РП_АООП_Окружающий природный мир_8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся 1 – 4 классов

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в
природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то,
что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в
школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы
работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на урокахзанятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных
высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус
(исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный

мир обозначен как самостоятельный предмет, что

подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному
курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
2 класс
Планируемые предметные результаты:
-узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
-использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице;

Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
*Создать предпосылки для формирования представления о себе как о человеке.
*Создать предпосылки для усвоения правил личной гигиены.
*Создать условия для формирования представлений о половой принадлежности (мальчик – девочка).
и других людей (при помощи пиктограмм).
*Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.
*Будет иметь возможность устанавливать контакт: - фиксация взгляда на лице собеседника,
3 класс
Личностные:
-проявляют устойчивый интерес к изменению свойств объектов живой и неживой природы,
-активно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы, (в том
числе по поручению учителя или другого взрослого).
Предметные:
- понимают и называют знакомые объекты неживой природы, соотносят их с деятельностью человека,
- могут обьяснить словом или показать предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы,
- имеют элементарные представления о свойствах объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями,
- учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни,
- определяют текущее состояние погоды или природного явления (холодно, тепло, жарко, дождливо, ветренно, сухо),

- выделяют основные признаки смены времен года (на иллюстрациях).
4класс
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.


Интерес к объектам и явлениям неживой природы.



Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности,
полезные ископаемые и др.).



Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.



Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.



Интерес к объектам живой природы.



Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» «домашние» и др.).



Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.



Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.



Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.



Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Система оценки достижений планируемых результатов.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он прим няет на
практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у
обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических
действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребѐнка
по итогам учебного года. На еѐ основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР
на следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую ступень образования осуществляется максимально приближѐннок
возрасту ребѐнка.

3.Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,
цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берѐза,
дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека.Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей
внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) фруктов (яблоко,

банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значенияфруктов в жизни человека. Знаниеспособов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значенияовощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значенияягод в жизни человека. Знаниеспособов переработки
ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и
жизни человека. Знаниеспособов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус,
георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек,
подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений

свременем

года. Знание значенияцветочно-декоративных растений вприроде и жизни человека. Узнавание травянистых растений.

Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик,
подорожник, крапива). Знание значениятрав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка,
календула и др.). Знание значения лекарственныхрастений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус,
фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в
жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему
виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение)растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растенийприродных зон холодного пояса. Узнавание (различение)растений природных зон
жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растенийприродных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя,
уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Знание питания домашних животных. Знание способов
передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за
домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,
котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных.
Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких
животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок,
ежонок).Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень,

морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения
животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха,
носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание
способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания
птиц. Узнавание (различение)домашних птиц (курица(петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания
птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).Узнавание (различение)зимующих птиц (голубь, ворона,
воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение)перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие
птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение)водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).
Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи
строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение)речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения
речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строениянасекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни.
Знание питания насекомых. Узнавание (различение)речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар,
пчела,таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских
обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание
значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.
УзнаваниеСолнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и
в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение
земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины)в природе и жизни человека.Изображение
земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значениялеса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание
значениялуга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и
др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и
жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значенияводоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правилповедения на озере (пруду). Узнавание огня.
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней
недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре
(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима)
по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в

разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Труд людей в природе.
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Поощрять к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.Совместные преобразующие действия: посев семян,
высадка рассады.Узнавание лейки. Полив растений на клумбе.

4.Тематичекое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
1 класс
№

Тема урока

п/п

Количество

Содержание

часов

1
2
3-4

«Золотая осень»
Человек и природа.
«Осень, в гости просим!»Беседа, рассмотрение картин.
Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку

1
1
2

5-6

«Что нам осень принесла?» Овощи.

2

7-8

Фрукты.

2

9

Ягоды.

1

Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель,
морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей
овоща. Знание значения овощей в жизни человека.
Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан,
лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,
абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) ягод (смородина,
клубника, малина, крыжовник, земляника,
черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в

10

Грибы.

