ДООП_Изостудия_Фантазия (8-11)

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Изостудия «Фантазия»
Возраст обучающихся: 8-11
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Маликова Алена Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка.
Направленность программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы –художественно-эстетическая
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав
ребенка:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая
2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть
и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить младших воспитанников к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия
художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только
частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал
воспитанников. Практическая деятельность младшего воспитанника направлена на отражение доступными для его возраста
художественными средствами своего видения окружающего мира.

Человеку как существу социальному, важно выражать какие-то свои внутренние состояния и впечатления. Человек испытывает
стремление выразить мысли и эмоции с ранних лет. Для него является настоятельной необходимостью отразить свой внутренний мир,
передать его как некую информацию в изображении. Психологи, после ряда проведенных исследований, пришли к выводу, что искусство
и творчество несут как коммуникативную функцию, так и психологический контент.
Воспитание психически здоровой, творческой, разносторонне развитой личности – задача необходимая и актуальная в наше время, и
возможность ее осуществления заложена в данной программе.
Изобразительное искусство – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, способствующий формированию
и разностороннему развитию личности, решающий актуальные проблемы современной педагогики, связанные с:
 художественным образованием и воспитанием детей;
 формированием эстетического вкуса;
 нравственным воспитанием;
 развитием коммуникативных качеств личности;
 созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности.


удовлетворение результатами своего труда и уверенность в себе.

Предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
В кружке расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и
традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты воспитанников.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью
на развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления,
интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По
сравнению с остальными направлениями дополнительного образования, развивающими рационально- логический тип мышления,
изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что
является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанника к миру.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и
художественно-творческой деятельности помогут младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с
разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа, разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы состоит в том, что автором разработаны учебные занятия, содержащие творческий компонент, когда занятия
превращаются в творческую мастерскую, где в процессе работы у обучающихся формируются практические трудовые навыки, творческая

активность, развивается фантазия. Занятия сочетают различные виды практической деятельности, что позволяет детям ближе познакомиться
с разнообразными материалами, техниками и приёмами работы. Дети рисуют, смешивая краски, приобретая не только опыт и знания,
необходимые для какой-либо профессии, но в первую очередь оказывают развивающий и профилактический эффект. Живопись развивает
чувство цвета, позволяет раскрыться эмоционально, избавляет от стресса,
Направление и содержание образовательной деятельности на занятиях изостудии определяется конечной целью, которая ставится
педагогом. Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры
и продолжит её развитие. В связи с такой глобальной целью программа должна реализовываться продолжительное время и обязательно
должна учитывать особенности возраста ребёнка. Все занятия разработаны в соответствии с этапами физического развития человека
(следуют из гётеанистической идеи развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики).
«Индустрия развлечений и досуга каждый день демонстрирует новые возможности того, как это господствующее в настоящее время
представление об организации чувств человека может превратиться в коммерцию. Однако, поскольку глубина переживания при этом быстро
ослабевает, приходится постоянно усиливать раздражители, чтобы обеспечить удовлетворение жажды переживаний. Однако феномены всё
возрастающего опустошения чувств, депрессий, жизненных кризисов и часто отчаянного поиска осмысленного образа жизни должны были
бы ясно показать нам, что таким образом человеческое развитие может оказаться на ложном пути и зайти втупик». «Рисование форм связано
с возможностью получить интенсивный — гармоничный — осязательный опыт. Становится очевидным, что при этом очень важную роль
играет выбор карандашей, качество бумаги и основания, на котором бумага лежит. Нежное прикосновение к бумаге должно стать приятным
осязательным переживанием. Особые возможности даёт рисование на мелкомпеске».
«Через уточнение формы мы глубоко воздействуем не только на ловкость пальцев, но и на правильность речи. Однако, самым важным
является чрезвычайно необходимое сегодня развитие между глазом и кистью руки». На занятиях кружка «Фантазия» углублены и
дополнительно расширены возможности работы с различными материалами, развивающими мелкую моторику кистей руки упражнениями
для развития глазомера ребёнка. Кроме того, впервые в рамках одного курса, ребёнок знакомится с различными видами искусства в рамках
изобразительной деятельности.
Живопись прекрасно способствует исцелению эмоциональной неуравновешенности, в цвете выплёскиваются чувства возбуждения
или подавленности. Легковозбудимый, импульсивный ребёнок будет рисовать в горячей палитре огненных оттенков, а
индифферентный и заторможенный, скорее всего, предпочтёт спокойный и холодный синий цвет. Смысл цветотерапии в том, что внешний
возбудитель отражается внутри человека противоположным внутренним эхом, то есть красный может зеркально трансформироваться в
зелёный и оказать психологический эффект умиротворения. Необходимо создать ребёнку условия для самовыражения, и тогда он сам найдёт
правильный путь к обретению внутренней гармонии. Таким образом, занятия живописью используются в качестве средства для
корректировки темперамента и поведенческих особенностей обучающихся.
Придя к пониманию темы, изучаемого материала, ребёнок обращается к своей памяти, где находит информацию, поступившую ранее.
И это позволяет ребёнку пережить радостное ощущение того, что он действительно знает ту или иную тему программы. Отсюда приходят
и уверенность в себе, и правдивость информации, и уважение к предмету.
«Только во тьме цвет исчезает, только свет делает цвет видимым. Внутренне ребёнок сопереживает тому, как в течение года
изменяются цвета в природе. И так происходит каждый год. Из серой мрачной зимы возникают весенние цвета: сначала это - свежий зелёный,

