для 11 кл_1.2. РП_обществознание_10-11 кл_базовый

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413;
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016г. №
2/16-з);
Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов,
разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации от 11.02.2016 № 02-01-81/1100.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками
получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских
и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы (базовый уровень):
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.

Содержание учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право)
на базовом уровне (10-11 класс)
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных,
общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является
интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной
психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с
позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной
научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает
преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком
теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть
относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке,
сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном
мире.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего
образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и
строить

жизненные

планы,

поликультурном социуме;

способности

к

осознанию

российской

гражданской

идентичности

в

– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и
нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная
культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура,
контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции.
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты)
социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности,

потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы
научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и
индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные
ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции
образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и
навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный
регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления
глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и
факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и
несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные

отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и
другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и
роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный
бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная
специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции
экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные
группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические

общности.

Межнациональные

отношения,

этносоциальные

конфликты,

пути

их

разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития
семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности
и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения
современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие,
признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль
средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное
право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность.
Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики
государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные
права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия
заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и
детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека
в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы
Раздел курса
Политика и право

Дидактические единицы
Образовательный результат
Коррупционные
- способность выявлять признаки коррупционного
правонарушения:
виды, поведения;
ответственность.
- осознание степени общественной опасности
коррупционных правонарушений (преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение
правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).

Общество

Коррупция как вызов и угроза
нормальному
состоянию
современного общества.
Негативные
последствия
коррупционных факторов для
общественных институтов.
Коррупция – социально опасное
явление.

Человек;
Правомерное поведение – как
Человек
в
системе жизненный
ориентир
и
общественных отношений ценность.
Развитое
правосознание
и
высокий уровень правовой
культуры – основа свободы
личности.
Мотивы
коррупционного
поведения.
Экономика

Экономические
издержки
коррупции.
Влияние
коррупции на экономическую
систему
государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.

- способность характеризовать значение коррупции
для состояния общественных отношений;
способность
определять
характер
вреда,
причиняемый
общественным
отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных
лиц;
- способность определять и использовать социальные
институты,
обеспечивающие
противодействие
коррупции;
- способность выбирать корректную модель
правомерного
поведения
в
потенциально
коррупциогенных ситуациях.
- способность сделать осознанный выбор в пользу
правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для
личности;
- способность к развитию правосознания на основе
полученных знаний;
приобретение
навыков,
необходимых
для
повышения уровня правовой культуры в рамках
образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного
поведения и определение коррупциогенных факторов.
- приобретение знаний о характере вреда, наносимого
коррупцией экономическим отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные
факторы в области экономических отношений;

Право

Понятие
Противодействие
Коррупционные
правонарушения:
ответственность.

коррупции. - приобретение знаний об основных направлениях
коррупции. государственной антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия
виды, коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию форм
проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях,
наступающих в случае привлечения к ответственности
за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и
схожих некоррупционных явлений в различных
сферах жизни общества.

Политика
как Политические гарантии защиты - способность определять роль политических
общественное явление
от
коррупции: институтов в системе противодействия коррупции.
многопартийность, разделение
властей,
свобода
средств
массовой информации; право
граждан
участвовать
в
управлении
делами
государства.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания
роли образования и науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения,
выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать
проявления различных глобальных проблем.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной
экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка
Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для
различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности,
анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии
на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный
продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее
изменения;

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях
современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для
человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения
социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность
свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной
сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном
развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового
государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение
к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических
прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия
принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять
знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации
профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной
жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его
мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным
развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного
развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его
структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные
стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической
глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития,
экономического развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным
конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи
населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в
Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных
отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма,
раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных
учебных действий
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
защита темы проекта (проектной идеи);
защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники
ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект
стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему
(примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также
источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора
(куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации,
посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при
процедуре защиты реализованного проекта:
оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект
от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить
педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного
сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;

оценивание производится на основе критериальной модели;
для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных,
формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам
определяет сама образовательная организация;
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией
доводятся до сведения обучающихся.

