Приложение к основной образовательной программе основного общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Экспериментариум» 6 класс г. Артемовский 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Программа внеурочной деятельности «Экспериментариум по физике» является программой общеинтеллектуального направления по сроку реализации: 1 год; по особенностям развития: общей; объём учебного времени: 34 часа; уровень программы: базовый; форма обучения: очная; режим занятий: 1 час в неделю; планируемая аудитория: 11-12 лет. Актуальность создания программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-8 классов. Также, исходя из запросов участников образовательного процесса: учеников, родителей выяснилось заинтересованность в необходимости формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических и исследовательских навыков, Цель программы: Создание условий для успешного освоения обучающимися основ научно-исследовательской деятельности, овладение конкретными естественнонаучными понятиями, знаниями и умениями, необходимыми для изучения курсов физики, развитие у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Задачи программы: подготовка учащихся к изучению систематического курса физики; формирование и развитие основ читательской компетенции; использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы); формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике. Программа «Экспериментариум по физике» основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накоплении, осмысление и некоторую систематизацию физической информации. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннюю пропедевтику физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков. Программа внеурочной деятельности «Экспериментариум по физике» для 6 класса составлена на основе программ: 1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15); В МАОУ СОШ № 56 внеурочная деятельность будет реализовываться через часть, формируемую участниками образовательных отношений. 6 класс: 1 ч в неделю, всего 34 часа. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Экспериментариум по физике» в 6 классе. Реализация программы способствует достижению следующих результатов: Личностные: В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Метапредметные: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научится: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости; понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы; понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы; знание модели поиска решений для задач по физике; знать теоретические основы математики. примечать модели явлений и объектов окружающего мира; анализировать условие задачи; переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой; составлять план решения; выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы; владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи. Учебно-методический комплекс внеурочной деятельности по программе «Экспериментарий по физике» для педагога 1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://school- collection.edu.ru/collection 2. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru 3. Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов «Эффективная физика» http://www.effects.ru 4. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics 5. Решения задач из учебников по физике http://www.irodov.nm.ru 6. Физикам – преподавателям и студентам http://teachmen.csu.ru 7. Физика в анимациях http://physics.nad.ru 8. Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru 9. Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru 10. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru 11. Решения задач из учебников по физике http://www.irodov.nm.ru Учебно-методический комплекс внеурочной деятельности по программе «Экспериментариум по физике» для обучающихся 1. Образовательные материалыпо физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе http://edu.ioffe.ru/edu 2. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО http://physics.ioso.ru 3. Мир физики: демонстрации физических экспериментов http://demo.home.nov.ru 4. Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru 5. Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru 6. Дистанционные эвристические олимпиады по физике http://www.eidos.ru/olymp/physics 7. Открытые интернет-олимпиады по физике http://barsic.spbu.ru/olymp 8. Классная физика! class-fizika@narod.ru 9. Мастерская по физике: http://metodist.lbz.ru 10. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russobitm.ru Содержание программы внеурочной деятельности Введение, 1 ч Знакомство с группой. Техника безопасности. Цели и задачи программы. Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания. Измерение физических величин. Формы контроля: - опрос Первоначальные сведения о строении вещества, 6 ч Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги. В мире взаимодействия, 13ч тел Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач Давление. Давление жидкостей и газов, 6ч. Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач В мире энергии, 8ч Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач. Теория: Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тел. Единицы измерения. Измерение площади. Измерение объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка). Единицы измерения времени. Масса. Измерение массы. Практические занятия: 1.Самодельные весы. 2.Измерение длин малых тел. Формы контроля: - практическая работа. Формы организации образовательного процесса: групповая; индивидуальная; фронтальная. Ведущие технологии: Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного обучения, информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного диалога, игровая. Основные методы работы на уроке: Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод математического моделирования, аксиоматический метод. Формы контроля: Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося. Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность; зачетные работы: тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта) выставка проектов, презентаций; демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивале экспериментов; физические олимпиады. Тематическо планирование № Тема занятия Количество ЦОР часов 1. Введение 1 http://www.fizika.ru 2. Первоначальные сведения о строении вещества 6 http://www.irodov.nm.ru http://teachmen.csu.ru http://www.irodov.nm.ru http://teachmen.csu.r u 3. В мире взаимодействия 13 http://www.effects.ru http://demo.home.nov.ru http://www.e-science.ru/physics 4. Давление. Давление жидкостей и газов 6 http://fizzzika.narod.ru http://demo.home.nov.ru http://www.e-science.ru/physics 5. В мире энергии 8 http://physics.nad.ru http://www.fizika.ru Всего 34 Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 Тема занятия Тип урока Использование ДОТ http://physics.nad.ru Вводное занятие. Урок открытия Инструктаж по технике нового знания, безопасности. беседа 1. Первоначальные сведения о строении вещества, 6 ч Урок Что внутри вещества? От http://www.irodov. nm.ru рефлексии чего тела разбухают? Модель молекулы. Состояния вещества. http://metodist.lbz.r u Экспериментальная Эксперимент работа № 1 «Определение цены деления различных приборов» Вид контроля опрос тест Прак. раб 4 5 6 7 Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических размеров тел» Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел» Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых тел» Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги» 8 Инерция. Практическая работа «Модель мертвой петли» 9 Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел» 10 Решение задач на тему «Скорость равномерного движения» 11 Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли воды» 12 Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара» 13 Экспериментальная Урок открытия нового знания, эксперимент Урок открытия нового знания, эксперимент http://presfiz.narod. ru http://physics.nad.ru Урок открытия http://www.irodov. nm.ru нового знания, эксперимент Урок открытия http://presfiz.narod. ru нового знания, эксперимент 2. В мире взаимодействия, 13ч Практическая работа Урок открытия нового знания, эксперимент Урок применения и совершенствования знаний Урок открытия нового знания, эксперимент Урок открытия нового знания, эксперимент Урок открытия Прак. Раб Прак. раб Пр.