ДООП_Студия театра

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Студия театра»
Возраст обучающихся: 7-12
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Никонова Татьяна Борисовна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он располагает целым комплексом
средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое помогает ребенку
легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного
вкуса. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний эмоциональных
открытий. Данная программа способствует приобщению к сценическому искусству, совершенствованию пластики
движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, ярче проявлению своей индивидуальности.
Данная программа относится к художественной направленности и является модифицированной. Разработана на
основе следующих программ: «Кукольный театр» Пончикова М.Б., «Ступени мастерства» Чижова В.Ф., «Мир театра» Л.
Павлова, «Путешествие в страну чудес» Первухина Н. И.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств
личности человека.
В настоящее время формирование образа Мира ребенка мы все больше доверяем телеэкрану и видеопродукции.
Ушли те времена, когда бабушки и дедушки, рассказывая внукам сказки, закладывали в сознание ребенка образы
родителей, друзей и врагов, добра и зла. С экранов телевизора на нас смотрят компьютерные монстры. Движения героев
резкие, постоянные сцены жестокой борьбы, насилия, убийства. Высмеиваются такие качества как, целомудрие,
скромность, бескорыстие, застенчивость. Это приводит к девальвации сознания развивающейся личности. Поэтому
учитывая, что игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре
развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности,
складывается характер. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Отличительной особенностью программы является то, что художественные средства кукольного театра развивают
в ребенке целый комплекс необходимых личных качеств. Занятия в театральной студии «Буратино» позволяют ребенку
раскрыть свой творческий потенциал, развить зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазию, речь,
художественное и ассоциативное мышление, обогатить эмоционально-образную сферу, сформировать позитивное и
оптимистическое отношение к жизни.
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 6 до15 лет.
В основе психологической характеристики данного возраста лежит ведущий тип деятельности – учение. Это
период усвоения, впитывания, накопления знаний. У детей происходит формирование и развитие основных психических
процессов. Младшие школьники имеют свои предпосылки для освоения специфики творческой деятельности. Зона
реального развития восприятия искусства и творчества включает в себя: игровую деятельность, эмоциональную
отзывчивость, восприятие словесного художественного образа на невербальном уровне. В этом возрасте появляются
притязания детей на определённые положения в системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, так как в
этой системе формируется устойчивый статус обучающегося.
Количественный состав обучающихся – 8-12 человек.
Программа разработана на основе технологии модульного обучения. Модули позволяют индивидуализировать
работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и

обучающегося. Преимущество модульного обучения (модульной технологии) заключается в развитии
самостоятельности воспитанников, ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, его
дарований.
1-й год обучения 2 раза в неделю первое занятие 2 часа, второе занятие 1 час (108 часов).
2-й год обучения 2 раза в неделю первое занятие 2 часа, второе занятие 1 час (108 часов).
3-й год обучения 2 раза в неделю первое занятие 2 часа, второе занятие 1 час (108 часов).
Продолжительность 1 занятия 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения
программы составляет 324 часа из расчета максимального количества часов всех модулей на три года обучения по
программе.
Срок освоения общеразвивающей программы 3 года.
Обучение проходит в очной форме.
В группах могут заниматься дети как одного возраста, так и разных возрастных категорий.
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
 групповые занятия (8-12человек);
 подгрупповые занятия (от 2- 6 человек);
 индивидуальные занятия (1-3 человека).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр юного актера» многоуровневая
1 год обучения - стартовый уровень;
2 и 3 годы обучения - базовый уровень.
Формы обучения:
Индивидуальная самостоятельная форма работы, позволяющая осуществить индивидуальный подход к ребёнку на
учебных занятиях.
Групповая форма: учебные занятия, массовые мероприятия.

Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания,
подчиняя свои интересы общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях,
массовых мероприятиях).
Парная, предполагающая совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию
доверительных отношений между взрослым и ребёнком.
При реализации программы используются следующие виды занятий:
 теоретические и практические занятия;
 групповые, коллективные;
- театральные игры;
 беседы;
 тренинги;
 спектакли;
 праздники.
Формы подведения результатов: спектакль, практическое занятие, беседа.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы:
Цель: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами
театральной деятельности.
Задачи:
 пробуждать интерес к кукле и кукольному театру.
 обучать детей мастерству актера - кукловода, знакомить с историей развития кукольного театра, обучать
искусству речи.
 развивать творческие способности ребенка, а также воображение, фантазию, самостоятельность мышления,
развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, внимание, память.
 формировать личность ребенка, его гражданские и нравственные позиций, воспитывать чувство
ответственности, умение работать в коллективе, толерантность по отношению к своим сверстникам.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.3.1 Учебный (тематический) план первого года обучения.
№ п/п Название раздела,
темы
1

2

3
4
5
6
7

Введение
Театр кукол – страна
чудес
(путешествие в мир
театра, практикум)
Живая
кукла
(техника вождения)
Учимся
говорить
красиво
(сценическая речь)
Постановка
спектакля
В мастерской у
папы Карло
Моя вообразилия

Количество часов
Всего

2

Теория

1

Формы аттестации
Практика
/
контроля
Собеседование
1
Наблюдение.

5

1

4

9

1

8

12

2

10

58

2

56

10

2

8

8

1

7

Наблюдение.
Спектакль.
Наблюдение
Спектакль
Наблюдение.
Спектакль
Готовая кукла.
Этюд. Спектакль.

8
Итого:

(этюды
по
актерскому
мастерству,
театрализованные
игры.)
Итоговые занятия.

4

1

3

108

11

97

Показ спектакля

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения.
1. Введение.
Теория: Удивительный мир, в котором мы живем. Начало сказочного пути (чем будем заниматься, чему научимся,
для чего нам это нужно).
Практика: Комплектование групп. Анкетирование «Будем знакомы». Чтение стихов, басен.
2. Театр кукол – страна чудес (путешествие в мир театра, практикум).
Теория: Знакомство с историей кукольного театра. Появление первых кукол, виды кукол, их предназначение.
Петрушка – разных стран. Петрушка – русский кукольный герой. Знакомство с перчаточными куклами. Жесты – важное
средство выразительности при работе с куклой.
Как должны себя вести зрители при просмотре спектакля.
Практика: Викторина: «Сказка за сказкой».
Просмотр спектакля драм – кружка, обсуждение увиденного.
Мини - сочинение «Я и мой волшебный театр».
Тема 3. Живая кукла (техника вождения)

Теория: Теоретическое изучение правил с элементами практического усвоения на ширме. Жесты – важное
средство выразительности при работе с куклой. Кукла может делать то, что не может делать человек, и наоборот,
человек не может делать то, что может делать кукла. Куклы могут летать, превращаться в предметы.
Практика: Упражнения с перчаточной куклой, позволяющие детям сосредоточить внимание на движениях куклы:
иду, сажусь, умываюсь, бегаю, ложусь, прыгаю, сжимаюсь от страха и т.д.. Пальчиковая гимнастика. Развитие моторики
рук. Пальчиковый игротренинг.
Тема 4. Учимся говорить красиво (сценическая речь)
Теория: Необходимость правильно владеть своей речью: дикцией, голосом, дыханием. Чтобы голос звучал
свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для чего произносим текст с правильной интонацией,
ударением и тембром голоса.
Практика: Дыхательная гимнастика. Упражнения на артикуляцию (упражнения для губ, языка, челюсти.
Упражнения для голоса. Упражнения для развития дикции. Чистоговорки, скороговороки.
Тема 5. Постановка спектакля.
Теория: Рождение спектакля — это творение коллективное, т.к. создаётся усилиями всех участников творческого
процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды,
театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.
Практика: Выбор материала – сказки (пьесы). Знакомство с материалом - чтение сказки (пьесы). Просмотр
мультфильма (фильма). Обсуждение событий в пьесе, какие герои их характеристика, взаимоотношение с другими
героями, поведение. Распределение ролей.
Импровизация некоторых сцен спектакля. Репетиция спектакля по эпизодам. Генеральная репетиция. Показ спектакля.
Тема 6. В мастерской у папы Карло
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иголками. Технология
изготовления пальчиковой куклы.
Практика: Изучение шва. Изготовление пальчикового театра из флиса. Изготовление бутафорий из картона.
Тема 7. Моя вообразилия (этюды по актерскому мастерству, театрализованные игры)

Теория: Все игры условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры (упражнения
с предметами; этюды; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий).
На языке актерского мастерства; увидел – оценил – действую.
Практика: Игры на развитие внимания
Игры на развитие воображения. Игры на координацию движений. Игры на развитие сценической свободы.
Пантомимы.
Тема 8. Итоговые занятия
Теория: Подведение итогов за год, что получилось, над чем надо еще поработать.
Практика: Показ спектакля. Чаепитие.
1.4. Планируемые результаты освоения учебной программы. Метапредметные результаты:
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не
успешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения
функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном
разнообразии.
Личностные результаты:
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка
своих театрально - творческих возможностей;
- развитие мотивов театрально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) процесса;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к театральному искусству и различным видам
театрально-творческой деятельности;
- общее понятие о роли театра в жизни человека и его духовно-

нравственном развитии;
- развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться.
Ученик научится:
- слышать и видеть партнера по площадке;
- владеть комплексом упражнений на развитие речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция и развитие опоры
голоса).
Ученик получит возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- корректировать свои действия, понимая их успешность или причину не успешности;
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функций и ролей.
1.3.2 Учебный (тематический) план второго года обучения
№ п/п

Название раздела,
темы

1

Введение

2

3

В гостях у сказки
(восстановление
спектакля)
Моя вообразилия
(этюды
по
актерскому
мастерству,
театрализованные
игры)

Количество часов
Всего
Теория Практика

2

2

10

1

9

Формы аттестации
/
контроля

Анкетирование.
Собеседование.
Наблюдение.
Спектакль.
Наблюдение.

9

1

8

4

5
6
7

8

9
10
Итого:

Учимся говорить
красиво
(сценическая
речь)
Живая
кукла
(техника
вождения)
Постановка
спектакля
Удивительный мир
театра
Театр кукол страна
чудес
(путешествие в
мир
театра,
практикум)
В мастерской у
папы Карло
Итоговое занятие

12

2

10

Наблюдение
Спектакль
Этюд. Спектакль.

6

1

5

45

3

42

4

1

3

Наблюдение.
Спектакль
Этюд. Спектакль.
Спектакль

6

1

5

10

1

9

4

1

3

108

14

94

Готовая кукла.
Показ спектакля.

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения.
Тема 1. Введение.
Теория: Встреча друзей за круглым столом. Обмен впечатлениями о проведенном лете, о прочитанных книгах,
просмотренных летом спектаклях. Творческие планы кружка на новый учебный год.

