритма пятен и их форм. Детальной проработки требуют орнаменты, которые
направляют сознание ребёнка к древним языческим символам, пробуждая интерес к народным промыслам и традициям. Отсюда и переход к
глиняной игрушке. И тут вновь главный акцент на деталях-оборках юбки, например.

Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
-экскурсия
- творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 3 года, 51 час, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в течении полугодия. Программа реализует
межпредметные связи с математикой, историей, литературой, музыкой, окружающим миром.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях,
массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием
педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,
материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

3. Тематическое планирование

Практические занятия

Темы и содержание занятий

Всегочасов

п/п

Теоретические занятия

Количество
часов

Основные виды учебной
деятельности

Первый год обучения. Тема цикла занятий: Изобразительные материалы для творчества.

1

Вводный
инструктаж
по
ТБ
№002,
003,008,012,013, 023, 037, 065. Краски как материал в
руках художника. Выразительные средства красочных

1

0,25

0,75

Инструктажи. Фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

материалов. Заливка как акварельный
Акварель. Бумага А4 формата.

приём.

2

Краски как материал в руках художника.
Выразительные средства красочных материалов.
Основы цветоведения. Основные и дополнительные
цвета. Смешивание красок на бумаге. Упражнения.
Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки
для воды.

3

Изобразительные материалы для творчества.
Выразительные средства красочных материалов.
Техника и приёмы акварели - "по-сырому".
Вплавление цвета в цвет.Упражнения. Акварель,
плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды,
поролоновая губка, тряпочка.

4

Приёмы - сухая кисть, набрызг, промакивание,
применение соли, мыльной пены и спирта. Получения
эффектов. Композиция «Одуванчики». «Облака».
Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата,
кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка.

2

0,5

1,5

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

5

Техника и приёмы акварели - монотипия.

1

0,2

0,8

Работа в команде, фронтальная и

3

1

1

0,25

2

0,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата,
кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка,
полиэтиленовый пакет.

индивидуально-групповая форма
деятельности.

Колорит. Тёплая цветовая гамма.
6

Композиция «Осенний листопад» или «Караван в
пустыне»
*.
(Самостоятельная
творческая
работа).Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти,
баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка.

7

Колорит.
Холодная
цветовая
гамма.
Композиция «Зимний вечер». (Самостоятельная
творческая работа). Акварель, плотная бумага А4
формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка,
тряпочка.

8

Бумага как материал в руках художника.
Художественные изделия из бумаги. Знакомство с
Оригами. Сгибание бумажных квадратов. Простые
фигурки.Тонкая цветная или белая писчая бумага,
ножницы.

1

1

1

0

0

0,5

1

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

1

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

0,5

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

9

Аппликация, коллаж. Создание композиции из
журнальных страниц. Обрываем и наклеиваем.Яркие
страницы из журналов, клей ПВА, ножницы, кисти для
клея.

10

Лепка птиц и животных из пластилина.
Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика.
Освоение различных приёмов и методов лепки из
цветного пластилина.Плотный белый картон, цветной
пластилин, досочки и стеки.

11

Лепка птиц и животных из глины. Рельефные
изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение
различных приёмов и методов лепки из глины.Глина,
тряпочки, полиэтиленовые пакеты, стеки, баночки для
воды, клеёнки.

2

Итого:

17

2

2

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

0,25

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

3,45

13,55

0,25

0,25

Второй год обучения. Тема цикла занятий: Свет и тьма. Добро и зло. Создание художественного образа посредством
различных материалов на плоскости и в объёме. Древние промыслы.

1

Вводный
инструктаж
по
ТБ
№002,
003,008,012,013, 023, 037, 065. Вводное занятие. Тема
цикла занятий: Тональные отношения цвета. Свет и
тьма. Добро и зло. Фон и многоплановость в
живописи. Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки,

2

0,5

1,5

Индивидуально-групповая форма

клеёнки, баночки для воды, кисти.

