РП_ВД_Ураловедение_3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 3 классе «Ураловедение»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Ураловедение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с
задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы
следующие результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
 научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на
будущее;
 приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
 научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
 приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
 основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
 мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
 эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области;
 чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
 эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
 проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
 уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:
 используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
 на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 описывать достопримечательности города и родного края;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашемкрае, достопримечательностях, людях с
целью поиска и извлечения познавательной информации;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
 использовать знаково ‐ символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Свердловской области и
атласом;
 работать с атласом, глобусом и картой;
 находить на карте свой регион и его главный город;
 устанавливать причинно‐следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 устанавливать аналогии.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
 наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Обучающийся получит возможность:
 самостоятельно подбирать литературу по теме;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
 работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
- отвечать на вопросы, задавать вопросы,
- формулировать главную мысль;
работать в паре,
- ориентироваться на позицию партнёра, стремиться к сотрудничеству.
получит возможность:





готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос
приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее,
глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной
природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно
содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и
развитию их способностей.Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии,
походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города.
Цель: разностороннее развитие ребенка; пробуждение интереса к своей «малой родине», развитие чувства гордости за свой край, уважения к
самобытной культуре, обычаям и традициям народов Урала; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Задачи:
Образовательные:


вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её
преобразованию и охране.



развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями,
историческим прошлым народа края;

Развивающие:


развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;



развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии.

Воспитательные:


формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к Родине.



воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей, воспитывать личность гражданина России,
духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;

Содержание и структура курса «Ураловедение» дает возможность познакомиться с краем, где мы живем. С его историей, традициями,
достопримечательностями, природой.
Важным разделом программы является, тот в котором предполагается знакомство с нашим родным городом. Обучающиеся познакомятся с историей
нашего города, узнают, какие люди прославили наш город, почему улицы носят их имя. Познакомятся с достопримечательностями, совершат
путешествие по памятным местам.
3 КЛАСС

Раздел I: Введение
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»

Раздел II: Край, в котором я живу.
Теория: Знакомство с великим мастером слова - Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, с его произведениями. Воспитание экологической
культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде.
Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка
произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка В.Крапивина и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов местных поэтов.
Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор пословиц и поговорок.
Раздел III: Наша школа
Теория: Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы.
Практика: Придумать и нарисовать флаг и эмблему нашего класса.
Раздел IV: Мой родной город.

Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артёмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы,
предприятиями города.
Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов.
Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение
экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края.
Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии,
- творческий конкурс.
- проекты,
- выставки,
- круглые столы,
- научно-практические конференции и др.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.Формы и методы должны быть
такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Повышать интерес к предмету,
к своей родине.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой,
изобразительным искусством, с окружающим миром
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,
материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Тематическое планирование 3 КЛАСС
№ урока

Тема занятия

Кол-во
часов.

Содержание

Введение (1 час)

1

Краеведение- наука о родном крае.
Экскурсия «Природа – наш второй дом»

2
3

Уральские горы. Богатство Уральских гор.
П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник
Библиотечный урок
Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала.
Библиотечный урок (из городской библиотеки)
Уральские мастера. Каслинское литье
Уральский форфор. Уральская резьба по дереву.

1

Что изучает краеведение. Источники
краеведческих знаний: карта как источник
информации и другие источники. История
изучения края. Вклад выдающихся ученых в
исследования края.

Край, в котором я живу ( 5 часов)

4
5
6

1
1
1

Знакомство с писателями, которые прославили
родной Урал, с поэтами Урала и их стихами,
знакомство
школьников
с
народными
промыслами Урала.

1
1

Уметь строить монологические высказывания,
владеть диалогом, высказывать собственное
мнение. Внутренняя позиция школьника, интерес
к новому.

1

Экскурсия в школьный музей

Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова
Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова

Наша школа (1 час)

7

Знакомство с историей возникновения школы. Школьная
символика.
Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции
школы.
Мой родной город ( 10 часов)

8

Понятие малой родины. История города

1
1

9
10

Названия улиц города по месту жительства детей.
Название улиц, прилегающих к школе. История названия
улиц, их роль в жизни современного человека.
Символы города
Знаменитые люди

11

Памятные места родного города

1

1
1

Беседа с презентацией
Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова
Виртуальная экскурсия (или экскурсия по

12
13
14
15

16
17
ИТОГО:

Предприятия родного города
Мастера вагонного депо
Спорт в нашем городе
Народные умельцы

1
1
1
1

Наш город в годы Великой Отечественной войны
Повторение изученного. Викторина

1
1
17

договорённости с работниками музея)
Обзорная виртуальная экскурсия
Экскурсия в вагонное депо
Беседа с презентацией.
Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова или в
музее на творческих объединениях
Экскурсия в музей на ж/д вокзале
Познакомить с историей города, с выставочными
стендами школы «Символика», с историей
создания символики Артёмовского городского
округа, с занятиями людей родного края,
с
жителями города, которые прославили своим
трудом наш край, с жизнью и творчеством
поэтов-земляков.
Внутренняя позиция школьника, интерес к
новому, формирование основ гражданственности,
чувства сопричастности к городу и его истории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».