Аннотация внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 1-4 классы Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Формирование функционально грамотных людей –одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Основные принципы реализации программы –научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство. Направление программы – общеразвивающее (используется как программа внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению). Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: - формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - учить находить и извлекать информацию из различных текстов; - учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; - развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; - воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; - учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Принципы программы: - непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; - развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - системность организации учебно-воспитательного процесса; - раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.