Практика: Игра – тест определяющая сплочённость коллектива. Анкетирование: «Я и мой друг». Игры хорошего
настроения. Анкетирование.
Тема 2. В гостях у сказки (Восстановление спектакля)
Теория: Разбор ошибок при постановке спектакля прошлого сезона.
Практика: Работа над восстановлением спектакля, поставленного за период 1-го года обучения. Репетиция по
эпизодам. Генеральная репетиция.
Показ спектакля зрителям.
Тема 3. Моя вообразилия (этюды по актерскому мастерству, театрализованные игры)
Теория: Знакомство с пластическими особенностями животных. Упражнения с предметами, этюды, игры на
превращения.
Практика: Наблюдение за повадками животных. Просмотр фильма о животных. Игры на внимание, Игры на
воображение, Игры на импровизацию.
Тема 4.Учимся говорить красиво (сценическая речь).
Теория: Художественное чтение, как язык общения со слушателем.
Связь художественного чтения с искусством театра. Композиция, сюжет, лирическое отступление.
Практика: Творческое освоение текста. Подача голоса, распределение дыхания. Логические и смысловые паузы.
Интонационные ударения.
Дыхательная гимнастика. Упражнения на артикуляцию. Упражнения для голоса. Скороговорки, чистоговорки.
Тренировка губных мышц
Тема 5. Живая кукла (техника вождения).
Теория: Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой. Кукла находится в постоянном
движении, и поэтому любой предмет может «ожить» и заговорить голосом актёра. Помочь понять детям: что же такое
театр кукол, в чем сила куклы. Правила техники вождения различными видами кукол.
Практика: Гимнастика для рук. Работа с куклой за ширмой и без неё с опорой на правила вождения. Этюды с
куклой. Ролевое разыгрывание стихов: Маршака, Михалкова, Чуковского и детских замыслов.

Тема 6. Постановка спектакля.
Теория: Подбор литературно - драматургического материала с учетом психологии возраста и литературных
достоинств произведения: занимательность сюжета, сказочность, фантастичность, яркость характеров. Определение
структуры пьесы, стиля и жанра, сквозного действия. Характеристика действующих лиц, определение линии роли
каждого персонажа, его задачи. Ассоциации и определение характеров действующих лиц через музыку, рисунок,
пластическую импровизацию.
Практика: Выбор материала – пьесы, сказки.
Чтение пьесы. Разбор пьесы: сюжет, конфликт, линия роли. Просмотр фильма или мультфильма. Репетиция спектакля
по эпизодам.
Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителю.
Тема 7. Удивительный мир театра.
Теория: Продолжать знакомство с театральной терминологией с видами театрального искусства с главными
творцами спектакля: режиссер, гример, осветитель, звукорежиссер. Знакомство с понятиями: сюжет, сценическое
пространство, конфликт, событие, линия роли.
Практика: Импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание (я режиссер). Сочинение детьми подобных
сюжетов, с участием 3-4 персонажей, воплощение замыслов на сцене. Анализ увиденного. Мини сочинение «Продолжи
сказку».
Тема 8. Театр кукол - страна чудес (путешествие в мир театра, практикум)
Теория: Скоморохи-первые актеры на Руси, театр кукол, театр теней, музыкальные театры и т д. Что значит «Быть
зрителем» и зачем необходимо это умение, продолжать знакомство с культурой поведения в театре. Знакомство с
актерами кукольниками.
Практика: Просмотр слайдов и иллюстраций. Изготовление театра теней для детей младшего возраста.
Репетиция и показ сказки.
Знакомство с понятиями: сценическое пространство, световое, звуковое и художественное оформление спектакля.
Просмотр спектаклей детских театральных коллективов. Участие в мероприятиях, проводимых в МАОУ СОШ №56.

Тема 9. В мастерской у папы Карло
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иголками. Технология
изготовления пальчиковой куклы из флиса. Технология изготовления бутафории из картона.
Практика: Изготовление пальчикового театра из бумаги, картона, цветной бумаги. Изготовление пальчиковой
куклы по сказкам.
Тема 10. Итоговые занятия
Теория: Подведение итогов сезона.
Практика: Показа спектакля. Чаепитие.
1.4. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их
специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и
макросоциума;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения
функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном
разнообразии.
Личностные результаты:
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка
своих театрально - творческих возможностей;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач,
в том числе театральных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты:
- развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

- развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
- развитое чувство ритма и координация движения;
- развитое речевое дыхание и артикуляция;
- развитая дикция на материале скороговорок и стихов.
Ученик научится:
- слышать и видеть партнера по площадке;
- пользоваться словами, выражающие основные человеческие чувства;
- чувствовать ритм и координировать движения;
- строить диалог, самостоятельно выбирать партнера.
Ученик получит возможность научиться:
- принимать активное участие в жизни микро и макро социума;
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.
1.3.3 Учебный (тематический) план третьего года обучения.
№ п/п

Название раздела,
темы

1

Введение

2

3

В гостях у сказки
(восстановление
спектакля)
Моя вообразилия
(этюды
по
актерскому
мастерству,
театрализованные

Количество часов
Всего
Теория Практика

2

2

10

1

9

Формы аттестации
/
контроля

Анкетирование.
Собеседование.
Наблюдение.
Спектакль.
Наблюдение.

9

1

8

игры)
Учимся говорить
красиво
(сценическая
речь)
Живая
кукла
(техника
вождения)
Постановка
спектакля
Удивительный мир
театра
Театр кукол страна
чудес
(путешествие в
мир
театра,
практикум)
В мастерской у
папы Карло
Итоговое занятие

4

5
6
7

8

9
10
Итого:

12

2

10

Наблюдение
Спектакль
Этюд. Спектакль.

6

1

5

45

3

42

4

1

3

Наблюдение.
Спектакль
Этюд. Спектакль.
Спектакль

6

1

5

10

1

9

4

1

3

108

14

94

Готовая кукла.
Показ спектакля.

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения.
Тема 1. Введение.
Теория: Встреча детей. Обмен впечатлениями. Обсуждение планов и перспектив на предстоящий сезон.

Практика: Мини сочинение на тему: «Я режиссер».
Тема 2. В гостях у сказки (Восстановление спектакля)
Теория: Работа по восстановлению спектакля, поставленного в предыдущем сезоне за период 2-го года
обучения.
Практика: Репетиция эпизодов, их корректура. Генеральный прогон. Показ спектакля зрителям.
Тема 3. Моя вообразилия (этюды по актерскому мастерству, театрализованные игры)
Теория: Совершенствование навыков актерского мастерства и тех элементов, из которых оно состоит.
Целенаправленное выполнение игр и этюдов, с учетом поставки конкретных задач.
Практика: Игры на развитие внимания, игры со стульями, игры на развитие воображения: «Изобрази
предмет», «Воображаемое путешествие», «Встреча двух подруг», «Животные в цирке». Игры на координацию
движений: «Глина и скульптор», «Зеркало», «Сиамские близнецы». Игры на развитие сценической свободы.
Пантомимы: «Угадай сказку».
Тема 4.Учимся говорить красиво (сценическая речь)
Теория: Продолжение курса занятий по развитию техники речи. Часть занятий сценической речью включены в
цикл работы над спектаклем.
Практика: работа над художественными особенностями драматургического произведения, дикцией.
Тема 5. Живая кукла (техника вождения).
Теория: Знакомство с различными системами театральных кукол: Многообразие видов и техническое
устройство кукол. Изобразительные и динамические возможности различных систем кукол. Особенности актерской
техники. Изучение возможностей кукол в сценических условиях. Пластическое поведение куклы в предлагаемых
обстоятельствах. Единство актера с куклой.
Практика: Работа с перчаточными куклами, пальчиковыми, планшетными. Постановка этюдов.
Тема 6. Постановка спектакля.
Теория: Рождение спектакля — это творение коллективное, т.к создаётся усилиями всех участников
творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником
единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.
Практика: Выбор пьесы по принципу занимательности, доступности, художественных и литературных
достоинств. Анализ пьесы. Определение темы и идеи. Определение структуры пьесы, её основных событий.

