РП ВД_Доброволец

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Доброволец»
8 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие социальных,
нравственных, патриотических умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
На помощь приходит внеурочная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на
индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём
пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие
в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правило,
оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования
центральное место занимает развитие социального, патриотического и нравственного мышления учащихся, практического применения
волонтерского движения.

Волонтерство - институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения,
ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра.
Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая,
социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление
человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан,
изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования
как к организации самого учебно-воспитательного процесса в младшей, средней и старшей школе, так и к содержанию образования.
Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и
асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и
совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, - одна из таких форм
работы.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным
интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо
выше для личности ребенка и подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с
ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Совокупность занятий, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить социальные задачи:
 сформировать мотивацию волонтера, ориентированную на удовлетворение социальных интересов;
 воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно - этических качеств, чувства
патриотизма и др.;
 содействие всестороннему развитию учащихся;
 поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно - пропагандистской
направленности;

расширение сферы внеурочной деятельности и вторичной занятости учащихся;

вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения,
охраной окружающей среды и др.;

содействие воспитания интереса к «Волонтерскому движению» и процесса познания программы в целом.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению
различных задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной
работой.
Подростковый возраст - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных
достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее
окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной
работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к
свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной
потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и
детей.
Объем программы: программа внеурочной деятельности «Волонтерское движение» создана для учащихся 5 - 8 классов
общеобразовательной школы, рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Занятия
представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических заданий. Программа
основана на теоретических и практических занятиях.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей школьного
возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет,
читательский зал библиотеки. Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 - 15 лет.
Основные формы работы на занятии: ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой
работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей
– теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий социальной направленности. Участие в акциях, мероприятиях, помощи
пожилым людям, ветеранам и взрослым на уровне школы и пос. Незевай Артемовского района.
Направления волонтерского движения:
1. психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
2. социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, семейные и другие интересы;
3. социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;
4. трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа;
5. валеологическое - формирование здорового образа жизни;
6. социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека;
7. профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;

8. лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм
жизни;
9. патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и
другим культурам;
10. информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм,
методов, методик.
Программа «Волонтерское движение» - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального
взросления и социальной ответственности.
Ожидаемые результаты:





создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной
деятельности;

развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.
Форма поурочно-тематического планирования внеурочной деятельности «Волонтерское движение»
№
1
2

Тема занятия
Вводное
занятие.
Инструктаж по Т.Б.
Знакомство
с
нормативными
и
правовыми
документами
волонтерской деятельности
в РФ

Кол-во часов
1
1

Сроки

Примечание

3
4
5
6

7
8

9

10
11
12

13

Составление плана работы
Подготовка
ко
«Дню
пожилого человека», «Дню
учителя»
Поздравление педагогов с
«Днем учителя»
Развешивание
поздравительных открыток
на
подъездах
домов
микрорайона посвященных
«Дню пожилого человека»
Концепция
и
кодекс
волонтерства
Конкурс
рисунков
«Я
выбираю ЗОЖ». Меры
защиты от COVID19, ОРВИ

1
1

Организация и проведение
игр с группой продленного
дня.
Инструктаж по ТБ
Акция «Пусть всегда будет
мама!»
Участие в праздничном
концерте ко Дню матери
Создание
страницы
и
освещение
деятельности
волонтёрского отряда на
сайте школы, фотоотчёт
Подготовка и участие в
конкурсе агитбригад «Мир
без насилия и наркотиков»

1

1
1

1
1

1
1
1

1

14
15
1618
19
20
21
22
23
24
2527
2830
31

Новогодние
праздники
«Хороша ты, зимушказима!»
Акция
«Новогодний
школьный двор»
Зимний инструктаж по ТБ
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
1-х классах
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
2-х классах
Акция, приуроченная ко
Дню Святого Валентина
«Добры
молодцы»
мероприятия
ко
Дню
Защитника Отечества
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
2-х классах
Участие в праздничном
концерте «Для милых мам».
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
2-х классах
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
3-х классах
Игры
и
беседы
по
правовому воспитанию в
4-х классах
Трудовая акция «Школьный

1
1
3
1
1
1
1
1
1
3
3
1

32

33

34

двор».
Акция «Памяти павших»
(благоустройство
памятников ВОВ, Блокады
Ленинграда)
Инструктаж по ТБ
Акция «Почта Победы».
Поздравление
ветеранов
ВОВ, тружеников тыла и
детей войны
Экологический
десант
«Цветущий май».
Инструктаж по ТБ
ИТОГО:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1