1

11-12

«Природа осенью»
Какие бывают растения? Части дерева (лист).
(рисование, аппликации)

2

13-14

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

15-16

А кто такие птички? (домашние и дикие)
Перелетные и неперелетные птицы.

2

17
18

Занятия и труд людей осенью.
Обобщающий урок "В гости к осени"

1
1

жизни человека. Знание способов переработки
ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор, подберѐзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка,
шляпка). Различение съедобных и несъедобных
грибов. Знание значения грибов в природе и
жизни человека. Знание способов переработки
грибов.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст,
трава). Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения
растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем
года. Рассказ о погоде текущего дня.
Узнавание (различение)перелетных птиц (аист,
ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание питания птиц. Объединение перелетных
птиц в группу «перелетные птицы».
Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время

19

Лес. Правила поведения в лесу.

1

20

В мире животных.

1

21

«Зимущка- зима»
Сравнение зверей и птиц.

1

22-23
24

"Здравствуй, зимушка-зима!".
Одежда и обувь человека зимой.

2
1

25

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

26-27

Зимние забавы.

2

28

Что делают растения зимой? Елка.

1

года.
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и
жизни человека. Различение растений (животных)
леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его
образом жизни.
Знание строения домашнего (дикого) животного
(голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,
копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Установление
связи строения тела животного с его образом
жизни. Знание строения птицы. Установление
связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Знание питания птиц.
Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем
года. Рассказ о погоде текущего дня.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года
Узнавание (различение) лиственных и хвойных

29-30

Новый год. Изготовление украшений на елку.

2

деревьев. Знание значения деревьев в природе и
жизни человека.

31

«Природа и человек»
Животные и птицы зимой.

1

32-33

Дикие животные. Заяц, волк.

2

34-35

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

Объединение зимующих птиц в группу
«зимующие птицы»
Узнавание (различение) диких животных (лиса,
заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Знание питания диких животных. Знание способов
передвижения диких животных. Объединение
диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в жизни
человека.
Объединение животных в группу «домашние
животные». Знание значения домашних животных
в жизни человека. Уход за домашними
животными.Узнавание (различение) животных,
живущих в квартире (кошка, собака, декоративные
птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание
и др.).

36

Обобщающий урок "Зима".Что бывает зимой?

1

37
38

Природа и рукотворный мир.
Из чего что сделано? Дерево.

1
1

Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.
Классификация предметов по характеру
материала. Бережное отношение к вещам.
Осознание необходимости бережного отношения

39

Из чего что сделано? Ткань.

1

40

Из чего что сделано? Резина.

1

41-42

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Экологическая культура: ценностное отношение к
природе, следование нормам природоохранного
поведения.

43
44
45

«Весна пришла»
Явления природы: солнце, ветер.
Оживает все кругом! Весна.
Одежда и обувь весной.

1
1
1

Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с
временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Узнавание (различение) комнатных растений
(герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за
комнатными растениями. Знание значения
комнатных растений в жизни человека.
Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.

46-47

Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные
растения. Уход.

2

48-49
50
51-52

Жизнь птиц весной.
Животные весной.
Насекомые весной.

2
1
2

53
54

Труд людей весной.
В саду и в огороде.

1
1
Повторение

к природе и результатам труда человека.

55-56

Обобщающий урок "Весна пришла!"

2

57

Части суток. День-ночь.

1

58-59

Закрепление по теме "Животные".

2

60-61

Закрепление по теме "Птицы".

2

62-63

Закрепление по теме "Растения".

2

64-65

Закрепление по теме "Явления природы."

2

Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Узнавание (различение) диких животных (лиса,
заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Знание питания диких животных. Знание способов
передвижения диких животных. Объединение
диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание (различение) детенышей
диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок, ежонок).
Знание строения птицы. Установление связи
строения тела птицы с ее образом жизни. Знание
питания птиц.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст,
трава). Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения
растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем

года. Рассказ о погоде текущего дня.
66
67-68

Скоро лето!
Закрепление изученного.Викторина "Когда это бывает?"

Итого

1
1

68 часов

Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время
года.

2 класс
№п/п

Тема урока

Количество
часов
1

1

Человек и природа.

2-3

«Осень, в гости просим!». Беседа, рассмотрение
картин .
Одежда и обувь человека осенью.

