РП ВД_Ментальная математика

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Ментальная математика»
4 класс

г. Артемовский
2023

I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
-учебника школы «Соробан» Новоселов Ю.А., 2014г; тетради для домашней работы.
Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более
полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные
связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–13 лет. Навыки, приобретенные
в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное
будущее вашего ребенка.
2

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая
мысленный образ абакуса.
Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.
Так, университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. (Lynn R., Irwing P. (2008) Effect
of Abakustrainig on the intelligence of Sudanese children. // Personality and Individual Differences. November 2008, Pages 694–696). В результате
систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам.
Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае (Min-ShengChen, Chang-TzuWang.Effect of mental abacus
training on working memory for children. // Journal of the Chinese Institute of Industrial Engineers 09/2011; 28(6): 450457) ,зафиксировалозначительноеулучшениевизуальнойпамятиучастников.
В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50
детей в возрасте от 5 до 12 лет. (Bhaskaran M., Sengottaiyan A., (2006). Evaluation of Memory in Abacus Learners.Indian J PhysiolPharmacol, 50 (3), 225-233).
Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации;
- развитию способностей к изучению иностранных языков.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих
внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого
полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития
Цель программы-развивать у детей:
- логическое и образное мышление,
-концентрацию внимания,
-скорость восприятия информации и память;
- творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность;
-самостоятельность, способность к принятию решений, уверенность в себе.
3

Задачи программы:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование абакуса и ментальной карты;
-правильное применение математической терминологии;
-умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
-решать ментально арифметические операции на высокой скорости в форме игры;
-умение делать доступные выводы и обобщения;
-обосновывать свои мысли.

Результаты освоения модуля внеурочной деятельности.
Личностными результатами модуля «Ментальная арифметика» являются:
 осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и
желании участвовать в ее делах и событиях;
 осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
 установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметнымирезультатами являются:
 способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира
человека;
 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
 умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение
возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и
время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего
образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
 умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества;
4



умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
-находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
-называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-заполнять магические квадраты размером 3×3;
-находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
-решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
-научиться считать на абакусе и ментально цепочку примеров на сложение и вычитание в пределах 100;
-выполнять умножение в пределах таблиц умножения.

Содержание модуля
1. Знакомство с ментальной арифметикой.Абакус и его конструкция(братья и друзья).(1ч)
2.Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев.Набор чисел от 10 до 99 (1ч)
3. Простое сложение (2ч).Игры BrainFitness, на развитие логики.
4. Простое вычитание (2ч). Игры BrainFitness, на развитие логики.
5. Сложение 5: Метод «помощь брата».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
6. Вычитание 5: Метод «помощь брата».(4ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
7. Сложение 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
8. Вычитание 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
9.Сложение и вычитание 10: Метод «помощь друга».(3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
10. Сложение 11-14: Комбинированный метод. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
5

11. Вычитание 11-14: Комбинированный метод. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
12.Сложение и вычитание 11-14.Комбинированный метод.(2ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
13.Изучение таблиц умножения. (3ч) Игры BrainFitness, на развитие логики.
14.Олимпиада. (1ч)

Тематическое планирование
№
п\п

Содержание занятий

1

Количество
часов

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его
конструкция(братья и друзья).
2
Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование
большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99
3-4 Простое сложение
5-6 Простое вычитание
7-9 Сложение 5
10-13 Вычитание 5
14-16 Сложение 10

1

2
2
3
4
3

17-19 Вычитание 10

3

20-22 Сложение и вычитание 10

3

23-25 Сложение 11-14. Комбинированный метод

3

26-28 Вычитание 11-14. Комбинированный метод

3

1

6

29-30 Сложение и вычитание 11-14

2

31-33 Изучение таблиц умножения.

3

34
Итог
о

Олимпиада.

1
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».