РП_АООП_Предметно-практические действия_8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Предметно-практические действия»
для обучающихся 1 – 4 классов

1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются
в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся основными задачами являются:
Обучающие:
- учить принимать позу, адекватную выполняемому действию;
- учить фиксировать взгляд на предмете; следить взглядом за передвижением предмета;
- учить обследовать предмет (зрительно, на слух, тактильно, осязательно);
- учить действовать с предметами: захватывать предмет рукой, пальцами; удерживать его, перемещать;
- учить действовать с материалами (вода, песок, природный материал, бумага, тесто): удерживать руки в воде, в крупе; плескаться ; пересыпать;
комкать бумагу; разминать в руках тесто);
- формировать навыки действий с предметами (вынимание, складывание).
Развивающие:
- развивать умение действовать совместно с учителем;
- развивать способность принимать помощь взрослого;
-развивать познавательные функции рук (захват, удерживание, приближение);

- развивать моторику рук;
- развивать зрительно-слуховое восприятие;
- развивать способность к сосредоточению, внимательность;
- развивать зрительно-двигательное восприятие;
- развивать соотносящие движения рук и глаз.
Воспитательные:
- воспитывать активность, обеспечивать успешность детей в деятельности;
- воспитывать желание действовать совместно с учителем;
-воспитывать уверенность в действиях, подкреплять позитивный опыт детей в предметно-практической деятельности;
- воспитывать интерес, эмоции удивления, радости;
- воспитывать умение адекватно вести себя в процессе деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта

предметно-практические действия обозначен как самостоятельный предмет, что

подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ, на изучение предмета «Предмет и практические действия» отведено 34 часа, 1
час в неделю, 34 учебные недели.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
 формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
 овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности;
 подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
 самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
 положительное отношение к окружающей действительности.
Предметные результаты

1 класс
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
- уметь собирать вкладные кубы (3 куба, разных по величине);
- уметь складывать трехместную матрешку;
- уметь нанизывать кольца маленькой пирамиды на стержень;
Действия с предметами. Элементарное конструирование
- уметь складывать из счетных палочек простейшие фигуры;
- уметь обыгрывать выполняемые действия под руководством учителя;
- уметь складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного
изображения;
- уметь строить из детских наборов строительного материала;
- уметь выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по
имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
Действия с предметами. Работа с мозаикой
- уметь правильно обращаться с мозаикой;
- уметь заполнять панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной
мозаики;
- уметь выкладывать прямой ряд из мозаики одного цвета;
- уметь выкладывать из двух рядов параллельно из мозаики двух цветов;
- уметь выкладывать «чередующегося ряда» через один элемент;
- уметь выкладывать по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Лепка
- уметь разминать глину;
- уметь раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
- уметь раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);

- уметь вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- уметь делить глину на части;
- уметь сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
- уметь соединять концы палочки в кольцо, с примазыванием места соединения (баранки, гриб со шляпкой, снеговик).
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой
- уметь выполнять упражнения с бумагой и фольгой:
- уметь сминать;
- уметь разглаживать ладонью;
- уметь разрывать;
- уметь отрывать небольшие кусочки;
- уметь сгибать по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
- уметь разгибать и разглаживать лист по месту сгиба;
- уметь наблюдать за использованием бумаги и фольги.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью. Действия с тканью:
- уметь выполнять захват;
- уметь удерживать, сминать, разглаживать, вытягивать.
- уметь наблюдать за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом;
- уметь разрывать тонкие, непрочные нитки;
- уметь наматывать нитки на картонку, катушку из дерева, из пластмассы;
- уметь сматывать нитки в клубок
2 класс
Предметно-манипулятивные действия:
Умение выполнения по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:
- собирание листов бумаги, монет;
- открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов;

- подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками;
- пользование клавишными и кнопочными выключателями;
- заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком;
- набирание ложкой сахара (крупы);
- опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия;
- нанизывание колец на штырь;
- нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур;
- нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание;
- складывание трех составной матрешки.
Умение использования в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
- умение выбирать предметы различной длины для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте (достать мяч из-под шкафа, дивана);
- умение использования ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери.
- Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3).
Умение поиска предметов в окружающем пространстве.
- умение нахождения собственных вещей, учебных принадлежностей, предметов личного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение
предметов, соответствующих показанной картинке.
- умение выполнения подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». Воспроизведение действий, движений,
изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук.
- Умение выполнения подражательных действий со сменой вида движений: «стучим —прячем».
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
- Умение узнавания, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.
- Умение группировки по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров).
– Умение раскладывания их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера).
- Умение раскладывания однородных предметов разных форм на две группы.
- Умение сравнения предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).

