1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ» Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты - бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке; - потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; - готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества; - эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей. Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; - умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом; - умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.); - свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом; - умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и корректировать деятельность; - умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты Выпускник на базовом уровне научится: – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и 2 пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы) Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – выражать согласие или несогласие с мнением автора текста – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). – 3 Содержание элективного курса. 11 класс (34 часа) Введение (1 ч) Комплексная работа с текстом и её назначение. Средства создания текста (8 ч) Изобразительно-выразительные средства создания текста (1 ч). Богатство и разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи. Языковые средства создания текста (3 ч). Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приѐмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс). Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы). Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Художественно-выразительные средства создания текста (3 ч). Тропы и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение). Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приѐмы: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция. Анализ текста (1 ч). Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста. Тексты художественной литературы (8 ч) Текст художественной литературы и его назначение (1 ч). Особенности текста художественной литературы и выражение в нем эстетической функции национального языка. Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы (2 ч). Замысел и возможности его воплощения в произведении художественной литературы. Способы проявления авторского сознания в произведении художественной литературы. Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы (1 ч). Языковая основа текста художественной литературы, выражение в нем эстетической функции национального языка. Языковая личность автора в произведении. Богатство и выразительность средств художественной литературы (3 ч). Образность и средства еѐ создания в тексте, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные 4 на возможностях русского синтаксиса. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ текста (1 ч). Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения. Создание собственного текста (13 ч) Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки. Проблематика текста (2 ч). Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного текста. Комментирование проблемы текста (3 ч). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Трактовка позиции автора текста (2 ч). Позиция автора исходного текста, еѐ отражение и трактовка. Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой (2 ч.) Аргументация собственного мнения по проблеме с опорой на художественную, публицистическую и научную литературу, а также на знания и жизненный опыт. Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи. Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы. Комплексная работа с текстом. (1 ч). Определение темы, проблемы способов и средств еѐ выражения, позиции автора; определение собственной позиции и еѐ аргументация; создание собственного текста. Повторение. Обобщение. Контроль (3 ч) Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста. Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе. Контрольная работа (тест). Итоговый урок (1 ч) 5 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 Разделы, темы Введение Средства создания текста Изобразительно-выразительные средства создания текста Языковые средства создания текста Художественно-выразительные средства создания текста Анализ текста Тексты художественной литературы Текст художественной литературы и его назначение Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы Богатство и выразительность средств художественной литературы Анализ текста Создание собственного текста Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки Проблематика текста Комментирование проблемы текста Трактовка позиции автора текста Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой Речевое и языковое оформление собственного текста Творческая работа Комплексная работа с текстом Повторение. Обобщение. Контроль Итоговый урок ИТОГО: 6 Кол-во часов 1 8 1 3 3 1 8 1 2 1 3 1 13 1 2 3 2 2 1 1 1 3 1 34 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)