Описание ООП СОО 2022-2023

ОПИСАНИЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ СОШ № 56
Срок реализации 2 года
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №56
адресована учителям, обучающимся, родителям (законным представителям). Пользуясь
текстом данной программы:
- обучающиеся и родители смогут узнать: об основных направлениях образовательной
деятельности и о традициях школы; о целях, содержании, организации и предполагаемых
результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных
результатов; об условиях, созданных для успешной учебы обучающихся; о кадровом
потенциале школы и зоне ответственности за достижения результатов образовательной
деятельности школы, обучающихся и родителей (законных представителей), а также
имеющихся возможностей для взаимодействия;
- учителя смогут узнать: об основных направлениях образовательной деятельности и о
традициях школы; о целях, задачах, содержании и планируемых результатах
образовательной деятельности, а также о зоне ответственности всех участников
образовательных отношений за качество образования.
Также ООП адресована:
- администрации для: координации деятельности педагогического коллектива по
выполнению требований к результатам освоения ООП; создания условий по освоению
обучающимися ООП среднего общего образования; контроля качества освоения ООП;
регулирования взаимоотношений субъектов образовательных отношений (обучающихся,
родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников и других
участников) и установления взаимодействия между ними;
- учредителю и органам управления для: повышения объективности оценивания
образовательных результатов в целом и принятия управленческих решений на основе
мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной
деятельности школы;
- социальным партнерам школы для: расширения взаимодействия, интеграции
образования и привлечения ресурсов в систему образования школы;
- структурам, представляющим мнение социума для: получения общественной
поддержки в решении конкретных задач, стоящих перед школой, и освещения ее
деятельности.
ООП СОО состоит из трех разделов:
Целевой раздел
Содержательный
Организационный
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП
СОО) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса при получении среднего общего образования и направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья. ООП СОО МАОУ СОШ №56 создана для
реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих
документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной
социальной ситуации города и региона, материальных и кадровых возможностей

образовательного учреждения. Программа направлена на воспитание и социализацию
обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию
образовательных программ, входящих в ООП СОО МАОУ СОШ №56.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего
образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего
образования МАОУ СОШ №56 являются:
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к
самоопределению;
– достижение
выпускниками
планируемых
результатов:
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного
языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
– обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
– обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
– обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего
образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение
обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору
из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по
выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание
значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
– обеспечение преемственности основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
– развитие государственно-общественного управления в образовании;
– формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
– создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты
реализации основной образовательной программы, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Раздел включает: пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
систему оценки результатов освоения основной образовательной программы
2

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном
объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной
образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное
обучение) основной образовательной программы среднего общего образования
Объем ООП СОО определяется в учебном плане среднего общего образования и плане
внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя;
личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству);
ичностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу;
личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми;
личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре;
личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни;
личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений;
личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Планируемые предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо
традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться», две группы результатов: результаты базового и углубленного
уровней.
Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый
уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник
научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться –
углубленный уровень» – определяется следующей методологией.
3

Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного
уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни
и общего развития.
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так
и в смежных с ней областях.
Программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты
базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться»,
соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном
уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не
выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть
предоставлена каждому обучающемуся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования (далее – система оценки) является
частью системы оценки и управления качеством образования в МАОУ СОШ №56.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации в соответствии с требованиями ФГОС СОО являются:
– оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их итоговой аттестации;
– оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
– оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках
внутренней оценки образовательной организации, включающей различные оценочные
процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, процедуры
внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая
аттестации обучающихся), а также процедур внешней оценки, включающей
государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки
обучающихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и
федерального уровней.
Оценка результатов деятельности педагогических работников осуществляется на
основании:
– мониторинга результатов образовательных достижений обучающихся, полученных в
рамках внутренней оценки образовательной организации и в рамках процедур внешней
оценки;
– мониторинга уровня профессионального мастерства учителя (анализа качества
уроков, качества учебных заданий, предлагаемых учителем).
Мониторинг оценочной деятельности учителя с целью повышения объективности
оценивания осуществляется методическим объединением учителей по данному предмету и
администрацией МАОУ СОШ № 56.
Результаты мониторингов являются основанием для принятия решений по повышению
квалификации учителя.
Результаты процедур оценки результатов деятельности образовательного учреждения
обсуждаются на педагогическом совете и являются основанием для принятия решений по
коррекции текущей образовательной деятельности, по совершенствованию образовательной
программы нашего образовательного учреждения и уточнению и/или разработке программы
развития МАОУ СОШ № 56, а также служат основанием для принятия иных необходимых
управленческих решений.
4

