Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 3классе «В мире книг» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «В мире книг» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности. В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; - Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр. — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели внеурочной деятельности: — создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; — расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; — формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Содержание программы 3 класс (17 ч) История книги. Библиотеки (2ч) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе (3 ч) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Животные — герои детской литературы (3 ч) Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Направленность программы: общеинтеллектуальное Формы и режим занятий. Программа рассчитана на детей 9-10 лет (3 класс). На изучение курса отводится 1 час в неделю, 17 часов в полугодие. Во 2-м полугодии смена группы детей. Виды деятельности: творческая работа; проект; викторина; познавательная деятельность; игровая деятельность; проблемно – ценностное общение. Формы организации деятельности: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. 3. Тематическое планирование № п/п Тема занятия Количество часов 1. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. 1 -расширение кругозора младших школьников, - привитие любви к знаниям, - привитие любви к народным традициям, -формирование культуры поведения школьника 2. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. 1 - привитие любви к народным традициям, -развитие устной речи, -формирование познавательной активности 3. Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». 1 -развитие познавательной активности, логического мышления привитие любви к народным традициям, -расширение знаний о старинных ремеслах, -формирование познавательного интереса, -приобщение к самостоятельному поиску нужной информации 4. Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». 1 -привитие любви к народным традициям, -расширение знаний о старинных ремеслах, -формирование познавательного интереса, -приобщение к самостоятельному поиску нужной информации 1 - умение составлять кроссворды, - развитие логического мышления, -способствование обогащению словаря Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. 1 -развитие у учащихся интеллектуальных способностей, - знакомство учащихся со словарями, учить с ними работать, -умение находить необходимую информацию в сети интернет, -привитие любви к родному языку 5. 6. Содержание Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). 1 -формирование потребности регулярного чтения книг, - расширение кругозора детей, -умение находить необходимую информацию в книгах 1 9. Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. 1 -формирование экологических знаний и экологической культуры, -умение отображать в рисунке полученные знания, -умение высказывать собственные эмоциональные переживания, -развитие умения защищать свой рисунок, проект -развитие познавательной активности детей, - умение слушать стихи , рисовать по представлению образы. 10. Книга «Родные оформление). (аппарат, 1 -развитие интереса к поэзии, -формирование потребности регулярного чтения книг, -расширение кругозора детей 11. Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. 1 -способствование обогащению словарного запаса детей, - привитие любви к русскому языку, -умение работать с источниками информации 12. Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». 1 -воспитание уважения и любви к родному языку, -развитие речи, воображения, -формирование познавательной активности 13. Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). 1 - развитие логического мышления, -способствование обогащению словаря 14. Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». 1 -привитие интереса к литературным жанрам, -развитие интеллектуальных способностей, привитие любви к русскому языку, -умение работать с источниками информации 15. Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, 1 -привитие любви к родному языку, -расширение кругозора учащихся, 7. 8. поэты» 16. 17. аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Художники-оформители книг о животных. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). -обогащение их словарного запаса 1 -развитие у детей любви к природе, -привитие чувства ответственности за сохранность животного мира, -расширение знаний о животных, -формирование познавательной активности 1 -способствование развитию внимания, памяти, логического мышления