2

1

6
7-8

Выбор нужного предмета, картинки из
представленных (одеть куклу или себя на прогулку).
Что нам осень принесла?
Овощи.

9

Фрукты.

1

10

Ягоды.

1

11

Грибы.

1

4
5

1

1
2

Содержание
Элементарные представления об объектах и
явлениях окружающей природы .
Экологическая культура: ценностное отношение
к природе.
Осенняя прогулка.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан,
лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,
абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан,
лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,
абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов
Узнавание (различение) лесных и садовых
кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека
Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор, подберѐзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка,

шляпка). Различение съедобных и несъедобных
грибов. Знание значения грибов в природе и
жизни человека
12

Какие бывают растения?

1

13
14-15

Части дерева (лист)(рисование, аппликации).
Явления природы: дождь, листопад. (Составление
гербария).

1
2

16

А кто такие птички? (домашние и дикие)

1

17

Перелетные и неперелетные птицы.

1

18

Занятия и труд людей осенью.

1

19

Обобщающий урок "В гости к осени".

1

20
21

В мире животных.
Сравнение зверей и птиц.

1

22-23

"Здравствуй, зимушка-зима!"

2

24

Одежда и обувь человека зимой .

1

25-26

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

2

Растения (дерево, трава). Лес. Дерево (береза).
Узнавание (различение) растений (дерево, куст,
трава).
Узнавание (различение) частей растений (корень,
ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание строения птицы. Установление связи
строения тела птицы с ее образом жизни. Знание
питания птиц.
Узнавание (различение)зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Узнавание (различение)перелетных птиц (аист,
ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с
его образом жизни.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (снег,
метель,). Соотнесение явлений природы с
временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

27

Зимние забавы .

1

Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года.

28

Что делают растения зимой? Ёлка.

1

29-30

Новый год. Изготовление украшений на елку.

2

31-32

Животные и птицы зимой

2

33
34
35-36

Дикие животные зимой.
Заяц, лиса, медведь.
Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

1
1
2

37

Комнатные растения. Уход.

1

Узнавание (различение) комнатных растений
(герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за
комнатными растениями. Знание значения
комнатных растений в жизни человека.

38-39

Обобщающий урок "Зима".Что бывает зимой?

2

40

Природа и рукотворный мир

1

41-42

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Элементарные представления об объектах и
явлениях окружающей природы .
Экологическая культура: ценностное отношение
к природе.
Значение воды и воздуха в жизни человека и
животных.

Домашние животные (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается) - Собака. Кошка.
Корова. Лошадь. Мамы и их детеныши.
. Узнавание (различение) животных, живущих в
квартире (кошка, собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание и др.).

43

Явления природы: солнце, ветер.

1

44-45

Оживает все кругом! (весна).

2

46

Одежда и обувь весной.

1

47-48

Растения весной. Части растений (лист, ветки) .

2

49-50

Жизнь птиц весной.

2

51-52

Животные весной.

2

53-54

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).

2

55

Труд людей весной.

1

56

В саду и в огороде.

1

57

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

58

Части суток. День-ночь.

1

Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, солнце, ветер). Соотнесение явлений
природы с временем года.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. ). Соотнесение
явлений природы с временем года. Рассказ о
погоде текущего дня.
Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года.
Знание строения насекомого. Установление
связи строения тела насекомого с его образом
жизни. Знание питания насекомых. Узнавание
(различение)речных насекомых (жук, бабочка,
стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар,
пчела,таракан). Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни
человека, в природе
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Определение частей суток по

расположению солнца.
Представление о неделе как о
последовательности 7 дней. Различение
выходных и рабочих дней.
Дикие животные (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается) - Лиса. Заяц.
Медведь. Обобщающий урок по теме «Дикие
животные» (дидактические игры). Мамы и их
детѐныши. Животные юга (обзор). Слон.
Крокодил. (различение и узнавание). Животные
севера (обзор).

59

Неделя (рабочие и выходные дни).

1

60-61

Закрепление по теме "Животные".

2

62-63

Закрепление по теме "Птицы".

2

Птицы (обзор). Строение птиц. Домашние птицы
(внешний вид, что ест, как кричит, как
передвигается). Курица (петух). Гусь. Мамы и их
детеныши. Дикие птицы (внешний вид, что ест,
как кричит, как передвигается). Ворона.
Воробей. Голубь.

