Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 4 классе «Разговорный английский» Планируемые результаты курса внеурочной деятельности. Рабочая программа кружка «Разговорный английский» по английскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Ю. А. Комаровой УМК «Английский в фокусе» и программы внеурочной деятельности. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Эти основные аспекты или идеи и заложены в рабочей программе кружковой деятельности . Курс деятельности кружка по английскому языку имеет общеинтеллектуальное направление. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью: она готовит базу для последующего успешного обучения английскому языку и эффективной внеурочной деятельности . Обучение английскому языку происходит в устной и письменной форме. Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка. Особенность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике . В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: -умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, -опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений); - умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; - умение работать с текстом, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией. Цель программы - формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей учащихся. Задачи: развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком ; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников,а также их общеучебных умений. Ценностные ориентиры содержания курса. Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей. Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей. Сроки реализации программы: Программа курса внеурочной деятельности «Разговорный английский» рассчитана для учащихся 4 классов, реализуется за 1 год. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Занятия проводятся 1 час в неделю, во внеурочное время, во второй половине дня. Программа реализуется за счёт часов, выделенных на кружковую работу. Планируемые результаты В процессе освоения курса кружковой деятельности по иностранному языку воспитанник начальной школы достигнет определённых личностных результатов . Личностные результаты. 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России; элементарные представления о культурном достоянии малой Родины; 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм. 3. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран: - элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран; - первоначальный опыт межкультурной коммуникации; - уважение к иному мнению и культуре других народов. 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; - отношение к учёбе как творческой деятельности. 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; - первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками; - мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности; любознательность и стремление расширять кругозор. Метапредметные результаты. Метапредметные результаты в данном курсе достигаются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования. 1. Познавательные: Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком: – элементарное представление о иностранном языке как средстве познания мира и других культур; – первоначальный опыт межкультурного общения; – познавательный интерес и личностный смысл изучения иностранного языка. У младших школьников будет возможность развивать: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. 2.Регулятивные: - овладеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; - извлекать с помощью учителя необходимую информацию из прочитанного текста; - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - оценивать результаты работы. 3. Коммуникативные: -учиться работать в паре и в группе; - слушать и понимать речь других ребят; - строить высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); - выявлять языковые закономерности (выведение правил); Предметные результаты: В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом учащиеся научатся: Планируемые результаты освоения курса кружка по иностранному языку в 4 классе. В конце обучения обучающийся научится понимать и различать: - основные правила чтения и орфографии изучаемого языка; - особенности построения основных типов предложений; - лексические и грамматические конструкции в рамках изучаемых тем; -участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, ---благодарность, приветствие); -расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника; -кратко рассказывать о себе, своей семье, друге,доме, спортивных увлечениях, погоде , дне рождения; -составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу; -читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдать правила произношения и соответствующую интонацию; Ученик получит возможность научиться: • понимать и использовать в наиболее распространённых случаях неопределённый, определённый и нулевой артикли; • понимать и использовать в речи указательные (this, that, these, those), неопределённые (some, any) местоимения; • понимать и использовать в речи множественное число существительных, образованных не по правилам; • понимать и использовать в речи сложносочинённые предложения с союзами and и but; • дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые/ вспомогательные глаголы); 2. Содержание курса внеурочной деятельности. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Уровень развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного - деятельностного подхода к обучению английскому языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Программа кружковой деятельности имеет познавательную и творческую направленность. Программа направлена на воспитание интереса к овладению ИЯ, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Обучение английскому языку происходит в устной и письменной форме. Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка. Материал подаётся по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся начальной школы. Учитываются следующие принципы: - личностно-ориентированный характер обучения; - соблюдение деятельностного характера обучения; - приоритет коммуникативной цели в обучении; - сбалансированное обучение устным и письменным формам общения; - дифференцированный подход; - аутентичность материала; - учет опыта обучающихся в родном языке; - широкое использование современных технологий обучения. Содержание 4 класс Из Британии с любовью. Страны Соединенного Королевства Великобритании и 5 Северной Ирландии. Знакомство с королевской семьей. Погода. Одежда Давайте путешествовать. Путешествие по Великобритании и России. 4 Страны и обычаи. Обычаи и праздники родной страны и страны изучаемого языка. 4 Мой дом – моя крепость. Описание дома. Описание своей семьи. 4 Виды деятельности: игровая деятельность, практические групповые занятия. Эффективность и результативность кружковой деятельности зависит от соблюдения следующих условий: добровольность участия и желание проявить себя, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий;четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии 3. Тематическое планирование Раздел Тема занятия Количество часов Форма организации Вид деятельности Из Британии с любовью. 1.Страны Соединенного Королевства и Северной Ирландии. 2 Беседа, презентация, видео ролик Виртуальная экскурсия 2. Знакомство с Королевской семьей. 1 Беседа, презентация, видео ролик Виртуальная экскурсия 3. Погода. 1 Беседа. презентация Игровая деятельность 4. Одежда. 1 Беседа. презентация ролевая игра 1.Путешествие по Великобритании и России. 1 Беседа. презентация Виртуальная экскурсия 2. Здравствуй, Москва! 1 Беседа. презентация Виртуальная экскурсия 3. Добро пожаловать в Лондон. 1 Беседа. презентация Виртуальная экскурсия 4. Флаги англоязычных стран. 1 Презентация, беседа Практическая работа, мозговой Давайте путешествовать. штурм Страны и обычаи. Мой дом – моя крепость. 1. Обычаи и праздники родной страны 1 Презентация, беседа Игровая деятельность 2. Обычаи и праздники страны изучаемого языка. 2 Презентация, беседа Игровая деятельность 3. Мини- презентация “Traditions and holidays of my favourite country ” 1 Презентация, дискуссия Дискуссия 1.Описание моего дома. 1 Презентация, беседа Игровая деятельность 2. Мое семейное древо. 1 Практическая индивидуальная работа 3.Хобби моей семьи. 1 беседа Игровая деятельность 4. Мини презентация «Мои питомцы». 1 Презентация, беседа Игровая деятельность Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Учебный методический комплект: Ю, А, Комарова, И.В, Ларионова, Английский язык “ Английский язык 4 класс”. «Русское слово» 2019 -карточки по темам -презентации по изучаемым темам -плакаты по темам Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография .А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2009; Кулиш. В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2010; Пучкова. Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие.Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2008; Илюшкина А.В. Говорим по- английски.2-4 классы.- СпБ.; Издательский дом « Литера» А.В. Илюшкина. « Правила и упражнения по английскому языку».С-П 2009г. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование. М. З. Биболетова и др. М. Астрель АСТ, 2010г; Компьютер, интерактивная доска.