Для оценки результатов деятельности педагогических работников и оценки результатов
деятельности школы приоритетными являются оценочные процедуры, обеспечивающие
определение динамики достижения обучающимися образовательных результатов в процессе
обучения.
В ООП СОО представлен фонд оценочных средств МАОУ СОШ № 56
В соответствии с ФГОС СОО система оценки МАОУ СОШ№ 56 реализует системнодеятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и
включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития
универсальных учебных действий при получении среднего общего образования,
включающую
формирование
компетенций
обучающихся
в
области
учебноисследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов,
курсов и курсов внеурочной деятельности; программу воспитания обучающихся при
получении среднего общего образования, включающую такие направления, как
духовнонравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и
профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни. программу коррекционной работы, включающую
организацию работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Структура
программы развития универсальных учебных действий (УУД)
сформирована в соответствии ФГОС СОО и содержит значимую информацию о
характеристиках, функциях и способах оценивания УУД на уровне среднего общего
образования, а также описание особенностей, направлений и условий реализации учебноисследовательской и проектной деятельности.
Программа развития УУД является организационно-методической основой для
реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы.
Цель программы развития УУД — обеспечить организационно-методические условия
для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные
компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах
деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных
пробах (социальных практиках).
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом
возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД
представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой
возрастного развития. Отличительными особенностями старшего школьного возраста
являются: активное формирование чувства взрослости, выработка мировоззрения,
убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Среднее общее образование — этап, когда все приобретенные ранее компетенции
должны использоваться в полной мере и приобрести характер универсальных. Компетенции,
сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь могут быть
перенесены на жизненные ситуации, не относящиеся к учебе в школе.
Программы отдельных учебных предметов
Рабочие программы учебных предметов на уровне среднего общего образования
составлены в соответствии с ФГОС СОО, в том числе с требованиями к результатам
среднего общего образования, и сохраняют преемственность с основной образовательной
программой основного общего образования.
Программы по учебным предметам адресованы создателям рабочих программ с целью
сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между
уровнями образования.
5

Программы не задают жесткого объема содержания образования, не разделяют его по
годам обучения и не связывают с конкретными педагогическими направлениями,
технологиями и методиками. Программы по учебным предметам не сковывают творческой
инициативы авторов рабочих программ по учебным предметам, сохраняют для них широкие
возможности реализации своих идей и взглядов на построение учебного курса, выбор
собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательной
деятельности.
Рабочие программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и
развития обучающихся и учитывают условия, необходимые для развития личностных
качеств выпускников.
Программы учебных предметов построены таким образом, чтобы обеспечить
достижение планируемых образовательных результатов. Курсивом в примерных программах
учебных предметов обозначены дидактические единицы, соответствующие блоку
результатов «Выпускник получит возможность научиться».
В ООП СОО:
- представлен список произведений по литературе, определенный для изучения в
МАОУ СОШ №56;
- определены перечни практических и лабораторных работ по физике, химии,
биологии, географии, определенный для проведения в МАОУ СОШ №56;
- определено содержание регионального компонента по истории.
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего
общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) строится на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и направлена на
воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Программа обеспечивает:
– достижение обучающимися личностных результатов освоения образовательной
программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
– формирование уклада жизни организации, осуществляющей образовательную
деятельность, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в
котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также
потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их
социального взаимодействия вне организации, осуществляющей образовательную
деятельность, характера профессиональных предпочтений.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом основной образовательной программы. ПКР разрабатывается для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся
с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов —
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная
программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Программа коррекционной работы на уровне среднего общего образования
преемственно связана с программой коррекционной работы на уровне основного общего
образования, является ее логическим продолжением.
6

Программа коррекционной работы разработана на весь период освоения уровня
среднего общего образования, имеет четкую структуру и включает несколько разделов.
Организационный раздел основной образовательной программы среднего общего
образования
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
основную образовательную программу среднего общего образования, отражает
организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов
освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и
объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана среднего
общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, – 40% от общего объема.
Учебный план МАОУ СОШ № 56 позволяет обучающимся удовлетворить
индивидуальные интересы и подготовиться по учебным предметам к ЕГЭ на углубленном
уровне.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
МАОУ СОШ № 56 предоставляет обучающимся возможность формирования
индивидуальных учебных планов.
Обязательная часть индивидуального учебного плана среднего общего образования
содержать не менее 10 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного
учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для
включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык»,
«Литература», «Родной язык (русский)», «Иностранный язык (английский)», «Математика,
«История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Астрономия», «Индивидуальный проект».
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального
проекта.
Предметы, изучаемые на углубленные уровне:
математика – 8 часов в неделю, информатика – 3 часа в неделю, иностранный язык
(английский) – 5 часов в неделю, биология – 3 часа в неделю, физика – 5 часов в неделю.
Предметы, выбранные для изучения на углубленном уровне, на базовом уровне не
изучаются.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
предметы по выбору, в каждом индивидуальном учебном плане разные;
профессиональные пробы (социальные практики)
Календарный учебный график Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) является одним из
основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
План внеурочной деятельности
7

План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №56 обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм
внеурочной деятельности по классам.
Организация внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
предусматривает гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных
мероприятий и общих коллективных дел, а также возможность использования для
проведения внеурочной деятельности каникулярного времени.
На внеурочную деятельность предусматривается из расчёта до 5 часов в неделю, из них
на инвариантную часть по направлениям развития личности – до 4 часов в неделю и до 1
часа на вариативную часть.
Инвариантная часть плана внеурочной деятельности обеспечивает организацию жизни
ученических сообществ в форме клубных встреч, участие обучающихся в делах классного
ученического коллектива и в общих коллективных делах МАОУ СОШ №56 по направлениям
личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
интеллектуальное, общекультурное.
Система условий реализации ООП СОО:
требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы;
психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы;
материально-технические условия реализации основной образовательной программы;
информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
основной образовательной программой среднего общего образования;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
разработка сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой
системы условий;
контроль за состоянием системы условий.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».