АННОТАЦИЯ Читательская грамотность (по определению PISA) – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, для участия в социальной жизни. Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности». Чтение многофункционально. Оно является и инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, и приятным досугом, и средством переживания сильных эмоций. Чтение — сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. Каждый, читая текст, актуализирует сюжет в своем сознании, становится соавтором. Процесс чтения состоит из трёх фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. Из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты. Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, которое требует осмысления полученной в результате чтения информации, её интерпретации, оценки и создания собственных смыслов. Чтение может быть: рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств); функциональным и эстетическим (по целям); репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации); быстрым и медленным (по скорости). Читательская грамотность (по определению PISA), прежде всего, направлена на развитие способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, для участия в социальной жизни. Такие виды чтения как, Функциональное (по цели получения информации), Творческое (по степени осмысления) сегодня наиболее востребованы в формировании читательских компетенций. Программа рассчитана на 34 часа.