Темы проектов (примерные)
1.Изменения в жизни общества на примере поколения моих родителей.
2.Мой опыт взаимодействия с социальными институтами.
3.Ценностные приоритеты моего поколения.
4.Интернет в жизни старшеклассника: за и против.
5.Изменились ли мотивы учебной деятельности?
6.Может ли игра помочь учебе?
7.Что нам помогает лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания)?
8.Можно ли научить творчеству?
9.Нравственные приоритеты поколения молодых.
10.Значение прав и свобод человека в зеркале общественного мнения (анализ результатов социологического опроса)
11.Реализация права на благоприятную окружающую среду в моем регионе.
12.Продукты массовой культуры в моем «культурном рационе».
13.Музыка в жизни современной молодежи.
14.Финансовые пирамиды 1990-х: причины и последствия.

15.Молодежный бизнес: условия успеха.
16.Перспективные производства нашего региона.
17.Социальная справедливость в прошлом и сегодня.
18.Многообразие социальных интересов.
19.Влияние общества на семью.
20. Как изменится семья в будущем.
21.Представления о гендерных ролях у современной молодежи.
22.Этнонациональный портрет нашего региона.
23.Современные политические лидеры.
24.Политические организации в нашем регионе и их влияние на общественную жизнь.
25. СМИ: «зеркало» политической жизни или активный субъект политики?

Тематическое планирование, 10 класс
(68 часов)
Номер
урока

Наименование темы

Колич
ество
часов
1

1

Что такое общество

2

Общество как система

1

3

Общество как система

1

4

Динамика общественного развития

1

5

Интеграционные процессы в жизни общества.

1

Глобализация.

6

Социальная сущность человека

1

7

Практикум № 1

1

Содержание
Социальное
взаимодействие
и
общественные отношения.
Системное строение общества: элементы и
подсистемы.
Основные институты общества. Коррупция
как вызов и угроза нормальному состоянию
современного общества.
Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального
изменения.
Основные
направления
общественного
развития:
общественный
прогресс, общественный регресс. Формы
социального прогресса: реформа, революция.
Процессы
глобализации.
Основные
направления
глобализации.
Последствия
глобализации. Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.
Обобщение пройденного материала по теме
«Общества как система»

8

Социализация индивида

1

9

Деятельность человека, ее основные формы

1

10

Сознательное и бессознательное

1

11

Познавательная деятельность

1

12

Познавательная деятельность

1

13

Научное познание

1

14
15
16

Социальное знание
Этапы развития общества
Практикум № 2

1
1
1

17
18

Контрольный урок «Человек в обществе»
Понятие культуры

1
1

19

Формы и разновидности культуры

1

20

Духовный мир личности

1

Социализация индивида, агенты (институты)
социализации.
Мышление
и
деятельность.
Мотивация
деятельности, потребности и интересы. Свобода
и необходимость в человеческой деятельности.
Мышление, формы и методы мышления.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание
индивида и социальное поведение. Социальные
ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и
ответственность
Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина.
Виды человеческих знаний. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Особенности
научного познания. Уровни научного познания.
Способы и методы научного познания.
Особенности социального познания.
Многовариантность общественного развития.
Обобщение пройденного материала по теме
«Человек в обществе»
Контроль знаний по теме «Человек в обществе»
Понятие культуры. Материальная и духовная
культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая,
элитарная;
молодежная
субкультура,
контркультура. Многообразие и диалог культур.
Мораль. Нравственная культура.

21

Наука и образование

1

Основные направления развития образования.
Функции
образования
как
социального
института.
Общественная
значимость
и
личностный смысл образования. Знания, умения
и навыки людей в условиях информационного
общества.

22

Религия

1

23
24
25
26

Искусство
Мораль
Массовая культура
Практикум № 3

1
1
1
1

27

Контрольный урок «Духовная сфера общества»

1

28
29

Понимание права
Право как наука

1
1

30

Право в системе социальных норм

1

31
32

Источники права
Система права

1
1

33

Система права

1

34
35

Правоотношения
Правоотношения

1
1

Религия. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества.
Искусство, его основные функции.
Мораль. Нравственная культура.
Формы и виды культуры.
Обобщение пройденного материала по теме
«Духовная сфера общества»
Контроль знаний по теме «Духовная сфера
общества»
Право в системе социальных норм.
Право
в
системе
социальных
норм.
Законотворческий процесс в Российской
Федерации.
Право в системе социальных норм. Понятие
коррупции.
Источники права.
Система российского права: элементы системы
права; частное и публичное право; материальное
и процессуальное право.
Система российского права: элементы системы
права; частное и публичное право; материальное
и процессуальное право.
Система российского права.
Система российского права. Противодействие

