РП ВД_Занимательная география

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Занимательная география»
9 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету,
умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В
значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для
тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в
целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии
предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.
Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является
средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального
труда,
формируется
потребность
применять
знания
в
повседневной
жизни.

Программа является комплексной программой формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая
обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках
образовательной программы.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях;
- овладение умением решения заданий;
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой
деятельности при выполнении заданий.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов
географии.
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для программы являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий;

-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества
подготовки учащихся по предмету;
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической
деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ
является содержательный аспект: на занятиях обучающиеся имеют возможность в полном
объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории,
демографии, агроклиматологии.
Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать
собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни.
Направленность предлагаемого курса:
-по содержанию: предметная
-по функциональному предназначению: учебно-познавательная
-по форме организации: внеурочная деятельность
-по времени реализации: годичная
Программа предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по
40 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки

разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных
ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе «Занимательная география»
является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм
поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей,
толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :
- овладение системой географических знаний и умений практической направленности;
- навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа «Занимательная география» рассчитан на 34 ч. в год (1 час в неделю).
В программе предусмотрены как теоретические занятия, так и практические работы в том числе на местности. В процессе
изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет
кругозор, прививает любовь к родному краю.

Содержание курса «Занимательная география»
№ п\Название темы
п
1
Введение. 1 час

2

3

Содержание темы

Организация занятий. Требования к работе.
Определение
требований
к
учебной
организации учащихся в ходе реализации
программы кружка.
Источники
географическойОсновные
источники
географической
информации. Карта –
информации: глобус, справочники. Карта –
величайшее творение человечества. величайшее творение человечества.
11 часов
Типы географических карт. Географическая
карта в профессиях. История географической
карты, глобуса. Великие учѐные древности и
современности, внѐсших вклад в развитие
науки география. По следам географических
открытий. Без карты нет географии.
Их имена на географической карте.
Приключения с географией
(история географических названий)
Пособия: атлас, географические карты,
портреты учѐных – географов.
Загадки географических оболочекУдивительное разнообразие оболочек Земли.
Земли.
Литосфера- каменная оболочка Земли.
21 час
Неразгаданные
тайны
глубин
земли.
Геологическое прошлое планеты.
Загадки атмосферы. Живые барометры.
Проблемы изменения климата и как
следствие-

4

Итоговое занятие
1 час

природы планеты. Природа и здоровье
человека.
Загадки Мирового океана. Рекорды океанов
«Самая, самое, самый».
Атлас несуществующих земель.
Биосфера. Эти удивительные растения
(лекарственные растения вокруг нас).Красная
книга.
Оборудование и пособия: видеоматериал
«История развития жизни на планете Земля»
энциклопедии, справочники, хрестоматии.
Обобщение и контроль усвоения материала по
программе. Итоговое тестирование учащихся.
Самоанализы учащихся по работе кружка.

34 часа
Распределение часов
№ п\п
Наименование тем
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Введение.
1
1
0
2
Ориентирование
11
5
6
3
Жизнь земной коры
5
5
0
4
Голубая планета
8
6
2
5
Воздушное покрывало
5
3
2
6
Земная планета. Человек на планете4
2
2
Земля.
итого
34
22
12
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Без географии вы нигде. Особенности Земли, как планеты.
Значение географии в жизни человека на разных этапах развития человеческого общества. Ролевая игра «Катастрофа на
воздушном шаре».

Географические задачи по теме «Географическая карта» Без карты нет географии. Географическая карта. Свойства градусной
сетки.
По следам географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России.
Откуда эти названия. Топонимика. Географические карты Свердловской области.
Электронные карты. Интеллектуальная игра «Путешествие по карте».
Географические задачи по теме «Литосфера»
Камень – чудо природы и тайна её. Свойства и внешние признаки горных
пород и минералов. Минералы – сокровища Земли. Определение свойств
горных пород. Знакомство с таблицей для диагностики минералов.
Полезные ископаемые Свердловской области.
Географические задачи по теме «Гидросфера»
А куда мы без воды? И не туды, и не сюды. Удивительные озера.
Самые большие озера мира. Озера с уникальной соленостью.
Самые диковинные озера. В мире падающей воды. Знаменитые водопады мира и
России. Водопады мира - Анхель,Ниагарский, Игуасу,Виктория.
Водопады России – Кивач, Илья Муромец. Викторина «Обыкновенное чудо».
Географические задачи по теме «Атмосфера». Мы живем в воздушном океане. Сам себе синоптик. Загадки атмосферы. Живые
барометры. Изменения в природе по сезонам года. Изменения, происходящие в природе в разные сезоны года. Стихи и загадки
о природе и явлениях происходящих в ней.
Географические задачи по теме «Биосфера». Растения и животные Красной книги. Особенности животного и растительного
мира.
По странам и континентам. Чудеса растительного мира. Чудеса животного
мира. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей
среды и обеднением видового разнообразия. Кто живет в родном краю?
Географические задачи по теме «Человек на планете Земля»
Население планеты. Подготовка к международному дню «День Земли».
Обычаи и традиции народов мира». Оценка экологических ситуаций и
выдвижение предложений по её улучшению.
Дидактические материалы:

1.География. Проекты и творческие работы.
Пособие для учителей
Николина,Е.К.Липкина, Москва «Просвещение» 2012.
2.География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.
Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.
3.Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова.
Мосвка «Мирос», 1993.
4.Н.В.Болотникова География. Уроки – игры в школе. Волгоград.
Учитель. 2004
5.Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся. География. Волгоград.
Учитель. 2008
6.А.С. Сиденко. Проекты, исследования в развивающееся школе. Москва.
Академия. 2007
7.Сборник методических материалов. Методы экологических
исследований. М. Журнал»Исследовательская работа школьников» 2006
Список литературы
1.География. Проекты и творческие работы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Николина, Е.К.Липкина,
Москва «Просвещение» 2012.
2.География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.
Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.
3.Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова.
Мосвка «Мирос», 1993.
4.Мир камня. Горные породы и минералы.Перевод с немецкого Т.Б. Здорик,
под редакцией Е.Я. Киевленко, Москва «Мир» 1986.
5.Страны мира. Энциклопедический справочник / Под редакцией С.А.
Семеницкого. Минск , 2008.
6. Энциклопедии «Растения», «Животные», «Птицы», «Народы
России», «Насекомые», Мосвка «Эксмо», 2007.

общеобразовательных

учреждений.

В.В.

7. Журналы «Живописная Россия»
Журналы «География для школьников»
Журналы «Экология и жизнь»
Журналы «В мире животных»
Журналы «Свирель»
Журналы «ГЕО»
8. География:\" Развитие детей\" - География
детям Сайт:http://www.danilova.ru
9. География:Все для учителя
географии Сайт:http://geo.1september.ru
10. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
11.Всемирный фонд дикой природы в России Сайт:www.wwf.ru
12.Природа России Сайт:priroda.ru
13.Детский Интернет-проект «Сохраним природу» Сайт:www. ecocoop.ru
14.«Малые острова России". Путеводитель по
достопримечательностям России Сайт:www. isles.ru
15.Все о геологии. Сайт:www.geo.web.ru
16.Каталог минералов Сайт:www. catalogmineralov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».