- Умение чередования предметов через один элемент.
- Умение размещения плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3—5 фигур).
- Умение узнавания и различения предметов по размеру (длинный — короткий).
- Умение различения на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками.
- Умение собирания вкладных кубов (5-7 кубов, разных по величине).
- Умение складывания трех- и пятиместных матрешек, осмысленное соотнесение их частей (верх -низ).
- Умение подобрать и сложить каждую матрешку отдельно, расположить их в ряд по величине, разобрать и собрать все вместе, вложив одну в
другую.
- Умение собирания по величине пирамиды из 5-8 колец, не теряя принципа подбора, соотнося кольца, незначительно различающиеся по величине,
путем наложения.
- Умение собирания пирамид с более сложным принципом построения: пирамида с кольцами, имеющими разный диаметр верхней и нижней
поверхности кольца (требуется определенное положение кольца при его нанизывании на стержень); пирамида с расположением колец сначала по
возрастающей величине, затем по убывающей.
Действия с предметами. Элементарное конструирование
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе.
- Умение работать со строительным материалом.
- Умение складывания из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст,
елочка, кормушка, лестница. –
Умение накладывания счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели.
- Умение складывания по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по
горизонтали и вертикали, с помощью учителя.
Действия с предметами. Работа с мозаикой.
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе.
- Умение выкладывания по подражанию и по образцу:

- прямого длинного ряда из одноцветной мозаики;
- двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов;
- чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный — синий);
- Умение выкладывания узоров с соблюдением цвета.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).
- Умение формования пластических материалов различными формами.
- Умение отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков.
- Умение лепить мелкие шарообразные предметы из теста и пластилина.
- Умение сплющивания шара между ладонями.
- Умение лепки по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов.
- Умение вдавливания небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем.
- Умение раскатывания шара в ладонях в овал и конус.
- Умение сплющивания и вытягивания шара для получения грушевидной формы.
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой.
Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с бумагой и фольгой.
- Упражнения с бумагой и фольгой:
- умение сгибания листа пополам;
- умение складывания листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии;
- умение разглаживания листа от центра к краю;
- умение разрывания бумаги, фольги по сгибу.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью
Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с нитками и тканью. Действия с тканью:
- умение складывания в коробку, мешок;
- умение заворачивания в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы;
-умение укрывания (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища.

- умение разрывания ниток (нитей) разной длины и толщины.
- умение наматывания ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок.
- умение скручивания нескольких толстых ниток в одну.
3 класс
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I и II классах.
- Умение выполнять по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующие действия:
- умение сортировать мелкие предметы (гороха, крупы, бобов);
- умение нанизывать кольца пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец;
- умение нанизывать мелкие бусы на шнур, леску;
- умение пристегивать бельевые прищепки;
- умение снятия предметов со стены;
- умение заводить механические игрушки, часы;
- умение опускать объемные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки, зрительно соотнося их;
- умение разбирать и складывать трех-, четырех-, пятисоставную матрешку;
- умение сложить каждую матрешку отдельно;
- умение расположения матрешек в ряд по величине;
- умение открывать и закрывать различные краны до упора;
- умение наполнения сосудов водой;
- умение переноса сосудов, наполненных водой, с одного места на другое.
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия:
- умение выбора предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда.
- умение сортировки предметов по их назначению.
- умение нахождения в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).
- умение узнавания на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4.
- умение определения на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.

Действия с предметами разного цвета:
- умение определения и называния цвета предмета;
- умение соотнесения предметов по цвету;
- умение составления простых сочетаний из 2—3 цветов;
- умение группирования однородных предметов по цвету;
- умение чередования предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд;
- умение нахождения предметов по указанному цвету;
- умение классификации предметов по цвету.
Действия с предметами разной формы:
- умение формирования представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат);
- умение различения геометрических фигур;
- умение группировки геометрических фигур по форме;
- умение составления упорядоченного ряда геометрических фигур;
- умение подбора предметов к модели геометрической фигуры;
- умение составление узоров различной формы;
- умение выкладывания узоров из геометрических фигур по образцу;
- умение классификации предметов по цвету и форме.
Действия с предметами разной величины:
- умение узнавания и различения предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий);
- умение нахождения на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару;
- умение составления сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный — короче — самый короткий).
Действия с предметами. Элементарное конструирование.
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I и II классах.
- Умение выполнения построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу:
- постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету;

- умение выполнения знакомых построек по словесной инструкции;
- умение составления из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции;
- умение складывания разрезных картинок из 5—7 частей разных форм;
- умение заполнения вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями;
- умение складывания картинки из 4—6 кубиков с картинками;
- умение складывания простых изображений из разобщенных частей по образцу.
Действия с предметами. Работа с мозаикой.
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I и II классах.
- Умение выкладывания по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный — два синих —
красный и т. д.);
- умение выкладывания чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный — зеленый — белый и т. д.).
- умение выкладывания по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник,
прямоугольник, квадрат;
- умение выкладывания простых узоров и сюжетов по показу и по образцу.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).
Практическое закрепление приобретенных в I и II классах умений и навыков работы с пластическими материалами.
- Умение лепить по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукланеваляшка и др.;
- освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание;
- умение резания шара ниткой на две половинки;
- умение лепки посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин);
- умение лепки предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик,
утенок, зайчик.
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой.
Закрепление приобретенных в I и II классах навыков работы с бумагой и фольгой.

