РП_ВД_Загадки природы_3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 3классе «Загадки природы»

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс «Загадки природы» выстроен на границе трѐх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике
— диалогического, событийного и деятельностного. Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса
ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция,
предметная осредствлѐнность) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной
инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в
Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Курс « Загадки природы» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира приучает
детей к целостному постижению мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, еѐ
воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
К концу третьего года обучения учащиеся:
 умеют обсуждать вопросы, возникающие у них самих, и в которых зафиксировано внутреннее противоречие обсуждаемого объекта
 понимают и принимают ситуации проблемного характера
 начинают освоение понятийной конструкции «орган – функция – процесс – структура» на разнообразном материале
 обсуждают специфику разнообразных процессов в живой и неживой природе и обобщают факты
 удерживают предметность разговора, регулируют протекание обсуждения и возврат к исходной проблематике
 обсуждают вопросы как «бионические», то есть удерживают и биологическую, и физическую составляющие одновременно
 обнаруживают деятельную взаимосвязь исследовательской и проектной деятельности.
Личностные результаты:
-положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру.
-оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей , почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные:
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Формы контроля результативности обучения
Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом:
- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью сигнальных знаков (смайлики)
- выполнение практических и проектных работ
- выставки полученных результатов деятельности на занятиях
- диагностика предметных и метапредметных результатов

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ №56 и авторской программы курса «Загадки природы» автора А.Н.Юшкова.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Многосоставность цели образования, обозначенная в федеральных образовательных стандартах не мешает увидеть его конечный
результат – самореализация личности. Начальная школа – особый этап в жизни ребѐнка, связанный со многими процессами, это фундамент
всего последующего обучения. Особенностью данного курса является системный подход в естественнонаучном образовании и развитии
каждого ученика.
Курс «Загадки природы» направлен на совместную творческую работу и выводит на первый план моделирование системы обучения и
развития и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель». Сотворчество в образовательной
деятельности как совместная творческая деятельность субъектов (педагогов, учащихся, родителей), порождающая нечто качественно новое
в образовании, ранее не существовавшее, но возникшее на основе реорганизации имеющегося опыта.
Цель программы:
Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам
самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.
Задачи программы:
— сохранить и поддержать в ребѐнке умения и готовности общаться с живыми существами не как с объектами, а как с другими «я»,
обладающими уникальными способностями существования в этом мире;
— сохранить способности задавать свои собственные вопросы; помочь обнаружить загадочную сложность физического мира и живой
природы;
— формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них
вопросы по поводу физического мира и живой природы;
— предоставить ребѐнку возможность побыть исследователем, т. е. человеком, для которого вопрос «А как на самом деле?» является
важным и значимым.
Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса.
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» может быть реализована на базе школ, учреждений дополнительного
образования, обладающих необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.
Срок реализации программы – 1 год

Режим работы:
34 часа в год. Объѐм часов может варьироваться, программу можно модифицировать по количеству часов и содержанию.1 час в неделю
(академический час).
Формы организации занятий:
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных
образовательных технологий и методов в преподавании естественнонаучных дисциплин, межпредметной интеграции.
Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках
которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные
действия.
Большое значение отводится организации наблюдений и опытов в логике деятельностного подхода. В 3-4 классах – это тематика,
содержащая в себе понятийный аппарат физики, химии, биологии, когда младшие школьники открывают для себя понятия: упругость,
сопротивление, структурно-функциональное соответствие, процессы. Это работа с тематикой, имеющей и высокое прикладное значение
(фармакология, инженерия, роботостроение и т.д.).
Содержание программы
Путешествие вокруг Земли.
Первые пять тем посвящены космической тематике. В познавательном плане 3-классники встретятся с ситуациями, которые могут быть
охарактеризованы как «неочевидность очевидного». Одновременно с этим они продолжат осваивать категорию масштаба и изучать свойства
объектов средствами собственной телесности. Групповые формы работы являются доминирующими при организации обсуждения ситуаций.
В группе детям предлагается поработать с глобусом или с картой полушарий и загадать друг другу загадки: «Мы летали вокруг Земли и
последовательно видели вот это… Как мы летали? Покажите на карте или на глобусе наш маршрут»
Солнечная система.
Тема «Солнечная система» интересна тем, что в ней неявно задана особая точка наблюдения за этим миром. Она находится вне солнечной
системы. И это есть тот шаг, благодаря которому может быть обнаружена нетривиальность утверждения Коперника о том, что Земля
вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Идея же гелиоцентризма чаще преподносится как очевидный факт.
Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит земная кора?
На фоне «взрослых» теорий о происхождении Земли мы пробуем обсуждать геологическую историю Земли. Ведь именно благодаря
геологии и минералогии и стали складываться представления об истории Земли, еѐ эволюции. В теме «Из чего состоит земная кора»
категория геологического времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов.

