РП_АООП _Сенсорное развитие_ 8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Сенсорное развитие»
для обучающихся 1 – 4 классов

1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания
мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт
спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети
с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные
анализаторы.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся основными задачами являются:
• обогащение чувственного познавательного опыта;
• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во
всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
звуков, ритмов);
• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы
в 1-4 классах
Личностные результаты включают:
овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках сенсорного развития в 1-2 классах формируются следующие личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и со циальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты

1-2 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
-доставать различные по размеру и форме предметы;
- выкладывать с помощью палочек простые изображения;
- застѐгивать и расстѐгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находить одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирать и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- собирать и разбирает пирамидку;
- строить из кубиков башню;
- уметь фиксировать взгляд на объекте.
- уметь воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимать, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывать из бумаги шарики;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывать (доставать) карандаши в (из) коробки;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметам
3 класс
- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Уметь классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
- Осуществлять выбор цвета по образцу.
- Знать основные четыре цвета и основные цвета радуги.
- Находить предметы разной формы (круг, треугольник, квадрат,прямоугольник).

- Уметь определять величину хорошо знакомых предметов.
- Уметь составлять предмет из 2—3 частей
- Различать речевые и неречевые звуки.
- Уметь соотносить звук с его источником.
- Уметь элементарно ориентироваться на собственном теле.
- Уметь ориентироваться на плоскости (лист бумаги, поверхность стола и т.д.).
- Уметь ориентироваться в пространстве помещения.
- Уметь узнавать части суток, называть дни недели.
- Различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
- Узнавать продукт по вкусу.
- Различать объект по запаху.
- Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
- Согласовывать свои действия и движения.
- Опосредовать свою деятельность речью.
- Выделять части и соединять их в целое.
- Формировать целостный образ предмета
4 класс
- Умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
- Знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Различение основных цветов спектра (красный, зеленый, синий, желтый,черный, белый).
- Знание основных размеров и величин (большой – маленький).
- Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Умение составлять предмет из 2-3 частей.
- Умение соотносить звук с его источником.
- Уметь локализовывать неподвижный и перемещающийся источник звука;

- Умение ориентироваться в схеме собственного тела.
- Способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
- Способность различать объект по запаху (приятный – неприятный).
- Умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре: гладкий – шершавый, холодный – теплый - горячий,
тяжелый - легкий).
- Умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
- Умение фиксировать взгляд на предмете (статичном и движущемся).
3. Содержание коррекционных занятий
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое
восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение
диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую
информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и
др.).

Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение
одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,
сыпучий).Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное)
положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов
(дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой),
вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).

№
1
2

3

4

5

6

7

8

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Тема
Кол.
Основные
Основные виды деятельности
час
понятия
Фиксация взгляда на лице
1
фиксация
Упражнение на фиксацию взгляда на лице человека. Игра
человека.
лицо
«Посмотри на меня»
Фиксация взгляда на
1
фиксация
Упражнения на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся
неподвижном светящемся
лицо
предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Игра
предмете.
«Весѐлые фонарики»
«Зрительная гимнастика»
1
гимнастика
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и
глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические
игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам
Упражнения на развитие зрительного восприятия, произвольного
внимания, на ориентировку в пространстве
«Зрительная гимнастика»
1
гимнастика
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и
глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические
игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам
Упражнения на развитие зрительного восприятия, произвольного
внимания, на ориентировку в пространстве
Фиксация взгляда на
1
взгляд
игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство,
неподвижном предмете,
фиксация
создание позитивного настроя). Задания способствующие
расположенном на уровне
понятия:
развитию саморегуляции. упражнения на развитие статистической
глаз, выше и ниже уровня
выше, ниже, координации,упр «Задержи взгляд»
глаз.
прямо
Фиксация взгляда на
1
взгляд
упражнения на развитие статистической координации, игрынеподвижном предмете,
фиксация
имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание
расположенном напротив
понятия:
позитивного настроя), игры, способствующие развитию
ребенка.
высоко,
саморегуляции, упр«Задержи взгляд»
низко, около
напротив
Прослеживание взглядом за
1
понятия:
пальчиковая гимнастика, «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот»,
движущимся близко
далеко,
танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию
расположенным предметом.
близко,
саморегуляции;
ближе,
дальше
Прослеживание взглядом за
1
понятия:
упражнения
для
координации
разных
частей
тела;
движущимся удаленным
далеко,
«Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные

объектом.