затем цветочное многоцветье, розовое сияние распускающегося букового леса. Более тяжёлый и насыщенный зелёный окружает нас, когда
весна уступает место лету. Дети собирают цветы вдоль дорог, на полях и лугах. Полевые цветы покрывают обочины, а сады просто
переполнены цветовыми переживаниями. У каждого ребёнка есть свои предпочтения в выборе определённого цвета или цветка. Когда
приходит осень, все становится ещё интереснее. Новые, яркие и тёплые цвета вспыхивают на деревьях и кустарниках. Перед тем, как листья
опадут и растения полностью отдадутся воле земли, они в последний раз открывают нам плоды трудов тёплого летнего солнца: жёлтые,
красные, оранжевые или коричневые оттенки.
Деятельность, которая до этого происходила на поверхности земли, теперь перемещается внутрь самой земли, внутрь почвы. Прячутся
и цвета: так, например, вместо цвета дерева остаются лишь его очертания. Голые ветви остро распростёрты на фоне холодного осеннего
неба. Внешний спектакль закончен. Каждый удалился в свой собственный дом. Теперь дети переживают цветовые впечатления внутри дома.
Особенно в наше время мы сталкиваемся с фантастическими цветами в обстановке комнат, окраске стен и пола, которые колеблются от
мягких пастельных оттенков до ярких и живых красок. Цвета действительно присутствуют везде, куда бымы ни посмотрели. Внутри и
снаружи. В течение последних лет цвета также выплёскиваются в детской одежде живым, цветочным, пёстрым украшением. Все дышит
полнотой жизни. Узоры со всего мира можно увидеть в украшениях платьев, блуз, брюк. Все можно скомбинировать. Это удивительное
время для детей, в чьей жизни цвета занимают так много места - в одежде, в доме, во всем их окружении.
День сам по себе имеет цветовые нюансы: красное или оранжевое утреннее небо, черные, как смоль, устрашающие грозовые облака
или голубое небо - такого цвета, что, не сравнимо ни с чем. То, что ребёнок никогда не устанет рассматривать — это красный сияющий
восход солнца; то, что никогда не потеряет надежду найти — это золотой клад там, где заканчивается в низких солнечных лучах радуга на
фоне темных облаков; никогда не устанет восхищаться он таинственным лунным светом, который окрашивает дома и все вокруг бледными
красками.
Игра со светом — это тоже интересно. Там, где есть свет, можно найти и тень. «Теневой театр» - одна из самых любимых игр, где
тени малышей вдруг становятся такими длинными. Более взрослые дети начинают исследовать тот факт, что тень также может быть и
цветной. По мере того, как дети растут, цветовые переживания усиливаются.
У всех детей мира игра с цветом - одна из любимых игр. Она зависит от характера среды, которая их окружает. Повседневное
окружение сильно влияет на обе стороны жизни любого ребёнка - дома и в школе. Обучение живописи становится такой игрой. Игра с
цветами превращается в процесс обучения, ежедневные впечатления выражаются в языке цвета.
Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своём особом языке. Дети хорошо чувств уют этот язык
и с удовольствием вступают в «игру с красками». На занятиях живописью не стоит задача научить ребёнка правильно рисовать. Цель занятий
– создать условия для переживания качества цвета, развить творческие силы личности. Рисование осуществляется красками основных
цветов: красной, синей, жёлтой. Ребёнок на собственной практике получает знание о том, как взаимодействуют этиосновные цвета, что
получается при их смешивании, каким образом достигается яркость, насыщенность цвета.
Можно сказать, что постижение объективного мира через зрительное восприятие в чувствах и ощущениях, связанных со стихией
красок, и является целью обучения на наших уроках живописи. Занятия рассчитаны на детей с разными способностями, а не только на тех,
кто художественно одарён. Не все выпускники выбирают художественные специальности, но развитое и утончённое чувство красивого и
гармоничного, образное представление и фантазия, внутренняя подвижность необходимы в любой сфере деятельности.

Одна из характерных особенностей детей — тесная взаимосвязь душевного и телесного. Очень важно дать детям возможность
проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности.
Темы и техника выполнения работ тесно связаны с возрастными особенностями детей, со временем года и Праздниками года. Нашей
первой задачей является знакомство ребёнка с цветом.
Основываясь на учении И. В. Гёте о цвете (Как известно, Гёте впервые обнаружил ту взаимосвязь цветовых впечатлений и душевного
состояния людей, которую стали по-настоящему изучать только в наше время), уверенна в том, что такие упражнения с красками позволяют
корректировать темперамент, снижают гиперреактивность, развивают мягкость, вдумчивость, коммуникативные качества формирующегося
характера ребёнка. Своё учение о цвете Гёте ставил выше всего другого, созданного им.
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее благодаря тому,
что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые
глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет
разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда
в опыте ребёнка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного
опосредованно.
Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с
помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.
Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки.Предметы,
которые они создают, используются в игровой деятельности.
Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем
обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие
развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.
На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он стараетсясамостоятельно
решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.
В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять
пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения
относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут младшему школьнику овладевать
разными видами учебной, трудовой деятельности.
Во время ознакомления с предметом ребёнок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные
выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т. д.
Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит
начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.
Нужно помнить, что лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина, оттягивание