- Умение узнавания, различения, называние инструментов для работы с бумагой
(фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка, шаблоны;
- умение изготовления изделий из бумаги.
- Умение изготовления из фольги различных предметов.
- Умение наклеивания простых готовых форм на контур.
- Умение выполнения аппликации с наклеиванием: «Елочки», «Желуди», «Тучки», «Подсолнухи».
- Умение складывания и наклеивания фигур, предметных изображений, состоящих из одной (двух) готовых частей.
- Умение выполнения изделий из бумаги с применением клеевого карандаша.
Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы резания:
- держание заготовки одной рукой;
- умение правильного захвата ножниц пальцами второй руки;
- умение широкого разведения лезвий ножниц и неполное их сведение;
- умение резания с помощью педагога бумаги (фольги) по прямой линии;
- умение вырезания полос по предварительной разметке педагога;
- умение резания полос бумаги (фольги) на квадраты и прямоугольники;
- умение резания квадрата на треугольники по разметке педагога;
- умение изготовления геометрического материала.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью.
Закрепление навыков работы с нитками и тканью, приобретенных в I и II классах.
- умение распределения ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине;
- умение составления коллекции ниток и наклеивание их на картон;
- умение наматывания ниток на катушку («Кто быстрее?»);
- умение сматывания ниток в клубок («Волшебный клубок»);
- умение плетения шнура из двух толстых ниток разного цвета;
- умение изготовления закладки для книг;

- умение завязывания узелков на концах ниток;
- умение связывания ниток;
- умение завязывания толстых ниток бантиком;
- умение разрезания ниток и ткани ножницами.
4 класс
Предметно-манипулятивные действия
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I— III классах.
Умение выполнения по образцу и самостоятельно следующих действий:
- открывание и закрывание коробок (футляров) с механической защелкой;
- определение того, что в них можно поместить;
- использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу или ящике стола;
-открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний.
-Умение определения причины явления, когда она хорошо видна: почему не задвигается
ящик стола (найти предмет, который мешает);
- устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.).
- Умение определения на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый, горячий).
- Умение складывания пирамидки из 6—8 колец по возрастающей и убывающей величине.
- Умение сборки и разборки трех-, четырех-, пятисоставных матрешек.
- Умение вкладывания одной матрешки в другую с учетом величины.
Действия с предметами разного цвета:
- умение подбора предметов по слову, обозначающему цвет;
- умение обобщения предметов по признаку «цвет»;
- умение соотнесения разнородных предметов по цвету;
- умение составления простых сочетаний из 5—6 цветов;

- умение подбора разнородных предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету.
Действия с предметами разной формы:
- умение различения и называния геометрических фигур;
- умение сравнения предметов по форме;
- умение обводки фигур по контуру;
- умение штриховки геометрических фигур;
- умение подбора предметов к эталону — форме;
- умение расположения моделей геометрических фигур, чередуя их цвет;
- умение исключения лишнего предмета по форме.
Действия с предметами разной величины:
- умение опускания больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия;
- умение соотнесения разнородных предметов по размеру;
- умение различение, группировка, сериация предметов по размерам (большой — маленький, высокий — низкий, длинный —короткий);
- умение составления сериационных рядов по высоте и длине;
- умение исключения лишнего по величине.
- умение классификации предметов по цвету, форме, величине.
Действия с предметами. Элементарное конструирование.
Повторение и закрепление умений и навыков работы со строительным материалом, приобретенных в I—III классах.
- умение постройки различных зданий из 6—10 элементов;
- умение постройки из строительного материала улицы после предварительного наблюдения за действиями учителя и описания особенностей улицы
(дома, забор, машины). Обыгрывание различных ситуаций под руководством учителя;
- умение составления из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр;
- умение складывания разрезных предметных и сюжетных картинок;
- умение составления из сборно-разборных деталей различных предметов;
- умение составления предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка,

