РП_ВД_Магия кисти_4 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 4 классе «Магия кисти»

Пояснительная записка
Программа внеурочных занятий «Магия кисти» для обучающихся 4 классов разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от
31 мая 2021 г .) и с учётом «Примерной рабочей программы начального общего образования
«Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г.).
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей
младшего школьного возраста посредством вовлечения их в изобразительную деятельность и
созерцание произведение мастеров художественного творчества.


















Задачи:
содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности,
усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования;
ознакомление детей с различными техниками изображения, их применением, выразительными
возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения
цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги, выбирать
способ и силу штриховки);
создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой,
организовывать своё учебное место, держать лист бумаги, размещать на нём изображение);
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и
развития творческих способностей детей);
Принцип доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к следующему этапу, нельзя миновать
предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого к более сложному);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения,
разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов).

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения курса
1) чувство гордости за культурное наследие своей страны, своего народа;
2) уважительное отношение к культурному наследию других народов страны и мира;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) элементарная сформированность художественных чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;

5) сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, в творческом
отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности;
6) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде под руководством педагога;
7) умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть
работы с общим замыслом.
Метепредметные результаты освоения курса
1) овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
2) овладение умением вести диалог, распределят функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
3) использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
4) умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
5) умение организовывать учебное место;
6) осознанное стремление к достижению более высоких результатов.
Предметные результаты освоения курса
1) знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративной;
2) знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
3) понимание образной природы искусства;
4) эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
5) применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
6) умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах;
7) способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
8) умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
9) освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ
графической грамоты;
10) овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
11) изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов,
народных традиций и промыслов;
12) способность воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на занятия по данной программе 1 час в неделю. Общий
объём учебного времени составляет 34 часа.
Учебная группа может быть поделена на подгруппы. По ходу занятий обучающиеся обсуждают
особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой,

раскрывающей секреты творческой работы в области декоративно – прикладного творчества. Итоги
занятий могут быть проведены в форме отчетной выставки.

Общая характеристика художественного курса внеурочной деятельности «Магия кисти»
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В
изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои
способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру, включает в себя на
единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность (живопись, графика, скульптура);
- декоративная художественная деятельность (народные промыслы);
- конструктивная художественная деятельность архитектура, дизайн).
Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и
конструктивный – для детей младшего школьного возраста выступают в качестве хорошо им понятных
и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приучать
их к миру искусства.
Внеурочная художественная деятельность в начальной школе предполагает сотворчество учителя
и ученика: чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.
Основные виды деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и
восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребёнок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя) имеют творческий характер.
Учащиеся могут осваивать различные художественные материалы (карандаши цветные и
графитный стержень, пластилин, различные виды бумаги, природный материал), инструменты (клей,
ножницы, стеки), а так же художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная
пластика).
Развитие художественно-образного мышления детей строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.
способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё
отношение к реальности.
Программа внеурочной деятельности «Магия кисти» предусматривает чередование
индивидуального практического творчества детей и коллективной творческой деятельности (работа в
группах или индивидуально-коллективная работа).
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, общий положительный результат даёт
стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Художественные знания, умения, навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция осваиваются
учащимися на всём протяжении курса.
Организация выставок позволяет детям заново оценить свои работы, ощутить радость успеха.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.
Вводное занятие (1 час)
«Жители города художника»
Предметы для рисования. Техника растягивания
штриховки. Холодные и тёплые цвета.
Цвета и их оттенки (8 часов)
«Дружат дети на планете»
Коллективная работа.
Рисование героев из мультфильма
Работа по выбору: рисование по клеточкам самостоятельно
«Котёнок по имени Гав»
или поэтапная коллективная
Рисование героев мультфильма
Подготовка к конкурсу плаката «Здоровым быть модно!»
«Смешарики»
Создание эскизов.
Рисование плакатов на тему
Определение основных отличительных признаков плаката
«Здоровым быть модно!»
Чиполлино
Рисование, подготавливающее к рисованию фигуры
человека
Зайчонок, лев общая основа для
Использование шаблона-основы для построения наброска
рисования
Тканевые изображения осени
Аппликация из кусочков ткани. Пригодится и ситец, и
парча. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их
вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или
другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или
вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают
ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика
или туловища животного, или красивого зонтика.
Коллаж из собственного рисунка и
Знакомство с техникой сборки коллажа. В каждом доме
элементов открыток
хранится масса старых открыток, научите вырезать
нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое
фабричное изображение предметов и явлений придаст даже
самому простому незатейливому рисунку вполне
художественное оформление. Затем ребёнок дорисует
что-либо и будет очень рад. Если вместе с детьми вырезать
из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в
окошке, то ориентируясь на свое воображение, знание
сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисуют
что-то к нему…
Во всём живёт искусство (7 часов)
Дизайн сумочки
Рисование подручным материалом. Использование
бросового материала для дизайна и украшения
Два кота
Используя приём «штриховка точками» изобразим двух
мечтающих котов на подоконнике. Юный художник не
проведёт ни единой линии, а нарисует картину только
точками. Для этого ему понадобится лист бумаги и черный
маркер.
Цветок с орнаментом
Знакомство с новым способом передачи оттенков с

Роспись камешков
Роспись камешков

Снежинка в шапочке
Снеговик в окружении украшенных
ёлочек
Парусник на водной глади
Парусник на водной глади
Трава на фоне прибоя
Трава на фоне прибоя
Вводное занятие о видах
архитектурных сооружений
Архитектура будущего

чёткими гранями при переходе от оттенка к оттенку
Отбор материалов. Придумывание образа.
Роспись камешка акварелью или гуашью Один камешек
лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из
третьего выйдет замечательный грибок. На камешек
наносится яркая густая краска — и образ готов. А после
того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным
лаком.
Рисование по мелованной бумаге, отделка края
пушинками, изготовление шапочки
Коллективная работа новогодний плакат. Роспись ёлочек и
снежинок
Пейзаж (4 часа)
Знакомство с особенностями пейзажа. Рисование
графитным карандашом
Рисование акварелью
Набросок
Акварель
Архитектура (2 часа)
Беседа с демонстрацией презентации

Занятие-фантазия
Моей мамочке (1 час)
Роза для мамы
Штриховка с переливом цвета.
Рисование животных (2 часа)
Восточно-европейская овчарка
Знакомство с художниками-анималистами. Рисование по
клеточкам
Рисование морды волка
Рисование по клеточкам или поэтапное по выбору
Портрет (3 часа)
Портрет женщины с использованием
Знакомство с художниками-портретистами. Определение
аппликации
пропорций. Использование тканей и пряжи
Элементы лица человека
Подготовительное занятие. Рисование отдельных
элементов лица разными способами и приёмами
Портрет девушки. Лицо.
Построение наброска простым карандашом
Искусство вокруг нас (6 часов)
Открытка к 9 мая. Гвоздики.
Комбинированная работа. Аппликация, рисование
Голубь мира
Фон как основа рисунка.
Современная техника.
Рисование-конструирование автомобиля
Подкова из солёного теста,
Лепка основы
украшенная цветами и листьями
Подкова из солёного теста,
Роспись подковы
украшенная цветами и листьями
Гирлянда из цветов и стеблей
Композиция из нарисованных цветов и вырезанных из
цветной бумаги стеблей
Материально-техническое обеспечение курса

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Мягкие графитные карандаши.
3. Цветные карандаши.
4. Акварельные краски.
5. Кисти.
6. Баночки для воды.
7. Ножницы.
8. Клей или клейстер.
9. Маркер чёрный.
10. Старые открытки.
11. Кусочки разнофактурной и разноцветной ткани.
12. Природный материал.

Тематическое планирование
№

1.

1
2

3

4

5

6
7

Тема

Содержание

«В городе художников»

«Дружат дети на планете»
Рисование героев из
мультфильма «Котёнок по
имени Гав»
Рисование героев
мультфильма
«Смешарики»
Чиполлино

Зайчонок, лев общая
основа для рисования
Тканевые изображения
осени
Коллаж из собственного
рисунка и элементов
открыток

Вводное занятие (1 час)
Предметы для рисования.
Техника
растягивания
штриховки.
Холодные
и
тёплые цвета.
Цвета и их оттенки (8 часов)
Коллективная работа
Работа по выбору: рисование
по клеточкам самостоятельно
или поэтапная коллективная
Рисование,
подготавливающее к
рисованию фигуры человека
Рисование,
подготавливающее к
рисованию фигуры человека
Использование шаблонаосновы для построения
наброска
Аппликация из кусочков
ткани
Знакомство с техникой
сборки коллажа

8
1

Дизайн сумочки

Два кота

3

Цветок с орнаментом

5
6

7

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

2

4

КолДата
во
По
Фактическая
часов плану

Во всем живет искусство (7 часов)
Рисование подручным
материалом. Использование
бросового материала для
дизайна и украшения

Роспись камешков
Роспись камешков
Снежинка в шапочке

Снеговик в окружении
украшенных елочек

Парусник на водной глади

Использование приёма
«штриховка точками»
Знакомство с новым
способом передачи оттенков
Отбор материалов.
Придумывание образа.
Роспись камешка акварелью
или гуашью
Рисование по мелованной
бумаге, отделка края
пушинками, изготовление
шапочки
Коллективная работа
новогодний плакат. Роспись
ёлочек и снежинок
Пейзаж (4 часа)
Рисование графитным

1
1

1
1
1

1

1

2
3
4
1
2
1

1
2

1

2

3

1
2
3
4

5

6

карандашом
Парусник на водной глади Рисование акварелью
Трава на фоне прибоя
Набросок
Трава на фоне прибоя
Акварель
Архитектура (2 часа)
Вводное занятие о видах
Беседа с демонстрацией
архитектурных сооружений презентации
Архитектура будущего
Занятие-фантазия
Мамочке (1 час)
Роза для мамы
Штриховка с переливом
цвета.
Рисование животных (2 часа)
Восточно-европейская
Рисование по клеточкам
овчарка
Рисование морды волка
Рисование по клеточкам или
поэтапное по выбору
Портрет (3 часа)
Портрет женщины с
Определение пропорций.
использованием
Использование тканей и
аппликации
пряжи
Элементы лица человека
Подготовительное занятие.
Рисование отдельных
элементов лица разными
способами и приёмами
Портрет девушки. Лицо
Построение наброска
простым карандашом
Искусство вокруг нас (6 часов)
Глубь мира
Фон как основа рисунка.
Открытка к 9 мая. Гвоздика Комбинированная работа.
Аппликация, рисование
Современная техника
Рисование-конструирование
автомобиля
Подкова из солёного
Лепка основы
теста, украшенная
цветами и листьями
Подкова из солёного теста,
украшенная цветами и
Роспись
листьями
Гирлянда из цветов и
Композиция из
стеблей
нарисованных цветов и
вырезанных из цветной
бумаги стеблей

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».