РП ВД_Кампус роста

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Кампус роста»
5-8 классы

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том
числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в
психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации
школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору
профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Работа по программе внеурочной деятельности позволит
реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Курс внеурочной деятельности нацелен на помощь учащемуся:
 в освоении надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде, навыков
поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за
них т. д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем
реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
 в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит
учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои
шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать
увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в
том числе в сфере выбора профессии;
 в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это позволит ему видеть
социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего
будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,

ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это
проявляется:
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё
отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
 в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в
рамках модуля «Профориентация» программы воспитания;
 в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в
совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОГРАММЕ
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника,
раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося.
Схема проведения занятий по программе: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры,
маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т п); проблематизация темы
предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Особенностью занятий являются их интерактивность.
Программа р е а л и з у е т с я в работе со школьниками в течение 5 лет с 5 по 9 класс.
Программа курса рассчитана на 170 часов (34ч. каждый учебный год), в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер- классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи
с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации
педагога и психолога.
Занятия проводятся 1 раз в неделю
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация»
Знакомство учеников с целями и задачами программы. Ожидания каждого школьника и группы в целом от
совместной работы. Понятие «профессия». О чём люди думают, прежде всего, когда задумываются о будущей

профессии. Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь. Примеры профессиональных судеб
известных учёных, писателей, изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.
Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего.
Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы. С чего начать проектирование собственного
профессионального пути. Первый выбор, связанный с будущей профессией, который делает школьник после получения
аттестата об основном общем образовании. Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая
версия своего профессионально пути.
Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу. Общее и особенное каждой
профессии. Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и надпрофессиональные навыки.
Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы,
карьерного роста, самореализации в профессии. Профессии, которые ушли в прошлое.
Раздел 2. Универсальные навыки
Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека Устная и
письменная речь. Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои
мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения как источник
информации о человеке (например, для потенциального работодателя). Влияние интонации на слушателя.
Эффективная коммуникация. Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового этикета.
Составление перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным
Понимание как основа взаимоотношений между людьми. Умение поставить себя на место другого человека.
Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей. Перечень
профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека. Личная страница
в соцсетях, как возможность понять других людей
Что такое «личное пространство человека». Значение личного пространства для самочувствия, настроения,
работоспособности человека. Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди. Дистанции в
общении Нарушение личных границ. Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере.
Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта. Нужно ли и как избегать
конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию. Конструктивный и деструктивный путь
развития конфликта.
«Я-высказывания» против «ты-высказываний». Способы взаимодействия в конфликте. Ролевые игры,

помогающие получить навык разрешения конфликта.
«Конфликтоёмкие» профессии. Влияние профессии на здоровье человека. Профессиональные риски,
возникающие не только в травмоопасном производстве. Риск возникновения заболеваний, связанных с
профессией. Способы профилактики.
Раздел 3. Какой я?
Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития. Учёт психологических особенностей
человека в процессе выбора профессии. Игры, развивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое
мышление. Правила командных игр. Профессии, требующие максимальной концентрации внимания.
Способность к самопознанию как особенность человека. Возникновение лженаук астрологии и нумерологии как
ответ на запрос человека о познании себя. Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого». Понимание себя
как одно из условий успешного профессионального самоопределения, темперамент и профессия. Диагностика
собственного типа темперамента. Профессии «психолог» и
«психотерапевт». Шуточные и серьёзные психологические и профориентационные тесты. О точности их
результатов. Экстремальные ситуации и «экстремальные» профессии.
Какое впечатление мы производим на людей, и какое впечатление люди производят на нас. Внешняя
красота и внутренняя. Проблема неравенства при приёме на работу.
Кому и когда важно презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на
работу Язык тела. Грамотная речь как ресурс человека. Создание собственного стиля и уместность его демонстрации
при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить.
Раздел 4. Образовательная траектория
Ошибки, которые мы совершаем в жизни. Причины ошибок. Ошибка в выборе профессии и её последствия.
Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок. Мотивы выбора профессии.
Диагностика собственных мотивов.
Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной
жизни. Сегодняшние успехи и достижения. Факторы, влияющие на успех в карьере. Примеры траекторий
становления известных людей мира, страны, города
Профессиограмма.
Примеры
профессиограмм,
востребованных
профессий
в
регионе.
Большая