Составление действенного рассказа. Выявление линии роли каждого действующего лица. Репетиция спектакля по
эпизодам. Показ спектакля зрителям.
Тема 7. Удивительный мир театра.
Теория: Знакомство с понятиями: сквозное действие, театральный конфликт; звуковой, пластический, реальный.
Беседа о театральной этике.
Практика: Действие в конфликте. Преодоление конфликтной ситуации. Изменения и поведение действующих
лиц в конфликте. Этюды в предлагаемых обстоятельствах. Определение характера взаимоотношений действующих лиц
Тема 8.Театр кукол - страна чудес (путешествие в мир театра, практикум)
Теория: Понятие миниатюра. Выбор темы для миниатюры. Основные параметры: сюжетная линия,
действенность, увлекательность, доступность в исполнении.
Практика: Сочинение детьми небольших рассказов в форме миниатюр. А также коллективное сочинение
миниатюр. Воплощение на сцене, в виде импровизаций и этюдов с куклой и без неё. Анализ и обсуждение
просмотренных этюдов.
Тема 9. В мастерской у папы Карло
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иглами. Технология
изготовления перчаточной куклы.
Практика: Изготовление перчаточной куклы.
Тема 10. Итоговые занятия
Теория: Подведение итогов сезона.
Практика: Демонстрация полученных за год знаний, умений и навыков детьми, обсуждение планов на
следующий год.
1.4. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Метапредметные результаты:

способствовать развитию обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; способствовать формированию целостного мировоззрения.


- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам
театрального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин
не успешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения
функций и ролей.
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и
самобытном разнообразии;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач,
в т.ч. театральных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Ученик научится:
- оценивать произведения разных видов искусства;
- художественному восприятию;
- размышлять о театре как способе выражения духовных
переживаний человека;
- пользоваться словами, выражающие основные человеческие чувства.
Ученик получит возможность научиться:
- логически действовать: анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать;
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функций и ролей;
- воплощать свои творческие идеи в жизнь.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия театральной студии «Успех» проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все
материалы и инструменты хранятся в определенном месте, с соблюдением условий хранения.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- кабинет с ученической мебелью;
- ширма;
- театральные куклы 60 штук;
- бутафория;
- декорации;
- колонки для прослушивания музыки - 2 штуки;
- телевизор для просмотра видеозаписей;
- набор материалов для изготовления кукол: клеящие пистолеты, ткань, ножницы, иглы, нитки, пуговицы, синтепон,
декоративные элементы и др.) - 10 штук.
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение:
1. Ф.И.О: Никонова Татьяна Борисовна.
2. Место работы, должность: педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ №56.
3.
Образование: средне - специальное, закончила Учебно-производственный комбинат Управление бытового
обслуживания населения Свердловского облисполкома.
Пройдена профессиональная переподготовка в «Московском институте современного академического
образования» по программе «Педагогическое образование: педагог дополнительного образования».
В 2019 году пройдены курсы «Искусство театра в учреждениях дополнительного образования детей: актуальные
вопросы методики и организации учебной деятельности», в объеме 72 академических часа.
г. Санкт- Петербург.
4. Категория: высшая квалификационная категория.
5. Стаж работы: педагогический стаж 24 года.
Учебно – методические пособия для реализации программы:
Для успешной реализации программы разработан и применяется следующий материал:
 инсценировки литературных произведений: готовые пьесы, сказки.

 этюды (упражнения) на развитие (внимания, памяти, воображения, мышления, эмоций)
 этюды по развитию сценической речи (дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения
по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона
голоса);
 этюды на выразительность жеста;
 этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
 этюды на отработку движений кукол.
Иллюстративный и демонстрационный материал:
 иллюстративный материал к теме «Путешествие в мир театра»;
 иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
 таблицы, схемы «Изготовление декораций».
 видео ролики;
 мультфильмы;
 инструкционные карты с правилами кукловождения
 куклы;
 карточки с упражнениями по теме: «Практическая работа над голосом»;
 вспомогательные таблицы.
Материалы для проверки освоения программы:
 творческие задания;
 тесты по разделу «История театра»;
 кроссворды, викторины и др.;
 анкеты.
Программа ориентирована на чередование различных форм и методов обучения с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей детей.
Методы обучения:
 рассказ;