64-65

Закрепление по теме "Растения".

2

66

Закрепление по теме "Явления природы".

1

Растения (дерево, трава). Лес. Дерево (береза).
Узнавание (различение) растений (дерево, куст,
трава).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня.

67

Скоро лето!

1

68

Викторина "Когда это бывает?"

1
Итого

68 ч

3 класс
№п/п

Тема урока

Количество
часов
2

1-2

Золотая осень.

3-4

Прогулка "По следам осени".

2

5-6

Урок - эксперимент "Откуда ветер дует?" (свойства
воздуха).

2

7-8

Живая природа.

2

9-10

Деревья и кусты. Клен. Шиповник

2

Содержание
Слушание рассказов и стихов, просмотр
обучающих фильмов, картин.
Знакомство с характерными признаками времени
года, погодными изменениями, их влиянием на
жизнь человека.
Наблюдение за сезонными изменениями в
природе.
Имитационные действия (капает дождь, дует
ветер, падают листья).
Узнавание изменений в окружающей среде для
выполнения определенных действий.
С помощью педагога установление причинно следственных связей: дождь- зонт, почему лист
желтеет (опыт).
Опыт 1. «Поймай воздух» (воздух не видим, но
его можно поймать в полиэтиленовые пакеты)
Опыт 2 «Воздух в человеке» (подуть начерез
трубочку в воду; пузьки - это воздух)
Опыт 3. «Движение воздуха» (помахать вееромощутить ветерок, в природе видим движение
воздуха: качаются деревья, бегут облака,
крутится вертушка, пар изо рта). Ветер движение воздуха.
Различение жизненных форм: дерево, куст,
трава, их общие и отличительные признаки.
Составление дерева из частей (лепка,
аппликация).
Сравнение дерева с другими растениями.

Выделение отличительных признаков
конкретных растений ближайшего окружения с
опорой на мнемотаблицу или картинный план.
Наблюдение за листопадом. Рисование.
Рассматривание листьев.
Поделки из листьев. Обобщающее слово
"деревья" (подбор картинок, по возможности
называние деревьев).
11-12

Во саду ли, в огороде: Овощи. Фрукты.

2

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях,
пиктограммах.
Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя
различные анализаторы.
Классификация и обобщение.
Раскрашивание. Аппликации.
Собирание муляжей из 2 половинок (на
липучках), складывание разрезных картинок
(из2-3 частей). Сравнение с натуральными
продуктами.

13-14

Царство грибов.

2

15-16

Знакомьтесь: ѐж!

2

Обзор представителей царства грибов.
Различение гриба, его частей на иллюстрациях.
Узнавание гриба тактильно.
Раскрашивание. Аппликации. Собирание
муляжей из 2 половинок (на липучках),
складывание разрезных картинок (из2-3 частей).
Уточнение и обогащение представлений о еже.
Составление описательного рассказа о
животном. Дать представление об экологической
цепочке.

17-18

"Куда улетают птицы?"

2

Общие представления о птицах: внешний вид,
образ жизни, питание.

Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные
птицы".
19-20

Рыбы.

2

21-23

Проказы Матушки – зимы.

3

24-25

Зимние забавы.

2

26

Урок - экспериментирование "Ледяные и цветные
фигурки "

1

27-28

Елочка-колкая иголочка.

2

29-30

Что растѐт на подоконнике?

2

Узнавание рыб на картинках. Отличие от птиц и
зверей.
Совместные наблюдения за явлениями природы
зимой (что видим?). Обратить внимание на
характерные признаки зимы, продолжительность
светового дня.
Цвет зимы (белый). Беседа, просмотр обучающих
фильмов, картин о зиме, характерных признаках,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь
человека (закрепление представлений об одежде
для разных погодных условии, труд человека
зимой).. Расширять словарный запас (вьюга,
метель, сугроб). Уточнение представлений о
снеге и снежинках.рисование, вырезание
снежинок.
Обсуждение после прогулок, что делали (лепили
снежные комки, снеговика, катались на санках,
делали снежную горку…). Жестово- образные
игры. Соотнесение картинок (пиктограмм):
действие +предмет
Опытно - экспериментальная деятельность с
водой и превращение ее в лед, придав любую
форму и цвет с помощью красок, и обратно.ю
Изучение веточек ели. Моделирование елки.
Изготовление новогодних украшений из
природного материала (шишки, веточки).
Рассматривание растений в горшках. Различение
комнатных растений. Сравнение с деревом.
Уточнение знаний об условиях роста растения.
Нахождение знакомых растений по названию в

31-32

Зимовье зверей.

