Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 4 классе «Подвижные игры» I. Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» 4 класс разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); На основе примерной программы внеурочного курса, авторская программа – «Подвижные игры» Баскаева Е.А,2013г. Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьѐвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Цель программы- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ СОШ №5 г. Лабытнанги. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребѐнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 классы -34 часа в год. На реализацию курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. II.Содержание курса внеурочной деятельности Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, конкурсы, ролевые игры, выполнение заданий соревновательного характера, оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ), результативность участия в конкурсных программах идр. 4 класс (34 часа) Игры с бегом (5 часов) Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок. Практические занятия: Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек». Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу». Игра «Караси и щуки». Игры с мячом (5 часов) Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах. Практические занятия: Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил» Игра «Защищай ворота». Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч». Игра «Мяч в центре». Игры с прыжками (5 часов) Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок. Практические занятия: Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде». Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жѐлуди, орехи».Игра «белые медведи». Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка». Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы». Игра малой подвижности (6 часов) Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр. Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра «Найди предмет». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный телеграф». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели». Игра «Кто точнее». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра «Садовник». Зимние забавы (3 часа) Теория. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение. Практические занятия: Игра «Снежком по мячу». Игра «Пустое место». Игра «Кто дальше» (на лыжах). Игра «Быстрый лыжник». Эстафеты (5 часов) Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ. Способы деления на команды. Повторение считалок. Практические занятия: Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи) Народные игры (5 часов) Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр. Практические занятия: Разучивание народных игр. Игра "Корову доить". Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина". Разучивание народных игр. Игра "Коршун". Разучивание народных игр. Игра "Бабки". Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты. Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весѐлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы. Приѐмы и методы При реализации программы используются различные методы обучения: словесные: рассказ, объяснение нового материала; наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала; практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. III.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений: целостный, социально ориентированный взгляд на мир; ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; планирование общей цели и пути еѐ достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнѐра и внесение необходимых коррективов; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД: взаимодействие, ориентация на партнѐра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры); адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся; развитие физических способностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие психических и нравственных качеств; повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры; Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать: основы истории развития подвижных игр в России; педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств; возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности; правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; Должны уметь: адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием. IV. Тематическое планирование 4 класс № П/П Наименование раздела Тема занятия Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Игры с бегом ТБ. Игра «Мешочек». 1 Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game 2. Игра «Бег командами» 1 3. Игра «Городок». 1 4. Игра «Ловкие ребята». 1 5. Игра «Пятнашки в кругу». 1 Игра «Мяч среднему». 1 7. Игра «Мяч в центре». 1 8. Игра «Мяч – соседу». 1 9. Игра «Отгадай, кто бросил. 1 5 часов 6. Игры с мячом 5 часов Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Игра «Мяч в центре». 1 Игра «Зайцы в огороде». 1 12. Игра «Туда- обратно». 1 13. Игра «белые медведи». 1 14. Игра «Карусели». 1 15. Игра «Ловушка». 1 Игра «Что изменилось?». 1 17. Игра «Кто дальше бросит?». 1 18. Игра «Точный телеграф». 1 19. Игра «Наблюдатели». 1 20. Игра «Ориентирование без карты». 1 21. Игра «Пустое место». 1 10. 11. Игры с прыжками 5 часов 16. Игра малой подвижности 6 часов Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Игра «Снежком по мячу». 1 23. Игра «Кто дальше» 1 24. Игра «Быстрый лыжник». 1 «Кто первый?», эстафета парами. 1 22. Зимние забавы 3 часа 25. Эстафета 5 часов 26. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с 1 доставанием подвижного мяча. 27. Эстафета с лазанием и перелезанием, 1 28. Эстафета линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». 1 29. Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи) 1 Игра «Салки с домом» 1 31. Игра "Салки". 1 32. Игра "Малечина - колечина". 1 30. Народные игры 5 часов Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game 33. Игра "Коршун". 1 34. Игра "Бабки". 1