РП ВД_Воспитание через музейную педагогику

Приложение
к основной образовательной программе
основного и среднего общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Воспитание через музейную педагогику»
8-11 классы

г. Артемовский
2023

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Освоение детьми курса внеурочной деятельности направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами
формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы
следующие результаты:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Средний Урал;
- о правилах групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и о социальной реальности в целом.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У обучающихся будут
сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского
народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Познавательные УУД: Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Средний Урал и Артемовский ГО;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам
народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В
богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры
искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-уральцев. Воспитание полноценной личности,
развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не
вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия народа. Лучшие качества
национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие,
скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее,
глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к

родной Земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно
содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту
и развитию их способностей.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по
накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своей малой Родины. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа
предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего
города.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей , помогает выработке умений общаться,
самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Курс внеурочной деятельности «Этнографическая культура народов Среднего Урала» относится к общекультурному направлению.
Цель: создание наиболее благоприятных условий для социализации обучающихся через изучение традиций и обычаев народов Среднего
Урала;
Задачи:
- ознакомление обучающихся с историей народов Среднего Урала, с традициями, праздниками и ремеслами этих народов;
-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческого и этнического материалов;
- формирование активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине, ее истории, традициям, культуре.
- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Сроки реализации образовательной программы и режим занятий
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 8-11 классов, 9 часов в неделю, 306 часов в год.
Методические рекомендации и технологические подходы:
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный,
наглядный, практический,
исследовательский, картографический, статистический. Используются различные формы обучения:
практические работы, ИКТ-презентация, исторический и этнографический диктант, тесты, экскурсии.
Программа содержит следующие разделы
1. Введение. 2 часа
Источники и методы этнографического исследования.

Свердловская область исторически является одним из самых многообразных в этническом отношении регионов России. Cамо
географическое положение нашего региона определило его этнические связи не только с территориями Северного и Южного Урала, но
также Поволжья, Европейского Севера и Западной Сибири, а в более широком контексте – со всем поликультурным миром Евразии.
Важнейшим источником краеведческих знаний являются музеи, где используются фотоматериалы, архивные документы нашего музея.
Для того чтобы начать исследование, надо найти тему, с которой можно работать, чтобы она была интересна учащимся. Затем определить
цели и задачи, выдвинуть гипотезу, которую нужно доказать или опровергнуть. Сбор информации проходит в течение 3-4 месяцев, а иногда
и года. Важным моментом является и коммуникативная компетенция: опыт живого общения.
Исследовательская работа по этнографии даёт свои положительные результаты:
- учит самостоятельно находить тему и добывать информацию;
- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории и культуре родного края;
- знакомит учащихся с национальными традициями, праздниками, обрядами;
- учит бережному отношению к культуре, языку, местному фольклору;
- дает возможность к саморазвитию, самовыражению.
2. Этническая карта Урала. 4 часа.
Формирование и расселение народов Урала.
Этнографический практикум «Работа по карте Урала, Свердловской области, Артемовского района»
Презентация «Виртуальное путешествие в этнографический музей народов Урала», работа с картой народов Урала.
3. Народы Среднего Урала. 3часа.
Исторические судьбы разных народов. Народы в разные исторические эпохи (с 9 по 21 век).
Этническая карта Урала в 9-16 века. Народы Среднего Урала в конце16 –первой половине 18 века. Северное Прикамье. Сылвенско-Иренское
поречье. Тулвинско-Буйское поречье. Зауралье. Расселение, численность и исторические судьбы народов Среднего Урала во второй
половине 18-19 века. Народы Среднего Урала в 20 веке.
4. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. 4часа.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг.
История народов Урала — одна из интереснейших страниц в истории нашей страны. Урал — стык Европы и Азии. На Урале смыкаются
полоса леса и полоса степи, равнины и горы, юг и север. Это не могло не отразиться на своеобразии культур Урала. Различные его районы
испытывали влияния различных соседей. Различие природной обстановки не могло не иметь своего значения в формировании особенностей
производственной деятельности, быта и т. п.
5. Славяне на Среднем Урале. 10 часов
Русские, украинцы, белорусы, поляки. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные
обычаи и праздники. Фольклор.
В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские
словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Основным занятием восточных славян

было земледелие. У восточных славян существовало две системы земледелия: подсечно-огневое, переложное. Основными орудиями труда
были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками.
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот.
6. Финно-угорские народы. 10часов.
Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные
обычаи и праздники. Фольклор. Коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси. Устное народное творчество.
Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошади, других животных. Они делали обереги, амулеты,
украшения с изображениями этих животных из кости, глины, камня, бронзы. Жизненный уклад этого народа значительно отличается в
зависимости от территории проживания. Например, если говорить о финно-уграх Прикамья, то в их материальной культуре нередко
встречаются украшения из золота.
7. Тюркские народы. 10 часов
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество.
Основным занятием тюрков было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду
многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюрков было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из
шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной
экономической единицей была парная (аильная) семья.
8. Народы Закавказья на Среднем Урале. 6 часов.
Азербайджанцы, армяне, грузины – обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают на Урале. Носители этнических культур в
регионе – это азербайджанцы. Армяне. Грузины. Кавказ – практически интернациональный регион.
9. Народы Средней Азии на Среднем Урале. 6 часов.
Киргизы, таджики, туркмены, узбеки – обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно
уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным потомкам древнейшие
государства Средней Азии. Историческое наследие региона. Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и
литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории.
10. Народы Сибири, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии на Среднем Урале. 10 часов.
Китайцы, вьетнамцы, корейцы, буряты, якуты, хакасы – обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
Традиции чаепития народов Зарубежной Азии. Китай – древняя страна, самобытные и необычные традиции которой не всегда понятны
европейцам, но интерес к культуре и обычаям Поднебесной растет в мире с каждым годом. У каждого народа и страны есть собственные
необычные традиции и Китай здесь не исключение. Одна из древнейших культур на планете славится многочисленными обычаями с
многовековой историей.
11. Народы ближнего Востока на Среднем Урале. 6 часов.