36

Права и обязанности гражданина РФ

1

37

Права и обязанности гражданина РФ

1

38

Практикум № 4

1

39
40

Контрольный урок «Система права»
Гражданское право

1
1

коррупции.
Коррупционные
правонарушения: виды, ответственность.
Гражданство
Российской
Федерации.
Конституционные
права
и
обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная
служба
по
контракту.
Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной
политики государства.
Гражданство
Российской
Федерации.
Конституционные
права
и
обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная
служба
по
контракту.
Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной
политики государства.
Обобщение пройденного материала по теме
«Система права»
Контроль знаний по теме «Система права»
Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения.
Субъекты
гражданского
права.
Имущественные
права.
Право
собственности. Основания приобретения права
собственности.
Право
на
результаты
интеллектуальной
деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь,

41

Гражданское право

1

42

1
1

Организационно-правовые формы предприятий.

44

Правовые
основы
предпринимательской
деятельности
Правовые
основы
предпринимательской
деятельности
Правовые основы социальной защиты

достоинство,
имя.
Способы
защиты
имущественных и неимущественных прав.
Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения.
Субъекты
гражданского
права.
Имущественные
права.
Право
собственности. Основания приобретения права
собственности.
Право
на
результаты
интеллектуальной
деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство,
имя.
Способы
защиты
имущественных и неимущественных прав.
Организационно-правовые формы предприятий.

1

45

Трудовое право

1

46

Трудовое право

1

47

Семейное право

1

Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Порядок приема на
обучение в профессиональные образовательные
организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема
на работу, заключения и расторжения трудового
договора.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема
на работу, заключения и расторжения трудового
договора.
Семейное право. Порядок и условия заключения
и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей.

43

48

Семейное право

1

49

Экологическое право

1

50
51

Административное право
Процессуальные отрасли права

1
1

52

Международное право

1

53

Международное право

1

Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени.

54

1

55

Правовые
основы
политики РФ
Правовая культура

Правовая база противодействия терроризму в
Российской Федерации.
Правовая
культура
и
правосознание.
Правомерное поведение – как жизненный
ориентир и ценность.

56

Правовая культура

антитеррористической

1

1

Семейное право. Порядок и условия заключения
и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей.
Экологическое право. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Особенности административной юрисдикции.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса. Конституционное
судопроизводство.
Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени.

Правовая культура и правосознание. Развитое
правосознание и высокий уровень правовой
культуры – основа свободы личности.
Мотивы коррупционного поведения.

57
58
59-68

Практикум № 5

1

Контрольный урок «Отрасли права»
Урок-повторение

1
10

Обобщение пройденного материала по теме
«Отрасли права»
Контроль знаний по теме «Отрасли права»
Повторение
и
обобщение
пройденного
материала

Тематическое планирование, 11 класс
(68 часов)

Номер
урока

Наименование темы

Колич
Содержание
ество
часов
1
Экономика, экономическая наука. Уровни
экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы.
1
Экономика, экономическая наука. Уровни
экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы.
1
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена.
1
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена.
1
Экономический рост. Экономические циклы.

1

Экономика

2

Роль экономики в жизни общества

3

Экономика: наука и хозяйство

4

Экономика: наука и хозяйство

5

Экономический рост

6

Экономическое развитие

1

Экономический рост. Экономические циклы.

7

Рыночные отношения

1

8

Рыночные отношения

1

Виды и функции рынков. Рынок совершенной и
несовершенной
конкуренции.
Политика
защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство. Рыночные отношения в
современной экономике.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и
несовершенной
конкуренции.
Политика
защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство. Рыночные отношения в
современной экономике.

9

Практикум № 1 «Экономика в жизни общества»

1

10

Фирма в экономике

1

11

Фирма в экономике

1

12

Финансовый рынок

1

13

Финансовый рынок

1

14

Экономика и государство

1

15

Экономика и государство

1

Обобщение пройденного материала по теме
«Экономика в жизни общества»
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие
ценные бумаги.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации, его
задачи, функции и роль в банковской системе
России. Финансовые институты. Виды, причины
и последствия инфляции.
Финансовый рынок. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации, его
задачи, функции и роль в банковской системе
России. Финансовые институты. Виды, причины
и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные
блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Экономические издержки
коррупции.
Влияние коррупции на
экономическую
систему
государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.
Роль государства в экономике. Общественные
блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые

предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики
государства. Денежно-кредитная (монетарная)
политика.
Государственный
бюджет.
Государственный
долг.
Экономическая
деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП –
основные макроэкономические показатели.