 чтение;
 объяснения;
 беседа;
 диалог;
 рассказ детей;
 викторины;
 этюдный метод;
 метод действенного анализа;
 метод показа;
 игровой импровизации (сюжетно–ролевые игры, инсценировки, драматизации, дидактические игры,
развивающие, познавательные, подвижные, игры на развитие памяти, внимания, воображения, игра конкурс, игра
путешествие);
 упражнения;
 тренинг;
 видеоматериалы;
 картинки;
 рисунки;
 слайды;
 карточки;
 поездки в театр.
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
 групповые занятия;
 подгрупповые занятия;
 индивидуальные
Значительную долю в образовательном процессе занимают творческая и сотворческая деятельность: концертные
выступления, экскурсии в театры, просмотр и показ спектаклей

Программа предусматривает совместную деятельность педагогов и родителей по организации досуга детей в
коллективе. Это открытые занятия для родителей, собрания, показ спектаклей, праздники, «Семейные посиделки»,
содействующие становлению нравственных отношений, сочувствию и сопереживанию друг за друга.
Программа рассчитана на использование современных образовательных технологий и методик, что позволяет
развивать самостоятельность и привести в движение внутренние процессы новообразований:
 технологии развивающего обучения;
 игровые технологии;
 объяснительно-иллюстративные;
 информационно – компьютерные;
 здоровьесберегающие;
 технологии творческой групповой работы;
 дифференцированного обучения.
2.2. Формы аттестации/контроля.
В процессе обучения, обучающиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Промежуточные итоги оцениваются на занятиях через наблюдение, сдачу этюдов, практические работы. Итогом работы является выступление
перед публикой, участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Мнение окружающих о спектакле. Главная ценность – мнение ровесников, одноклассников. После премьеры
необходимо проводить рефлексию, где каждый ребенок высказывает своё мнение о том, что у него получилось, а где
необходимо доработать. Поэтому необходима организация видеосъемки премьеры спектакля и сбор как можно
большего количества мнений зрителей, педагогов, родителей. Во время просмотра видеосъемки необходим подробный
анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации.
Внешним результатом деятельности будут следующие формы работы:
 показ спектаклей, игровых программ;
 участие в выставках декоративно – прикладного искусства;
 участие в театральных конкурсах и фестивалях детского творчества.









Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств, обучающихся:
навыки сотрудничества и самопрезентации;
творческая активность и трудолюбие;
стремление к самореализации;
эмоциональная гибкость;
толерантность;
способность к адекватной самооценке.

3.1. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Крутенкова А.Д. «Кукольный театр» Издательство «Учитель» 2011г.;
2.
Карнович А. «Мои друзья куклы» изд. «Махаон» г. Москва 2010г
3. Королев М. «Искусство театра кукол» изд. «Книжная палата»;
г. Москва 2010г.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Кристи Г. «Основы актерского мастерства» «Книжный Дом» Минск 2010г;
Немирович-Данченко «Рождение театра.» изд. «Фаворит» г. Москва (переиздательство2012г);
«Мир театра» - сборник программ дополнительного образования.2011 г;
Осипова И.С. «Основы театральной культуры в школе» «Внешкольник» 2010 г.;
Соколов Е.В. «Роль театра в становлении личности ребенка» «Внешкольник» 2014г. №8;
Савкова З.И. «Как сделать голос сценическим» М: Искусство, 2010г;
Смирнова Н. М «Как оживают куклы», изд. «Детская литература» г. Москва 1012г;
Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий» изд. «Красный Матрос» г. Санкт-Петербург

2013г;
12. Станиславский К. «Актерская этика» М: Просвещение, 1990;
13. Федотов И.Л. «Секреты театра кукол» изд. «Лабиринт» г. Москва
14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
15. Устав учреждения
16. Программа развития учреждения.

Список литературы для обучающихся и родителей
Литература для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004.
Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 - Х классах. М.,

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986.
Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985.
Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008.
Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л., 1973.
Пеня Т.Г. Космос театра - М., 1995.
Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1997.
Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. Ред. О.Ю. Богданова. М., 1996.
Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966.
Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 7-15 лет. – М., 2008.
Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М., 2002.

1982.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».