1

1
34 часа

Список литературы
Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития /
Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос.
науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12
Артемкина О. В. Об опыте привлечения волонтеров к работе с несовершеннолетними правонарушителями в комплексном центре
социального обслуживания населения / О. В. Артемкина, Л. М. Корчагина, И. С. Токарева // Социальное обслуживание. – 2017. –
№ 7. – С. 86-91. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского
Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности // Проблемы
эффективного использования научного потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3.
– С. 43-45.
Бабина Т. В. Оценка социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности на уровне организации //
Проблемы эффективного использования научного потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа,
2018. – Ч. 3. – С. 45-47.
Беседина Е. В. Волонтерская деятельность против наркомании // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 1214
Кузьминчук А. А. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя / А. А. Кузьминчук, Д. Ф. Телепаева // Культура, личность,
общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XX Междунар. конф. памяти

профессора Л. Н. Когана. – Екатеринбург, 2017. – С. 443-449 ; То же [Электронный ресурс]. – URL :
http://elar.urfu.ru/handle/10995/46803 (20.02.2018).
7. Лескова И. В. Культура корпоративного волонтерства в российских организациях // Социальная политика и социология. – 2017. –
Т. 16, № 3. – С. 129-136.
8. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской
Федерации [Электронный ресурс] // Департамент по делам молодежи Самарской области : сайт. – Самара, 2009-2010. – URL:
http://ddm.samregion.ru/about/volunteer/682/ (16.01.2018).
9. Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
10. Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:Академкнига/Учебник, 2002
12. Труднев В.П. «Внеклассная работа в школе». – Москва, «Просвещение», 1975 .
13. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с
изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008
г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3340; 2002. – №
12. – Ст. 1093; № 30. – Ст. 3029; 2003. – № 27. – Ст. 2708; 2004. – № 35. – Ст. 3607; 2007. – № 1. – Ст. 39; 2009. – № 1. – Ст. 17;
2010. – № 52. – Ст. 6998; 2014. – № 19. – Ст. 2308 ; То же [Электронный ресурс]. – URL : http://base.garant.ru/104232/ (16.01.2018).
14. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации
по
вопросам
добровольчества
(волонтерства)"
[Электронный
ресурс].
–
URL
:
http://ivo.garant.ru/#/document/71871620/paragraph/1:1 (12.02.2018).
Приложение 1
Концепция волонтерства:


Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми.



Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию.



Волонтёрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места.

Она проявляется через:
активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри ассоциации.

Обязанности волонтера:


Поощрять индивидуальное участие в жизни общества.



Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости их
способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует.



Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения.

Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам.
1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя!
Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие
проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем
квартале, вместе со своими товарищами и друзьями!
2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться!
Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для
волонтеров, включающие твои интересы.
3. Хотел бы ты научиться чему-то новому?
Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров,
которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности.
4. Совмести приятное с полезным!
Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими
участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий

5. Не разбрасывайся!
Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие.
Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь.
6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей!
Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и
ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала.
7. Будь творческой личностью!
Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в
решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке.
8. Будь честным и открытым!
Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в
лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным!
В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской
деятельности.
I. Основные понятия и термины:
Волонтер - это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим
по проблеме профилактики.
Волонтерская деятельность - является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 - ФЗ от 7 июля 1995г.
II. Принципами волонтерской деятельности являются:



солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена на достижение целей волонтерского
движения и не противоречит его принципам);



добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);



безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы волонтера, связанные с его
деятельность в организации и по распоряжению администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие);



добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);



законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

III. Волонтером может быть...
любой человек, достигший 14 лет
IV. Основания для приобретения статуса волонтера


принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда;



активное участие в деятельности волонтерского движения;



заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда;

V. Волонтер имеет право:
1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
2. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним
задач.

3. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме
выполненных работ, уровне проявленной квалификации.
4. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.
5. На признание и благодарность за свой труд.
6.Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины).
8. Прекратить свою деятельность волонтера.
VI. Волонтер обязан:


Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.



Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.



Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также
информацию о личной жизни просвещаемых людей).



Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже;



Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией.



Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и
предварительного одобрения;



Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

VII. Руководитель волонтерского отряда имеет право:

1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении
других активистов.
4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного
осуществления его деятельности.
VIII. Образовательное учреждение, на базе которого сформирован волонтерский отряд, обязательно:


Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.



Разъяснять волонтеру его права и обязанности.



Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности или, в случае, если
деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование).



Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации.



Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.



Проводить обучающие семинары и тренинги.

IX. Приостановление и прекращение волонтерской работы.
1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую деятельность, должен известить об этом в течение 2 недель.
2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер
регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения настоящего Кодекса.

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 707 НЕВСКОГО РАЙОНА СПб

Лист корректировки календарно – тематического планирования
рабочей программы «Волонтерское движение» 5-8 класс
№ урока поурочнотематического
планирования
30
31

«СОГЛАСОВАНО»

Тема

Количество
часов

Дата по
плану

Причина
коррекции

Способ
коррекции

Трудовая акция «Школьный
двор».
Акция
«Памяти
павших»
(благоустройство
памятников
ВОВ, Блокады Ленинграда)
Инструктаж по ТБ

1

24.05.2021

Гос.праздник
01.05.2020 г.
пятница

Объединение
тем

1

Примечания

Зам.директора по УВР

Учитель

/

/

__/

/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».