Планируемыерезультаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования I.2.1. Планируемые личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. I.2.2. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: – оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; – оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; – устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; – обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости; – проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов; – выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни; – устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; – решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; – делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК; – сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла; – выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки; – обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; – определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла; – решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования; – раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; – сравнивать разные способы размножения организмов; – характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; – выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе; – обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; – обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции; – характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции; – устанавливать связь структуры и свойств экосистемы; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды; – аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; – обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы; – оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку; – выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; – прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; – выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; – анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии; – аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; – моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; – выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; – использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. Календарно-тематическое планирование в 10 классе – 102 часа (углубленный уровень) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе. Введение. Биология и ее связи с другими Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с науками. другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологическое разнообразие как проблема Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. науки биологии. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. Осознание ценности биологических видов. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Практическая биология и еѐ значение. Генная инженерия. Биобезопасность. Определение понятия жизнь.Основные Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и свойства жизни. функционирования биологических систем. Общие свойства живых систем – Биологические системы как предмет изучения биологии. биосистем. Общие свойства живых систем – Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и биосистем. функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Структурные уровни организации жизни. Биологические системы разных уровней организации. Методы биологических исследований. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. Обобщение и контроль по теме «Биология как комплекс наук о живой природе». Раздел 2. Структурные и функциональные основы жизни. 11 12 Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория, ее основные положения. 13 Современные методы цитологических исследований. 14 15 Элементы содержания образования Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Современные методы изучения клетки. 2.1. Молекулярный состав живых клеток. Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. 16 Органические вещества клетки – углеводы. 17 18 19 20 Липиды. Белки. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Нуклеиновые кислоты. Пр/р «Решение элементарных задач по молекулярной биологии». Наследственная информация, ее хранение Наследственная информация и ее реализация в клетке. Нанотехнологии в биологии. и передача. Молекулярные основы гена и генетический Генетический код, его свойства. код Обобщающий урок по теме «Молекулярный состав живых клеток». 2.2. Строение живой клетки. Основные части клетки.Л/р «Техника Основные части и органоиды клетки. микроскопирования». Поверхностный комплекс клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма и ее структурные компоненты. Цитоплазма. Цитоскелет. Включения. Немембранные органоиды клетки. Немембранные органоиды. Мембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды. Двухмембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды. Ядерная система клетки. Ядро. Хромосомы, их строение и функции. Строение и функции хромосом. Л/р«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» Особенности клеток прокариот. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Гипотезы о происхождении Отличительные особенности клеток эукариот. эукариотической клетки. Клетка как этап эволюции жизни в истории Клетка – структурная и функциональная единица организма Земли. Л.р. «Изучение клеток растений и Основные части и органоиды клетки. животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Клетка как этап эволюции жизни в Клетка – структурная и функциональная единица организма истории Земли.Пр/р «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». Обобщающий урок по теме «Строение живой клетки». 2.3. Царство Вирусы. Неклеточные организмы – вирусы. Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний.Вирусология, ее практическое значение. Вирусные заболевания. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний.Вирусология, ее практическое значение. 2.4.Химические процессы в молекулярных системах. Биосинтез белков в живой клетке. Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Трансляция как этап биосинтеза белков. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Молекулярные процессы синтеза у Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. растений. Энергетический этап фотосинтеза у Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. растений. Пути ассимиляции углекислого газа. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Хемосинтез. Молекулярные энергетические процессы. Аэробное и анаэробное дыхание. Кислородный этап биологического Брожение и дыхание. окисления. Молекулярные основы обмена веществ Клеточный метаболизм. живой клетки. Молекулярный уровень организации Молекулярный уровень жизни и его особенности. жизни: его роль в природе. Обобщение и контроль по теме «Химические процессы в молекулярных системах». 2.5. Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный цикл. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Деление клетки – митоз. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Деление клетки – митоз. Л/р «Наблюдение Митоз, значение митоза, фазы митоза. митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах». 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Мейоз – редукционное деление клетки. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном Л/р«Изучение стадий мейоза на готовых цикле организмов. микропрепаратах». Решение задач «Митоз, мейоз». Митоз, значение митоза, фазы митоза. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Решение задач «Митоз, мейоз». Митоз, значение митоза, фазы митоза. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Образование мужских гамет – Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция сперматогенез. деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Образование женских половых клеток – Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция оогенез. Л/р«Изучение строения половых деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. клеток на готовых микропрепаратах» Клеточный уровень организации живой Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция материи и его роль в природе. деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки. Обобщающий урок по теме «Процессы жизнедеятельности клетки». Обобщение по теме «Клеточный уровень организации жизни». Раздел 3. Организм. 3.1.Живой организм как биологическая система. Организм как биосистема. Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Организм как открытая биосистема. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Процессы жизнедеятельности Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт одноклеточных организмов. веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. Свойства многоклеточных организмов. Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Транспорт веществ в живом организме. Транспорт веществ. Свойства живых организмов. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Система органов многоклеточного Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. организма. Регуляция процессов жизнедеятельности Регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. организмов. Обобщающий урок по теме «Живой организм как биологическая система». 3.2.Размножение и развитие организмов. 74 75 Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. 76 Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Рост и развитие организма. 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов». 3.3. Основные закономерности наследования признаков. Генетика – наука о наследовании свойств История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и организмов. символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Генетика – наука о наследовании свойств История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и организмов. символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Гибридологический метод исследования Методы генетики. наследственности. Генетические закономерности, открытые Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы Менделем.Пр/р «Составление закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. элементарных схем скрещивания» Наследование признаков при дигибридном Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы и полигибридном скрещивании. закономерностей наследования. Наследование признаков при Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального взаимодействии генов. развития. Генетическое картирование. Ген и хромосомная теория Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. наследственности. Генетика пола и наследование, сцепленное Определение пола. Сцепленное с полом наследование. с полом. Наследственные болезни человека. Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье Наследственные заболевания человека, их предупреждение. человека. Л/р«Составление и анализ родословных человека» Этические аспекты медицинской генетики. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. Пр/р «Решение генетических задач». Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Сцепленное наследование, кроссинговер. Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследования признаков». 3.4.Основные закономерности изменчивости. Изменчивость – важнейшее свойство Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. организмов. 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Многообразие форм изменчивости у организмов. Л/Р«Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой». Наследственная изменчивость и ее типы. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость.Эпигенетика. Многообразие типов мутаций. Мутагены и их влияние на живую природу человека. Развитие знаний о наследственной изменчивости. 3.5.Селекция и биотехнология на службе человечества. Генетические основы селекции. Вклад Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения Н.И.Вавилова в развитие селекции. культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Достижения селекции растений и Искусственный отбор. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического животных. разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация. Биотехнология, ее направления и значение. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и Достижения биотехнологии и этические биотехнологии. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: аспекты ее исследований. полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ. Повторение. Повторение. Повторение. Повторение. Календарно-тематическое планирование в 11 классе – 102 часа (углубленный уровень) № урока 1 2 Тема урока Элементы содержания образования Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе. Биология и ее связи с другими науками. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. Практическая биология и ее значение. Общие свойства живых систем – Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и 3 4 биосистем. Структурные уровни организации жизни. Методы биологических исследований. 5 Определение видов растений и животных. 6 Определение видов растений и животных. Л/Р «Методика работы с определителями растений и животных» 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Биологические системы разных уровней организации. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов. Раздел 2. Учение о биосфере. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль Функции живого вещества в биосфере. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Раздел 3. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества Гипотезы происхождения жизни на Земле. на Земле. Современные гипотезы возникновения Основные этапы эволюции биосферы Земли. жизни. Предыстория происхождения живого. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Физико-химическая эволюция планеты Земля. Этапы возникновения жизни на Земле. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. Биологическая эволюция в развитии Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Ключевые события в биосферы. Хронология развития жизни на эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. Земле. Хронология развития жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества». Раздел 4. Биосфера как глобальная биосистема. Биосфера как глобальная биосистема и Биосфера как экосистема. Продуценты, консументы, редуценты. экосистема. Круговорот воды в биосфере. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Примеры круговорота веществ в биосфере. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Механизмы устойчивости биосферы. Понятие устойчивости. Механизмы устойчивости биосферы. Раздел 5. Условия жизни в биосфере. Организмы и окружающая среда. Среды жизни. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Роль человека в биосфере. Характеристика биосферного уровня организации жизни. 21 22 Условия жизни на Земле. Экологические факторы. Л/Р «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». 