РП ВД_Право

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Право»
9 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-9 классов по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И.,
Иванова Л.Ф., Матвеева А.И., - М.: Просвещение 2014г.
Курс «В мире права» предназначен для учащихся 9 класса МАОУ СОШ № 56, изучающих предмет на базовом уровне. Изучение курса
призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого
общество, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержателями компонентами курса являются
социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь
ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Описание места курса в учебном плане
В соответствие с учебным планом на изучение обществознания в 9 классе отводится 35 часов.
Исходя из вышеизложенного, функции курса внеурочной деятельности для 9 классов заключаются в следующем:
1.
Обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
2.
Сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса,
подготовиться к будущей профессиональной деятельности
3.
Воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать
демократические идеалы и защищать патриотическую позицию
4.
Подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Формы организации учебного процесса:

1.
2.
3.

коллективная;
групповая;
индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цели и задачи
Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний
по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и
доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
·
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах
регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
·
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
·
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
·
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в
общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Формы организации учебного процесса:
-

индивидуальная;

-

групповая;

-

фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
·
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование;
тестирование);
·

письменные виды контроля (тестирование).
Планируемые результаты деятельности

Личностные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
•
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни,
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании
своей страны;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий профессиональных предпочтений;
•
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности
•
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками проявляются в:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

•
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
•
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на
уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в
сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
•
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия;
•
давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной
активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ценностно-мотивационной
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре
личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; трудовой
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в
современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства
связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик 8 класса должен:
1)

распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

2)

определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

3)

распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;

4)

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

5)
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами;

6)

осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

7)

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
8)

анализировать,

классифицировать,

интерпретировать

имеющуюся

социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9)

применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

10)
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
11)
формулировать на
по определенным проблемам;

основе

приобретенных

социально-гуманитарных

знаний собственные суждения и аргументы

12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Содержание курса
Вводное занятие – 1 ч
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.
РАЗДЕЛ I. Общество и человек – 5 ч
Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны.
Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.
Процесс глобализации.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение
природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого
изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей:
особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия,
появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его
политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения
социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого
общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных

реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы.
Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в
воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм
и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные)
потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и
приобщение к духовной культуре
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на
развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация
и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социально- психологический процесс. Виды общения: речевое и
неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное.
Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
РАЗДЕЛ II Экономическая сфера – 5 ч
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и
капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие
ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление,
распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной
экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг
и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар- деньги».
Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине
предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и
предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения.
Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция

производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе.
Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя.
Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая
сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов.
Представление о социальном государстве.
Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический,
социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и
прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи
государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее
решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и
индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка
рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
РАЗДЕЛ III Социальная сфера – 6 ч
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре
общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и
значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее
выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как
основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения
на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни.
Источники доходов класса богатых. «Старые» и
«новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное
явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам.
Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение.
Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации,
их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между
разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и
военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная
нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация
конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности
семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной
семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия
развода, его социальная роль.
Раздел IV. Политическая сфера – 6 ч
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института
общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета.
Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и
частные.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и
проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное
государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство
демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и
исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная
(полупрезидентская).
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы
авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник

демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества.
История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о
правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части
процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно- и
многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация
политических партий. Роль политических партий в обществе.
Раздел V. Человек и его права – 6ч
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической
ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание
правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции
Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства.
Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных
органов России.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация
конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод
гражданина, их защита.
Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие
фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака.
Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и
свобод ребенка.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или
неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения
преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер
воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного

воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие
физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое
регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора
между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Раздел VI. Духовная сфера – 4 ч
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в
культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль.
Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной
культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и
контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная
субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии:
христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные
обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и
Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной
культуры и де ятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства,
их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний
школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научноисследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура,
функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий
Структура курса
№ п/п

Наименование раздела

Кол-во ч.

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1

Тестирование в форме ОГЭ

2.

Человек и общество

5

Тестирование в форме ОГЭ

3.

Экономическая сфера

5

Тестирование в форме ОГЭ

4.

Социальная сфера

6

Тестирование в форме ОГЭ

5.

Политическая сфера

6

Тестирование в форме ОГЭ

6.

Человек и его права

6

Тестирование в форме ОГЭ

7.

Духовная сфера

4

8.

Тестирование в форме ГИА

1

Тестирование в форме ОГЭ
Тестирование в форме ОГЭ

Итого – 34 часа

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количест
во часов

1

Вводное занятие

1

Раздел 1. Человек и общество (5 ч)
2
3
4
5

6

Общество. Признаки и строение.
Взаимосвязь природы и общества.
Типология общества. Социальный
прогресс и развитие общества
Личность и социальная среда.
Потребности человека.
Социализация и воспитание.
Социально-психологический
процесс общения.
Тренировочное тестирование по
теме «Человек и общество»

1
1
1
1

1

Раздел 2. Экономическая сфера (6 ч)
7

Сущность и структура экономики.

1

8

Товар и деньги. Спрос и
предложение
Рынок, цена и конкуренция

1

9
10
11
12

13

1

Предпринимательство. Роль
1
государства в экономике
Бюджет государства и семьи. Труд,
1
занятость, безработица
Тренировочное тестирование по
1
теме «Экономическая сфера»
Раздел 3. Социальная сфера (6 ч)
1

14

Социальная структура. Социальная
стратификация. Богатые и бедные
Этнос: нации и народности.

15

Межнациональные отношения.

1

16

Конфликты в обществе

1

17

Семья

1

18

1

Тренировочное тестирование по
1
теме «Социальная сфера»
Раздел 4. Политическая сфера (6 ч)

19

Государство и власть

1

20

Национально-государственное
устройство
Формы правления. Политические
режимы
Гражданское общество и правовое
государство
Голосование, выборы, референдум.
Политические партии

1

21
22
23

1
1
1

24

Тренировочное тестирование по
1
теме «Политическая сфера»
Раздел 5. Человек и его права (6 ч)

25

Право. Закон и власть

1

26

Конституция

1

27

1

28

Право и имущественные отношения.
Потребитель и его права
Труд и право

29

Семья и право. Права ребенка

1

1

30

Правонарушения и виды
1
юридической ответственности
Тренировочное тестирование по
теме «Человек и его права»
Раздел 6. Духовная сфера (4 ч)

31

Культурные нормы. Формы
культуры
Религия, искусство, образование,
наука
Итоговое тестирование в форме
ОГЭ
Итого: 34 часа

32
3334

1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».