небольших частей, закругление и заострение, вдавливание, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение
их прикладыванием, прижиманием, примазыванием, уже знакомы детям ещё с садика. И мы знакомим их с новыми.
Для детей восьми лет, например, рекомендуется использовать разные способы лепки: конструктивный, пластический,
комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей, вытягивания из целого куска.
Для занятий с детьми применяются три вида лепки:
⁻
предметную;
⁻
сюжетную;
⁻
декоративную.
Предметная лепка предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только
быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед педагогом
появляется возможность обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им
признаки.
Сюжетная лепка сопровождается большим объёмом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет,
включённый в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Преподавателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объёмную подставку и логично, красиво
распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.
Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований.
Выразительность сюжетным композициям придаёт не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в
одну композицию изображением действия.
Декоративная лепка. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания,
в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много
полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью,
веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и
комбинированный.Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится из отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится
туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерные признаки. Конструктивным способом
лепки дети пользуются с детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей
увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический– способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части
изделия и др. Из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощьюстеки
придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят не часто.
Комбинированный– способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или
пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто.
Программа даёт широкие возможности для педагогического творчества при сохранении структурной целостности.
Она не привязана к какой-либо религиозной конфессии. Программа опирается на богатство и наследие мировой художественной
культуры и изобразительного искусства. Программа может применяться также как арт-терапевтическая.
Упражнения, которые выполняют дети на занятиях, позволяют снизить агрессивность, помогают в самоопределении, способны
поднять самооценку.
Программа предусматривает индивидуальный подход к детям, позволяет раскрыть творческие способности.
Работа с глиной, рисование, вязание, живопись и интеллектуальная нагрузка, соответствующая возрасту, становятся в ребёнке действенными
силами, которые помогут
ему
гармонично
расти
до
совершеннолетия
и
уверенно
вступить
в
жизнь.
Отличительные особенности программы
По причине огромного разнообразия существующих программ и свободного выбора педагога, я приняла решение в силу собственного
опыта и подготовки, создать программу, как говорится, «под себя». Моё увлечение вальдорфской системой позволяет мне применить в
занятиях особые методические принципы, на которые опирается вальдорфская школа. Я обратилась к многолетнемуопыту зарубежной
педагогики, к системе вальдорфского образования. В этих замечательных, на мой взгляд, вальдорфских школах, помимо преподавания
живописи, есть множество занятий, имеющих связь с самыми разнообразными видами искусств. Здесь и рецитация, и эвритмия, и
рисование форм, и живопись – всё во взаимосвязи работает на формирование и развитие ребёнка как человека.
Подходя к вопросу образования в области изобразительного искусства, мы часто думаем о том, какие знания, умения и навыкидолжны
приобрести учащиеся в процессе такого обучения. Большинство образовательных программ в России на это и направлено.
Однако, практика показывает, что кроме всем хорошо знакомых и понятных ЗУНов, занятия изобразительной деятельностью
формируют и развивают такие невероятно ценные качества, как воля и нацеленность на конечный результат, мировоззрение, образное
мышление.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения сразвитием
художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных
способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию само-организованности и
самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические
навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности,
будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать
предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, в числе которых, безусловно,
одно из основных – это художественно-эстетическое. Чтобы учащиеся могли заниматься разными видами художественной
деятельности, в школах введены дополнительные внеурочные курсы.
Основополагающим направлением развития современной образовательной системы становится реализация непрерывного

художественного образования, поскольку общеизвестно, что художественная культура является частью общей культуры человека.
Приобщение к художественной деятельности, т. е. продуктивное художественное творчество в различных сферах искусства в
общеобразовательных организациях должно охватывать всех учащихся в соответствии с их способностями и предпочтениями.
Введение в дополнительное образование таких занятий создаст условия для популяризации искусства и повышения мотивациишкольников.
Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личностиученика,
её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Данная программа дополнительного образования детей направлена на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
–
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Адресат программы
Программа имеет комплексный характер. Рассчитана на 1 год обучения детей младшего школьного возраста, 8–11 лет
(психолого-педагогическаяхарактеристика возрастных групп – Приложение №1).
Особенности организации образовательного процесса, состав группы
Группы могут быть смешанными, в группах могут заниматься дети и одного возраста. Состав групп постоянный.
Количественныйсостав обучающихся 10–12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся в течение года 1 раз в неделю по 45 мин.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» объемом 34 час, срок реализации
программы 1учебный год.