2

33
34-35

Домашние животные. Свинья.
Домашние птицы (курица\петух, гусь).

1
2

36-37

Зимующие птицы. Голубь.

2

38-39

Почва. Посадка лука.

2

40-41

Весна идет!

2

реалии и на иллюстрации. Показ частей
растений. Элементарные представления о
вегетативном размножении растений.
Чтение литературных произведений о диких и
домашних животных: стихи, короткие рассказы.
Рассматривание фотографий, картинок. Работа со
знакомыми и новыми пиктограммами.
подражание их голосам, повадкам называть их
(доступным способом).
Рассматривание фотографий, картинок.
Чтение литературных произведений о животных:
стихи, короткие рассказы. Рассматривание фотографий, картинок. Уточнение названий и внешних
признаков домашних птиц, названия их детеныше
Подвести к пониманию того, что зимующим
птицам можно помочь, вывешивая скворечники
и кормушки.
Наблюдение за птицами, подкормка птиц у
кормушек.
Рассматривание земли в цветочном горшке,
практическое экспериментирование с ней:
ощупывание, рыхление, полив - выявление
свойств почвы. Отличие от песка. Беседа о
значении. Участие в преобразующих действиях:
посадка лука
Наблюдение за явлениями природы весной (что
видим?), Называние характерных признаков
весны; отмечать красоту пробуждающейся
природы. Просмотр обучающих фильмов, картин
о весне, характерных признаках, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.

42-43

Куда исчез снеговик?

2

44-45

Песок и камни.

2

46-48

Вода в природе.

3

49-50

Весенний парк.

2

51-52

Птицы прилетели. Скворец.

2

53-55

Животные и их детеныши.

3

56-58

Насекомые (муха, муравей ).

3

Наблюдение за природными явлениями.замечать
изменения в природе. Формирование
практических умений создания снежных
построек. Закреплять знание о том, что
постройки исчезнут, если пригреет солнце.
Экспериментирование со свойствами песка.
Игры с песком. Игры с камешками.
Формирование знаний о значении воды в жизни
человека, знание о необходимости воды для
обеспечения здоровья человека.
Игры с водой.
Продолжать изучать сезонные изменения в
природе, происходящие весной. Получение
знаний о плодовых деревьях (яблоня).
Наблюдения: за цветущими растениямипервоцветами, за распусканием почек,
появлением и ростом листьев, цветением
деревьев и кустов. Закрепление знаний о травах
и цветах как представителях флоры Земли, их
красоте и пользе.
Расширение представлений о перелетных
птицах.
Установление связи между изменениями условий
в неживой природе и прилетом птиц.
Различение птиц по голосам и внешнему виду;
Знакомство с сезонными изменениями в жизни
диких животных (весной – линька, конец спячки,
забота о потомстве).
Узнавание и выбор детенышей диких и
домашних животных.
Расширение и формирование элементарных
представлений о насекомых.

Сравнение насекомых по способу их
передвижения.
Получение сведений о необходимости борьбы с
мухами в помещении; представлений об
особенностях сезонной жизни насекомых, местах
их обитания
Наблюдение за первыми насекомыми (строение,
поведение).
59-60

«Какое оно- ЛЕТО?"

2

61-62

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2

63-64

Цветы на клумбе.

2

Расширение и уточнение представлений детей о
цветах, строением, пользой, условиях роста
цветов. Наблюдение, умение выявлять причины
происходящих изменений растения. Различение
цветов на иллюстрациях, во дворе.
Раскрашивание по образцу.

65-66
67-68

Урок – обобщение.
Праздник мыльных пузырей.

2
2

Дидактические игры:
«Чего не хватает?», "Узнай по звуку", «Хорошо
или плохо»
«Кто что ест?», «Что в корзинке?»
«Что лишнее?»

