Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 3 классе «Ураловедение» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Ураловедение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные универсальные учебные действия: Обучающийся научится и приобретет: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. получит возможность: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; описывать достопримечательности города и родного края; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашемкрае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково ‐ символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Свердловской области и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно‐следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Предметные результаты Обучающийся научится: находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее; наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах. Обучающийся получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные действия: Обучающийся научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве - отвечать на вопросы, задавать вопросы, - формулировать главную мысль; работать в паре, - ориентироваться на позицию партнёра, стремиться к сотрудничеству. получит возможность: готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности 1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика. Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города. Цель: разностороннее развитие ребенка; пробуждение интереса к своей «малой родине», развитие чувства гордости за свой край, уважения к самобытной культуре, обычаям и традициям народов Урала; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Задачи: Образовательные: вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране. развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями, историческим прошлым народа края; Развивающие: развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала; развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии. Воспитательные: формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к Родине. воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей, воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции; Содержание и структура курса «Ураловедение» дает возможность познакомиться с краем, где мы живем. С его историей, традициями, достопримечательностями, природой. Важным разделом программы является, тот в котором предполагается знакомство с нашим родным городом. Обучающиеся познакомятся с историей нашего города, узнают, какие люди прославили наш город, почему улицы носят их имя. Познакомятся с достопримечательностями, совершат путешествие по памятным местам. 3 КЛАСС Раздел I: Введение Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» Раздел II: Край, в котором я живу. Теория: Знакомство с великим мастером слова - Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, с его произведениями. Воспитание экологической культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде. Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка В.Крапивина и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов местных поэтов. Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор пословиц и поговорок. Раздел III: Наша школа Теория: Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы. Практика: Придумать и нарисовать флаг и эмблему нашего класса. Раздел IV: Мой родной город. Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артёмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы, предприятиями города. Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов. Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края. Приёмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: - лекции, - творческие задания, - практические работы, - самостоятельный поиск, - экскурсии, - творческий конкурс. - проекты, - выставки, - круглые столы, - научно-практические конференции и др. Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Повышать интерес к предмету, к своей родине. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством, с окружающим миром Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Тематическое планирование 3 КЛАСС № урока Тема занятия Кол-во часов. Содержание Введение (1 час) 1 Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» 2 3 Уральские горы. Богатство Уральских гор. П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник Библиотечный урок Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала. Библиотечный урок (из городской библиотеки) Уральские мастера. Каслинское литье Уральский форфор. Уральская резьба по дереву. 1 Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Край, в котором я живу ( 5 часов) 4 5 6 1 1 1 Знакомство с писателями, которые прославили родной Урал, с поэтами Урала и их стихами, знакомство школьников с народными промыслами Урала. 1 1 Уметь строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение. Внутренняя позиция школьника, интерес к новому. 1 Экскурсия в школьный музей Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Наша школа (1 час) 7 Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы. Мой родной город ( 10 часов) 8 Понятие малой родины. История города 1 1 9 10 Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Символы города Знаменитые люди 11 Памятные места родного города 1 1 1 Беседа с презентацией Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Виртуальная экскурсия (или экскурсия по 12 13 14 15 16 17 ИТОГО: Предприятия родного города Мастера вагонного депо Спорт в нашем городе Народные умельцы 1 1 1 1 Наш город в годы Великой Отечественной войны Повторение изученного. Викторина 1 1 17 договорённости с работниками музея) Обзорная виртуальная экскурсия Экскурсия в вагонное депо Беседа с презентацией. Встреча с Н.Ю. Воробьёвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова или в музее на творческих объединениях Экскурсия в музей на ж/д вокзале Познакомить с историей города, с выставочными стендами школы «Символика», с историей создания символики Артёмовского городского округа, с занятиями людей родного края, с жителями города, которые прославили своим трудом наш край, с жизнью и творчеством поэтов-земляков. Внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории.