для 11 кл_2.1. РП_электив_русский язык_11кл

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНАЯ
РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов
познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
- умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с
учѐтом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и корректировать деятельность;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
2

пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением автора текста
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки
на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
–

3

Содержание элективного курса. 11 класс (34 часа)

Введение (1 ч)
Комплексная работа с текстом и её назначение.
Средства создания текста (8 ч)
Изобразительно-выразительные средства создания текста (1 ч). Богатство и разнообразие языковых и
художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи.
Языковые средства создания текста (3 ч). Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приѐмы и
их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).
Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы,
архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы).
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Художественно-выразительные средства создания текста (3 ч). Тропы и их характеристика (эпитет,
метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).
Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приѐмы:
риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция.
Анализ текста (1 ч). Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста.
Тексты художественной литературы (8 ч)
Текст художественной литературы и его назначение (1 ч). Особенности текста художественной литературы и
выражение в нем эстетической функции национального языка.
Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы (2 ч). Замысел и
возможности его воплощения в произведении художественной литературы. Способы проявления авторского сознания в
произведении художественной литературы.
Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы (1 ч). Языковая основа
текста художественной литературы, выражение в нем эстетической функции национального языка. Языковая личность
автора в произведении.
Богатство и выразительность средств художественной литературы (3 ч). Образность и средства еѐ создания
в тексте, широкое использование изобразительно-выразительных средств.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные
4

на возможностях русского синтаксиса.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических
форм и синтаксических конструкций.
Анализ текста (1 ч). Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения.
Создание собственного текста (13 ч)
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания
сочинения-рассуждения и критериями его оценки.
Проблематика текста (2 ч). Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы
исходного текста.
Комментирование проблемы текста (3 ч). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Трактовка позиции автора текста (2 ч). Позиция автора исходного текста, еѐ отражение и трактовка.
Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой (2 ч.) Аргументация собственного мнения по
проблеме с опорой на художественную, публицистическую и научную литературу, а также на знания и жизненный опыт.
Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи.
Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.
Комплексная работа с текстом. (1 ч). Определение темы, проблемы способов и средств еѐ выражения, позиции автора;
определение собственной позиции и еѐ аргументация; создание собственного текста.
Повторение. Обобщение. Контроль (3 ч)
Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста. Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по
курсу, подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа (тест).
Итоговый урок (1 ч)

5

Тематическое планирование
№ п/п

1
2

3

4

5

Разделы, темы

Введение
Средства создания текста
Изобразительно-выразительные средства создания текста
Языковые средства создания текста
Художественно-выразительные средства создания текста
Анализ текста
Тексты художественной
литературы
Текст художественной литературы и его назначение
Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы
Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы
Богатство и выразительность средств художественной литературы
Анализ текста
Создание собственного текста
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки
Проблематика текста
Комментирование проблемы текста
Трактовка позиции автора текста
Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой
Речевое и языковое оформление собственного текста
Творческая работа
Комплексная работа с текстом
Повторение. Обобщение. Контроль
Итоговый урок
ИТОГО:
6

Кол-во часов

1
8
1
3
3
1
8
1
2
1
3
1
13
1
2
3
2
2
1
1
1
3
1
34

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».