Арабы, сирийцы, курды, турки – обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
Арабская культура - это совокупность традиций, верований, обычаев и других культурных проявлений, разделяемых большинством жителей
ряда стран Ближнего Востока.
12. Российские евреи на Среднем Урале. 2 часа.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
Традиции евреев. Еврейский народ один из самых древних, его история насчитывает более трех тысячелетий. Как нацию, евреев отличают
преданность традициям, прагматичность и высокий интеллект (согласно многочисленным исследованиям ученых, средний показатель
IQ евреев – 108-115, тогда как в Европе и Азии он составляет около 80). Рассеянные по всему миру в результате вынужденной многовековой
ассимиляции, иудеи, несмотря на религиозное и культурное влияние стран, где они проживали, смогли сохранить свою национальную
сущность. Религиозные традиции.
13. Российские немцы на Среднем Урале. 4 часа.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
В календарной обрядности немцев Урала сочетаются древние языческие элементы. Основу календаря составляют, безусловно, церковные
праздники. Все религиозные праздники отмечались в кругу религиозной общины. Устраивались праздничные молитвенные собрания и
церковные службы. Из праздников, не имеющих никакой связи с христианским календарем, можно отметить лишь праздник по случаю убоя
скота – "шлахфест" (Schlachfest). Считалось, что именно после этого праздника наступает зима. Шлахфест не имел точной даты. Этот
праздник, завершающий осенний цикл обрядов, можно считать границей между осенью и зимою.
14. Российские цыгане на Среднем Урале. 2 часа.
Сбор материала по обычаям, традициям цыганского народа; - развитие эмоциональной культуры речи. Это нация, разбросана по всему
миру. Предки цыган жили на северо-западе Индии, они принадлежали касте «дом» и разговаривали на языке, родственном современному
хинди. Древняя легенда гласит, что Бог полюбил цыган за их веселье и талант и потому не стал привязывать к клочкам земли, а подарил для
жизни весь мир. Теперь цыган можно найти на всех материках. Цыгане любят яркие цвета и украшения. Культура цыган разнообразна.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
15. Итоговые занятия. 16 часов.
Подготовка к защите проектов.
16. Защита проектов. Выставки. 22 часа.
17. Экскурсии в течение учебного года.
Тематическое планирование курса
№
Тема
Всего
Теория Практ
п/п
часов
ика
1-2 Введение. 2 часа
2
1
1
Источники и методы этнографического исследования.
3-6 Этническая карта Урала. 4 часа.
4
1
3

7-9
10-13

14-23

24-33

34-43
44-50
51-56
57-66

Формирование и расселение народов Урала.
Практикум «Работа по карте Урала, Свердловской
области, Артемовского района»
Народы Среднего Урала. 3часа.
Исторические судьбы разных народов. Народы в
разные исторические эпохи (с 9 по 21 век).
Комплексное изучение традиционной культуры
народов Урала. 4часа.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения,
одежда, питание, досуг.
Славяне на Среднем Урале. 10 часов
Русские, украинцы, белорусы, поляки. Поселения.
Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и
семейный быт. Календарные обычаи и праздники.
Фольклор.
Финно-угорские народы. 10часов.
Общее между финно-угорскими народами. Поселения.
Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и
семейный быт. Календарные обычаи и праздники.
Фольклор. Коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси.
Тюркские народы. 10 часов
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции.
Устное народное творчество.
Народы Закавказья на Среднем Урале. 6 часов.
Азербайджанцы, армяне, грузины – обряды, традиции,
национальная кухня, фольклор.
Народы Средней Азии на Среднем Урале. 6 часов.
Киргизы, таджики, туркмены, узбеки – обряды,
традиции, национальная кухня, фольклор.
Народы Сибири, Дальнего Востока и ЮгоВосточной Азии на Среднем Урале. 10 часов.
Китайцы, вьетнамцы, корейцы, буряты, якуты, хакасы
– обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.

3

1

2

4

2

2

10

2

8

10

2

8

10

2

8

6

2

4

6

2

4

10

2

8

67-73 Народы ближнего Востока на Среднем Урале. 6
часов.
Арабы, сирийцы, курды, турки – обряды, традиции,
национальная кухня, фольклор.
74-75 Российские евреи на Среднем Урале. 2 часа.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
76-79 Российские немцы на Среднем Урале. 4 часа.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
80-81 Российские цыгане на Среднем Урале. 2 часа.
Обряды, традиции, национальная кухня, фольклор.
82-97 Итоговые занятия. 16 часов.
Подготовка к защите проектов.
98- Защита проектов. Выставки. 20 часов.
117
118- Экскурсии в течение учебного года. 189 часов.
306
Итого:

6

2

4

2

1

1

4

1

3

2

1

1

16

8

8

22

-

22

189

9

180

306

39

267

Список литературы
1. Белобородов С. А. Народы на Среднем Урале: информационно‐справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов:
Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург: СОМБ, 2019.
2. Литвинец, Е. Ю. Национальный состав на‐ селения Свердловской области в 1980‐е гг. / Документ. Архив. История. Современность :
сборник научных трудов. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2006.
3. Старостин, А. Н. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Оценка населением состояния
этноконфессиональных отношений в Свердловской области» / А. Н. Старостин, Д. В. Руденкин. – Екатеринбург: Центр
этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма, 2019.
4. Чагин, Г. Н. Народы и культуры Урала, XIX‐XXI вв. / Екатеринбург : Сократ, 2014.
5. Интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».