близко,
ближе,
дальше
основной
цвет, чистый
цвет
гирлянда

9

Основные цвета: красный,
желтый

1

10

Собери гирлянду. Основные
цвета: красный, желтый.

1

11

Сплети коврик из цветных
полосок. Основные цвета:
Красный, желтый.

1

12

Наклоны головой

1

13

Наклоны туловищем

1

часть тела

14

Сгибание стопы

1

стопа, часть
тела

15

Упражнения из положения
лежа на спине

1

положение,
части тела

16

Упражнения из положения
сидя

1

положение,

17

Бросание мяча.
Зрительная гимнастика

Упражнения пальчиковой гимнастики. движений пальцев рук;
Упражнения пальчиковой гимнастики. упражнения на развитие
статистической координации движений пальцев рук; траота с
цветной бумагой.
Пальчиковая гимнастика. Шнуровка, штриховка, раскрашивание.
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и
сшивание материалов различными видами швов.

Шнуровка,
Пришивание
Сшивание
основной цвет
часть тела,
Разучивание основных положений головы, рук, Музыкальнонаклон
ритмические упражнения. Упражнения для укрепления шеи,
плечевого пояса.

1

бросок,
игрушки

1

зрение,

1
18

упражнения, игры пальчиковой гимнастики

Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.
Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения для
укрепления тазового пояса, бѐдер, ног и рук. Обучение
специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении.
Упражнения для укрепления тазового пояса, бѐдер, ног .
Упражнения для укрепления мышц ног, живота и спины из
различных и.п. Обучение специальным упражнениям в
вытяжении и само- вытяжении.
Упражнения для укрепления тазового пояса, бѐдер, ног и рук.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных
и.п. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и самовытяжении.
Упражнения для укрепления тазового пояса, бѐдер, ног и рук.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных
и.п. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и самовытяжении.
Обучение комплексу упражнений с малым мячом для
профилактики миопии.упражнения на развитие точности
движений и пространственной ориентировки
«Зрительная гимнастика», игры на развитие зрительного

1
19

Найди отличия
1

20

Где чья тень?

гимнастика
1 отличие

восприятия и памяти, пространственной ориентировки.
Групповая, фронтальная (упражнения пальчиковой гимнастики..
игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
1
тень
Продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная , («Найди
тень белки», «Чья тень?», упражнения пальчиковой гимнастики.)
наложение
Групповая, фронтальная, индивидуальная. «Где что?», «Найди
картинку», игры пальчиковой гимнастики)
путаница
Групповая, фронтальная, индивидуальная. «Что перепутал
небылица
художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры
пальчиковой гимнастики) «Найди недостающую часть»,
спектр
Групповая, индивидуальная, фронтальная. («Радуга-дуга»,
основной цвет «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени»,
радуга
«мышкин домик» игры пальчиковой гимнастики)
фигуры
Групповая, индивидуальная «Радуга-дуга», «Золотой шар»,
«Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры
пальчиковой гимнастики
шаблон
Групповая, индивидуальна. «Какого цвета?», «Что это?», игры
аппликация
пальчиковой гимнастики, аппликация, работа с бумагой.

21

Наложенные картинки

1
1

22

Зрительное восприятие. Что
перепутал художник?

1

23

Спрячь мышку. Основные
цвета спектра

1

24

В стране фигурокчеловечков. Основные
фигуры
Аппликация «Салфеточки
для фигурок «Человечков»

1

26

Развитие представлений об
эталонах формы (круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник).