2

3

4

Чёрный и белый цвет. Ахроматические цвета.
Выражение доброго и злого в живописи. Светлый и
тёмный образ. Силуэт. Контраст. Форма пятна. Линия.
Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки,
баночки для воды, кисти, чёрная бумага, ножницы.

Создание
образа
положительного
и
отрицательного. Иллюстрации В.М. Васнецова, М.А.
Врубеля. Добрый и злой персонажи. Самостоятельная
творческая работа - иллюстрация к литературному
произведению А. С. Пушкина «Сказка о Царе
Салтане». Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки,
клеёнки, баночки для воды, кисти.

Лепка. Персонажи народных русских песен,
сказок, пословиц и поговорок. Глина. Лепим игрушки:
«Барашек». «Петушок». «Лисица». «Волк». Глина,
тряпочки, полиэтиленовые пакеты, стеки, баночки для
воды, клеёнки.

1

2

2

0,25

0

0,25

0,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

2

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

5

6

Художники и театр (беседа). Работа над
образом. Создаём головы перчаточных куколсказочных животных в технике папье-маше.
Пластилин (любые остатки), досочки и стеки, газеты,
клейстер, гуашь, клей ПВА.

5

1

4

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

Возрождение
национальных
народных
промыслов. Плетение из лозы, лыка и соломы,
берестяные изделия. Плетение из газетных трубочек
изделия для праздничного стола. Конфетница,
хлебница, корзиночка для фруктов. Газеты, журналы,
клей ПВА, шпажки для шашлыков, формочки для
плетения корзин, прищепки бельевые, красивые
салфетки для декупажа. Красители для яиц, морилка,
лак.

5

1

4

Итого:

17

3

14

Третий год обучения. Темыцикла занятий: «Художественные средства выразительности в декоративно-прикладном
искусстве». «Многоплановость.Основные методы передачи глубины пространства на плоскости листа».

1

Вводный
инструктаж
по
ТБ
№002,
003,008,012,013, 023, 037, 065. Вводное занятие.
Рисование природных форм. Волна. Графитные
карандаши, бумага формата А3.

2

0,5

1,5

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

2

Беседа: «Орнамент как часть древних культур и
основа возникновения искусства декора». Орнамент
плетения с мотивом волны в основе. Декоративные
орнаменты плетения славянских народов. Графитные
карандаши, бумага восковые мелки.формата А3,

3

Творческая работа над стилизацией природных
растительных
форм.
Создание
орнамента
в
полосе.Графитные карандаши, бумага формата А3,
восковые мелки, фломастеры

4

Декоративный натюрморт с предметами
крестьянского быта. Полотенце или скатерть с
вышивкой, крынка, овощи. На предметах быта должны
быть орнаменты.Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки,
клеёнки, баночки для воды, кисти.

5

Композиция с изображением человека в
народном
костюме.
Образ
человека
труда.
Крестьянский быт.Гуашь. Бумага формата А3,
тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти.

6

Народные промыслы. Глиняная игрушка. Лепка
стилизованного человеческого образа барыни в
кокошнике.Глина, тряпочки, полиэтиленовые пакеты,
стеки, баночки для воды, клеёнки.

2

2

3

3

5

0,25

0,25

0,5

0,5

1

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

1,75

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

2,5

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

2,5

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

4

Работа в команде, фронтальная и
индивидуально-групповая форма
деятельности.

Итого:

17

2,5

15,5

За курс дети узнают основы декоративного орнамента. Знакомятся с его видами и типами. Осваивают симметрию, оттачиваю
владение линией. Развивают пространственное мышление, волевые качества. Обретают опыт работы над композицией.

Итого: 51 час.

Календарно-учебный график, согласно расписанию:
2 кл. 1 группа (до нового года) – 15 час. 2 часа можно провести в январе. 2 группа 19 час.
3 кл. 1 группа (до нового года) – 13 час. 2 часа можно провести в январе. 2 группа – 18 час. (по 1 часу убираем из темы
№ 5 в каждой группе). Вместо 17 будет по 16 час. 1 час в 1 группе теряется из темы № 6.
4 кл. 1 группа (до нового года) – 14 час. 2 часа можно провести в январе. 2 группа – 18 час. (по 1 часу убираем из темы
№ 6. Возможна компенсация за счёт замен.

