Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Ментальная математика» 4 класс г. Артемовский 2023 I. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). -учебника школы «Соробан» Новоселов Ю.А., 2014г; тетради для домашней работы. Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–13 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. 2 На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики. Так, университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. (Lynn R., Irwing P. (2008) Effect of Abakustrainig on the intelligence of Sudanese children. // Personality and Individual Differences. November 2008, Pages 694–696). В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам. Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае (Min-ShengChen, Chang-TzuWang.Effect of mental abacus training on working memory for children. // Journal of the Chinese Institute of Industrial Engineers 09/2011; 28(6): 450457) ,зафиксировалозначительноеулучшениевизуальнойпамятиучастников. В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. (Bhaskaran M., Sengottaiyan A., (2006). Evaluation of Memory in Abacus Learners.Indian J PhysiolPharmacol, 50 (3), 225-233). Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность. Таким образом, ментальная арифметика способствует: - развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга; - наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала; - развитию уверенности в собственных силах; - улучшению внимательности и концентрации; - развитию способностей к изучению иностранных языков. Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития Цель программы-развивать у детей: - логическое и образное мышление, -концентрацию внимания, -скорость восприятия информации и память; - творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность; -самостоятельность, способность к принятию решений, уверенность в себе. 3 Задачи программы: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -развитие краткости речи; -умелое использование абакуса и ментальной карты; -правильное применение математической терминологии; -умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; -решать ментально арифметические операции на высокой скорости в форме игры; -умение делать доступные выводы и обобщения; -обосновывать свои мысли. Результаты освоения модуля внеурочной деятельности. Личностными результатами модуля «Ментальная арифметика» являются: осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметнымирезультатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; 4 умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Предметными результатами являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь: -делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий; -находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику; -называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку; -решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); -составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); -заполнять магические квадраты размером 3×3; -находить число перестановок не более чем из трёх элементов; -находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); -проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; -объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением; -решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; -научиться считать на абакусе и ментально цепочку примеров на сложение и вычитание в пределах 100; -выполнять умножение в пределах таблиц умножения. Содержание модуля 1. Знакомство с ментальной арифметикой.Абакус и его конструкция(братья и друзья).(1ч) 2.Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев.Набор чисел от 10 до 99 (1ч) 3. Простое сложение (2ч).Игры BrainFitness, на развитие логики. 4. Простое вычитание (2ч). Игры BrainFitness, на развитие логики. 5. Сложение 5: Метод «помощь брата».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 6. Вычитание 5: Метод «помощь брата».(4ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 7. Сложение 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 8. Вычитание 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 9.Сложение и вычитание 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 10. Сложение 11-14: Комбинированный метод. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 5 11. Вычитание 11-14: Комбинированный метод. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 12.Сложение и вычитание 11-14.Комбинированный метод.(2ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 13.Изучение таблиц умножения. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики. 14.Олимпиада. (1ч) Тематическое планирование № п\п Содержание занятий 1 Количество часов Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция(братья и друзья). 2 Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99 3-4 Простое сложение 5-6 Простое вычитание 7-9 Сложение 5 10-13 Вычитание 5 14-16 Сложение 10 1 2 2 3 4 3 17-19 Вычитание 10 3 20-22 Сложение и вычитание 10 3 23-25 Сложение 11-14. Комбинированный метод 3 26-28 Вычитание 11-14. Комбинированный метод 3 1 6 29-30 Сложение и вычитание 11-14 2 31-33 Изучение таблиц умножения. 3 34 Итог о Олимпиада. 1 34 7