профориентационная игра, как способ конструирования школьником
профессионального маршрута. Этапы проведения игры. Цели и задачи игры

собственного

образовательного

и

Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл,
направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после окончания
Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают
выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона.
Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы,
интервью.
Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл
прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности трудоустройства после окончания
вуза Встреча с представителями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса школы Судьбы выпускников
школы, окончивших вузы региона в разные годы. Поиск нужной информации на сайтах вузов.
Обзор ведущих предприятий региона. Профессиональные судьбы людей региона. Встреча с родителями
школьников, работающими на предприятиях региона. Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной
платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём
регионе и в соседних регионах
Проведение экскурсии на одно из предприятий региона. Встреча с представителями предприятия Блицинтервью. Мастер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии.
Создание работ к онлайн вернисажу «Лучшая фотография с производства».
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль
в профессиональном самоопределении.
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть интересны школьнику и которые могут помочь в
запуске собственного старта.
Раздел 6. Проба профессии
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего
образовательного и профессионального пути. Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры. «Примерка»

профессий. Профессиональная проба — что это такое. Профессиональная проба «Интервью». Основные направления
деятельности журналиста. Профессиональные качества и этика журналиста. Поиск информации и особенности
работы корреспондента. Российский закон о праве на частную жизнь. Жанр интервью. Типы интервью: о событии, о
личности, о мнении. Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к публикации,
комментарии
Профессиональная проба «Фитодизайн». Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением.
Цели и задачи фитодизайна. Характеристика основных типов интерьера. Температурно-влажностный режим.
Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров.
Биологическая совместимость растений. Художественно- эстетическое равновесие композиций из растений Группа
профессий, связанных с фитодизайном.
Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведения о сфере профессиональной деятельности
экспозиционера. Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации. Профессионально важные
качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности. Знания в области музееведения, культурологии и
истории искусства, способы их приобретения. Группа профессий, связанных с музееведением.
Профессиональная проба «Станочник», «Строитель», «Инженер», «Слесарь»,
«Повар», «Учитель», «Воспитатель», и др. профессии по выбору учащихся. Итоги изучения курса
внеурочной деятельности «Профориентация». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы;
 выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

 ценностное отношение к достижениям своей Родины— России, к науке, искусству, спорту, технологиям,

боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
профориентационных экскурсий на предприятия своего региона
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору
будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для
представителей многих профессий;
 стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы
профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков
безопасного поведения в интернетсреде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального
самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
 умение осознавать эмоциональное состояние свое и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием для экономии внутренних ресурсов;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания:
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний,
полученных в ходе изучения курса.
В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;

 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального

ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
В сфере понимания ценности научного познания:
 овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий,
установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
 выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и
находить способы для решения возникшей проблемы;
 аргументировать свою позицию, мнение;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернетисточниками;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или
в паре;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором
будущей профессии;
 выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых
условиях;
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с
профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках
занятий, включённых в курс «Профориентация»;
 выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация», проявлять уважительное отношение к
ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с
тематикой курса по профориентации;
 уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профориентация», проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и др.);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других участников курса «Профориентация»
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
 делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального
самоопределения;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
 уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса,
осознанно относитьсяк ним
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом
специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности
школьников
Русский язык:
 формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств
устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и
личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание;

монолог-рассуждение; монолог-повествование;
 участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации;
 извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное
пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;
 создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста
теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание
содержания в зависимости от цели текста, типа речи);
Литература:
 овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в
электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной
задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности
Информатика:
 овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм,
модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач;
География:
умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений
и процессов в повседневной жизни;
Физика:
 расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать
физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности;
Обществознание:
 умение приводить примеры деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни;
 умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,

их существенные признаки, элементы и основные функции;
 приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности в
практической деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя.
Биология:
 интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне
среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, спорта.
Основы безопасности жизнедеятельности:
 овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время
пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды)

Тематическое планирование курса
п/ п

Название раздела, Кол-во ЭОР ЦОР
часов
темы

Действия учителя в рамках
воспитательной программы

5 класс
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» 14 ч
1

Начало пути к
выбору
профессии

2

Мои сегодняшние 6
профессиональны
е предпочтения

3

Что важно для
человека любой
профессии

4

5

4

4

https://vshp.onlin
e/blog/12-istoriyauspeha-10-samyhizvestnyh-lyudeymira
http://rostrud.ru/
http://www.rosmi
ntrud.ru/

https://proektoria.
online/lessons

Воспитание уважения к труду,
трудящимся, результатам труда,
ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии
Формирование ценности труда в жизни
человека, семьи, общества.
Формирование интереса к разным
профессиям.