бабочка, гриб;
- умение составления предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок;
- умение составления узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге).
Действия с предметами. Работа с мозаикой.
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I—III классах.
- умение выкладывания чередующихся рядов из деталей трех-четырех цветов через два - три элемента;
- умение выкладывания по образцу и самостоятельно:
- геометрических фигур разных размеров и цветов;
- несложных узоров;
- простых сюжетов;
- букв, цифр.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).
Практическое повторение и закрепление приобретенных в I—III классах умений и навыков работы с пластическими материалами.
- Умение организации рабочего места. Способы подготовки пластических материалов к работе;
- умение лепки по заданию учителя и по собственному выбору знакомых предметов: посуда, игрушки. Лепка предметов шарообразной, конической,
грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты, ягоды. Составление композиций: «Фрукты на подносе»,
«Овощи в корзине»;
- умение сравнения предметов по форме, цвету, величине с помощью учителя.
– умение определения сходства и различия. Анализ образца, выделение конструктивных частей изделия с помощью учителя. Нахождение и показ
элементов изделия, выделение признаков, которые называет педагог. Называние поделок. Ответы на вопросы учителя о выполненных действиях;
- умение закрепления приемов размазывания и надавливания: изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими
деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку);
- умение освоения приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки,
крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу, создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад
с орехами, огород, гусеница, цветок и т. д.). Обыгрывание ситуаций с предметами под руководством учителя.

Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой.
Повторение и закрепление умений и навыков работы с бумагой (фольгой), приобретенных в I—III классах.
- Умение складывания бумаги;
- умение изготовления с помощью педагога и самостоятельно летающих игрушек;
- умение разметки по трафаретам и шаблонам: расположение изделия на столе;
- умение размещения на изделии трафарета (шаблона);
- умение обведения по внутреннему контуру (трафарет);
- умение обведения по внешнему контуру (шаблон);
- умение раскрашивания и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами;
- умение резания по пунктирной линии;
- умение разметки бумаги сгибанием;
- умение резания бумаги по сгибу;
- умение резания ножницами по дуге, кривым линиям;
- умение вырезания из листа бумаги, сложенного пополам, изображений овощей, фруктов по разметке;
- умение вырезания ножницами геометрических фигур по шаблонам;
- умение обыгрывания выполняемых действий;
- умение изготовления стаканчиков, пакетиков, закладок, открыток из бумаги;
- умение изготовления бус, гирлянд из кубов, шариков, лепешек, колбасок, сделанных из фольги разного цвета;
- умение наклеивания с использованием клея и кисточки;
- умение пользоваться клеем и кисточкой. Соблюдение последовательности и аккуратности в работе;
- умение наклеивания простейших форм на контур;
- умение выполнения предметных и сюжетных аппликаций;
- умение называния объектов аппликации и необходимых материалов;
- умение рационального размещения деталей аппликации;
- умение намазывания и наклеивания деталей аппликации;

Действия с материалами. Работа с нитками и тканью.
Повторение и закрепление умений и навыков работы с нитками и тканью, приобретенных в I—III классах.
- Умение разрезания ткани ножницами в произвольном порядке и по разметке;
- умение завязывания и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани;
- умение витья шнура из толстых ниток различного цвета;
- умение завязывания узелка на шнурке, завязывание шнурка бантиком;
- умение вдевания шнура через отверстия;
- умение прокалывания иглой бумаги, картона, ткани по контуру;
- умение отматывания и отрезания нитки нужной длины;
- умение вдевания нитки в иголку с широким ушком;
- умение завязывания узелка на конце нити;
- умение нанизывания на нить пуговиц, бусинок, бисера;
- умение шитья по проколам способом «игла вверх — игла вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани
3. Содержание коррекционных занятий
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя р уками
(одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя
руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку о т себя). Размазывание
материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной
рукой).Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка,
шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук
(бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к
себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и
гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из
разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в
емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.).
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный
материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с
материалами строится от простого к сложному.
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубов (3 куба, разных по величине). Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее частей (не
переворачивая вниз головой и т.д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по убывающей величине (пирамида из трех колец).
Действия с предметами. Элементарное конструирование
Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура;
грибок, качели; стульчик. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Складывание разрезных картинок из двух ч астей,
разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряженно с учителем):

- башня из четырех кубов одинакового размера;
- дорожка из брусков одинакового размера;
- башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);
- башня из пяти кубов разного размера (по убывающей величине);
- ворота;
- гараж;
- дом;
- стол, стул;
- забор;
- мост.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по
имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). По окончании работы постройки
обыгрываются.
Действия с предметами. Работа с мозаикой
Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели,
придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы
разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный - синий - красный - синий и т.д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один
белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенных треугольником и рядом внизу один красный элемент);
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.

Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Лепка
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным
движениям рук, пальцев в процессе работы. При лепке учителем на глазах у детей узнавать предметы в лепке. Дети должны получить следующие
навыки в работе с глиной (или пластилином):
- разминать глину;
- раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
- раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
- вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- делить глину на части;
- сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
- соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);
- лепить буквы: А, О, У.
Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной
формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты.
Делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин).
Уметь при лепке использовать правильные представления о величине и форме.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших
и маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец; пирамидки из колец; геометрических фигур.
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой. Практическое знакомство с бумагой и фольгой.
Упражнения с бумагой и фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям
произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги.
Наблюдение за использованием бумаги и фольги.
Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора.

Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой
небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.
Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа;
совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба.
Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий. Складывание
бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.
Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).
Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «книжечек».
Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад», «Овощи рассыпались» и др.
Составление предметных изображений, состоящих из одной части. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений,
накладывание их на контурное изображение, включение в несложные композиции.
Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный колобок», «Пушистая елочка», «Мой кораблик», «Воздушный шарик» и
др.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью.
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с
помощью учителя.
Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом.
Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.
Разрывание тонких, непрочных ниток.
Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
1

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие координации движений кисти и пальцев

1

рук.

Содержание
Продолжать обучение выделять каждый палец на руке и
называть

его.Упражнения

на

сгибание

и

разгибание

отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорокабелобока»,

«Братья-ленивцы»,

«Гребешок»,

«Ниточка-

клубочек», «Пальчики кивают».
2

Приемы действий с бумагой.

1

Сминание бумаги, разглаживание ладонью, отрывание
небольших

кусочков,

сгибание,

разгибание.

Свойства

бумаги: сгибается, мнѐтся, разрывается, впитывает влагу,
теряя при этом прочность. Различение бумаги по толщине.
Инструмент для работы с бумагой: гладилка. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Складывание бумаги по средней линии, разглаживание
гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу.
Захват инструмента. Упражнения в сгибании и разрывании
бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
3

Лепка

мелких

шарообразных

предметов

из

1

пластилина: вишни, бусы, конфеты.
4

Лепка

мелких

шарообразных

Лепка

мелких

шарообразных

пластилина: вишни, бусы, конфеты.

раскатывание,

разрывание

кусков,

сплющивание между ладонями. (Лепка шариков, колбасок)
предметов

из

1

предметов

из

1

пластилина: вишни, бусы, конфеты.
5

Разминание,

6

Играем с матрѐшкой

1

Складывание трехсоставной матрешки.
Воспроизведение

по

подражанию

действий

с

предметами.
7

Вот и осень к нам пришла

1

Составление композиции из листьев на подложке из
картона.

8

Работа с нитками и тканью.

1

9

Работа с нитками и тканью.

1

Наматывание

ниток

сматывание в клубок.
пространственная

на

картонку,

катушку,

Синхронность работы руками,

ориентировка

при

движении,

последовательность и плотность витья и завязывания
узелков.
10

Работа с материалом из ткани. Складывание платка.

1

Умение фиксировать взгляд на объекте; умение
воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его
со всех сторон; сжимание, разглаживание, складывание
платка по диагонали пополам.

11

Работаем с фольгой

1

12

Работаем с фольгой

1

Изготовление из

фольги объемных и

плоских

предметов: шарики разного цвета и размера, кубики,
столбики,

колбаска.Складывание

фигур

из

кубиков

одинаковых и разных по размеру, цвету.
13

Игры «Повар», «Аквариум».

1

14

Игры «Повар», «Аквариум».

1

15

Игры «Повар», «Аквариум».

1

16

Игры с крупами

1

17

Игры с крупами

1

Выполнять действия с водой: переливание воды из
одной ѐмкости в другую при использовании чашки, ложки.

Выполнять

элементарные

действия

с

крупами,

фасолью (манной крупой), Уметь пересыпать из одного

стаканчика в другой, переносить ложкой и/или ладошкой.
18

Заверни – разверни.

1

Учить заворачивать предметы в бумагу, фольгу,

19

Заверни – разверни.

1

ткань. Разворачивать предметы не разрывая обѐртку:

20

Заверни – разверни.

1

конфеты, шоколад, предметы, завѐрнутые в бумагу, фольгу,
ткань;

21

Наряди куклу

1

22

Наряди куклу

1

обучение, на реальных объектах, понятий надеть-снять,
застегнуть-расстегнуть,

расшнуровать-

зашнуровать

с

использованием кукол большого размера и кукольной
одежды.

23

Разрезные картинки.

1

24

Разрезные картинки.

1

Складывание

по

подражанию

и

по

образцу

разрезных картинок из 3 частей, разрезанных по диагонали;
из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали.

25

Собираем башню

1

Выполнять

постройки

в

соответствии

с

поэтапной

26

Собираем башню

1

графической моделью, определять состав конструктивных

27

Собираем башню

1

деталей, особенности их формы, размера, расположения.
Формировать обобщѐнные представления о домах. Учить
детей

сооружать

постройки

с

перекрытиями

с

использованием поэтапной графической модели в заданной
последовательности,

делать

постройку

прочной.

Формировать умение выделять в реальных предметах их
функциональные части (стены, пол, крышу, окно, дверь),
определять

их

пространственное

расположение

относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.д.)
Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали в

соответствии с предметным и графическим образцом.
28

Работа со счетными палочками

1

Складывание из счетных палочек (спичек и других
материалов) различных фигур по показу, с наложением на
образец и словесной инструкции: дерево, елочка, кормушка.