Улиткины загадки.
В аквариуме кроме рыбок живут улитки. Они ползают по стенкам аквариума и едят зеленые водоросли. Что вы можете рассказать о жизни
улиток?
Путешествие лилипутов.
Вместе с друзьями отправляемся в удивительное путешествие на лесную поляну и уменьшились до 1 сантиметра. Вокруг раздавалось
жужжание, шуршание. Мы решили раздвинуть кусты и исследовать, кто же там шуршит…
А где-то очень далеко…
А где-то очень далеко, в мангровых зарослях, живут рыбки, которые называются илистыми прыгунами. Представьте на минуту себя этими
рыбками.
Путешествие по природным зонам.
Эта тема касается обсуждения климатических особенностей различных природных зон. Заполнение таблиц - это процедура преодоления
«географического эгоцентризма». Собственно эта работа - повод почувствовать удивительное разнообразие мест на Земле. С другой стороны
- понять, что за всем этим климатическим разнообразием стоят физические причины. Внутри каждой отдельной темы есть свои добавочные
сюжеты.
1.Оценка роли оси наклона Земли в привязке к тем или иным особенностям природной зоны.
2.Рассказы об особенностях той или иной климатической зоны глазами человека, там не живущего.
Путешествие под воду.
Тема «Путешествие под воду» в большей степени технологическая, чем биологическая. Нас интересует возникновение у младших
школьников исследовательской позиции. Такое отношение к окружающему миру задается, с одной стороны, загадками мира природы, с
другой - технической осредствленностью исследователя.
Путешествующие животные и оседлые живые существа.
Мы вместе с третьеклассниками пробуем постичь обстоятельства весьма непросто устроенной жизни многих живых существ. Традиционно
известные детям миграции – это сезонные миграции птиц. На этом фоне как бы единственно далеких перемещений все остальные животные
выглядят более чем «домоседами».Что, конечно же, далеко не так.
Путешествие по континентам.
В этот раз мы предлагаем детям спроектировать путешествие по континентам. В этом смысле требования на продукт проектирования
задано - это должен быть туристический маршрут путешествия на несколько дней по природным зонам разных материков земного шара
Жилища в космосе и под водой.
...Есть забавные детские фильмы, которые называются «Дети шпионов». В этих фильмах высокие технологии представлены с такой
щедростью и разнообразием, а дети настолько легко управляются с этими техническими устройствами, что просто хочется предложить —
посмотрите эти фильмы вместе с детьми; запишите все технические новинки, обсудите их работу.
Начинать можно с «подводной деревни». Там нужен защитный купол. А нужен ли такой же купол для лунной деревни? Для чего нужен
купол в первом случае; во втором. В чем сходство?

