РП ВД_ЮИД

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«ЮИД»
7 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 7 классов и составлена на основе программы дополнительного
образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной
целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам
дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об
образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, диктуется условиями бурного роста
современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и

опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы
стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч
человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры
поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения
данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей
школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в
условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся
школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной
деятельности.
Программа решает следующие задачи:


сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;



обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;



привитие умения пользоваться общественным транспортом;



ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;



воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;



воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 4 года, из расчета 1 час в неделю.
Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных
классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых,
обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной
среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по
улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать
понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного
движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше
всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:





тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии








конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Сроки реализации программы
01.09.2023 – 31.05.2024
Условия реализации программы
1.
2.
3.
4.

Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор, руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.).
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:



оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;



объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;



в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;



осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МFОУ СОШ № 56
Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного
травматизма;
Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
Повысить дорожную грамотность учащихся;
Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:








В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:
 перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
 перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
 перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
 воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом;
 движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
 движения группы детей в сопровождении взрослых;
 этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
 безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 1-го класса должны уметь:
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны
видимости пешеходных переходов);
 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
 перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
 перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся должны уметь:
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 обращаться
за
помощью
к
взрослым
в
сложных
дорожных
условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
 ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края
проезжей части и спиной к ней;
 не создавать помех движению транспорта;
 определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
 дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
А также Правила:
 перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
 перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
 перехода железной дороги.
Учащиеся класса должны уметь:
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных
путей;
 переходить железнодорожные пути;
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:
 устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
 познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
 понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их
анализировать и оценивать;
 самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Формы и методы контроля:





организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Учебно- тематический план
1 года обучения

№
1
1.1.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2. 4.
2.5.

Дата
проведен
ия

Теоретическая часть
Введение
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка
Правила дорожного движения
Разработка и изучение положения об отряде
ЮИД. Задачи на новый учебный год.
Основные понятия и термины ПДД
Права
и обязанности и ответственность
участников дорожного движения.
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
Правила движения пешехода.
Где и как переходить улицу?

Теория

Практика
1

1

30

2

1

2

-

2

2

3
2

3
2

2.6.
2.7

Элементы улиц и дорог.
Регулируемый перекрёсток
Нерегулируемый перекрёсток
Правила
движения
велосипедистов,
мопедистов

2
1

2

2

2

2.9.

Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте

1

1

3
3.1

Творческие мероприятия
Подготовка агитвыступления

2.8

3
2
ИТОГО

1
34

Содержание программы
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:
предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной
информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на
регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога,
главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке –
ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на
перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок
движения на велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход
дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
3.Творческие мероприятия
3.1 Подготовка агитвыступления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».