ра б Прак. раб http://teachmen.csu.ru тест http://experiment.e du.ru http://www.effects. ru Прак. раб опрос http://edu.ioffe.ru/e du Пр.ра б http://schoolcollection.edu.ru/co llection Опро с http://experiment.e du.ru Прак. раб работа № 9 «Измерение плотности хозяйственного мыла» 14 Решение задач на тему «Плотность вещества» 15 Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» 16 Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса воздуха в комнате» 17 Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по одной прямой». 18 Экспериментальная работа № 13 «Измерение жесткости пружины» нового знания, эксперимент 19 20 Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента силы трения скольжения». Решение задач на тему «Сила трения». Урок открытия нового знания Урок совершенств ования полученных знаний http://www.effects. ru Прак. раб http://edu.ioffe.ru/e du Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент Урок открытия нового знания, эксперимент http://schoolcollection.edu.ru/co llection Прак. раб http://schoolcollection.edu.ru/ca talog/rubr/?subject[ 0]=17 Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент http://schoolcollection.edu.ru/ca talog/rubr/?subject[ 0]=17 Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент http://metodist.lbz.r u Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент рефлексии http://www.irodov. nm.ru Пр.ра б 3. Давление. Давление жидкостей и газов, 6ч. 21 22 23 24 25 26 27 Почему заостренные предметы колючи? Давление твёрдых тел. Исследование зависимости давления от площади поверхности Экспериментальная работа № 15 «Определение давления цилиндрического тела». Как мы видим? Экспериментальная работа № 16 «Определение массы тела, плавающего в воде» Решение качественных задач на тему «Плавание тел» Фонтан. Изготовление собственной модели фонтана Архимедова сила. Море, в котором нельзя утонуть? Энергия. Виды энергии. Механическая работа. Вычисление механической работы. Урок открытия нового знания, беседа https://irenproject.r u/index Опро с Урок открытия нового знания, эксперимент https://irenproject.r u/index Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент http://zadachi.mcc me.ru/2012/#&pag e1 Прак. раб Урок рефлексии http://www.irodov. nm.ru Опро с Практическа я работа https://oge.sdamgia .ru/ Урок http://www.fizika.r u рефлексии 4. В мире энергии, 8ч. Урок открытия http://www.fizika.r u нового знания, беседа Тест Опро с Опро с 28 Экспериментальная работа № 17 «Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 2 этаж» Экспериментальная работа № 18 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на 2 этаж» Урок открытия нового знания, эксперимент http://physics.nad.ru Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент https://oge.sdamgia .ru/ Пр.ра б 30 Простые механизмы. Изучение действия рычага и простых механизмов Урок открытия нового знания, беседа http://teachmen.csu .ru Опро с 31 Экспериментальная работа № 19 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок» Экспериментальная работа № 20 «Измерение кинетической энергии тела» Решение задач на тему «Кинетическая энергия» Урок обобщения. Защита проектов Урок рефлексии http://zadachi.mcc me.ru/2012/#&pag e1 Прак. раб Урок открытия нового знания, эксперимент http://teachmen.csu.ru Решение задач http://teachmen.csu .ru Урок развивающе го контроля http://www.fizika.r u 29 32 33 34 Прак. раб тест опрос Приложение 1 Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования Критерий 1. Аккуратность оформления (описание) работы 2. Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин 3. Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) 4. Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения 5. Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов Приложение 2 Критерии оценки защиты проекта Критерий 1. Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи. 2. Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) 3. Использование практических мини-исследований (показ опыта) 4. Качественные ответы на вопросы слушателей по теме 5. Четко сформулированы выводы Приложение 3 Пример отчета по лабораторной работе или опыта - исследованию Тема: «___________________________________________» (Отвечает на вопрос: "По какому поводу делали?") Цель:_____________________________________________ (Отвечает на вопрос: "Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.) Оборудование:_____________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?") Ход работы:_______________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!) Результаты: _______________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.) Варианты представления результатов: 1. Описание явления. 2. Таблица. 3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей. Выводы: __________________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что поняли?" Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.) Приложение 4 Рефлексия обучающегося (в конце лабораторной работы) я понял(а), что… _______________________________________________________________ было интересно… _______________________________________________________________ было трудно… _______________________________________________________________ теперь я могу… _______________________________________________________________ я почувствовал(а), что… _______________________________________________________________ я приобрел(а)… _______________________________________________________________ я научился(-лась)… _______________________________________________________________ у меня получилось … _______________________________________________________________ меня удивило… _______________________________________________________________ теперь я хочу… _______________________________________________________________ 1. 2. 3. 4. Список источников информации Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Фзика в задачах». Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «За страницами учебника», 2015. Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2015. Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Эвристическая физика», 2016. Информационно-коммуникативные средства 1. Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю. 2. Открытая физика 2.5, часть 1. 3. Презентации к урокам физики с сайтов Интернета. 4. Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1. 5. Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://experiment.edu.ru/. 6. Правила оформления лабораторных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kineziolog.su/content/oformlenielaboratornyh-rabot.