23 24 Человек как житель биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Взаимоотношения человека и природы как Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное фактор развития биосферы. природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Обобщающий урок по теме «Условия жизни в биосфере». Раздел 6. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз как биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы Концепция экосистемы. Компоненты экосистемы. Структура экосистемы. Природное сообщество в концепции Границы биогеоценоза. Биотоп. биогеоценоза. Другие характеристики биогеоценоза. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Трофическая структура биогеоценоза. Пр/р Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. «Составление пищевых цепей». Экологические пирамиды чисел. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Строение биогеоценоза. Пространственные связи в биогеоценозе. Наземная ярусность. Строение биогеоценоза. Свойства организмов разных ярусов. Подземная ярусность. Ярусность во времени. Экологические ниши в биогеоценозе. Экологическая ниша. Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Приспособления организмов к совместной Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат жизни в биогеоценозах. эволюции. Приспособления организмов к совместной Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат жизни в биогеоценозах. Пр/р «Описание эволюции. приспособленности организма и ее относительного характера». Условия устойчивости биогеоценозов. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. Зарождение и смена биогеоценозов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ниша. Биологические ритмы. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Биогеоценоз как особый уровень жизни. Биогеоценоз как часть биосферы. Значение биогеоценотического уровня. Пр/р «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах». Раздел 7. Многообразие биогеоценозов и их значение. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Типы биогеоценозов суши. Многообразие биогеоценозов суши. Многообразие биогеоценозов суши. Типы биогеоценозов суши. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Искусственные биогеоценозы – Агроценозы, их особенности. агробиоценозы. Природопользование в истории человека. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Экологические законы природопользования. Раздел 8. Вид и видообразование. Вид, его критерии и структура. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Вид, его критерии и структура. Л/Р Вид, его критерии. «Сравнение видов по морфологическому критерию». Популяция как форма существования вида. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Популяция – структурная единица вида. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Популяция как структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. эволюции. Микроэволюция и факторы эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Движущий и направляющий фактор Главный фактор эволюции. Понятие о естественном отборе. эволюции. Формы естественного отбора. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Искусственный отбор и его роль в Искусственный отбор как фактор эволюции. Искусственный отбор и его роль в увеличении увеличении биологического разнообразия биологического разнообразия на Земле. на Земле. Искусственный отбор и его роль в Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 увеличении биологического разнообразия на Земле. Пр/р «Значение искусственного отбора». Видообразование – процесс возникновения Экологическое и географическое видообразование. новых видов на Земле. Обобщающий урок по теме «Вид и видообразование». Раздел 9. Происхождение и этапы эволюции человека. Происхождение человека. Современные представления о происхождении человека. История становления вида Homo sapiens. Систематическое положение человека. Особенности эволюции человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы и гипотезы их происхождения. Пр/р Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. «Изучение экологических адаптаций человека». Раздел 10. Учение об эволюции и его значение. История развития эволюционных идей. Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея. История развития эволюционных идей. Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее Эволюционная теория Ч. Дарвина. значение. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Основные направления эволюции. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Основные направления эволюции. Л/Р Направления и пути эволюции. «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов». Основные закономерности и результат Механизмы адаптаций. Коэволюция. эволюции. Система живых организмов как результат Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического процесса эволюции на Земле. мира. Современные подходы к классификации организмов. Особенности популяционно-видового Специфика популяционно-видового уровня жизни. уровня жизни. Обобщающий урок по теме «Учение об Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. эволюции и его значение». Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Учение об эволюции и его значение». Раздел 11. Биосфера и человек. 77 78 79 80 81 Значение изучения популяций и видов. Генофонд и охрана видов. Проблема утраты биологического разнообразия. Глобальные антропогенные изменения в природе. Значение изучения диких видов растений и животных. Значение генофонда. Роль диких видов в природе. Современное состояние биоразнообразия. Причины гибели видов. Всемирная стратегия охраны природных ресурсов. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. Решение заданий в формате ЕГЭ по темам «Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции». Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности». Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Среды жизни. Биосфера». Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Ботаника» Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Зоология». Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Анатомия человека» Повторение и обобщение за курс «Общая биология» 82-83 84-85 86-88 89-91 92-95 96-98 99-102 Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Перечень лабораторных и практических работ: Техника микроскопирования. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение генетических задач. Составление элементарных схем скрещивания Составление и анализ родословных человека Методика работы с определителями растений и животных Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов Значение искусственного отбора Сравнение видов по морфологическому критерию Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах Описание приспособленности организма и ее относительного характера Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов Составление пищевых цепей Изучение экологических адаптаций человека Темы проектов: Влияние фитонцидов на сохранность продуктов. Влияние цвета на настроение человека Движения у растений. Демографический портрет школы. Дизайн дачного участка. Изучение влияния гербицидов на культурные растения По следам открытий - в микромире. Роль биологических исследований в современной медицине. Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития. Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине. Искусственные органы - проблема и перспективы. Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки. Пестициды — необходимость или вред? Утилизация отходов – проблема XXI века. Что полезнее: фрукты или соки? Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)