1

Оттенок

27

Разноцветные комнаты ч1

1

28

Разноцветные комнаты ч2

1

29

Ахроматические цвета:
белый, черный, серый

1

Чистый» цвет
отличие
сходство
комната
отличие
сходство
Интервью
Жонглер

30

Построим башню

1

25

1

строитель
профессия

Групповая, индивидуальная, Игры пальчиковой гимнастики,
Дидактические игры для формирования представлений о форме:
«Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши,
«Обводим всѐ (силуэты», «Найди предмет похожей формы»,
«Подбери крышку к банке».
«Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую
картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики,
«Найди недостающую картинку»,
«Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую
картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики,
«Найди недостающую картинку»,
«Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», работа с дидактическими
карточками Игры на определение и различение цветов "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой
гимнастики
«Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика»,
«Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики. Игры с

31

Лото "цвет"ч1

1

Цвет
Оттенок

32

Лото "цвет"ч2

1

Признак
Форма
Геометрическая фигура

33
34

Закрепление изученного
Резерв

1
1

кубиками и геометрическим материалом.
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой
гимнастики
«Платочек для куклы», игры пальчиковой гимнастики, «оркестр»,
музыкально-ритмические упражнениям Игры на определение и
различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета",
«палитра художника», «растяжка цвета», музыкальноритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики

2 класс
№

Тема

Кол.
час
1

Основные
понятия
тест

Часть суток

Основные виды деятельности

1

Первичное обследование
детей

Выявление уровня психофизического развития.

2

День и ночь

1

3

Делай как я. Комплекс
упражнений на повышение
устойчивости, координации
движений и уверенности в
себе

1

4

Тряпичная кукла. Игры на
восприятие команды в
движении

1

Команда
движение

Игры на восприятие команды в движении, пальчиковая
гимнастика, музыкально-ритмические упражнения

5

Игры на восприятие роли в

1

Роль
Движение

игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство,
создание позитивного настроя). Задания способствующие

игры-имитации, пальчиковая гимнастика, «Стоп», «День -ночь», ),
игры, способствующие развитию саморегуляции

Устойчиупражнения на развитие статистической координации, игрывость
имитации, пальчиковая гимнастика, выполнение комплекса
Координа-ция упражнений на повышение устойчивости, координации движений
и уверенности в себе

движении

Координа-ция развитию саморегуляции. упражнения на развитие статистической
координации,упр «Задержи взгляд»

6

Веселое путешествие

1

Транспорт
Путешест-вие

упражнения на развитие статистической координации, игрыимитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание
позитивного настроя), игры, способствующие развитию
саморегуляции, упр«Задержи взгляд»

7

Различение материалов по
температуре

1

Материал
Температу-ра

пальчиковая гимнастика, «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот»,
танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию
саморегуляции, игры на определение температуры материалов

8

Различение материалов по
фактуре

1

Материал
Фактура
Поверх-ность

9

Величина предметов

1

Величина

упражнения
для
координации
разных
частей
тела;
«Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные
упражнения, игры пальчиковой гимнастики игры на определение
фактуры материалов
Упражнения пальчиковой гимнастики. движений пальцев рук;
игры на определение величин предметов

10

Поймай рыбку

1

Рыбак
рыбалка

11

Сенсорная коробочка

1

Сенсорная
коробочка

12

Определение на ощупь
1
предметов с разными
свойствами (мягкие,
жесткие, холодные теплые)
Конструирование
1
изображений предметов из
плоскостных геометрических
фигур
Восприятие тяжести.
1
Сравнение предметов по
массе: тяжелее, легче, такой
же (одинаковой, равной)
массы»

Свойство
предмета

13

14

Конструирование
плоскость
Тяжесть
масса

Упражнения пальчиковой гимнастики. упражнения на развитие
статистической координации движений пальцев рук; работа с
цветной бумагой. Шнуровка, штриховка, раскрашивание.
Пальчиковая гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения.
Упражнения для укрепления шеи, плечевого пояса. Игры на
развитие тактильного восприятия.
Игры на развитие образных представлений, зрительного
восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности,
творческого воображения, коммуникативных способностей.
Конструирование изображений предметов из плоскостных
геометрических фигур
Игры на сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же
(одинаковой, равной) массы»

15

Использование способа
расположения предметов на
листе бумаги в порядке
убывания величины.
Аппликация «Пирамидка»

16

1

пирамида

Групповая, фронтальная (упражнения пальчиковой гимнастики..
игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Аппликация «Пирамидка»

1

положение

Упражнения для укрепления тазового пояса, бѐдер, ног и рук.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных
и.п. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и
самовытяжении.
Групповая, фронтальная (упражнения пальчиковой гимнастики..
игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
«Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую
картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики,
«Найди недостающую картинку»,

Прогулка в волшебном лесу

17

1
Найди отличия

18

1
1

отличие
отличие
сходство

Домик для мышки ч1
19

1
1

отличие
сходство

«Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую
картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики,
«Найди недостающую картинку»,

Домик для мышки ч2
20

1
1

тень
наложение

«Чья тень?»1
21

Продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная , («Найди
тень белки», «Чья тень?», «Где что?», «Найди картинку», игры
упражнения пальчиковой гимнастики.)
Продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная , («Найди
тень белки», «Чья тень?», «Где что?», «Найди картинку», игры
упражнения пальчиковой гимнастики.)

1

тень
наложение

1

Пальчико-вая
гимнастика

Упражнение на развитие зрительного восприятия, мышления
«Собери картинку», упр. Пальчиковой гимнастики

Пальчико-вая
гимнастика

Упражнение на развитие и совершенствование статической
координации движений
Упражнение на развитие зрительного восприятия, мышления
«Собери картинку», упр. Пальчиковой гимнастики

«Чья тень?»2
22
«Домики для пальчиков» ч1
23

1
«Домики для пальчиков» ч2

Упражнение на развитие и совершенствование статической
координации движений

1

Домашнее
животное

Упражнение на развитие и совершенствование статической
координации движений. Упражнение на развитие и
совершенствование динамической координации движений.
Упражнение на развитие слухового восприятия

1

Домашнее
животное

Упражнение на развитие и совершенствование статической
координации движений. Упражнение на развитие и
совершенствование динамической координации движений.
Упражнение на развитие слухового восприятия

1

Длина
Длинный
короткий

Игры на различение предметов по длине, на определение длины
предметов, игры пальчиковой гимнасики, музыкальноритмические упражнения

Дидактическая игра "Кто
позвал тебя, скажи" .
Соотнесение звука с его
источником.
Различение мелодии по
характеру (веселая,
грустная). Прослушивание
музыкальных произведений

1

Источник
Звук

игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения, Игры
на узнавание голосов одноклассников и животных. Игры на
слуховое внимание.

1

Веселый
Грустный
Произведение

игры на дифференцирование звуков музыкальных инструментов;
выполнение действий на звучание определенных инструментов.

29

Дифференциация звуков
шумовых и музыкальных
инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик,
ложки, гармошка, бубен).

1

Дидактические игры на определение шумов, развитие слухового
восприятия «Следопыт «скажи кто есть кто?», игры пальчиковой
гимнастики, танцевальные упражнения.

30

Звуковая имитация
(подражание звукам
окружающей среды).
Характеристика звуков по
громкости и длительности
(шумы, музыкальные и

1

Погремуш-ка,
барабан,
колоколь-чик,
ложки,
гармошка,
бубен
имитация
Шум
громкость

игры на дифференцирование звуков музыкальных инструментов;
выполнение действий на звучание определенных инструментов.

