ДООП__Техника и тактика игры в футбол и мини-футбол

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №81/3-од от 30.08.2024)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Техника и тактика игры в футбол и мини-футбол»
Возраст обучающихся: 7-12
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Упорова Валерия Эдуардовна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2024

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка
Рабочая программа по футболу составлена на основе нормативно-правовой базы:
— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом
Минобразования и науки РФ от 17.12. 2010 г №1897)
— Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО)
— Федеральная образовательная программа основного общего образования (ФОП ООО)
Рабочая программа предназначена для спортивной секции «Техника и тактика игры в футбол и мини-футбол». Данная
программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных
занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
В секцию футбола привлекаются ребята в возрасте 7 – 12 лет. Весь учебный материал программы распределён в
соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и
постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается
физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать
учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно
большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической
подготовленности.
Новизна программы состоит в том, что отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции
является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на
более высокий показатель физического развития школьников.
Срок реализации программы: 1 год, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и реализуется в течение 34
учебных недель.

Возраст обучающихся: 7-12 лет
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания, товарищеские встречи, соревнования
школьного и муниципального уровня.
Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Наполняемость групп составляет 10 человек, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиНа 2.4.4.1251-03
Формы организации обучения: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах,
подгрупповая.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;
в мае – контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи,
соревнования.
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение
знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи:
Образовательные:
 формирование необходимых теоретических знаний;
 обучение технике и тактике игры;
 обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
Воспитательные:
 воспитание моральных и волевых качеств;
 выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности,
дисциплинированности, взаимопомощи;
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
 формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.

Развивающие:
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);
 повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
 совершенствование навыков и умений игры.

Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и
ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт.
Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме
учебно-тренировочных по 4 часа в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры,
игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих
занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели
используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти
методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный; - круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

-

в целом; - по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях).
Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Система формы контроля уровня достижений учащихся:
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе районных соревнований по мини футболу.
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют
контрольные нормативы.
Ожидаемые результаты обучения по программе
После обучения по программе у учащихся будут:
 сформированы умения выполнения новых видов двигательных видов деятельности в футболе, умения применять их в
быстроменяющейся обстановке;
 знания о требованиях и нормах физической подготовленности, спортивной классификации;
 знания об истории и развитии физической культуры и спорта;
 сформированы умения использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития;
 сформированы умения оценивать уровень своего здоровья, физического развития, двигательную подготовленность и в
соответствии с этим решать задачи личного физического совершенствования;
 развиты координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и
точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных
параметров движений и кондиционные (скоростно-силовые, скоростные, выносливость, сила и гибкость) способности;
 сформирован индивидуальный двигательный режим;
 сформированы навыки самоконтроля и самоорганизации;
 сформированы нравственные качества: упорство и настойчивость, стремление к достижению цели, взаимопомощь и
взаимовыручка, умение выходить из конфликтных ситуаций во время игры.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и
правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);
•
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для
каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол»
является формирование следующих умений:
•

определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Футбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
•

Регулятивные УУД:
•
•

опребелять п форжЈлировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;

уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному
учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
•
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
•
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на
занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
•

Познавательные УУД.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на занятии;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством
формирования этих действий служит учебный материал и задания.
•

Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; • совместно
договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности.
•

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут
избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регуля рно посещать спортивные
секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
•
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся
•

к собственному здоровью.

Содержание программы
№

Раздел

Содержание

1

История футбола

2

Передвижения и
остановки

3

Удары по мячу

4

Остановка мяча

5

Ведение мяча и
обводка

6

Отбор мяча

Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Передвижение боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты из
различных исходных положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки,
повороты, рывки)
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъема Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема
Удары по неподвижному мячу внешней частью подъема
Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы Удары по летящему мячу
серединой подъема
Удары по летящему мячу серединой лба
Удары по летящему мячу боковой частью лба
Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель
Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой
Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы Остановка мяча грудью
Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы
Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением
направления и скорости
Ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника)
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника
Ведение мяча с активным сопротивлением защитника Обводка с помощью
обманных движений (финтов)
Выбивание мяча ударом ногой

7

Вбрасывание мяча

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

8

Игра вратаря

9

Выполнение
комбинации из
освоенных
элементов
техники
перемещений и
владение мячом
Тактика игры

10

11
12

Подвижные игры
и эстафеты
Физическая
подготовка

Ловля катящегося мяча
Ловля мяча, летящего навстречу
Ловля мяча сверху в прыжке
Отбивание мяча кулаком в прыжке
Ловля мяча в падении (без фазы полёта)
Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

Тактика свободного нападения
Позиционные нападения без изменения позиций
Позиционные нападения с изменением позиций
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и
защите Двусторонняя учебная игра
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и
тактических действий. Игры, развивающие физические способности
Развитие скоростно- силовых, координационных способностей, выносливости,
гибкости.

Футбол. Развитие быстроты. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по
прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорением, «рывками», изменением направления передвижения. Бег
в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу и «змейкой»).
Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180° и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметкам на
правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Удары по мячу в

стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления движения.
Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через
препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с
дополнительным отягощением (вперёд, назад, в приседе, с продвижением вперед Развитие выносливости. Равномерный бег на средние
и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с
максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывно-интервального метода.
Передвижение на лыжах в режиме большой и умеренной интенсивности.

РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Введение. История футбола
Передвижения и остановки
2-3 Передвижения
боком,
спиной
вперёд,
ускорение,
остановки,
повороты, старты из различных
исходных положений.
1

Кол- во Формы внеурочной деятельности
часов
1
Лекция. Беседа.
2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий.