16

Финансовая политика государства

1

17

Финансовая политика государства

1

Основы денежной и бюджетной политики
государства. Денежно-кредитная (монетарная)
политика.
Государственный
бюджет.
Государственный
долг.
Экономическая
деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП –
основные макроэкономические показатели.

18

Занятость и безработица

1

19

Занятость и безработица

1

20

Мировая экономика

1

21

Мировая экономика

1

Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в
области занятости.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в
области занятости.
Мировая
экономика.
Международная
специализация, международное разделение
труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли.
Глобальные
экономические
проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Мировая
экономика.
Международная
специализация, международное разделение
труда, международная торговля, экономическая

22

Экономическая культура

1

23

Практикум № 2 «Роль государства в экономике»

1

24

1

25

Контрольный урок «Экономическая
общества»
Социальная структура общества

26

Социальная структура общества

1

27

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

28

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

сфера

1

интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли.
Глобальные
экономические
проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Рациональное
экономическое
поведение
собственника,
работника,
потребителя,
семьянина.
Обобщение пройденного материала по теме
«Роль государства в экономике»
Контроль знаний по теме «Экономическая сфера
общества»
Социальная структура общества и социальные
отношения.
Социальная
стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы.
Коррупция как вызов и угроза нормальному
состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов.
Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы разрешения
конфликтов. Социальная мобильность, ее формы
и каналы в современном обществе.
Социальные нормы, виды социальных норм.
Отклоняющееся
поведение
(девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль.
Социальные нормы, виды социальных норм.
Отклоняющееся
поведение
(девиантное).
Социальный
контроль
и
самоконтроль.
Коррупция – социально опасное явление.

29

Нации и межнациональные отношения

1

Этнические
общности.
Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения.
Конституционные
принципы
национальной
политики
в
Российской
Федерации.
Этнические
общности.
Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения.
Конституционные
принципы
национальной
политики
в
Российской
Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей.
Социальная структура общества и социальные
отношения.
Молодежь как социальная группа.

30

Нации и межнациональные отношения

1

31

Семья и брак

1

32

Гендер – социальный пол

1

33

Молодежь в современном обществе

1

34

Демографическая ситуация в современной России

1

Современная демографическая ситуация в
Российской
Федерации.
Религиозные
объединения и организации в Российской
Федерации.

35

Практикум № 3 «Социальная сфера общества»

1

36

Контрольный урок «Социальная сфера»

1

Обобщение пройденного материала по теме
«Социальная сфера общества»
Контроль знаний по теме «Социальная сфера»

37

Политика и власть

1

38

Политика и власть

1

Политическая
деятельность.
институты.
Политические
Политическая власть.
Политическая
деятельность.
институты.
Политические
Политическая власть

Политические
отношения.
Политические
отношения.

39

Политическая система

1

40

Политическая система

1

41

Гражданское общество и правовое государство

1

Политическая система, ее структура и функции.
Государство
как
основной
институт
политической системы. Государство, его
функции.
Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки.
Гражданское общество и правовое государство.

42

Гражданское общество и правовое государство

1

Гражданское общество и правовое государство.

43

Демократические выборы

1

44

Демократические выборы

1

45

Практикум № 4 «Политическая система»

1

Избирательная система. Типы избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная.
Избирательная
кампания.
Политические
гарантии
защиты
от
коррупции: многопартийность, разделение
властей,
свобода
средств
массовой
информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.
Избирательная система. Типы избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания.
Обобщение пройденного материала по теме
«Политическая система»

46

Политические партии и партийные системы

1

47

Политические партии и партийные системы

1

Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественнополитических движений.
Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно-

политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства.
Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства.
Политическая психология.
Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политическая
психология.
Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политическое поведение. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
Политическое поведение. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.

48

Политическая элита и лидерство

1

49

Политическая элита и лидерство

1

50

Политическое сознание

1

51

Политическое сознание

1

52

Политическое поведение

1

53

Политическое поведение

1

54

Политический процесс и культура политического
участия

1

55

Политический процесс и культура политического
участия

1

Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.

56

Практикум № 5 «Политическое поведение»

1

Обобщение пройденного материала по теме
«Политическое поведение»

57

Контрольный урок «Политическая сфера»

1

Контроль знаний по теме «Политическая сфера»

58

Практикум № 6 «Сферы жизни общества»

1

Обобщение пройденного материала по теме
«Сферы жизни общества»

59-68

Урок-повторение

10

Повторение
материала

и

обобщение

пройденного

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».