24
Кошечка ч1
25
Кошечка ч2
26
Различение предметов по
длине.
27

28

31

1

Дидактические игры на определение шумов, упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на слуховое внимание

32
33
34

речевые звуки).
Узнавание объектов,
одинаковых по звучанию.
Закрепление изученного за
год
Резерв

1

Сходство
отличие

игры на дифференцирование звуков музыкальных инструментов;
выполнение действий на звучание определенных инструментов.

1
1

3 класс
№

Тема

1

Узнавание цветов

2

Узнавание цветов

3

Игра «Цветные предметы»

4
5

Сравниваем предметы
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
предметами – мячами,
ежиком.
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
предметами – мячами,
ежиком.
Восприятие предметов по
структуре поверхности:

6

7

Кол.
час

Основные
понятия

Содержание
Узнавание и различение цветов
объектов: красный, желтый,
зелѐный.
Узнавание и различение цветов
объектов: красный, желтый,
зелѐный.
Игры на зрительное восприятие
цвета предметов.
Сравнение предметов по величине.
Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические
упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный
мешочек»,

1

гладкий –
шероховатый
шершавый

1

пластмассовы
е,
войлочные
резиновые,
мячики

Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические
упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный
мешочек»,

1

гладкий –
шероховатый

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,

8

9

10

11

12

гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
материалами – картоном,
бумагой.
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
материалами – картоном,
бумагой.
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
материалами – шелком,
вельветом.
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
материалами – шелком,
вельветом. Ч2
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное
взаимодействие с
материалами – фольгой,
атласной лентой.ч1
Восприятие предметов по
структуре поверхности:
гладкий – шероховатый
через тактильное

1

1

шершавый
серый
белый

музыкально-ритмические упражнения,

гладкий –
шероховатый
шершавый
серый
белый
плотный
тонкий
материал
шелк
вельвет

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические

1
Классификац
ия материал
Теплый
Холодный
Плотность

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально - ритмические

1

Фольга
Атлас
Лента
Длинный
Короткий

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры
пальчиковой гимнастики,. Описание предмета по алгоритму, игры
пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

1

атласная,
капроновая,
полотняная
ленточки

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально

13

14

15

взаимодействие с
материалами – фольгой,
атласной лентой.ч2
Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – мягкой
игрушкой, пластмассовым
шариком.ч1
Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – мягкой
игрушкой, пластмассовым
шариком.ч2
Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – ватой,
кусочком металла.ч1

фольга

1

Мягкий
Твердый
Взаимодейств
ие
Пластмасс
Паралон

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой
гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

1

Сравнение
Пластмасс
Шар
Куб
Паралон

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические упражнения, описание предмета по
алгоритму.

1

Вата
Металл
Железо
пух

Игры на восприятие предметов по структуре
поверхности.Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой
гимнастики.Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой
гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

Сравнение
Вата
Металл
Твердость
Рыхлость
Пушистость
Плотность
Резина
Дерево
Описание
Состав

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
Описание предмета по алгоритму, , музыкально-ритмические
упражнении.

16

Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – ватой,
кусочком металла.ч2

1

17

Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – резиновым
мячиком, деревянным
кубикомч1

1

Игры на восприятие предметов по структуре
поверхности.Групповая, фронтальная., Описание предмета по
алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкальноритмические упражнении.

Восприятие предметов по
плотности материалов:
мягкий – твердый, через
тактильное взаимодействие с
предметами – резиновым
мячиком, деревянным
кубиком
Восприятие предметов по
форме: шар – куб, через
тактильное взаимодействие с
предметами. ч1

1

Резина
Дерево
Описание
Состав

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические упражнения, Описание предмета по
алгоритму,

1

Тактильное
взаимодейств
ие

29

Восприятие предметов по
форме и величине: шар –
куб, через тактильное
взаимодействие с
предметами.