4-5 Удары по мячу

2

6-7 Удары
по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
внутренней
стороной стопы и
средней частью подъема

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

8-9 Удары
по
катящемуся
мячу
внутренней частью подъема
10- Удары по неподвижному мячу
11 внешней частью подъема
12- Удары
по
катящемуся
мячу
13 внешней стороной подъема, носком
14- Удары по летящему мячу
15 внутренней стороной стопы
16 Удары по летящему мячу серединой
подъема
17 Удары по летящему мячу серединой
лба

2

Удары по летящему мячу боковой
частью лба

1

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

19- Удары по воротам различными
20 способами на точность попадания
мячом в цель
21- Угловой удар. Подача мяча в
22 штрафную площадь

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

1

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

18

Остановка мяча
23- Остановка катящегося мяча
24 внутренней стороной стопы и
подошвой
25- Остановка
катящегося
мяча
26 внешней стороной стопы
27- Остановка мяча грудью
28
29- Остановка летящего мяча
30 внутренней стороной стопы
Ведение мяча и обводка

2
2
2
1
1

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

31- Ведение
мяча
внешней
и
32 внутренней стороной стопы по
прямой, с изменением направления
и скорости ведения правой и левой
ногой
(без
сопротивления
защитника)
33Ведение
мяча
с
пассивным
34
сопротивлением защитника

2

35Ведение
мяча
с
активным
36
сопротивлением защитника

2

37Обводка с помощью
38
движений (финтов)

обманных

2

2

39Отбор мяча
40
4041 Выбивание мяча ударом ногой

2

4243 Отбор мяча перехватом

2

4445 Отбор мяча толчком плеча в плечо

2

46Отбор мяча в подкате
47
4849
Вбрасывание мяча

2
2

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

50- Вбрасывание мяча из-за боковой
51 линии с места и с шагом

2

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

Игра вратаря
52Ловля катящегося мяча
53
54Ловля мяча, летящего навстречу
55
56Ловля мяча сверху в прыжке
57
58
Отбивание мяча кулаком в прыжке
5
60

61

Ловля мяча в падении (без фазы
полёта)
Выполнение
комбинаций
из
освоенных
элементов
техники
перемещений и владение мячом
Ведение, удар (перемещение мяча,
остановка, удар по воротам)

2
2
2
1
1

Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра
Показ отдельных упражнений. Отработка технических
приемов и тактических действий. Учебная игра

1

1

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.

Тактика игры
62

63

64

65

Тактика свободного нападения

1

Позиционные нападения без
изменения

1

Позиционные нападения с
изменением

1

Нападение в игровых заданиях 3:1,
3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки
ворот

1

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.

66

Индивидуальные, групповые и
командные тактические действия в
нападении и защите

1

Двусторонняя учебная игра

1

Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических
приемов и тактических действий

1

67

68

Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.
Разучивание упражнений в целом и по частям. Отработка
технических приемов и тактических действий. Учебная
игра.

Материально-технические условия реализации программы:
1.Футбольное поле.
2. Спортивный зал.
3. Футбольные ворота.
4. Футбольные мячи.
5. Инвентарь для проведения занятий (фишки, конусы, скакалки, утяжелители и т.д.).
6. Гимнастические маты.
7. Шведская стенка.
8. Комплекты индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма соревновательная).
9. Секундомеры
10. Звуковая и видеоаппаратура
11. Видеоматериалы о технических приёмах в футболе.
12. Квалифицированные кадры педагогических и медицинских работников.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации программы являются:
- сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

- участие в соревнованиях различного уровня (школьных, районных, региональных);
- участие в спортивных праздниках.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании выполнения футболистами
контрольно-переводных нормативов (тестов) по общей и специальной физической подготовке. Тестирование по
общей физической и технической подготовке проводится в начале и конце учебного года. Основной критерий –
повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатом в начале года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каменская Е. Н. Педагогика: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – М.: Дашков и К, 2007. – 320 с
2.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002.
3. Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных спортсменов. - Сб. докл. II Всес. конф.
по проб. юнош. спорта. - М.: 1971.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического
исследования. -- М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
5. В. Промский, Н. Ковеня, «Футзал» - современный метод подготовки, г.Кострома, 2016 г.
6. Б. Цирик, «Игровые упражнения в тренировке футболистов» 2016 г.
7. С. Андреев, «Мини-футбол», издат. «Физкультура и спорт», 2015 г.
8. В. Варюшкин, «Тренировка юных футболистов» изд. «Физическая культура» РФС, Москва, 2017 г.
9. М. Годик, С. Мосягин, И. Швыков «Поурочная программа подготовки юных футболистов», Москва, 2014 г.
10. «Футбол – обучение базовой техники», Москва 2016 г., Национальная академия футбола «Уроки футбола»
час.1,2,3
11. Ф. Иорданская, «Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях
учебно-тренировочного процесса», изд. «Советский спорт», 2016 г.
12. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общей редакцией Набатниковой М.Я., М.: ФиС, 2012
г.

13. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. Под общей редакцией
Лаптева А.П. и Сучилина А.А. М.: ФиС, 2013г.
14. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров
спортивных школ. Под общей ред. Буйлина Ю.В. и Курамшина Ю.В. М.: ФиС, 2011 г.
15. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия; Человек, 2007.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся и их родителей (законных представителей):
1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: ФиС.2001г.
3. Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 2000.
5.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.
6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: ФиС, 2001.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. -М.: ФиС, 2003.
Перечень Интернет-ресурсов
1. Сайт Управления образования и науки Свердловской области
2. Сайт Министерства спорта и туризма РФ
3. Сайт Всероссийской федерации футбола


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».