РП_ВД_Жизнь на Земле_2 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
«Жизнь на Земле»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Комплексный подход к решению технических,

экономических,

экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в
современном обществе. Решение научных и жизненных проблемы требует
изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования
каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного
видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня
естественнонаучного образования.
Большое значение при изучении предметов естественнонаучного
цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются
при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из
задач программы является привитие учащимся начальных

элементарных

умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами,
навыков исследовательской деятельности.
Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются
опыты.

Поэтому

большую

часть

времени

программы

отводим

на

демонстрацию и проведение опытов, лабораторные работы, домашние
эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу

нашего курса,

формирование навыков исследовательской работы.
Введение этого курса это прекрасная возможность, не перегружая
детей,

используя

естественного

игровые

цикла

и

формы,

постепенно

привить

интерес

подготовить

их

к
к

предметам
дальнейшей

исследовательской деятельности.
Личностные результаты:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в органичном единстве и разнообразии природы.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению.

3) овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и
развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из них;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
10) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за Родину.

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неудачи в учебной
деятельности, способности конструктивно действовать в ситуациях неудачи;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
7)

активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (справочниках, открытом
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
9) овладение логическими методами: сравнением, анализом, синтезом,
обобщением, классификацией по признакам, установлением аналогий и
причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к
известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности,
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических);
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими связи и отношения между объектами и процессами.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности:
Программа внеурочной деятельности «Жизнь на Земле» для учащихся
начальной школы (2 класса), разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования
Основным

преимуществом

внеурочной

деятельности

является

представление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных

на

их

развитие

и

осуществление

взаимосвязи

и

преемственности общего и дополнительного образования в школе и
воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками
образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию
интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в
системе внеурочной воспитательной работы.
Применение игровой методики для развития интеллекта позволит
школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по физике,
географии, химии и биологии демонстрировать их своим сверстникам,
другим учащимся, родителям.
Программа «Жизнь на Земле» ориентирована на детей в возрасте 8–
9 лет и проходит под девизом «Умный вопрос – это уже добрая половина
знаний». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с
взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости,
самоценности,

самоопределения

и

социального

ориентирования,

формируется стремление к самоутверждению.
Новизна программы – создание системы работы по внедрению
системно-деятельностного

подхода

в

обучении

учащихся

Пречистенской СШ в рамках образовательного учреждения.

МБОУ

Предполагаемая
значительно

результативность

повышается

уровень

программы

–

успеваемости

по

у

учащихся
основным

общеобразовательным дисциплинам; развиваются творческие способности.
Внеурочная деятельность «Жизнь на Земле»

– это попытка

заинтересовать детей заниматься исследовательской работой.
Цель:
Создание

условий

для

успешного

освоения

учениками

основ

исследовательской деятельности.
Задачи:
▪

формировать представление об исследовательском

обучении как ведущем способе учебной деятельности;
▪

обучать специальным знаниям, необходимым для

проведения самостоятельных исследований;
▪

формировать и развивать умения и навыки

исследовательского поиска;
▪

развивать познавательные потребности и способности,

креативность.
Основные

направления

деятельности

внеурочной

«Жизнь на Земле»:
– научно-экспериментальная работа;
– мероприятия познавательного характера.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;

деятельности

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и
результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные

формы

работы

в

рамках

программы

внеурочной

деятельности «Жизнь на Земле»:
–

выставки детского творчества, проектная деятельность, научные

эксперименты, исследовательские работы, экскурсии. Данные формы работы
дают

детям

возможность

максимально

проявлять

свою

активность,

изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают
их эмоциональное восприятие.
Продолжительность занятий строится из расчёта – 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет 34 часа (из них - 25 часов отведено
на практическую часть).
Сроки реализации: один год.
Программа обеспечивает создание условий для развития способностей,
формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные,
регулятивные, коммуникативные и познавательные).

3.Тематическое планирование.
№

Кол-во

Тема

часов
1

1

Техника безопасности. Этапы познания окружающего мира.

2

1

Изучение факторов, влияющих на прорастание семян: нужна ли
для прорастания семян вода? Практическая работа1.1.

3

1

Проверка и уточнение теории: «Для прорастания семян нужна
не только вода». Практическая работа1.2.

4

1

5

1

6

1

Дальнейшее уточнение теории: влияние температуры на
прорастание семян. Практическая работа 1.3.
Два вида материи – поле и вещество. Тела и вещества.
Практическая работа 2.1.
Демонстрация действия поля. Практическая работа 2.2.

7

1

8

1

Два вида электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Практическая работа 3.1
Вещества состоят из частиц. Практическая работа 4.1.

9

1

Моделирование.

10

1

Атом и химический элемент. Практическая работа 6.1.

11

1

12

1

13

1

14

1

Молекулы состоят из атомов. Образование молекул. Химическая
связь.
Сборка моделей молекул. Практическая работа 7.1. Изображение
человечков-шариков для сборки моделей молекул.
Химические реакции. Моделирование химической реакции.
Практическая работа 8.1.
Признаки химических реакций. Практическая работа 9.1.

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

Как появились на земле органические вещества. Органические и
неорганические вещества.
Когда и как появились на земле органические вещества?
Предбиологическая (химическая) эволюция.
Основные этапы химической эволюции. Практическая работа 11.1.

20

1

Мономеры и полимеры. Практическая работа 11.2.

Движение атомов и молекул. Основные положения молекулярнокинетической теории.
Движение атомов и молекул. Диффузия. Практическая работа 10.1.

21

1

Важнейшие биополимеры – белки и нуклеиновые кислоты.

22

1

23

1

Моделирование важнейших функций белков и нуклеиновых
кислот. Практическая работа 12.1.
Важнейшие процессы обмена веществ – фотосинтез и дыхание.

24

1

25

1

Взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания. Практическая
работа 13.1.
Изучение фотосинтеза и дыхания. Практическая работа 13.2.

26

1

Изучение фотосинтеза и дыхания. Практическая работа 13.2.

27

1

Изучение фотосинтеза и дыхания. Практическая работа 13.2.

28

1

Изучение фотосинтеза и дыхания. Практическая работа 13.2.

29

1

Изучение фотосинтеза и дыхания. Практическая работа 13.2.

30

1

Цепь питания.

31

1

Цепь питания. Практическая работа 14.1.

32

1

Экологическая пирамида.

33

1

Экологическая пирамида. Практическая работа 15.1.

34

1

Почему вредные вещества накапливаются в цепях питания?
Практическая работа 16.1.

Оборудование и кадровое обеспечение программы:

•
•
•

Оборудование:
компьютер
медиапроектор
интерактивная доска

Материалы, инструменты, приспособления:
Методическое руководство для педагогов и родителей «Жизнь на
Земле. Основные понятия.
Набор для проведения практических работ «Жизнь на Земле» из серии
«Научные развлечения».

Список использованной литературы:
1.
Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по
физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ,
2001.
2.
Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и
девочек. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
3.
Дубова М.В.
Организация проектной деятельности
младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных
классов. - М. БАЛЛАС,2008
4.
Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. М.:Белый город, 2009
Мойе Стивен У.; Занимательная химия.
Замечательные опыты с простыми
5.
вещами. - АСТ, 2007
6.
Овчарва Е.Н. Методическое руководство для педагогов и
родителей «Жизнь на Земле. Основные понятия, 2022г
7.
Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.:
Детская литература, 2002.
8.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения
младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом
«Фёдоров», 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».