29

Работа с кубиками

1

Собирать из кубиков сказки. Складывание картинок из 4-6

30

Работа с кубиками

1

кубиков, с опорой на целостный образ.Учить рассматривать

31

Работа с кубиками

1

картинку, подбирать кубики с нужными изображениями с
примеркой, с наложением на образец.

32

Работа с мозаикой

1

Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из
плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с
отверстиями. Учить отбирать детали заданного цвета и
количества. Учить ориентироваться на панели мозаики.
Выкладывание по показу, по рисунку образцу предмета с
соблюдением

цвета

и

пространственных

отношений

элементов мозаики.
33

Закрепление изученного за год

1

34

Резерв

1

2 класс
№
1

Наименование темы
Работаем с краном на кухне

Всего часов
1

Содержание
Открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов.
Подбор крышек к разным по размеру коробкам. Открывание
и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками,
пробками

2

Сортировка.

1

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким и
узким горлышком. Опускание больших (маленьких) шаров
в соответствующие отверстия.

3

Работа с предметами

1

Нанизывание колец на штырь. Нанизывание крупных бус на
проволоку, шпагат, тонкий шнур. Нанизывание колец
пирамидки с учетом цвета

4

Работа с предметами

1

Удерживание

предмета

одной

(двумя)

руками,

подбрасывание его, толкание. Нажимание на предмет.
Пользование выключателем. Выбор предметов различной
длины

для

доставания

объекта,

находящегося

в

труднодоступном месте
5

Работа с крупами

1

Пересыпание. Набирание ложкой сахара (крупы).

6

Поиск предметов в окружающем пространстве.

1

Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение
парных

предметов.

Нахождение

предметов,

соответствующих показанной картинке.
7

Группировка по цвету (размеру) предметов двух
контрастных цветов (размеров)

1

Группировка

по

цвету

(размеру)

предметов

двух

контрастных цветов (размеров). Сравнение предметов.
Нахождение такого же предмета в 1 группе других
предметов по качественному признаку — цвет (форма,
размер).

8

Чередование предметов через один элемент

1

Чередование предметов через один элемент: по цвету
(красный — синий — красный — синий); по форме (шар —
куб — шар — куб); по размеру (большой — маленький —
большой

—

маленький,

Выкладывание их в ряд.

длинный

—

короткий).

9

Размещение плоскостных вкладок

1

Размещение плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3 —
5 фигур).

10

Собирание вкладных кубов

1

Собирание вкладных кубов (5 -7 кубов, разных по величине).
Складывание трех - и пятиместных матрешек Собирание по
величине пирамиды из 5 -8 колец

11

Работа со строительным материалом (объемными
фигурами)

1

Работа

со

строительным

материалом

(объемными

фигурами), постройка башни из 2—4 кубов одного размера,
разного размер

12

Куб и параллелепипед

1

Постройка стола стула, кровати (куб и параллелепипед),
скамейки (кубы и параллелепипед

13

Выполнение построек из одноцветных деталей

1

Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из
разноцветных.

14

Работа со счетными палочками

1

Складывание из счетных палочек по показу, образцу и
словесной инструкции простых предметов.

15

Работа со счетными палочками

1

Складывание из счетных палочек: дерево, куст, елочка,
кормушка, лестница: флажок, травка, колодец, качели и др

16

Работа со счетными палочками

1

Накладывание

счетных

палочек

на

их

контурное

изображение с учетом цвета.
17

Выкладывание прямого длинного ряда из
одноцветной мозаики.

1

Выкладывание прямого длинного ряда из одноцветной
мозаики.

Выкладывание

двух

параллельных

длинных

прямых рядов из мозаики двух цветов
18

Выкладывание чередующегося ряда

1

Выкладывание чередующегося ряда через один элемент
(красный — синий — красный — синий).

19

Выкладывание узоров

1

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Елочки и

грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный); «Башня и
флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент).
20

Выкладывание узоров

1

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Ромашка»;
«Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов
белого цвета).

21

Выкладывание узоров

1

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Гуси с
гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых).

22

Выкладывание узоров

1

Выкладывание узоров с соблюдением цвета.

23

Лепка мелких шарообразных предметов из теста и
пластилина

1

Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание
мелких шариков. Лепка мелких

шарообразных предметов

из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты
24

Аппликация «Избушка Бабы Яги».

1

Сплющивание шара между ладонями. Лепка предметов
плоской

формы:

лепешки,

блины,

шляпки

грибов.

Аппликация «Избушка Бабы Яги». Вдавливание небольших
углублений на поверхности шара большим (указательным)
пальцем.
25

Аппликация «Запасы белочки».

1

Размазывание и надавливание на пластилиновый шарик.
Аппликация «Запасы белочки».