Удивительное разнообразие.
Удивительное творение природы-птицы! Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, и над
безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Все ли нам
известно о жизни птиц?
Полеты и маневры в воздухе.
Тема полетов является одной из сквозных тем. Детям предлагается провести сравнительный анализ разных типов полетов разных живых
существ и попробовать выделить специфику каждого типа полета и объяснить, благодаря каким морфологическим особенностям организма
тот или иной тип полета становится возможным.
Упругая вода
Занятие начинается, например, с фразы «Рядом с водой и на воде живѐт много всяких живых существ» и вопроса «Кто их может назвать?»
Вопрос можно разыграть через игру «Волшебная палочка» (описание игры дано в теме «Лесные хоромы»).
До игры или после игры (или даже во время, у кого как получится, но обязательно) нарисуем на доске кусочек реки и схематично обозначим
перечисленных детьми существ.
А теперь посмотрим на рисунок с клопом-водомеркой.
У кромки воды
Прочитаем с детьми такой текст:
…На небе ночью видны космические звѐзды. На дне моря живут морские звѐзды. Только они не светятся по ночам, никогда не были на небе,
но умеют ползать по дну. Рядом с морскими звѐздами живут морские ежи. Колючие, круглые и разноцветные. Они ползают по дну, ищут
свою морскую еду. Посадить бы одного в аквариум и посмотреть: «Чем же они ползают по дну?»
Загадки про все.
Предложите детям дома подготовить какой-нибудь опыт-фокус и потом показать его в классе. Дети к этому возрасту имеют «про запас»
некоторое количество физических опытов, на таких, где есть неожиданный зрительный эффект.
Впереди лето
Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут, подготовить походное снаряжение, запастись информацией о
местах и существах, там обитающих.
Нарисуйте в классе на доске карту ближайших мест, куда можно отправиться вместе с родителями или самостоятельно для наблюдений за
разными живыми существами.

3. Тематическое планирование.
1

№

Тема
Путешествие вокруг Земли.

2

Количество часов

2-3

Солнечная система.

1

4

Калейдоскоп опытов и экспериментов.

1

5-6

Земля: как она устроена и как она возникла?

2

7

Улиткины загадки.

1

Содержание
В познавательном плане 3-классники
встретятся с ситуациями, которые могут быть
охарактеризованы как «неочевидность
очевидного». Одновременно с этим они
продолжат осваивать категорию масштаба и
изучать свойства объектов средствами
собственной телесности. Групповые формы
работы являются доминирующими при
организации обсуждения ситуаций.
Тема «Солнечная система» интересна тем, что в
ней неявно задана особая точка наблюдения за
этим миром. Она находится вне солнечной
системы. И это есть тот шаг, благодаря
которому может быть обнаружена
нетривиальность утверждения Коперника о
том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не
наоборот. Идея же гелиоцентризма чаще
преподносится как очевидный факт.
Земля: как она устроена и как она возникла? Из
чего состоит земная кора?
Изготовление модели Солнечной системы.
Проведение опытов и экспериментов.
Свойства воды и воздуха.
Геологическая история Земли. Ведь именно
благодаря геологии и минералогии и стали
складываться представления об истории Земли,
еѐ эволюции.
Жизнь обитателей аквариумов.

8

Калейдоскоп опытов и экспериментов.

1

9-10

Путешествие лилипутов.

2

11-12

А где-то очень далеко…

2

13-14

Путешествие по природным зонам.

2

15-16

Путешествие под воду.

2

17-18

Путешествующие
существа.

19-20

Путешествие по континентам.

2

21-22

Жилища в космосе и под водой.

2

23-24

Удивительное разнообразие.

2

25-26

Полеты и маневры в воздухе.

2

27-28

Упругая вода.

2

животные

и

оседлые

живые 2

Проведение опытов и экспериментов.
Свойства предметов.
Сказочные исследования. Игра.
Рыбки илистые прыгуны. Работа с научнопознавательными тексами. Наблюдения.
Обсуждение климатических особенностей
различных природных зон. Заполнение таблиц это процедура преодоления «географического
эгоцентризма». Разнообразие мест на Земле.
Мы- исследователи. Учимся исследовать мир
вокруг.
Попробуем постичь обстоятельства весьма
непросто устроенной жизни многих живых
существ.
Путешественники и домоседы.
Составление маршрута путешествия.
Наблюдения.
Высокие технологии на службе человека.
Знакомство с разнообразием птиц.
Изготовление модели крыльев.
Детям предлагается провести сравнительный
анализ разных типов полетов разных живых
существ и попробовать выделить специфику
каждого типа полета и объяснить, благодаря
каким морфологическим особенностям
организма тот или иной тип полета становится
возможным.
Игра «Волшебная палочка».
Проведение опытов « Упругость воды».

29-30

У кромки воды.

2

31-32

Загадки про все. Практические занятия.

2

33-34

Впереди лето.

2

Итого

34ч

Знакомство с обитателями водоѐмов. Работа с
научно- познавательными текстами.
Проведение опытов.
Подготовка дневников летних наблюдений.
Планирование летних исследований.
Экскурсия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».