-

Перечень форм обучения.
Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей.
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
групповые занятия (10–12 человек);
подгрупповые занятия (от 2-7человек);

индивидуальные.
Возможны дистанционные формы обучения.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой и командный - организация работы в группах(командах);
индивидуальный и парный- индивидуальное(или в парах) выполнение заданий, решение проблем.
Применяются следующие методы: словесный, наглядный, практический.
Методические рекомендации.
Занятие должно быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
ребят на сотрудничество с одногруппниками;
Педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
Вывод делают сами учащиеся;
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
Времясбережение и здоровьесбережение;
В центре внимания - дети;
Учёт уровня и возможностей подростков, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
Занятие должно быть добрым. При посещении занятий необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь
использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Возможны дистанционные формы обучения. Для этого в качестве основной площадки используется https://dnevnik.ru/ , где
размещаются ссылки на создаваемые педагогом материалы. Результаты работ воспитанников выкладываются на доску:
https://padlet.com/. Для совместной работы, кроме того, используется облачная платформа, и ZOOM для проведения онлайн
видеоконференций в формате высокой четкости.
Перечень видов занятий.
Предусмотрены экскурсии, беседы и лекции, практическая работа в мастерской и пленэрные
занятия, участие в выставках,
фестивалях и конкурсах, мастер-классы.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает
практическая часть.
-

вводное занятие,
практическое занятие,
занятия по систематизации и обобщению знаний,
комбинированные формы занятий
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, творческий отчет, фестиваль,
участие в конкурсах, выставках различного уровня от школьных до региональных, областных, всероссийских и международных.
Адресат: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 11–15 лет. Группа состоит из 10–12 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся в течение 1 года 2 раз в неделю по 90 мин. (с одним перерывом в 5–10 мин. ).
Объем программы: 140 ч.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения:
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
- групповые занятия (10–12 человек);
- подгрупповые занятия (от 2-7человек);
- индивидуальные.
Возможны дистанционные формы обучения.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой и командный - организация работы в группах(командах);
- индивидуальный и парный- индивидуальное(или в парах) выполнение заданий, решение проблем.
Применяются следующие методы: словесный, наглядный, практический.
Методические рекомендации.
- Занятие должно быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять ребят на
сотрудничество с одногруппниками;
- Педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Вывод делают сами учащиеся;
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Времясбережение и здоровьесбережение;
- В центре внимания - дети;
- Учёт уровня и возможностей подростков, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
- Занятие должно быть добрым. При посещении занятий необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами
изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использова ть свои
знания);

- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Перечень видов занятий:
Предусмотрены экскурсии, беседы и лекции, практическая работа в мастерской и пленэрные занятия, участие в выставках, фестивалях и
конкурсах, мастер-классы.
Перечень форм подведения итогов:
Выставки, фестивали, конкурсы. Регулярно, после завершения темы, проходят текущие выставки в мастерской. В процессе просмотра работ
происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных приёмов и способов решения той или иной
творческой задачи, беседа, анализ работы, выставки, конкурсы, фестивали искусств
Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся.
Проводятся внутришкольные выставки в конце полугодий;
В конце года готовится большая отчётная выставка творческих работ, в которой участвуют все дети объединения, но отбираются самые
интересные и яркие работы, которые были созданы на занятиях изостудии и дома.

1.1 Цели и задачи программы «Фантазия»:
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года прописано, что “модернизация школы предполагает
ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности,
интегрированной в общий процесс обучения и развития”.
Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности,
создать условия для переживания творческого опыта, развить творческие силы личности.
Задачи:
Образовательные задачи.
⁻
Способствовать формированию у воспитанников навыков ручного труда, практических приемов работы с разнообразными
художественными материалами и техниками;
⁻
Обучать приёмам и техникам в работе с разными материалами.
⁻
Формировать графические, живописные и пластические навыки.
⁻
Обучать правильно использовать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности.
⁻
Сформировать начальные навыки мастерства в плане композиции.
⁻
Сформировать систему знаний, умений, навыков по изобразительному искусству.
⁻
Обучать элементарной художественной грамоте.
⁻
Формировать навыки здорового образа жизни и экологическое мышление;
Развивающие задачи.
⁻
Развитие эмоциональных качеств у детей средствами изобразительного искусства.
⁻
Развитие пространственной координации движений, мелкой моторики, аккуратности, точности и глазомера;

⁻
Развитие воли, которая привлекается в процессе работы;
⁻
Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания и упражнения.
⁻
Развитие памяти, образного и инженерного мышления;
⁻
Формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления, художественный вкус и творческий потенциал, развивать
творческие способности.
⁻
Развивать активность и самостоятельность;
⁻
Развивать навыки сотрудничества в художественной деятельности,
⁻
Развивать формы нерассудочного понимания –
а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства, человеческих
действий и отношений, красоты и целесообразности в мире;
б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом;
Воспитательные задачи.
⁻
Воспитать интерес к изобразительному искусству;
⁻
Формировать личность обучающегося, гражданскую позицию и патриотизм.;
⁻
Воспитать чувство личной ответственности;
⁻
Воспитать в детях толерантное отношение к своим сверстникам.
⁻
Воспитывать стремление к сотрудничеству, желание участия в командной работе;
⁻
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощи,
поддержки, неравнодушного участия).
⁻
Обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и
склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести;
⁻
Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к родной культуре, интерес к чтению.
⁻
Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
⁻
Установить гармоничную связь между душевно-духовным и телесным.
«Преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер). Применять
здоровье-сберегающие технологии;
Одна из важнейших задач педагога - выстроить с детьми отношение тепла и доверия.
1.2 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
Количествоучебных часов

Практические
занятия

1

Вводный инструктаж по ТБ №002,
003,008,012,013, 023, 037, 065.
Организационные моменты занятий.
Материалы. Готовность к занятиям.

Теоретические
занятия

№п/п

1

1

0

3

1

2

Выставка

Всеготчасов

Темы занятий

Формы
аттестации/контроля

Проверка знаний требований ОТ

2

Сказочные персонажи. Работа над созданием
образов сказочных персонажейиз русских
народных сказок про животных. Очеловеченные
животные.

3

Фантастические образы существславянской
мифологии.

3

0,25

2,75

Выставка

4

Краски осени. Образы природы родного края. Осень
капризная и осень –дарительница.

2

0,5

1,5

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка.

1

0,2

0,8

Выставка

Техника и приёмы акварели

-монотипия. Пейзаж.

5
6

Первый снег. Снежинка. Работа стушью и
мелками.

7

Огни праздничного ночного города.
Граттаж.

8

Маски для новогоднего карнавала.
Бумажная пластика.
Новогодние игрушки и гирлянды избумажных
трубочек.

9

10

11
12

1,5

3

0,5

2,5

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

Выставка

8

1

7

Выставка

4

1

3

Видеоотчёт.

3,45

13,55

Лепка птиц и животных из пластилина. Рельефные
изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение
различных приёмов и методов лепки из цветного
пластилина.
Лепка птиц и животных из глины. Рельефные
изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение
различных приёмов иметодов лепки из глины.
Плетение корзиночки из бумажных
трубочек.
Рисование песком. Освоениеразнообразных приёмов.

13

Выставка

0,5

2

Итого:
34

Выставка
Выставка

Выставка

Содержание учебного (тематического) плана:
Тема 1. Вводный инструктаж по ТБ №002, 003,008,012,013, 023, 037, 065.Организационные моменты занятий. Материалы.
Готовность к занятиям.
Теория: Введение. Основные правила ТБ и поведения на занятиях кружка.
Практические занятия: нет.
Тема 2. Сказочные персонажи. Работа над созданием образов сказочных персонажей из русских народных сказок про животных.
Очеловеченные животные.
Теория: Сказочные персонажи. Очеловеченные животные.
Практика: Работа над созданием образов сказочных персонажей из русских народных сказок про животных.

-

Тема 3. Фантастические образы существ славянской мифологии.
Теория: Фантастические образы существ славянской мифологии. Беседа.
Практика: Рисуем фантастические образы существ славянской мифологии.
Тема 4. Краски осени. Образы природы родного края. Осень капризная и осень – дарительница.
Теория: Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Для чего используют в дизайне цветовой круг?Практика: Учимся
смешивать акварельные краски на палитре. Получение дополнительных цветов и их оттенков.Тема 5. Техника и приёмы акварели монотипия. Пейзаж.
Теория: Фактуры. Монотипия как техника для создания фактур.
Практика: Монотипия «Пейзаж». Всматриваемся. Фантазируем. Придумываем название.
Тема 6. Первый снег. Снежинка. Работа с тушью и мелками.
Теория: Линия как средство выразительности. Жёсткая, проволочная линия, мягкая и пластичная линия. Живая и подвижнаяпластика линии для
передачи характера образа.
Практика: Рисование природной формы – круга, спирали, волн и снежинок.
Тема 7. Огни праздничного ночного города. Граттаж.
Теория: Использование разнообразных необычных материалов для изобразительной деятельности. Граттаж как графическаятехника.
Практика: Рисунок на тему «Огни праздничного ночного города» в технике граттажа.
Тема 8. Маски для новогоднего карнавала. Бумажная пластика.
Теория: Декоративно-прикладное творчество как вид искусства. Пластические материалы. Украшение?
Практика: Конструирование простой маски из плотной бумаги. Тема 9.
Новогодние игрушки и гирлянды из бумажных трубочек. Теория: Как создать
праздничное настроение и порадовать близких?Практика: Создаём простые
новогодние украшения.
Тема 10. Лепка птиц и животных из пластилина. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различныхприёмов и методов
лепки из цветного пластилина.
Теория:
Геометрические формы (тела).
Формообразование. Яблоко – это шар. Туловище человека, например, больше схоже с цилиндром, морковка напоминает конус…
Приём лепки: соединение частей в целое.
Практика:
Лепим простые природные формы (геометрические тела).
Соединяем их на картоне в изображение рыб и морских звёзд, предварительно размазав фон (пластилин синего и зелёного цвета) по картону.
Анализируем результат. Получился рельеф с изображением морского дна, где плавают рыбы (шары и цилиндры) и живут морские звёзды
(собранные из 5 коротких конусов). По лентам водорослей ползут улитки. (Улитка – это спираль, свёрнутая из длинного конуса).
Тема 11. Лепка птиц и животных из глины. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различных приёмов и методов лепки из
глины.
Теория: Беседа

