Аннотация к адаптированной программе «История Отечества», 7-9 класс для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 Рабочая программа предназначена для обучающихся с УО 6-9 классов и составлена в соответствии с: − ФЗ-273 «Об образовании в РФ», − Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" − требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) − с учётом планируемых результатов освоения адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственнойотсталостью − федеральным перечнем учебников, предметной линией учебников «История Отечества» 6-9 классы (Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества.: Учеб .для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.- М:Просвещение,2020.). История Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 http://fgosreestr.ru Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 6-9 классы. М., Владос. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение.Мир истории. История Отечества,Якубовская Э. В., Шишкова М. И., Бгажнокова И.М. М.: Просвещение, 2019 6 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2022 7 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2019 8 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История Отечества. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2020 9 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина.. История Отечества. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2021 В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности: − доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; − систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; − обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); − использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; − развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; − специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; − стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности. Основными задачами являются: − освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; − помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; − развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; − овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия Общая характеристика учебного предмета История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей развития и познавательных возможностей умственно-отсталых детей, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой массовой школы, но данная программа рекомендует в доступной для учащихся форме изучать предлагаемый материал. Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории. При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат. На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картинами, схемами, просмотр и разбор видеоофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов. Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. При планировании курса количество часов определяется объёмом учебного материала, значимостью событий. Изучение учебного предмета «История отечества» в 7-9 классах обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Место предмета в учебном плане Класс Количество часов в неделю Количество часов в год 7 2 68 8 2 68 9 2 68