Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 4 классе «Юный финансист» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Юный финансист» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные УУД осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Познавательные УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Коммуникативные УУД составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Регулятивные УУД понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; Предметные результаты понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; знание источников доходов и направлений расходов семьи; умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; Умение анализировать свои потребности, выделять основные и особые потребности, определять источники удовлетворения разных потребностей, Умение определять источники доходов и расходов, объяснять значение труда в удовлетворении потребностей, совершать элементарные покупки в магазине. анализировать возможности семейного бюджета в удовлетворении потребностей 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Создание правильных отношений людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения. Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху! Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка. Задачи: - ознакомление учащихся с элементарными сведениями об экономике, раскрытие значений экономических понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни; - объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении учащихся, мотивов и ограничений в экономической деятельности людей; основных экономических принципов и законов и т. д.; -приобретение школьником опыта работы в команде, взаимопомощи; опыта экономии денег и их правильного использования; опыта поведения при совершении покупок. - выработка умения наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения; - создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. 4 КЛАСС Тема. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Приёмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Формы организации учебной деятельности: - индивидуальная - групповая - выставка -экскурсия - творческий конкурс. Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей. Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с математикой, окружающим миром, литературой. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. 3. Тематическое планирование 4 КЛАСС № урока Тема занятия Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Как тратить с умом? На что тратят деньги? 1 Классификация расходов 2 Примерный бюджет школьника 3 Семейный бюджет. Откуда в семье берутся 4 деньги? Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 5 Потребительская корзина 6 Прожиточный минимум 7 Доходы от различных вложений денег Составление семейного бюджета на условных 8 примерах Бюджет Российской Федерации 9 Если доходы превышают расходы, образуются 10 сбережения Если расходы превышают доходы, образуются 11 долги Различие планируемых и непредвиденных 12 расходов. 13 Что такое «налоги». Кол-во часов. 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия» Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, 14 Товары и услуги 1 15 16 Банк Игра «Древо решений» 1 1 17 Обобщение. Викторина по курсу «Финансовая грамотность» 1 ИТОГО: 17 транспортный, имущественный) Познакомятся с терминами «товары и услуги», их отличия; узнают из чего складывается цена товара и его себестоимость, для чего нужна реклама, выяснят преимущества и недостатки рекламы. Экономическая игра «Магазин» Чтение рассказа из книги «Белка и компания», обсуждение прочитанного. Выяснят, что такое вклады, какие бывают виды вкладов. Познакомятся с крупными банками страны и города. Выучат новые слова банк, вклад, вкладчик, сбережения, капитал. Обобщение изученного