Глина – полезное ископаемое. Полезные свойства материала и применение. Особенности глины как материала. Отличия от пластилина.
Как работать с глиной?
Глина сохнет, если её мять и твердеет, в отличии от пластилина, который становится мягким. Глину можно смачивать. Жидкаяглина
помогает соединять детали.
В глине не должно быть лишних вкраплений.
Глину лучше собирать в один ком и прикрывать мокрой тканью, чтобы не сохла.
Глину обжигают. После обжига она становится твёрдой и монолитной. Но может оказаться и хрупкой, как все керамическиеизделия.
Практика:
Лепим фигурки животных. Например, животных года по славянскому или китайскому календарю.
Приёмы лепки: вытягивание из целого куска и присоединение деталей.
Обжиг происходит в отдельное время без участия детей. Тема 12.
Плетение корзиночки из бумажных трубочек.
Теория: Как возникают промыслы? Необычное в привычном.
Практика: Скручивание бумаги в трубочки и плетение полезных ёмкостей для хранения или переноски.
Тема 13. Рисование песком. Освоение разнообразных приёмов.
Теория: Беседа. «Идеи современности. Простое и древнее в современном мире искусства».
Практика: Осваиваем приёмы рисования песком. Рисуем «живые» картинки песком.

1.3 Планируемые результаты
Личностные
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной
программой на разных этапах.
Отмечаем визуально и в диалоге ценностно-смысловые установки учащихся, замечаем их в рисунках:
личность ребёнка направлена на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.
ребёнок имеет представление об основных ценностях, независим, самостоятелен в своих поступках, принимает и использует ценности
в поведении, взаимодействуя с окружающими людьми.
владеет способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, анализирует свои действия и поступки, действия и
поступки других людей.
•
рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также, как итог, в творческой работе над
композицией. Педагог в конце каждого занятия акцентирует внимание учащихся на положительных результатах их деятельности на уроке, даёт
совместно с другими детьми устную положительную оценку работе.
Ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, пытается принимать ответственность за происходящее в
группе, учится осуществлять пошагово, организовывать свою деятельность, старается соотносить результаты с целью деятельности. Реконструирует
и анализирует план построения собственной или чужой мысли, идеи, композиции, пытаясь выделять в этом плане его состав и структуру, а затем их
прорабатывает соответственно ставящимся целям.

•

ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности.
Ментальные акты неотрывны от тела. Занимаясь практически выполнением тех или иных заданий, связанных с изображением линии,
пятна или формы мы воздействуем на развитие мышления. Рисование форм позволяет детям развивать речь, пространственное, логическое,
рациональное и иррациональное, образное мышление.
•
способы деятельности (в т. ч. интеллектуальной).
Способы деятельности – один из факторов развития познавательной активности школьника. Любой вывод основывается на
исследовании и анализе после разнообразных упражнений, которыми наполнен учебно-тематический план занятий кружка. Это и получение в итоге
рисования форм неких образов, и получение нового оттенка цвета, вывод – смешивание основных цветов даёт новый «дополнительный» цвет и
многообразие оттенков достигается смешиванием небольшого количества красок.
В лепке мы осознаём конструкцию формы, свойства, и ищем пути применения. Анализируем получаемые формы.
На занятиях кружка «Фантазия» формируются умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли, дети
освобождаются от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению, так как все
умозаключения и выводы основываются на практическом исследовании и работе с материалами при использовании разнообразных техник и
приёмов.
•
предметно-пространственные навыки.
Психоэмоциональная обстановка, настрой как педагога, так и всех детей в группах позволяет почувствовать свободу для
самовыражения и самостоятельного творчества школьников. Вся атмосфера направлена на то, чтобы создавались необходимые условия для
самостоятельной творческой работы.
•
опыт творческой деятельности.
Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Опыт творческой деятельности – особый
компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной
культуры общества. По сути весь опыт, который ребёнок получает на занятиях в студии – это опыт творческой деятельности.
•
опыт самопрезентации.
В процессе занятий педагог предлагает детям рассказать о проделанной ими работе. Поделиться своими находками, идеями, выводами.
При этом он получает опыт презентации своей работы, а значит и самопрезентации.
•
опыт взаимодействия в референтной группе.
В кругу сверстников ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Для эффективного взаимодействия во время занятий дети могут
свободно подходить друг к другу, общаться по теме занятия, просить помощи и делиться ею с другими.
•
опыт участия в конкурсах.
Педагог информирует детский коллектив о предстоящих конкурсах, выставках, мотивирует принимать в них участие, помогает в
оформлении работ для выставок. Делает заявки, заранее подготовив детей.
•
навыки самооценки.
На каждом занятии педагог совместно с детьми проводит анализ работ и деятельности на занятии каждого ребёнка, акцентируя внимание как
на недочётах, так и, в первую очередь, на достоинствах результата выполнения задания, рисунка или композиции, что даёт ребёнку как
конструктивную критику его работе, так и повышает его самооценку. Участие в выставках и конкурсах позволяет также поднимать самооценку
ребёнка.
Метапредметные результаты

развивать учебно-познавательный интерес к творчеству, как одному из видов изобразительного искусства, чувство прекрасного и эстетические
чувства;
формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
понимать причины успеха в творческой деятельности;
имеют возможность повысить самооценку на основе критерия успешности деятельности;
получает основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
формируют устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;
формируются осознанные устойчивые эстетические предпочтения ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
имеют возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять
самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
формируют эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их
чувствам и идеям;
эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественногоязыка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мировогоискусства.
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
-

Все расходуемые материалы приобретаются родителями.
Доска школьная с разлиновкой - 1 шт.
Полки для хранения и выставки работ – 2 шт.
Парты – 8 шт.
Стол -1шт.
Стулья -16 шт.
Компьютер - 1шт.
Клеёнки на парты 8 шт.
Формочки для плетения корзин 75 шт.
Оборудование для занятий с песком.

