Приложение к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 30.08.2024г. № 81-од) Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «предметно-практические действия» для обучающихся 5– 9 классов вариант 2. Артемовский, 2024 год 1 Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 56 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Актуальность программы. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку предлагается специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Постепенно формируемые предметно-практическая деятельность позволяет достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Рабочая программа разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем 2 используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Задачи: учить выполнять действия по подражанию; формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию; замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие; формировать навыки конструирования; коррекция сенсорной, эмоционально - волевой сферы и умственной деятельности; развивать познавательную деятельность, зрительно-двигательную координацию; формировать положительное отношение к посильным видам ручного труда; формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности; формировать умение работать в парах, группах. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА. Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в классах обучения детей с ТМНР. Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с ТМНР. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках. Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. 3 В Федеральном компоненте государственного стандарта «Предметно-практические действия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение учебной дисциплины «Предметно-практические действия» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 68 часов. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты: Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений. Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям; Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо); Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар; Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка). Предметные результаты: ➢ умение сминать материал; ➢ умение разрывать материал; ➢ умение размазывать материал; ➢ умение разминать материал; ➢ умение пересыпать материал; ➢ умение переливать материал; ➢ умение наматывать материал; ➢ умение захватывать, удерживать и отпускать предмет; ➢ умение встряхивать предмет; 4 ➢ умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе; ➢ умение вращать предмет; ➢ умение нажимать на предмет; ➢ умение сжимать предмет; ➢ умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую; ➢ умение вставлять предметы в отверстия; ➢ умение нанизывать предметы на стержень (нить); ➢ умение открывать и закрывать предметы; ➢ умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий; ➢ способность применять полученные знания в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Базовые учебные действия. Личностные учебные действия Коммуникативные учебные действия Регулятивные учебные действия испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней 5 Познавательные учебные действия свою деятельность. дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса состоит из следующих разделов: Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия". Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур). Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить). 6 6. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Предметно-практические действия», 68 часов. Раздел, тема урока Кол Виды деятельности обучающихся -во часов Представление о пальчиковых играх и 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение упражнениях. Упражнения с массажными упражнений по показу шариками и пружинками, прищепками. Упражнения с массажными шариками и 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение пружинками. Закрепление названий пальцев. упражнений по показу Различение предметов по форме, цвету, величине 1 Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Дидактическая игра «Лото». 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Дидактическая игра «Разложи в ряд». 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Дидактическая игра «Что лишнее». 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Работа с палочками. Складывание фигур и узоров 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение по образцу. Дидактическая игра «Что лишнее». заданий по показу Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, Игрушки. Одежда. выполнение заданий по показу Складывание простых крупных пазлов с опорой 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, на образец. выполнение заданий по показу Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение двух цветов. заданий по показу Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов» 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение (красный- 2 синих - красный). заданий по показу Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей 1 Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение трех цветов. заданий по показу Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Работа с пластилином. Лепка посуды из одного 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, куска пластилина (тарелка, миска, блюдце). выполнение заданий по показу 7 15. Лепка изученных букв по образцу. 1 16. Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. 1 17. 18. 19. 20. 21. Выбор геометрических фигур (круг). Аппликация «Бусы». Выбор геометрических фигур (треугольник). Аппликация «Елочка». Выбор геометрических фигур (треугольник, квадрат). Аппликация «Домик». Воспроизведение по подражанию действий с предметами. Упражнения с флажком. Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. 1 1 1 1 1 22. Дидактическая игра «Исключи лишнее». 1 23. Дидактическая игра «Картинное лото». 1 24. Дидактическая игра «Заплатки». 1 25. Дидактическая игра «Логические цепочки». 1 26. Складывание букв из счетных палочек. 1 27. Конструирование из геометрических фигур. 1 28. Складывание фигур из счетных палочек 1 29. 30. 31. Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу. 1 Отщипывание небольших кусочков от основного куска пластилина, раскатывание шариков 1 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение упражнений по показу Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 8 32. 33. различного размера. Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка». Лепка изученных букв. 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «Книжечек». Составление предметных изображений. Предметная аппликация из готовых форм; «Солнышко лучистое», «Румяный колобок» Составление предметных изображений. Предметная аппликация из готовых форм; «Пушистая елочка», «Мой кораблик» Составление предметных изображений. Предметная аппликация из готовых форм; «Воздушные шарики». 1 38. Знакомство учителем. пуговиц 1 39. Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. Разрывание тонких непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. Практическое задание. Человек из ниток 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение заданий по показу 1 Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов Выполнение совместного и по подражанию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости; перекладывание шариков из одной 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. с тканью. Пришивание 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 1 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции выполнение инструкции, Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 9 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. емкости в другую Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый) (шар, куб) (большой маленький). Дидактическая игра «Противоположности». Дидактическая игра «Собери по образцу». Дидактическая игра «Найди отличия». Дидактическая игра «Сортировка по категориям». Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов: дома из кубиков и призмы; ворот из кубиков и призмы; забор из кубиков и кирпичиков. Складывание из счетных палочек (совместно с учителем, по подражанию и по образцу): ворота, дорожки, тропинки, окно, домики, конура, грибок, качели, стульчик Складывание разрезных картинок из 2-4 частей разрезанных по вертикали и горизонтали с предварительным рассматриванием целого изображения. 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 1 1 1 1 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 52. По подражанию выкладывание трех параллельно из мозаики трех цветов. рядов 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение заданий по показу выполнение инструкции, 53. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики – домики, над домиками флажки - второй ряд из красной мозаики). Выкладывание узоров по показу и по образцу. 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение заданий по показу выполнение инструкции, 1 Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции 54. 55. 56. 57. 58. Матрешка. Лепка фруктов и овощей. Лепка цифр. Лепка изученных букв по образцу. 1 1 1 1 10 Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы; конфеты в обертке Выбор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг). Аппликация «Цветок». Подвижная аппликация из готовых деталей «Мои игрушки» Дидактическая игра «Картинное лото». 59. 60. 61. 62. 1 Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу 1 Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу Слушание учителя, ответы на выполнение заданий по показу 1 1 63. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». 1 64. Дидактическая игра «Разложи в ряд». 1 65. Дидактическая игра «Логические цепочки». 1 66. Сматывание ниток в клубок. 1 67. Нанизывание крупных и мелких бусинок на нить 1 68. Практическое задание. «Браслет для мамы» 1 7. вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, вопросы, выполнение инструкции, ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметно-практические действия» предусматривает: - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки); - звучащие предметы для встряхивания; 11 - предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра); - вставления (стаканчики одинаковой̆ величины); - различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья); - наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); - пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10); - мозаики; - пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий; - волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы); - лото ассоциации; - деревянные конструкторы; - шнуровка: обувь, животные, природа; - счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек; - обводка по точкам; - разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты; - мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры); - мягкая основа для мозаики: - прищепки, основы для прищепок; - деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка; - нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.) Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: - специально подобранные предметы; - презентации к урокам, развивающие видео занятия; - графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы). Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные видео, физкультурные минутки. Информационно-методическое обеспечение предмета «Предметно-практические действия» 1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 12 2. Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 3. Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999. 5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003. 6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986. 7. Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004. 13