Итого

68 ч

Узнавание/различение лета на иллюстрациях.
Различение всех времен года по признакам,
характеризовать времена года (с опорой на
наглядность, 1-2 признака). Установление
элементарных причинно-следственных связей.
Уточнение знаний о свойствах воды и воздуха,
их функциональном значении для животных и
человека. Опыты: с песком (свойства песка), с
водой (свойства воды), с ветром (вертушка,
мыльные пузыри) и т.д.

4 класс
№п/п

Тема урока

Количество
часов
1

1

Природные изменения в природе осенью.

2

Изменения в жизни растений осенью.

1

3

Изменения в животных и птиц осенью.

1

4

Труд людей в саду и огороде.

1

5

Съедобные и несъедобные части фрукта.

1

6

Значение фруктов в жизни человека.

1

7

Съедобные и несъедобные части овоща.

1

8

Значение овощей в жизни человека.

1

Содержание
Беседа и рассмотрение картин обосени;
определение признаков осени. Отличие осенних
месяцевдруг от друга.
Представления об изменении жизни растений с
наступлениемосени.
Представления об изменении жизни животных
и птиц с наступлением осени.
Представления о труде людей взависимости от
времени года.
Узнавание (различение) фруктов(яблоко,
банан, груша, апельсин) Просмотр
презентации
«Фрукты», чтение
загадок
Игра «Отгадай,
какой этофрукт?»
Закрепление названий
фруктов
(яблоко,
банан, груша, апельсин) Знакомство со
значением фруктов в жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов по вкусу и
запаху. Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта.
Знакомство с овощам
Узнавание
(различение)
овощей
(лук,
картофель, морковь, огурец, помидор) по
внешнему виду
Просмотр презентации «Овощи» Игра «Найди
овощи»
Закрепление понятий «съедобныеи

9
10

Съедобные и несъедобные части ягод.
Что
можно приготовить из ягод?

1
1

11
12
13

Значение грибов в природе ижизни человека.
Способы переработки грибов.
Какие бывают растения (частидерева).

1
1
1

14-15

Плодовые деревья.

2

16

Явления природы: листопад.

1

17

Явления природы: дождь.

1

18-19

Перелетные

2

20-21

Домашние животные и их детеныши, уход за ними,
питание.

22

23
24
25
26

и

неперелетные птицы.

Времена года.

Животные холодного пояса (белый медведь
пингвин).
Животные холодногопояса (песец,олень).
Животные холодногопояса (тюлень, морж).
Животные зоны жаркогопояса (верблюд,

2

1

1
1
1
1

несъедобные» части овощей.
Знакомство с садовыми и лесными ягодами.
Узнавание (различение) садовых и лесных ягод.
Игра
« Назови и отгадай, какая это ягода?»
Знакомство с грибами, способамиих переработки
и приготовлении блюд из грибов.
Знакомство с разными видамидеревьев и
кустарников; Узнавание (различение) деревьеви
кустарников.
Определение частей дерева.
Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива);
Заочная экскурсия в осенний лес с целью
наблюдения за измене- ниями в природе.
Наблюдение за изменениями вприроде;
Рисование дождя акварелью
Представление о птицах (перелетные и
неперелетные), их значении. Овладение
доступными средствами
коммуникации.
Узнавание (различение) домашних животных и
их детенышей, способов питания.
Узнавание(различение) времен года (весна,
лето, осень, зима) по характерным
признакам на картинках.
Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый
медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его
местом обитания. Знание питания животных.

27
28
29

лев,зебра).
Животные зоны жаркогопояса
(слон,жираф,черепаха, обезьяна.
Животные зоны жаркогопояса (носорог, бегемот,
крокодил).
Домашние животные и их детеныши, уход за ними,
питание.

1
1
1

30

Природные изменения в природе зимой

1

31

Изменения в жизни растений зимой.

1

32

Изменения в жизни животных и птиц зимой.

1

33

1

35
36
37
38
39-40

Зимние явления природы (снег,снегопад, метель,
лед).
Зимние явления природы (мороз, оттепель,
сосульки, капель).
Зимние забавы.
Занятия и одежда людей зимой.
Зимующие птицы (голубь,ворона ,воробей).
Зимующие птицы ( дятел,синица, снегирь ,сова).
Морские обитатели.