Развитие умения анализировать,
сравнивать, делать выводы,
руководствуясь законами
нравственности.
Раздел 2. Универсальные навыки (20 ч)
Вербальная и
4
https://
Воспитание умения задавать вопросы,
невербальная
onlinetestpad.com/ слушать собеседника. Умение вести
коммуникация и
ru/test/17903дискуссию
их роль в
umeete-li-vyslushat
Профессионально
й жизни человека
https://
Развитие эмпатии.
Понимание, как 4
основа
testometrika.com/
взаимоотношени
society/
й между людьми
thequestionnaireofemotional
empathy-of-

mehrabian-andfreewifi/
6
7

8

Моё личное
пространство
Конфликт
негативные
эмоции

4

Влияние
профессии
на здоровье
человека

4

4

Воспитание уважения друг к другу
https://infourok.ru/ Развитие навыков саморегуляции и
test-konfliktnaya-li- самоконтроля
vi-lichnost756706.html
Осознание необходимости соблюдения
правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет
среде;

9

10

11
12

6 класс.
Раздел 3. Какой
10
Темперамент.
Память
Внимание.
Особенности
мышления.
Понимание себя 10
как одно из
условий
успешного
профессиональног
о
самоопределения
Секреты
6
восприятия
8
Первый опыт
самопрезентации

я 34 ч.
https://infourok.ru/ Воспитание стремления к самопознанию
test-na- opredelenie-и саморазвитию
temperamenta4526956.html
https://
Формирование адекватной самооценки.
onlinetestpad.com/
ru/tests/ps
chological/knowthys
elf

Умение видеть слабые и сильные
стороны свои и других.
Умение показать себя с лучшей стороны.

7 класс
Раздел 4. Образовательная траектория 34 часа
13

Ошибки, которые 10
мы совершаем

14

Ориентация на
собственное
будущее как
залог
сегодняшних
успехов

10

https://proforientatsia.ru/ Воспитание отношения к
careerguidance/tipichnye- ошибке как к уроку для
oshibki-vybora-professii/ дальнейшего развития;
признание своего права на
ошибку и такого же права
другого человека.
Воспитание целеустремленности

15

16

17
18

19

20

14
Большая
профориентацион
ная игра

http://krschool.minobr63.ru/
proforientacionnaya-igramir- professijj-8-11-klass/

Развитие навыков работы в
команде.

8 класс
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона
10
Учреждения
https://
Обогащение кругозора, развитие умения
среднего
college.vuzlist.com/ ориентироваться в большом потоке
профессиональн
saratov/kolledzhi- информации.
ого образования
posle-9- klassa
нашего региона
Экскурсия в
4
https://www.sgu.ru/ Воспитание уважительного отношения к
колледж
structure/yablko l людям разных профессий
4
Учреждения
высшего
профессиональног
о образования
нашего региона
Промышленные 6
научные,
сельскохозяйствен
ные предприятия
региона

https://vuzopedia.
ru/region/city/86

Экскурсии на
производство

https://ibprom.ru/ Воспитание уважительного отношения к
saratovskaya_obl astлюдям разных профессий

6

Обогащение кругозора, развитие умения
ориентироваться в большом потоке
информации

https://
Развитие умения ориентироваться в
www.wikiprom.ru/ большом потоке информации
city/102c ity.html

21

Профессиональны 4
е, предметные
конкурсы и
олимпиады, их
роль в
поступлении в
вуз или колледж,
их роль в
профессионально
м
самоопределении

https://mirРазвитие творческих способностей
olimpiad.ru/http://g учащихся
otourlru/14318,
http:// gotourl
ru/14319

Литература
1. Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация
молодежи. – Ярославль, 2000.
2. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке
труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997.
3. Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего
обучения // Коррекционная педагогика.–2004.–№2(4).–С. 65-69.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006.
5. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.
6. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. - С. 276 - 333.
8. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и
профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр
«Академия»,- 2005.
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».