26

Работа с пластилином. Солнышко, туча

1

Размазывание

пластилина

по

поверхности,

контуру

(солнышко, туча)
27

Упражнения с бумагой и фольгой

1

Упражнения с бумагой и фольгой: сминание, разрывание,
сгибание;

складывание

разглаживание.

Изготовление

закладки из цветной бумаги путем сгибания
28

Раскладывание готовых геометрических фигур из
цветной бумаги (фольги)

1

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной
бумаги (фольги) на полосе картона в определенной

последовательности слева направо или чередуя по цвет
29

Панно «Рыбкины детки»

1

Изготовление из фольги объемных и плоских предметов:
шарики разного цвета и размера. Панно «Рыбкины детки»

30

Панно «Рыбкины детки»

1

Изготовление из фольги объемных и плоских предметов:
шарики разного цвета и размера. Панно «Рыбкины детки»

31

Работа с нитками.

1

Скручивание

нескольких

толстых

ниток

(веревок,

трикотажных полос) в одну.
32

Работа с нитками. Нарядный пояс

1

33

Закрепление изученного за год

1

34

Резерв

1

Изготовление изделий из толстых ниток (веревок):поясок.

3 класс
№

Наименование темы

Всего часов

Содержание

1

Аппликация «Запасы на зиму»

1

Сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов).

2

Собираем украшение

1

Нанизывание мелких бус на шнур, леску

3

Игры с прищепками

1

Пристегивание бельевых прищепок.

4

Собираем подарки

1

Опускание объемных фигур в соответствующие по форме
прорези коробки.

5

Учимся работать с краном на кухне

1

Открывание и закрывание различных кранов до упора;
наполнение сосудов водой.

6

Игра «За обедом»

1

Выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания
объекта из сосуда.

7

Игры

на

нахождение

предмета

с

заданными

1

Сортировка предметов по их назначению. Нахождение

признакам

предмета с заданным признаком (определенного цвета,
формы, величины).

8

Определение цвета

1

Определение и называние цвета предмета; соотнесение
предметов по цвету. Составление простых сочетаний из 2—3
цветов. Группировка однородных предметов по цвету.

9

Группировка геометрических фигур

1

Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
различение

геометрических

фигур.

Группировка

геометрических фигур по форме. Подбор предметов к
модели геометрической фигуры.
10

Нахождение на ощупь по образцу предмета.

1

Узнавание и различение предметов по высоте (высокий —
низкий), по ширине (широкий — узкий); нахождение на
ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую
пару

11

Составление сериационного ряда

1

Составление сериационного ряда из трех предметов по
размеру (самый большой — немного меньше — самый
маленький). Составление сериационного ряда из трех
предметов по длине (самый длинный — короче — самый
короткий).

12

Игры с кубиками

1

Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских
форм по показу и по образцу. Постройка башни из 3—5
кубов одинаковых и разных по размеру, цвету.

13

Игры с кубиками

1

Постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и

призмы, с воротами, гаражом.
14

Игры с конструктором

1

Постройка дорожек, заборов из различного по форме
материала; постройка поезда.

15

Составление из счетных палочек предметов, узоров,

1

фигур по образцу

Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур
по
образцу, вербальной инструкции: дом, машина, молоток,
ворота и др.

16

Составляем картинки

1

Складывание разрезных картинок из 5— 7 частей разных
форм.

17

Складывание простых изображений из разобщенных

1

частей по образцу

Складывание простых изображений из разобщенных частей
по образцу: кот (голова, хвост, туловище), медведь,
ежик, заяц.

18

Выкладывание

по

подражанию

и

образцу

1

чередующихся рядов

Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся
рядов из деталей

двух цветов через два элемента (красный

— два синих — красный и т. д.).

19

Выкладывание чередующихся рядов из деталей

1

Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов
(красный — зеленый — белый и т. д.).

20

Выкладывание

по

геометрических фигур

показу

и

по

образцу

1

Выкладывание по показу и по образцу геометрических
фигур различных размеров и цветов по опорным точкам:
треугольник, прямоугольник, квадрат.

21

Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка

1

по подражанию и по образцу предметов

Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по
подражанию и по образцу предметов овальной и конической
формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.

22

Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка

1

по подражанию и по образцу предметов

Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по
подражанию и по образцу предметов овальной и конической
формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.

23

Пластилиновые картины.

1

Соединение

деталей

примазыванием;

прищипыванием;

вдавливанием; простейшее
оттягивание (клюв).
24

Лепим буквы

1

Лепка знакомых букв (цифр).

25

Изготовление объемной фигуры из квадратов.

1

Сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии, угла.
Изготовление объемной фигуры из квадратов.

26

Работа с фольгой

1

Разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и
пальцами

27

Работа с фольгой

1

Изготовление из фольги различных

1

предметов:

мисочка (тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух
частей), скамейка, корона и т. д.
28

Игра «Одежда по погоде».