-

-

-

-

баночки для воды.
Расходуемые материалы:
- бумага: папки с листами плотной бумаги для рисования форматы А3 и А4, цветная бумага, журналы, газеты, картон, писчаябумага
(для принтера);
канцелярские и прочие материалы и принадлежности: скотч, дырокол, ножницы, зубочистки, шпажки для шашлыков, стеки,скрепки, кнопки,
булавки, клей ПВА, момент, клей-пистолет с клеевыми стержнями, кисти, ластики, линейки, циркули, новогодняя мишура, бельевые
прищепки, точилки, цветные восковые и простые мелки, цв. карандаши, фломастеры, простые
мягкие графитные карандаши бумага, акварель;
лаки и краски: гуашь, акварель, морилка на водной основе, сухие натуральные пищевые красители, синька, зелёнка, цветныестёкла, лак на
водной основе акрилатный (без запаха, прозрачный);
пластические материалы: пластилин, глина, солёное тесто, гипс, песок.

Кадровое обеспечение:
Маликова Алёна Григорьевна окончила Нижнетагильский Государственный Педагогический Институт. Специальность – черчение и
изобразительное искусство, с дополнительной специальностью – педагогика, квалификация – учитель черчения и изобразительного искусства
средней школы, воспитатель-методист.
Первая квалификационная категория по должности педагог дополнительного образования по.
С 26.12.2017 по 30.10.2018 прошла повышение квалификации в АНО ДПО «МОЦ «Академия» по программе повышения квалификации
«Проектирование образовательного пространства в контексте реализации ФГОС», с 28 марта по 06.04.2020 - «Внедрение онлайн-инструментов с
целью реализации системного подхода в организации дистанционного образования обучающихся». Освоение курсов "Апгрейд 45 минут. навыки
и компетенции XXI века на каждом уроке" с 20 августа по 22 сентября 2020 г. и "Архитектура критического мышления" с 12 марта по 8 апреля
2021 г. Ведущий обучающих курсов – международный спикер Liliia Mukhametshina. Сингапур.
Стаж педагогической деятельности 16 лет, имеет первую квалификационную категорию, срок действия которой заканчивается 26.02.2024 г.
В МАОУ «СОШ № 56» работает с 1 сентября 2016 года.
Алёна Григорьевна обладает такими чертами, как стремление к творческому поиску, развитию профессионального мышления, освоению и
применению в педагогической практике современных методик и технологий, целеустремленность, любовь к детям. Её отличает высокий уровень
ответственности.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей,
в которой они творчески выражают себя, рисуя, занимаясь лепкой и создавая декоративные работы, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги в изобразительном искусстве.
На занятиях используются видеоматериалы, альбомы с иллюстрациями, викторины и др., Кроме этого обучающимся предлагаются
занимательные рассказы из истории о художниках и их творчестве.
Методические материалы:
Для успешной реализации программы разработан и применяется следующий учебно-методический материал:
- иллюстративный и демонстрационный материал.
- карточки с заданиями и упражнениями

-

вспомогательные таблицы.
материалы для проверки освоения программы:
творческие задания;
художественные термины;
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения.
Итоговый контроль в формах:
- беседа;
- практическая работа;
- конкурс;
- выставка.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу,
где основными критериями диагностики является: знание законов композиции, понимание цветовых гармоний, техники использования,
применение пластических, живописных и графических материалов.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методики

Что отслеживается

«Диагностика изучения сформированности коммуникации
как общения у младших школьников» по методике М. И.
Рожкова

Выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших
школьников

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная
сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника

Методика для изучения социализированности личности

Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и

воспитанника

нравственной воспитанности

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определения личностной направленности

Выявление способности к креативному и критическому
мышлению по сингапурской системе.

Критическое и креативное мышление

За прошлые периоды накоплен фонд лучших детских работ, выполненных под руководством педагога. Они и являются неким эталоном .
Основные требования – соответствие принципам композиции, соответствие тематике, цветовая и тональная гармония. Важно также то, что каждая
работа должна быть выполнена самостоятельно и доведена до логического конца. Не должно быть неопрятных, незаконченных работ. Все работы
должны быть подписаны.
Регулярно, в конце каждой темы проводится анализ рисунков, выделяются наиболее важные положительные моменты в композиции, цвете.
Соотношения масштабов формата и изображаемых объектов.
Если есть задача декоративности или напротив, передачи пространства, перспективы, то анализируются именно эти аспекты работ.
Все работы фонда находятся в электронном виде на цифровом носителе.

Список литературы
для учителей
Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Издательство «Прогресс», Москва, 1974
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Статья изсборника
материалов Всероссийской научно- практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы
образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2012
год.
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства — М.: Прометей, 1994.
5. Бастид Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы. //Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958
6. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г.Волковой — К.:
Изд-во «НАИРИ», 2006.
7. Бранский В. П. Искусство и философия. — М.: Янтарный сказ, 1999.
8. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г.Волковой — К.:
Изд-во «НАИРИ», 2006.
9. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формированияключевых
компетенций // Молодой учёный. — 2012.
10. Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Киев: Наири, 2011.
11. Бюхи П. "Терапия рисованием форм"/ Перевод с немецкого Л. Деменковой, (Ориг.название Anregungen zum Formenzeichnen inerziehung und
Therapie) Киев: НАИРИ, 2014.

1.
2.
3.

12. Ливехуд. Б. Фазы развития ребёнка Издано на русском: "Духовное познание", Калуга, 1998
13. Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004
14. Цикл лекций (занятий) Питера Бюхи: «От движения, которое образовывает форму к движению формы».Киев, Харьков,
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

21 апреля, 2014.
Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982. - 64 с.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1–4 классов. – М., 1998.
Измайлов И. В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.
Ионова Е. Н., Топтыгин А.Л. Рисование форм как учебный предмет в вальдорфской школе. - Харьков, 1997.
Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996
Kranich E.M, Jünemann M. Formenzeichen, Stuttgart 1985.
Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992.
Комарова Т. С. как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995.
Кох Э., Вагнер Г. "Индивидуальность цвета". - М., 1995. Рисование форм
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: уч. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.:
Просвещение, 1984.
Кузин В. С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1–4 классы) – М., 2005. 33. Кютцли Р. "Рисование форм" ПереводЗарубиной Е. Н.
г. Ростов-на-Дону,
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Нелюбова М. В. Психология цвета. Авторский курс лекций // Студия "Видеотон", URL:
http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата обращения:05.09.2021)
Неменский Б.М. Мудрость красоты – М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. — 1996. — №5.
Праченко О. В. Семантика фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет» (на материале русского и английского языков) //Русская и
сопоставительная филология: взгляд молодых. — Казань: КГУ, 2003.
Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. — СПб.: ЛИСС, 1993.
Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2003.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека, М.1996
Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995
Юнеман М., Вайтман Ф. "Уроки искусства в вальдорфской школе. Живопись и рисование". - М., 1998.
Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с. ISBN 5-8428-0269-4.
Яньшин. П.В. Психосемантика цвета – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9268-0485-X.
Семёнова М. "Мы - славяне! Популярная энциклопедия" URL: www.hnh.ru/culture/We_are_slavs_encyclopedia (дата обращения
05.09.2021)

для родителей.
1. Галеев Б.М. Поющая радуга. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 120 с.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Вагнер Э. 2009 г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета пер., Издательство: Деметра, 2009 г.
4. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
5. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
6. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
7. Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006.
8. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
9. Рыбкина А. А. // Народные куклы. Народные игрушки URL: https://www.rukukla.ru/ (дата обращения:05.09.2021)
10. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995

Младший школьный возраст (8–11лет).

Приложение № 1

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности,
отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок приходит в творческое объединение, он, может быть, впервые чувствует себя занятым понастоящему важным делом.
В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система,
развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего обучающегося преимущественно проходит в процессе обучения.
Становление личности происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, а также новым видом
деятельности.В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и
положительных черт личности.
Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создавая
благоприятныепредпосылки для формирования высоко
моральной личности.
В этом
возрасте на телесном уровне формируются основы психосоматического здоровья, а также темперамент, характер, способности памяти, воображения,
закладываются основы личности - нравственные наклонности, совесть. Эмоциональные и познавательные переживания тесно связаны между собой и с
телесными процессами ритмической системы, влияют на характер пищеварения и сна. Развитие речи и мышления тесно связаны с двигательной
системой организма, тонкой и грубой моторикой. Продолжается процесс овладения телом и установления связи между душевно- духовным
(процессами сознания) и телесным. В отношении ко взрослому - педагогу - у младшего школьника проявляется потребность видеть в нем
любимого авторитета, который воспринимает, понимает, поддерживает ребёнка и сообщает ему знания о мире. Ребёнок хочет учиться у
взрослого тому, что тот знает и умеет.
В соответствии с этим строится учебный процесс, основная задача которого
«преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер);
максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению
уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; именно в этот возрастной период воспитание через обучение является
центральной задачей;
развитие памяти, воображения и форм нерассудочного понимания - а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере
понимания произведений искусства, человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире и б) понимание через д ействие, когда
действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом.
Эти формы понимания и усвоения мира, связанные с чувством, переживанием и действием, более близки детям и должны предшествовать
теоретическому объяснению явлений мира в науках.
одна из важнейших педагогических задач данного возраста - установление гармоничной связи между душевно- духовным и телесным. Это
достигается посредством движения, направляемого воображением, различные формы которого (на основных уроках, в танцах, физкультуре в форме
подвижных игр) занимают в учебном процессе важное место.
Основная задача педагога в этот период выстроить с детьми отношение тепла и доверия. Отношение к преподавателю, как к любимому авторитету,
на котором строится обучение на данном этапе развития, устанавливается естественно, если педагог будет отвечать потребностям и запросам учеников.
Отношение к учителю, как любимому авторитету - это мощная мотивация учения, правильная для данного возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».