РП_АООП_Чтение и развитие речи_8.1_2 класс — копия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Чтение и развитие речи»
для обучающихся 1 – 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Чтение и развитие речи»
• Формирование интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных
читательских предпочтений.
•

Овладение техникой чтения вслух (реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико - интонационной

структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в
обсуждении текста, оценивание поступков героев.
• Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает
формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию
полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение поручений, инструкций,
текстов и др.). Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов и т. д.
Во втором классе на уроках чтения отрабатывается и техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется
эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Уроки чтения используются для развития языковой способности. Школьники обучаются
улавливать смысл целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на понимании значения новых слов в контексте, на установлении
аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий. Уроки чтения используются для речевого
развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения
перифразу, ответам на вопросы, пересказу. Здесь же осуществляется работа по развитию разговорной и связной речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (включая лиц с нормальным и нарушенным слухом) в разных
видах учебной и внеурочной деятельности, различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
•
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
(умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в
разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другое);
•
овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
•
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и
школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач
учебной и внеурочной деятельности);
Планируемые метапредметные результаты освоения программы:
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
•
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
•
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
•
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вести диалог, излагая
свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
•

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
•
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
•
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Планируемые предметные результаты освоения программы:
•
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
•
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
•
практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных
видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи
(в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
•
умения выбрать адекватные средства вербальной (с учетом особенностей речевого развития) и невербальной коммуникации в
зависимости от собеседника;
•
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества
собственной речи;
•
овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
•
сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и
личных читательских предпочтений;
•
овладение техникой чтения вслух (реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико - интонационной
структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в
обсуждении текста, оценивание поступков героев;
•
овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
•

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтение задания, инструкции и действие в соответствии с их содержанием. Понимание содержания связного текста (сказки, рассказа).
Техника чтения. Чтение вслух осмысленное, плавное, слитное. Подражание учителю в выразительном чтении.
Ориентировка в книге.
Отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации. Ответы на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного.

Привлечение информации, полученной при чтении, перенесение в нужную ситуацию (учебную, жизненную).
Характеристика деятельности обучающихся
Соотносить прочитанное (слово, предложение, связный текст) с действительностью, с предметом, с иллюстрацией.
Читать и выполнить задание, инструкцию, несколько взаимосвязанных поручений. Читать правильно, эмоционально, четко, слитно, с паузами
подражая чтению учителя.
Самостоятельно делать паузы при чтении предложений с однородными членами, с союзами. Реализовывать при чтении произносительные
возможности, в том числе, воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
Следить за чтением товарища по своей книге, продолжать чтение после товарища. Осуществлять выборочное чтение, следуя заданию учителя.
Читать хором, синхронно с учителем, товарищами.
Передавать содержание прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации.
Подбирать к прочитанному тексту (или отрывку) подходящие готовые иллюстрации.
Отвечать на обобщенные вопросы, о ком, о чем прочитали.
Пересказывать прочитанное с использованием выполненного иллюстративного материала, макетов.
Определять название текста (рассказа, сказки, стихотворения), его автора. Находить нужную страницу текста (по устному или письменному
указанию учителя, по записи ее номера на доске).
Осмысленно, плавно и бегло читать вслух и про себя.
Определять логическую последовательность событий прочитанного (инструкции, текста, задания, произведения).
Делить текст на части, выделять главную мысль каждой из них, озаглавливать части.
Находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, выделять новые слова и определять их значение из контекста или пользуясь справочным
материалом.
Оценивать поступки действующих лиц читаемого произведения, устанавливать причинно-следственные, временные связи.
Подбирать материал на заданную тему, пользуясь учебными книгами и другой литературой.
Использовать опору на чтение для запоминания структуры слов и фраз. Проявлять интерес к чтению.
Осмысленно, правильно, бегло читать вслух рассказ, сказки, стихотворения, статьи, четко отображающие события. Относить прямую речь к
говорящему с помощью вопросов учителя: «Кто это сказал?» и т. п. Учиться правильно пользоваться учебником. Под руководством учителя

работать над текстом учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, образцам. Отвечать на вопросы учителя: «О ком говорится?», «О чем
говорится?». Давать оценку прочитанному. Уметь при чтении вслух самостоятельно делать паузу за запятой, при наличии тире. Уметь делать
смысловые паузы при отсутствии знаков препинания, пользуясь указаниями учителя. Соблюдать при чтении словесное и логическое ударения
(после разбора текста учителем), соблюдать орфоэпические правила (в знакомых словах самостоятельно, в новых - по надстрочным знакам). Читать
индивидуально и хором; сопряженно с учителем, самостоятельно. Пользоваться различными видами чтения: сплошное, вслух, выборочное, по
ролям, про себя. Пользоваться оглавлением книги для нахождения нужного рассказа. Определять основное содержание текста с помощью вопроса:
«О чем говорится в рассказе?» Подбирать в тексте материал для рассказа о людях, о природе, о животных. Составлять рассказ о герое, о природе.
Различать сказку рассказа, стихотворение. Уметь делить текст на законченные смысловые части. Находить в тексте образные выражения,
необходимые для характеристики событий, природы, людей, и употреблять их в своей речи. Пересказывать товарищу содержание прочитанного
рассказа, понимать рассказанное товарищем, задавать товарищу вопросы по тексту, записать то, о чем рассказал товарищ, проверить правильность
записи, пользуясь текстом. Подбирать из рассказов или статей материал о людях, природе, животных. Читать статьи из детской газеты, журнала,
понять содержание, обращаясь за пояснениями к учителю, товарищу. Пересказывать прочитанное с изменением лица и времени. Определять с
помощью учителя смысл целого или крупных частей прочитанного произведения. Выбирать из текста произведения наиболее интересные и
значимые отрывки для последующего анализа и объяснения. Составлять план произведения. Объединять несколько произведений, принадлежащих
одному автору, с указанием их тематики. Объединять произведения разных авторов на одну тему. Определять жанр произведения (рассказ, басня,
стихотворение, сказка). Записывать краткие сведения об авторе произведения и о его эпохе и накопление новых данных. Находить начало и конец
произведения по оглавлению, ссылки на автора, сведения о его жизни и творчестве. Уметь бережно обращаться с книгой, правильно пользоваться
книжными закладками. Бережно обращаться с книгой. Иметь общее представление о расстановке книг в библиотеке. Усвоить правила обращения с
книгой. Читать по собственному желанию доступные литературные произведения, проявлять интерес к чтению.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Летние каникулы.

3

2

Осень.

3

3

Что такое хорошо и что такоеплохо.

3

4

Зима.

3

5

Животные.

3

6

Сказки.

3

7

Наш край.

3

8

8 марта - мамин праздник.

3

9

Весна.

3

10

День Победы.

3

11

Это интересно.

4
Итого:

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Власова Т.М. Фонетическая ритмика. М.: Учебная литература, 2020.
Гилевич И.М. Картинный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2019.
Граш Н.Е. Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса М.: Владос,2019
Даль В.И. Иллюстрированный словарь русского языка. М. :Эксмо, 2007.
Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М.: Просвещение, 1988.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь в картинках. М.: Олма, 2009.
Суворова Г.Ф. Средство обучения и методика их использования в начальной школе. М.: Просвещение, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».