41-42
43-44

Насекомые.
Небесные тела.

2
2

34

45-46

Космос.Глобус- модель Земли.

Знание способов передвижения животных.
Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев,
слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна,
бегемот, крокодил).
Узнавание (различение) домашних животных и
их детенышей, способов питания.
Беседа и рассмотрение картин о зиме;
определение признаков зимы.
Отличие
зимних месяцев
друг от друга.
Представления об изменении жизни растений с
наступлением зимы..
Закрепление представлений об изменении
жизни животных и птиц с наступлением зимы.
Заочная экскурсия в зимний лес с целью
наблюдения за изменениями в природе.

1
1
1
1
1
2

2

Представления о занятиях людейв зимний
период и зимней одежде
Узнавание (различение)зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Узнавание (различение) морских обитателей
(дельфин,
морской
конек,
медуза),
прорисовывание по точкам дельфина и
разукрашивание.
Узнавание (различение) насекомых.
Узнавание (различение) небесных тел (солнце,
луна, планета, звезда), обводка по шаблону
звезды и разукрашивание.
Узнавание (различение) небесных тел (планета,

47-48

Вода и ее значение для живыхсуществ.

2

49

Воздух.

1

50-51

Полезные ископаемые (уголь, гранит, известняк,
песок, глинаи др.).

2

52

Формы земной поверхности на карте (овраги, горы,
равнины и т.д).

1

53

1

54

Весенние изменения в природе.
Оживает все кругом! Весна.
Одежда и обувь весной.

55

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

1

56

Животные весной.

1

57

Весенние цветы.

1

58

Труд людей весной.

1

59

В саду и в огороде.

1

60-61

Насекомые.

1

2

звезда). Знание знаменитых космонавтов.
Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли. Знание
свойств воздуха.
Узнавание
(различение)
свойств
воды.
Определение ее значения для живых существ.
Знание свойств воздуха. Знание значения
воздуха в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) полезных ископаемых
(уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.).
Игра «Что в мешочке?»
Узнавание
(различение)
форм
земной
поверхности на карте (овраги, горы, равнины и
т.д).
Рассказ о весенних изменениях вприроде;
учиться работать с иллюстрациями
Формирование бережного отношения к
материальным ценностям.
Расширение представлений о растениях;
учимся находить и показыватьчасти растений
(лист, ветки).
Представления о животных, ихобразе жизни и
повадках весной
Узнавание( различение) садовых цветочнодекоративных растений (астра, тюльпан, роза,
пион, гвоздика).
Представление о занятиях людей весной;
установление взаимосвязей.
Рассказ о том, что и как растет всаду и в
огороде.
Знание строения насекомого. Установление
связи строения тела насекомого с его образом

62

Речные рыбы.

1

63

Лес.

1

64

Луг. Растения луга.

1

65-66

Водоѐмы(река, ручей, озеро, пруд).

2

67

Огонь. Свойства огня.

1

68

Обобщающий урок-игра.
Итого

1
68часов

жизни. Знание питания насекомых. Узнавание
(различение)речных насекомых (жук, бабочка,
стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар,
пчела,таракан). Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни
человека, в природе.
Знание строения рыбы(голова, туловище, хвост,
плавники, жабры). Установление связи строения
тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания
рыб. Узнавание (различение)речных рыб (сом,
окунь, щука). Знание значения речных рыб в
жизни человека, в природе.
Узнавание леса. Знание значения леса в природе
и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Соблюдение правил поведения
в лесу.
Узнавание луга. Узнавание луговых цветов.
Знание значения луга в природе и жизни
человека.
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни
человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значения водоемов в
природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на озере (пруду).
Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные
свойства, отрицательное). Знание значения огня
в жизни человека. Соблюдение правил
обращения с огнем.

5.Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
 Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного
вместе с детьми в ходе экскурсий).
 Наглядный изобразительный материал(видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся).
 Муляжи овощей, фруктов.
 Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными.
 Различные календари.
 Изображения сезонных изменений в природе;
 Аудио-и видео материалы.
 Разрезные картинки с изображением объектов природы;
 Глобус.
 Компьютер.
 Мультимедийные презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».