1

Использование ткани в качестве 1 элемента одежды: шарф,
косынка, лента.

29

Работаем с нитками

1

Распределение ниток, лоскутов ткани по 1

цвету,

толщине.
30

Учимся застегивать застежки

1

Использование различных видов застежек на ткани.

длине,

31

Нарядный поясок.

1

Скручивание

нескольких

толстых

ниток

(веревок,

трикотажных полос) в одну. Изготовление изделий из
толстых ниток (веревок)

32

Изделие «Полосатый кот»

1

33

Повторение изученного за год

1

34

Резерв

1

Наматывание ниток на картонку, катушку.

4 класс
№ п/п

Тема

1

Открывание и закрывание коробок

Количество часов
1

Содержание
Открывание

и

закрывание

коробок

(футляров)

с

механической
защелкой. Открывание и закрывание задвижек и щеколд.
2

Вращение предмета

1

Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках,
бутылках, детали конструктора с болтами, гайками и др.)

3

Работа с пуговицами, кнопками, молниями

1

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний.
Обобщение предметов по признаку «цвет».

4

Геометрические фигуры. Сравнение предметов по

1

форме.
5

Величина

Геометрические фигуры. Сравнение предметов по форме.
Подбор предметов к эталону — форме

1

Величина.

Соотнесение

разнородных

предметов

по

размеру.
Исключение лишнего по величине.
6

Объединение предметов по размерам

1

Различение, группировка, сериация предметов по размерам

(большой — маленький). (высокий — низкий). длинный —
короткий).
7

Постройка различных зданий

1

Постройка различных зданий из 6—10 элементов.

8

Постройка из строительного материала

1

Постройка из строительного материала улицы.

9

Работа с Лего-конструктором

1

Постройка простых фигур из Лего-конструктора (по
образцу).

10

Работа со счетными палочками

1

Составление из счетных палочек (спичек, полосок картона)
букв, цифр

11

Складывание разрезных предметных и сюжетных

1

Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок.

1

Составление предметов из частей, разных по форме и цвету:

картинок.
12

Составление предметов из частей, разных по форме
и цвету

13

Выкладывание чередующихся рядов

кувшин, рыбка, бабочка, гриб.
1

Выкладывание чередующихся рядов из деталей трехчетырех
цветов через два-три элемента.

14

Букет из трех цветов разного цвета на стеблях

1

Выкладывание несложных узоров и сюжетов по показу и по
образцу:букет из трех цветов разного цвета на стеблях

15

Выкладывание букв, цифр.

1

Выкладывание букв, цифр.

16

Лепка предметов

1

Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной
формы

17

Лепка знакомых букв

1

Лепка знакомых букв (цифр).

18

Пластилиновые картины.

1

Отщипывание,

размазывание,

прищипывание.

Пластилиновые картины.
19

Нанизывание пластилиновых шариков

1

Нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу

(палочку, спичку).
20

Сюжетная картина «Заготовки на зиму».

1

Вдавливание.

21

Изготовление летающих игрушек

1

Складывание бумаги. Изготовление летающих игрушек
(3—5
сгибов).

22

Разметка по трафаретам и шаблонам

1

Разметка

по

трафаретам

и

шаблонам.

Резание

по

пунктирной
линии.
23

Аппликации из бумаги (фольги): бант, грибок,

1

цветок.

Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу.
Резание
ножницами.

24

Аппликации из бумаги (фольги): бант, грибок,

1

цветок.

Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу.
Резание
ножницами.

25

Аппликации из бумаги (фольги): бант, грибок,

1

цветок.

Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу.
Резание
ножницами.

26

Изделие «Снежинка»

1

Скручивание бумаги.

27

Накрываем стол

1

Использование ткани в качестве предметов быта: салфетки,
скатерть, (накрывание стола). Обыгрывание выполняемых
действий под руководством учителя.

28

Работа с нитками

1

Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине,
толщине.

29

«Волшебный клубок»

1

Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок»)

Завязывание толстых ниток бантиком.

30

1

Завязывание толстых ниток бантиком. Разрезание ниток и
ткани
ножницами.

Шнуровка

31

1

Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и
предметных изображений с несложным контуром.

Шнуровка

32

1

Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и
предметных изображений с несложным контуром

33

Повторение изученного за год

1

34

Резерв

1
4. Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает:


дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами
занятий;



игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;



образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;



предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);



звучащие предметы для встряхивания;



игрушки;



вставления (стаканчики одинаковой величины);



различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);



пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);



мозаики;



волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);



деревянные конструкторы;



шнуровка: обувь, животные, природа;



счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;



обводка по точкам;



разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;



мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);



мягкая основа для мозаики:

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:



специально подобранные предметы;
презентации к урокам, развивающие видеозанятия;

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые
гимнастики, музыкальные – видео физминутки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».