РП_АООП_ Изобразительная деятельность_ 8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 1 – 4 классов

1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позво ляет
включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата
кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет.
Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Основные задачи:
- Обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов.
- Развитие интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей.
- Формирование умений пользоваться инструментами.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий
изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы,
участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на

занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная
деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
отведено: 1 класс 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 2 класс 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 4 класс 102 часа, 3 часа в
неделю, 34 учебные недели. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» коррекционно - развивающие занятия
варианта 2, примерной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа) 1
1 класс
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- знание основ изобразительной культуры;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа)
взаимодействуют со взрослым, преимущественно, в ситуации зрительного контакта «глаза в глаза». Большинство детей не понимают смысла слов:
нарисуй, отщипни, раскатай, приклей, проведи линию. Однако, выполнение заданий доступно детям в процессе совместных действий при
использовании звуковых, зрительных, пространственных стимулов (яркие игрушки, предметы) для привлечения внимания и активизации интереса к
свойствам предметов.
1

соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);



принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
2 класс
Личностные результаты:
-

проявление положительного отношения к заданиям, связанным с ориентировкой на внешнее свойство форм и предметов (мячик-кубик;

большой-маленький, холодный-теплый);
-

положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации продуктивных действий с простыми предметами.

Предметные результаты:

- проявление сенсомоторных реакций на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с отдельными
предметами: брать, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, опускать предметы в емкость, ощупывать предмет одной - двумя руками в
зависимости от размера и т.д.;
- проявлять дифференцированные реакции на действия с предметами разного свойства (большой-маленький, круглый-квадратный,
шероховатый (колючий) - гладкий, громкий-тихий и т.д.);
- овладение умением передавать изобразительными средствами простые свойства и качества знакомых предметов (слепить, нарисовать и
выполнить аппликацию).
- овладение доступным способом обследования (ощупывание, касание, обведение пальцем, поглаживание, перекладывание из руки в руку и
т.д.) предметов простой формы.
Базовые учебные действия.
- проявление интереса к изобразительным средствам путем предметно-орудийных действий с простыми предметами,
- выполнение элементарной инструкции доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используя приемы ощупывания,
рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки и т.п.
3 класс
Личностные результаты:
-

проявление положительного отношения к изобразительной деятельности и совместным действиям при выполнении заданий;

-

положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации продуктивных действий с простыми предметами.
Предметные результаты:

- умение изучать предмет доступным способом обследования (ощупывание, касание, обведение пальцем, поглаживание, перекладывание из руки в
руку и т.д.);
- умение удерживать, по возможности, использовать средства изобразительной деятельности (мел, фломастер, пластилин, элемент аппликации) в
процессе совместных действий.
Базовые учебные действия:
- пользуются изобразительными средствами и приспособлениями в процессе выполнения работ,

- выполняют элементарную инструкцию доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используют приемы ощупывания,
рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки,
- готовят рабочее место к выполнению задания в соответствии с определенным видом изобразительной деятельности (лепкой, аппликацией,
рисованием) (для 1-2 группы),
- участвуют в выполнении коллективных работ.
- дают элементарную эстетическую оценку своих работ и работ сверстников (красиво - некрасиво).
4 класс
Личностные результаты
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

Предметные результаты
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных
технологий.


Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.



Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2) Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.


Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.



Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.



Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.



Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.


Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.



Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
-знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знать элементарные правила композиции, передачи формы предмета и др.;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»; знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать
лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

рационально организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками, пластилином с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
Достаточный уровень:
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании; лепке
- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«цвет»,
- следовать при выполнении работы инструкциям.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в
процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий
обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие
со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление
представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР,

конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
3. Содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» включает:
3 раздела:
1.

Лепка (объемная форма простых предметов).

2.

Аппликация (плоскостная форма простых предметов).

3.

Рисование (графическое изображение простого предмета).
3. Направления

1. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть
2. Декоративные изображения с элементами народной росписи
3. Элементы сюжетного изображения.
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста
(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на доске
(в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединѐнных сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфеткаи др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание
бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)
поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра,
мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней
краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цвето в.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение ко нтура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам,
по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета

(объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными
(геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение
сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при
рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование
сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с
использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
п/п

1

2
3
4-5

Тема урока

Количество
Содержание
часов
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть)
- перекладывание пластилина, тесто, глину из руки в руку
Лепка
- разминание (размягчение) кусочков пластилина теста, глины
Узнавание (различение) пластичных
1
- совместными действиями раскатывание пластилина теста, глины
материалов: пластилин, тесто, глина.
прямыми и круговыми движениями. Узнавание (различение)
Урок-знакомство. Что лежит на
инструментов и приспособлений для работы с пластичными
парте?
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
«Пластилиновая гусеница»
1
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
Разноцветный коврик
1
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
Сборное панно «Лесная полянка»
2
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.
Аппликация
Аппликация:
«Разноцветный
дождик»
Геометрическая композиция

1

8-9

Панно: «Осенний ковер»

2

10

Аппликация из
гусеница»
Рисование

1

6
7

кругов: «Веселая

1

Сминание бумаги в шарики, разглаживание бумаги ладонью,
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфеткаи др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
прикладывание готовых деталей к изображению.

11
12
13
14
15

Знакомство с красками. Осенние
листья
Рисование пальчиками: «Осеннее
дерево»
Рисование пальчиками: «Воздушные
шарики»
Рисование
ватными
палочками:
«Зонт»
Разноцветные
мячи.
Рисуем
цветными карандашами

1
1
1
1
1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской). Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
- рисование пальчиком с красками

Лепка
16-17
18-20

Трафаретное
рисование
пластилином: «Божья коровка»
Лепка плетенки, крендели, батон,
булочки, пряники, печенье, бублики

2
3

- сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук;
- перекладывание пластилина из руки в руку
- отщипывание маленьких кусочков пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской поверхности. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски
(лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация
Композиция из ваты «Зимние узоры»

1

22-24

Аппликация манкой и пластилином

3

25-26

Аппликация из рваной
«Домик бабы-яги».

бумаги:

2

Дорисовывание
симметричной
половины (мяч, ѐлка, дом»)
Рисование геометрических элементов

1

21

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- изготовление аппликации из круп
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание
листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сминание
бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа
бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Рисование
27
28

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской)
- рисование пальчиком с красками

29
30
31

орнамента. Узор на варежке
Рисуем пальчиками: «Зимнее дерево»
Рисуем сказку
Картинка: «Мыльные пузыри»

рисование пальчиком Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
1
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
1
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей
1
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка
слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Декоративные изображения с элементами народной росписи

Лепка
32

33

34-35

36

37-38

39-40

Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи дымковской
игрушки «Петушок».
Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи филимоновской
игрушки «Лошадка»
Лепка: «Пирожное», «Торт»
с элементами росписи дымковской
игрушки
Аппликация

1

Аппликация
"Козлик"
филимоновская игрушка (работа с
ножницами)
Аппликация: «Разделочная доска»
городецкая роспись
(работа с ножницами)
Аппликация
"Колокольчик"
дымковская игрушка
(работа с ножницами)

1

1

- размазывание кусочков пластилина на листе Лепка изделия с
нанесением растительного (геометрического) орнамента.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка.

2

2

2

- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка
орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.

Рисование
41

42-43

44

45

Раскрашивание
карандашами
(фломастерами):
«Барышня»
дымковская игрушка
Рисование
красками
оттиском
поролона
(вырезанные
формы
городецкой росписи)
"Узор в круге"
Рисование с натуры "Каргопольская
игрушка"
Промежуточная аттестация
«Закончи рисунок» цветными
карандашами

1

2

- отпечатывание оттиском поролона с красками на листе бумаги
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических
форм в полосе (в круге, в квадрате).
Рисование предмета (объекта) с натуры.

1

1

НАПРАВЛЕНИЕ 3
Элементы сюжетного изображения
(сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные) в разных техниках
Лепка
46-47 «Кусочки пластилина на бумаге»
48-49 Фигурки из пластилина
50-52 Пластилиновый зоопарк

53
54-55
56-58

59-60
61
62
63-64

Аппликация
Аппликация «Снеговик»
Аппликация к 23 февраля
Аппликация из рваных кусочков
бумаги
Рисование
Рисуем
пальчиками:
«Весеннее
дерево»
Рисуем ромашку
Рисуем пальчиками: «Летнее дерево»
Рисуем ватными палочками

2
2
3

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными
действиями (с помощью взрослого. Лепка нескольких предметов,
объединѐнных сюжетом. Лепка нескольких предметов, объединѐнных
сюжетом.

1
2
3

- прикладывание готовых деталей к трафарету,
- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)

2

раскрашивание кистью, восковыми мелками
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на
поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу
(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных

1
1
2

объектов (по представлению).
Лепка
Лепим. Матрешка
Одноэтажный дом. Трехэтажный
дом.
«Выложи
человечка»
(из
пластилиновых заготовок);

1
1

69-70

«Дождик» (выложить изображение из
маленьких кусочков пластилина;
Аппликация

2

71-73

Человек из геометрических фигур
(сложить
разноцветные
геометрические
фигуры
в
определѐнном порядке).
«Облака на небе» (из мелких
кусочков рваной бумаги наклеиваем
на заранее подготовленный лист
изображение дождика);
Рисование

3

«Тучка и дождик» закрашивание
«тучки» и рисование коротких
штрихов «дождинок» мелками;
«Лужи» рисование пятнами по
мокрому листу.
«Цветные дорожки для машинок»
рисование
полосок
широкими
кистями;
Кляксография
«Чудесные
превращения кляксы»
Лепка

2

- дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик,
солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)

1

Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под
батик».

«Покормим курочку»
пластилином;

с

1

«Ёжик» изготавливаем из пластилина

2

65
66
67-68

74-76

77-78

79
80

81-82

83

84-85

работаем

- раскатывать пластилина на брусочки

2

3

1

- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью
учителя)
Соблюдение последовательности
действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза
сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

2

- отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание на
картоне. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска.

86-87

88

89-90
91
92

93
94
95
96
97
98-99

100
101
102103

и заготовок из спичек.
«Пластилиновая
мозаика»
отщипывание маленьких кусочков и
выкладывание на лист;
«Тарелка с ягодами» наполнить
тарелку
ягодами
(работа
с
пластилином)
Аппликация
«Мячики»
раскрашивание
и
наклеивание кружочков на лист;
«Кубики»
раскрашивание
и
наклеивание квадратиков на лист.
«Воздушные шарики». Наклеивание
«шариков» к заготовкам (мишка,
зайчик и т. п. с шариками);
«Утята» аппликация из бумаги;
Рисование
«Фруктовое лакомство» рисование
бананов сухой кистью;
«Бусы для куклы» рисование сухой
кистью;
«Цветные рыбки» рисование рыбок
по мокрому листу.
«Чашка с чаем» раскрашивание
чашки по готовому контуру
«Вода» учимся равномерно
распределять краску по поверхности
листа
«Волны» рисуем по шаблонам
«Обитатели морей и океанов»
рисунок по мокрому листу.
Резервный урок

2

1

2
1

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
2

- дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета.

2 класс
№
п/п

1
2
3
4-5

6

7
8-9
10

Тема урока

Количество
Содержание
часов
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть)
- перекладывание пластилина, тесто, глину из руки в руку
Лепка
- разминание (размягчение) кусочков пластилина теста, глины
Лепка
колбасок
прямыми
1
- совместными действиями раскатывание пластилина теста, глины
движениями рук
прямыми и круговыми движениями. Узнавание (различение)
Рельефная
лепка:
«Радуга»,
1
инструментов и приспособлений для работы с пластичными
«Лесенка»
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Лепка орешков
1
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
Лепка
приемами
скатывания,
2
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
сплющивание:
«Лекарство
для
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. - раскатывание
зверят»
колбасок, - разрезание пластилина стекой на бруски, - скатывание
шариков. - размазывание пластилина частями на листе внутри контура,
- раскатывание колбасок раскатывание шариков, овладение круговыми
движениями - украшение вылепленных предметов, используя палочку с
заточенным концом
Аппликация
Аппликация: наклеивание готовых
форм (домики, солнышко, тучки и
др.)
Аппликация "Узор": - из готовых
геометрических форм
Аппликация: «Осень» (приклеивание
готовых деталей)
Аппликация «Фрукты в корзине»

1

1
2
1

Сминание бумаги в шарики, разглаживание бумаги ладонью,
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфеткаи др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
прикладывание готовых деталей к изображению. - разрезание бумаги
ножницами,); - знакомство со свойствами клея (жидкий твердый),
овладение орудийными действиями с кисточкой (жидкий клей), наклеивание готовых деталей аппликации

Рисование
11

Рисование

красками

(прием

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,

12
13
14

15

примакивания) «Дождливая погода»
Оттиск поролоном по шаблону:
«Листопад»
Обводка
трафаретов
и
раскрашивание «Листья»
"Любимая игрушка" (рисование и
раскрашивание
фломастером,
карандашом)
"Любимый фрукт" (раскрашивание
фломастером, карандашом)

1
1
1

1

карандаш, кисть с краской). Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
- рисование пальчиком с красками. - обводка по контуру простых
предметов, используя приемы внешней и внутренней обводки по
контуру при помощи лекал, прорезей, линеек, шнурка, ниток и т.п

Лепка
16-17
18-20

Лепка предмета овальной формы.
Яйцо. Рыбка.
Лепка: «Бублики к чаю»

2
3

- сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук;
- перекладывание пластилина из руки в руку
- отщипывание маленьких кусочков пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской поверхности. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски
(лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация
21
22-24

25-26

Аппликация: «Снеговики» (работа с
ножницами)
Аппликация
предметного
изображения "Бусы" (работа с
ножницами, приклеивание форм)
Аппликация "Узор из цветов": - из
готовых
форм
предметного
изображения
Рисование

1
3

2

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- изготовление аппликации из круп
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание
листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сминание
бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа
бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание
по контуру.

27-29

30
31

Рисование методом тычка Первые
снежинки», «Зимний лес», «Зимний
дом»
Рисование с натуры предмета (дом)
Рисование с натуры предмета (дом)

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской)
- рисование пальчиком с красками
рисование пальчиком Рисование точек. Рисование вертикальных
1
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
1
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка
слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Декоративные изображения с элементами народной росписи
3

Лепка
32

33

34-35

36

37-38

39-40

Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи дымковской
игрушки «Петух»,
Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи каргапольской
игрушки «Лошадка»
Лепка: «Пирожное», «Торт»
с элементами росписи дымковской
игрушки
Аппликация

1

Аппликация
"Козлик"
филимоновская игрушка (работа с
ножницами)
Аппликация: «Разделочная доска»
городецкая роспись
(работа с ножницами)
Аппликация "Медведь" дымковская
игрушка
(работа с ножницами)

1

1

- размазывание кусочков пластилина на листе Лепка изделия с
нанесением растительного (геометрического) орнамента.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка.

2

2

2

- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка

орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
41

42-43

44

45

Раскрашивание
карандашами
(фломастерами):
«Солдат»
дымковская игрушка
Рисование
красками
оттиском
поролона
(вырезанные
формы
городецкой росписи)
"Узор в круге"
Рисование с натуры "Каргопольская
игрушка"
Промежуточная аттестация
«Закончи рисунок» цветными
карандашами

1

2

- отпечатывание оттиском поролона с красками на листе бумаги
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических
форм в полосе (в круге, в квадрате).
Рисование предмета (объекта) с натуры.

1

1

НАПРАВЛЕНИЕ 3
Элементы сюжетного изображения
(сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные) в разных техниках
Лепка
46-47 Вдавливание:
«Шоколад
орешками»
48-49 "Пирамидка из шариков"
50-52 Башня из кубиков

53
54-55
56-58

59-60
61

с

Аппликация
Аппликация с ватой: «Снежные
комочки"
Аппликация к 23 февраля
Сюжетные аппликации из 2- х форм
или частей: «Флажки», «Узор на
полоске», «Неваляшка»
Рисование
Раскрашивание восковыми мелками:
«Варежки», «Сладкие радости»
Рисование красками "Елочка"

2
2
3

1
2
3

2
1

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными
действиями (с помощью взрослого. Лепка нескольких предметов,
объединѐнных сюжетом. Лепка нескольких предметов, объединѐнных
сюжетом.
- прикладывание готовых деталей к трафарету,
- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)

раскрашивание кистью, восковыми мелками
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на

62
63-64

65
66

67
68-70
71-73
74-76

Рисование с натуры "Новогодняя
елка"
Рисование
линий
в
сюжете
"Дорожка к домику", "Ежик бежит к
грибочку" и др
Лепка

1
2

поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу
(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных
объектов (по представлению).

Лепка композиций "Яблоки на
тарелке"
Промежуточная аттестация Задание
1. «Наряжаем елочку» (скатывание,
надавливание пластилина на готовый
рисунок)
Задание 2. «Елочка нарядная»
(пальчиковое рисование)
«Пластилиновая мозаика»
Аппликация

1

- раскатывать пластилина на брусочки

Аппликация "Зимний пейзаж"
Аппликация "Гирлянда на елку"
(Нарядная елка, Бусы) (работа с
ножницами)

3
3

- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью
учителя)
Соблюдение последовательности
действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза
сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование методом тычка Первые
снежинки», «Зимний лес», «Зимний
дом»
Раскрашивание красками: «Нарядная
одежда»
Рисование красками и кистью
«Снежные сугробы»
Кляксография
«Чудесные
превращения кляксы»
Лепка

2

- дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик,
солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)

1

Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под
батик».

Лепка приемом раскатывания: «Забор

1

1

2
3

Рисование
77-78

79
80
81-82

83

1
2

- отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание на

84-85
86-87
88

89-90
91
92
93

94-95

96
97
98-99
100

101

102103

возле дома», «Мостик через речку»
Лепка
приемом
раскатывания::
«Колобок».
Лепка
приемом
раскатывания:
«Орешки для белочки»
Лепка
приемом
скатывания,
надавливания:
«Украшение
на
платье».
Аппликация

2

картоне. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска.

2
1

Сюжетная аппликация "Весенний
пейзаж" работа с ножницами
"Птицы прилетели"
"Цветы на лугу"
"Весенний букет"
Рисование

2

Рисование
после
наблюдений
"Весенние деньки" (солнце, ручьи,
птицы)
Рисование с натуры "Весенняя
веточка"
Раскрашивание
сюжетного
изображения: "Колобок и заяц"
Раскрашивание сюжетного
изображения: "Теремок"
Итоговая аттестация Задание 1
«Радуга - дуга» (работа с
пластилином). Задание 2 «Река»
аппликация)
Итоговая аттестация Дорисовывание
предметных изображений
(солнышко, радуга, ромашка и т.д.)
Резервный урок

1

1
1
1

1
1
1
1

1

2

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию.

- дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета.

3 класс
№
п/п

1
2
3
4-5

6
7
8
9-10

11
12
13
14

Тема урока

Количество
Содержание
часов
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть)
- перекладывание пластилина, тесто, глину из руки в руку
Лепка
- разминание (размягчение) кусочков пластилина теста, глины
Лепка «Помидор».
1
- совместными действиями раскатывание пластилина теста, глины
прямыми и круговыми движениями. Узнавание (различение)
Лепка «Огурец».
1
инструментов и приспособлений для работы с пластичными
Лепка «Морковь».
1
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
Лепка из шариков пластилина
2
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
«Мухомор
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.
Аппликация
Аппликация из засушенных листьев
«Лист большой, лист маленький».
Аппликация из засушенных листьев
"Бабочка".
Аппликация из засушенных листьев
«Осеннее дерево».
Аппликация из засушенных листьев
«Осенний вальс цветов».
Рисование
Рисование по шаблону «Осенний
листопад».
Рисование по пунктирным линиям
«Шары и флажки».
Рисование
по
шаблонам
геометрических фигур.
Рисование по шаблонам «Домик».

1
1
2
1

1
1
1
1

Сминание бумаги в шарики, разглаживание бумаги ладонью,
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфеткаи др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
прикладывание готовых деталей к изображению.

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской). Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,

15

Рисование по шаблонам «Кораблик».

1

обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
- рисование пальчиком с красками
- сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук;
- перекладывание пластилина из руки в руку
- отщипывание маленьких кусочков пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской поверхности. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски
(лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.

Лепка
16-17

Рисование. «Радуга. Дерево. Трава».

2

18-20

Рисование «Солнце на небе. Травка
на земле. Забор».

3

Аппликация
21

Аппликация «Птица с птенцами».

1

22-24

Аппликация «Мышка и мышонок».

3

25-26

Аппликация из оборванных цветных
кусочков «Осеннее дерево».

2

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- изготовление аппликации из круп
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание
листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сминание
бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа
бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Рисование
27
28
29
30
31

Рисование по трафарету фруктов.
Рисование по трафарету овощей.
Рисование разных по величине
кругов.
Рисование разных по величине
квадратов.
Рисование предметов круглой и
овальной формы.

1
1
1
1
1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской)
- рисование пальчиком с красками
рисование пальчиком Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка
слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным

точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Декоративные изображения с элементами народной росписи
Лепка
32

33

34-35

36

37-38

39-40

Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи дымковской
игрушки «Индюк»,
Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи филимоновской
игрушки «Лошадка»
Лепка: «Пирожное», «Торт»
с элементами гжелевской росписи
Аппликация

1

Аппликация
"Козлик"
филимоновская игрушка (работа с
ножницами)
Аппликация: «кухонное блюдо»
городецкая роспись
(работа с ножницами)
Аппликация " Барашек" дымковская
игрушка
(работа с ножницами)

1

1

- размазывание кусочков пластилина на листе Лепка изделия с
нанесением растительного (геометрического) орнамента.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка.

2

2

2

- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка
орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование
41

42-43

Раскрашивание
карандашами
(фломастерами):
«Барышня»
дымковская игрушка
Рисование
красками
оттиском
поролона
(вырезанные
формы
городецкой росписи)
"Узор в круге"

1

2

- отпечатывание оттиском поролона с красками на листе бумаги
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических
форм в полосе (в круге, в квадрате).
Рисование предмета (объекта) с натуры.

44

45

Рисование с натуры "Каргопольская
игрушка"
Промежуточная аттестация
«Закончи рисунок» цветными
карандашами

1

1

НАПРАВЛЕНИЕ 3
Элементы сюжетного изображения
(сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные) в разных техниках
Лепка
46-47 Лепка из пластилина геометрических
фигур
48-49 Лепка из пластилина «Домик».
50-52 Лепка из пластилина «Пирамидка».
53
Изготовление ѐлочной игрушки из
соленого теста «Сапожок».
54-55 Лепка из соленого теста «Снеговик».
56-58 Изготовление ѐлочной игрушки из
соленого теста.
Рисование
59-60
61
62
63-64

65
66
67-68
69-70

2
2
3
1

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными
действиями (с помощью взрослого. Лепка нескольких предметов,
объединѐнных сюжетом. Лепка нескольких предметов, объединѐнных
сюжетом.

2
3

Рисование по штрихам «Кукла
неваляшка».
Рисование «Ель».
Рисование узора в полосе из
треугольников.
Раскрашивание готового
геометрического орнамента в
квадрате.
Лепка

2

Лепка из пластилина «Вишенки».
Лепка из пластилина «Конфеты».
Лепка из соленого теста «Я пеку,
пеку, пеку».
Лепка
из
соленого
теста
«Солнышко».

1
1
2

1
1
2

2

раскрашивание кистью, восковыми мелками
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на
поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу
(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных
объектов (по представлению).
- раскатывать пластилина на брусочки
Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.

Аппликация

3

- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью
учителя)
Соблюдение последовательности
действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза
сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование «Дом в деревне».
Рисование узора в полосе из кругов.
Рисование
ватными
палочками
«Цыпленок».
Рисование «Светит солнце. Бежит
ручей. Плывет кораблик».
Лепка

2
1
1

- дорисовывание разных линий на сюжетной картинке
Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под
батик».

83
84-85
86-87
88

Лепка из соленого теста «Бабочка».
Лепка из соленого теста фруктов.
Лепка из пластилина веточки сирени.
Лепка из шариков пластилина
«Мяч»»
Аппликация

1
2
2
1

-отщипывание маленьких кусочков пластилина, соленого теста
размазывание на картоне. Отрывание кусочка материала от целого
куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска.

89-90
91
92

Аппликация «Многоэтажный дом».
Аппликация «Пингвин».
Изготовление цветка из полос
цветной бумаги

2
1
1

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию.

71-73
74-76

Аппликация
из
треугольников
«Кораблик».
Аппликация «Снеговик».

3

Рисование
77-78
79
80
81-82

93
94
95

96

2

1
Рисование
Рисование ватными палочками
«Цветок».
Рисование по опорным точкам
«Скворечник».
Рисование «Подсолнух».

1
1

1

- дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных

97
98-99
100
101
102103

Рисование по точкам «Ягода».
Рисование по точкам «Чашка».
«Чайник».
Рисование по точкам «Колобок на
пеньке».
Итоговая аттестация
Резервный урок

1
1

деталей, симметричной половины) предмета.

1
1
2

4 класс
№
п/п

1
2
3
4-5

Тема урока

Количество
Содержание
часов
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть)
- перекладывание пластилина, тесто, глину из руки в руку
Лепка
- разминание (размягчение) кусочков пластилина теста, глины
Лицо клоуна.
1
- совместными действиями раскатывание пластилина теста, глины
прямыми и круговыми движениями. Узнавание (различение)
Ветка рябины.
1
инструментов и приспособлений для работы с пластичными
Корзина с брусникой
1
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
В лесу.
2
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.

6

Аппликация
Аппликация. Сказочные герои

1

7

Ширма с овощами и фруктами.

1

8

Осеннее дерево.

2

Полоски на чашке.

1

9-10

Рисование

Сминание бумаги в шарики, разглаживание бумаги ладонью,
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфеткаи др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
прикладывание готовых деталей к изображению.

11

Эмоции.

1

12

Огурец и помидор.

1

13

Яблока и груша.

1

14

Ветка вишни

1

15

Гриб.

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской). Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
- рисование пальчиком с красками

Лепка
16-17

Солнце в тучах.

2

18-20

Чашка и блюдце.

3

- сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук;
- перекладывание пластилина из руки в руку
- отщипывание маленьких кусочков пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской поверхности. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски
(лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация
«Дождик капает по крышам».

1

22-24

«Листопад»

3

25-26

«Воздушный шар для мамы»

2

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- изготовление аппликации из круп
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание
листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сминание
бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа
бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1
1
1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер,
карандаш, кисть с краской)
- рисование пальчиком с красками

21

Рисование
27
28
29

Городские птицы.
Осенние листья.
Конфеты.

30
31

«Урожай в огороде»
«Осенний букет для бабушки».

рисование пальчиком Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка
слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Декоративные изображения с элементами народной росписи
1
1

Лепка
32

33

34-35
36

37-38

39-40

Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи дымковской
игрушки «Утка»,
Формовой
(обмазывание
пластилином готовой формы) с
элементами росписи филимоновской
игрушки «Олень»
Гжель. Народное искусство.
Аппликация

1

Аппликация
"Козлик"
филимоновская игрушка (работа с
ножницами)
Аппликация: «Разделочная доска»
городецкая роспись
(работа с ножницами)
Аппликация
"Колокольчик"
дымковская игрушка
(работа с ножницами)

1

1

- размазывание кусочков пластилина на листе Лепка изделия с
нанесением растительного (геометрического) орнамента.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка.

2

2

2

- наклеивание готовых форм на лист бумаги
(с помощью учителя)
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка
орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование
41

Роспись Гжель.

1

- отпечатывание оттиском поролона с красками на листе бумаги

42-43

44

45

Рисование
красками
оттиском
поролона
(вырезанные
формы
городецкой росписи)
"Узор в круге"
Рисование с натуры "Каргопольская
игрушка"
Промежуточная аттестация
«Закончи рисунок» цветными
карандашами

2

Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических
форм в полосе (в круге, в квадрате).

1
Рисование предмета (объекта) с натуры.
1

НАПРАВЛЕНИЕ 3
Элементы сюжетного изображения
(сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные) в разных техниках
46-47
48-49
50-52
53
54-55
56-58

Лепка
Звездное небо.
Космос.
Цветные зонтики.
Набор посуды
Елочные украшения
Теплая варежка
Рисование

2
2
3
1
2
3

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными
действиями (с помощью взрослого. Лепка нескольких предметов,
объединѐнных сюжетом. Лепка нескольких предметов, объединѐнных
сюжетом.

59-60
61
62

«Папин праздник».
Цветок в горшке.
Работа с бумагой. Складывание из
листа бумаги. Заяц

2
1
1

63-64

Рисование с использованием
геометрических фигур. Деревенский
дом

2

раскрашивание кистью, восковыми мелками
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на
поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу
(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных
объектов (по представлению).

Лепка
65
66
67-68
69-70

Насекомые. Стрекоза.
Зайчик на полянке
Неваляшка
Самолет в небе
Аппликация

1
1
2
2

- раскатывать пластилина на брусочки
Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.

71-73
74-76

«Снегурочка».
«Вот какая ѐлочка».

3
3

- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью
учителя)
Соблюдение последовательности
действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза
сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

2
1
1
2

- дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик,
солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)

Рисование
77-78
79
80
81-82

«Скоро весна».
«8 Марта».
. «Весенняя капель»
«Домик для птиц».

Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под
батик».

Лепка
83
84-85
86-87
88

«Божья коровка».
«Живой летающий цветок».
«Пасхальное яйцо».
«Цветик семицветик».
Аппликация

1
2
2
1

- отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание на
картоне. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска.

89-90
91
92
93

2
1
1
1

- разглаживание бумаги ладонью,
- прикладывание готовых деталей к изображению
- наклеивание готовых форм на сюжетную композицию.

94
95
96
97
98-99

«Новогодняя игрушка».
«Ландыши, ландыши…».
Веточка мимозы.
Цветы в вазе.
Рисование
«9 Мая»
«Божья коровка».
«Цветик семицветик».
«Живой летающий цветок».
Дельфины играют.

1
1
1
1
1

100
101
102-

Натюрморт.
Итоговая аттестация
Резервный урок

1
1
2

- дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета.

103
5. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность»
1. Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного
вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
2. Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
3. Репродукции картин;
4. Изделия из глины;
5. Рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
6. Видеофильмы,
7. Презентации, аудиозаписи;
8. Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель,
восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
9. Пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Электронные ресурсы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии
в образовании» http://www.ict.edu.ru
7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;(электронный
документ).Режим доступа http://window..ru
10. Сайт «Сеть творческих учителей»; (электронный документ). Режим
доступа http://www.it-n.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».