1

21

Восприятие предметов по
форме: шар – куб, через
тактильное взаимодействие с
предметами.
Восприятие предметов по
размеру: большой –
маленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.
Восприятие предметов по
размеру: большой –
маленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.
Восприятие предметов по
размеру: большой –средниймаленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.
. Восприятие предметов по

1

Шар
Куб
Геометрическ
ие
Формы
величина
Сравнение
Соотнесение
Форма
поверхность
Большой
маленький

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнении.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики.
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнении.

18

19

22

23

24

25

1

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности, по
размеру, окраске.Игры на сравнение предметов. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения,
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально

1

Сравнение

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально

1

Большой
Средний
Маленький

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально

1

Большой

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.Игры

размеру: большой –средниймаленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.

Средний
Маленький

на развитие зрительной памяти, восприятия. Групповая,
фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально

Восприятие предметов по
цвету: красный

Цвет
Основной
цвет

Восприятие предметов по
цвету: белый.

Цвет
Основной
цвет

Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой
гимнастики
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой
гимнастики
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально
Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально

26

1

27
1

28

Восприятие предметов по
цвету: желтый

1

Цвет

29

Восприятие предметов по
цвету: красный желтый
белый. Классификация

1

Классификац
ия

30

Восприятие предметов по
цвету: синий

1

Цвет

31

Восприятие предметов по
цвету: зелѐный

1

Цвет

32

Восприятие предметов по
цвету: оранжевый

1

Смешение
цветов
Оттенок
Смешение
цветов
Оттенок
классификаци
я

33

1
Восприятие предметов по
цвету: синий зелѐный,
оранжевый. Классификация.

34

Закрепление изученного за
год
Резерв

1

4 класс
№
1
2

Тема
Первичное обследование ч1

Кол.
час
1
1

Основные
понятия
тест
Рыбак
рыбалка

1

Лесник
корзина

1

Имитация
Оркестр

1

Статика
Образец
Рисунок
Выразительные движения
Качество
движения
Быстро
Медленно
Тяжелый
Мягкий
легкий
Предмет
Движение
Захват

Рыбаки
3
Собираем ягоды

4

«Покажи и угадай»
(имитация движений
животных, оркестр)

5
Сделай по рисунку и замри
6

Выразительные движения

1

7

Знакомство с разным
качеством движений
(быстрые — медленные,
мягкие — жесткие, тяжелые
— легкие, сильные —
слабые) (

1

8

1
Игры на восприятие
предметов в движении

9

Игры на восприятие команды
в движении

1

Команда
Инструкция

Содержание
Выявление уровня психофизического развития.
задания, способствующие развитию саморегуляции; Слушают
правила выполнения упражнений, делают упражнения
под
руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом
песенок.
Музыкально-ритмические упражнения. простейшие упражнения
для развития кисти рук и пальцев; простейшие дыхательные
упражнения в сочетании с физическими упражнениями.
Совершать мелкие точные координационные движения кистью,
пальцами
задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на
подражание движениям животных.
Слушают правила
выполнения упражнений, делают упражнения под руководством
учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Вспоминают
правила, проговаривают их и играют, соблюдая правила игры.
Упражнения на выразительность движений. Игры-имитации.
Игры на развитие точности и быстроты движений.
Игры на знакомство с разным качеством движений (быстрые —
медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные —
слабые)

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры на
развитие сенсорного восприятия, развитие и совершенствование
мелкой моторики. Вспоминают правила, проговаривают их и
играют, соблюдая правила игры
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально - ритмические

10

Игры на восприятие команды
в движении.