4
11
18
25

Вт

5
12
19
26

Ср

6
13
20
27

Чт

Пт

Сб

Вс

7
14
21
28

1
8
15
22
29

2
9
16
23
30

3
10
17
24

Октябрь
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

6
к
7
8

Вс

учебн
ая
недел

Пн

учебн
ая
недел

учебн
ая
недел

1
2
3
4
5

Сентябрь

1
8
15
22
29

9
10
11
к
12

Ноябрь
Пн

Вт Ср

Чт

Пт Сб

Вс

1
8
15
22
29

2
9
16
23
30

3
10
17
24

5
12
19
26

2
3
4
5
6
7
6
7
9 10 11 12 13 14
13 14
16 17 18 19 20 21
20 21
23 24 25 26 27 28
27 28
30
31
учебных дней за месяц
учебных дней за месяц
13
учебных дней за месяц
11
первый триместр: 01.09.2023 - 18.11.2023 - 55 дней, в т.ч. 3 дистанц. суббот

4
11
18
25

6

13
14
15
16

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Январь
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

учебн
ая
недел

Декабрь

учебн
ая
недел

учебн
ая
недел

16 сентября - уроки за понедельник, 7 октября - уроки за вторник, 21 октября - уроки за среду.

Февраль
Пн

Вт Ср

Чт

Пт Сб

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
20
1
2
4
5
6
7
8
9 10
17
8
9 10 11 12 13 14
21
5
6
7
8
9
11 12 13 14 15 16 17
18
15 16 17 18 19 20 21
22
12 13 14 15 16
18 19 20 21 22 23 24
19
22 23 24 25 26 27 28
к
19 20 21 22 23
25 26 27 28 29 30 31
29 30
31
23
26 27 28 29
учебных дней за месяц
12
учебных дней за месяц
12
учебных дней за месяц
второй триместр: 27.11.2023 - 29.02.2024 - 59 дней, в т.ч. 1 дистанц суббота

3
10
17
24

Вс

4
11
18
25
9

24
25
26
27

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Апрель
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

учебн
ая
недел

Март

учебн
ая
недел

учебн
ая
недел

13 января за 8 января (уроки за понедельник).

Май
Пн

Вт Ср

Чт

Пт Сб

1
2
3
28
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
29
8
9 10 11 12 13 14
32
6
7
8
9 10
11 12 13 14 15 16 17
к
15 16 17 18 19 20 21
33
13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
30
22 23 24 25 26 27 28
34
20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
31
29 30
27 28 29 30 31
учебных дней за месяц
13
учебных дней за месяц
11
учебных дней за месяц
третий триместр: 01.03.2024 - 25.05.2024 - 61 день, в т.ч. 4 дистанц. субботы

16 марта - уроки за среду, 20 апреля - уроки за вторник, 27 апреля - уроки за понедельник, 4 мая - уроки за среду.

4
11
18
25

Вс

5
12
19
26
10

Количество учебных недель - 34, количество учебных дней - 170
1 триместр - с 01.09.2023 по 18.11.2023
2 триместр - с 27.11.2023 по 16.02.2024
3 триместр - с 26.02.2024 по 25.05.2024
Каникулы:

1 модуль - с 9 по 15 октября 2023г. - 7 календарных дней
2 модуль - с 20 по 26 ноября 2023г. - 7 календарных дней
3 модуль - с 30 декабря 2023г. по 8 января 2024г. - 9 календарных дней
4 модуль - с 19 по 25 февраля 2024г. - 7 календарных дней
5 модуль - с 8 по 14 апреля 2024г. - 7 календарных дней
летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024
года

Учебные сборы - с 27 мая по 31 мая 2024г.
учебные дни
каникулярные дни
учебные недели
учебные (дистанционные) субботы
выходные и праздничные дни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».