11

Игры на восприятие роли в
движении

12

1

1

1

Роль
Движение

1

Роль
Движение

Игры на восприятие роли в
движении
13
Море волнуется раз…
14

15

16

Команда
Инструкция

Различение и обозначение 1
основных цветов («Раскрась
фигуры», «Нарисуй сам»)
Морское
приключение 1
(отыскиваем
руками
предметы разной формы,
спрятанные в тазике с
подкрашенной водой)
Ладошки (исследуем разные 1
по тактильным ощущениям
предметы мягкий, твѐрдый,
жидкий)

Шторм
Море
Сравнение

Тактильное
взаимодейств
ие

17

Игры с геометрическим
конструктором

1

18

Подарки для Кати
( разворачивание мелких
игрушек, завернутых в
бумагу, фольгу, ткань,)

1

19

Цветик-семицветик (учимся
находить идентичные
предметы)

1

Геометрический
конструктор

Форма
Величина
Одинаковый

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры
пальчиковой гимнастики,. Описание предмета по алгоритму, игры
пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой
гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.
задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на
подражание движениям животных.
Слушают правила
выполнения упражнений, делают упражнения под руководством
учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические упражнении.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная., Описание предмета по алгоритму, игры
пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические упражнения, Описание предмета по
алгоритму,
«Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика»,
«Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнении.
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики.
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнении.

Похожий
29

21

22
23

24

25

26

27
28

«Форма, цвет, назначение
предметов»

Определение веса предметов.

Сравнение предметов по
длине
Восприятие предметов по
размеру: большой –средниймаленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.ч1
Восприятие предметов по
размеру: большой –средниймаленький через тактильное
взаимодействие с
предметами.ч2
Что
изменилось?
Определение изменений в
предъявленном
ряду
картинок,
игрушек,
предметов.
Что
изменилось?
Определение изменений в
предъявленном
ряду
картинок,
игрушек,
предметов.ч2
Игры на развитие слухового
восприятия
Шумящие коробочки.

1

Сравнение
Соотнесе-ние
Форма
поверхность

1

Большой
маленький

Игры на определение веса предметов.. Групповая, фронтальная.
Игры пальчиковой гимнастики, музыкально

1

Сравнение

1

Большой
Средний
Маленький

Игры на сравнение предметов по длине. Групповая, фронтальная.
Игры пальчиковой гимнастики, музыкально
Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально

1

Большой
Средний
Маленький

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры
на развитие зрительной памяти, восприятия. Групповая,
фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально

Ряд

«Что изменилось? Цифровая таблица», «Чаепитие у медвежонка»,
«Найди отличия» Упражнения пальчиковой гимнастики.

Ряд

«Что изменилось? Цифровая таблица», «Чаепитие у медвежонка»,
«Найди отличия» Упражнения пальчиковой гимнастики.

Слух
Органы слуха
Шумящие

музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой
гимнастики,игры на развитие слухового восприятия.
музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой

1

1

1
1

Игры на развитие активного внимания, умения быстро
сосредотачиваться; умение быстро и точно реагировать на
звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также
внимание, связанное с координацией слухового и двигательного
анализаторов.

Слуховое восприятие.

29

Игры на определение
направления звука в
пространстве ч1

1

коробочки
Пустой
Полный
Колоколь-чик
направление

гимнастики,игры на развитие слухового восприятия. «Шумящие
коробочки»

Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка –
невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни
точно», «Восстанови порядок».
Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка –
невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни
точно», «Восстанови порядок».
Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?»,«Запомни
и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни точно», «Восстанови
порядок».

30

Тренировка зрительной
памяти.

1

Тренировка

31

Тренировка зрительной
памяти.

1

Тренировка

32

Различение наложенных
изображений предметов (6—
7изображения). Запоминание
5—6 предметов, игрушек и
воспроизведение их в
исходной
последовательности.
Закрепление изученного за
год
Резерв

1

Наложен-ные
изображе-ния

33
34

музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой
гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве
(слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации,
формирование чувства ритма, определение на слух звучания различных
музыкальных инструментов.

1
1

Материально-техническое оснащение
1. Оборудованная сенсорная комната
2. Сухой (шариковый) бассейн
3. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
4. Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели
5. Наборы аромобаночек
6. Мячи, обручи,

7.Массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
8. Мозаики (крупные и мелкие),
9. Игры «Лото»,
10.Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
11. Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
12. Звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».