ДООП_Белая ладья

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Белая ладья»
Возраст обучающихся: 7-12
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Евдокимова Яна Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка

Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность:
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты
прав ребенка:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29 мая 2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.
В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Ведение занятий позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т.д.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в
шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству
сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Развитие междисциплинарных связей на основе шахматы, история способствует решению комплексной программы по становлению
личности.
Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, овладение ими происходит на всем маршруте освоения
программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские

работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры
различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста
обучающегося.
Отличительными особенностями являются:
- определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоенияпрограммы;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневуюоценку в достижении планируемых результатов;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал
шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный.
Адресат: Программа предназначена для детей как младшего школьного возраста, так и среднего школьного возраста – 8-12 лет.
Участниками группы являются обучающиеся одной параллели. Группа состоит из 8-10 человек.
Режим занятий:1 урок 1 раз в неделю
Объем программы: 117 ч Срок освоения: 3 года.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий: практическая игра, дидактическая игра, дидактическое задание, игровое упражнение, инсценировка,
турнир, соревнование, показательное выступление.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие.
1.1 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, совершенствование уровня шахматнойигры.
Задачи программы:
образовательные:
- содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать ушкольников логическое и образное мышление,
память, внимание, усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного икраткосрочного планирования действий во
время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактикии техникой расчета вариантов в практической
игре;
- включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях итурнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувствоуважения к сопернику, умение с достоинством
преодолевать неудачи и трудности;

- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие:
развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театральногоискусства;
развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностейкаждого ребенка;
развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,пространственного мышления, фантазии, речи
детей;
развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такиекачества, как доброжелательность, трудолюбие,
уважение к творчеству других;
духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствамитрадиционной, народной и мировой культуры;
формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценокискусства, природы, окружающего мира;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,позитивного и оптимистического отношения к
жизни.
Содержание общеразвивающей программы

1.2

Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы
№
п/п

1
2
2.1
2.2
3

Количество часов
всего теория практика

1 год обучения
Инструктаж по
1

Формы
аттестации/
контроля

Вводное занятие.
технике безопасности
Шахматная доска
Знакомство с шахматной доской.
Белые и черные поля. Вертикаль,
горизонталь

6

2

4

3

1

2

Решение
задач

Шахматная доска. Диагональ. Центр

3

1

2

Решение
задач

Шахматные фигуры

6

3

3

Беседа

1

3.1

3.2
4
4.1
5
5.1

5.2

5.3
5.4

Знакомство с шахматными фигурами.
Белые, черные. Ладья, слон. Ферзь,
конь (правило «ферзь любит свой
цвет»). Пешка, король
Закрепление пройденного материала.
Шахматная доска и фигуры
Начальная расстановка фигур
Начальное положение. Связь между
горизонталями,
вертикалями.
Расположение каждой из фигур в
начальной позиции
Ходы и взятие фигур
Знакомство с шахматной фигурой.
Ладья. Ладья в игре
Знакомство с шахматной фигурой.
Слон. Слон в игре. Белопольные и
чернопольные слоны. Одноцветные и
разноцветные слоны
Правила хода и взятия каждой из
фигур. Ладья против слона
Знакомство с шахматной фигурой.

5

2

1

3

Решение
задач

1

Решение
задач

2

1

1

2

1

1

47

16

31

3

1

2

Решение
задач

4

2

2

Решение
задач

3

1

2

3

1

2

Решение
задач
Решение

Ферзь. Ферзевые, королевские пешки
Ферзь в игре. Игра «на уничтожение».
Легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые
Взятие на проходе, превращение
пешки

3

1

2

3

1

2

5.7

Ферзь против ладьи и слона

3

1

2

5.8

Знакомство с шахматной фигурой.
Конь

3

1

2

5.9

Конь в игре

3

1

2

3

1

2

5.5
5.6

5.10 Конь против ферзя, ладьи, слона

Решение
задач

задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

5.11 Знакомство с пешкой

3

1

2

5.12 Пешка в игре

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона
Знакомство с шахматной фигурой.
5.14
Король
5.13

5.15 Король против других фигур
Закрепление пройденного. Ходы и
взятие фигур
Цель шахматной партии

22

9

13

6.1

Шах

5

2

3

6.2

Мат

5

2

3

6.3

Ставим мат

4

2

2

6.4

Ничья, пат

4

2

2

3

1

2

5.16
6

6.5
6.6
7
7.1
7.2
7.3
7.4

Рокировка. Длинная и короткая
рокировка и ее правила
Закрепление
пройденного.
Цель
шахматной партии
Игра всеми фигурами из начальной
позиции
Представление о начале шахматной
партии
Шахматная партия
Практическая
работа:
отработка
пройденного на практике
Подведение итогов года. Конклуб на
решение шахматных задач

1

1

1

1

16

2

14

3

2

1

3

3

6

6

3

3

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Анализ
партий
Решение
задач
Решение
задач

7.5

Шахматный
вернисаж
(выставка
картин школьников на шахматные

1

1

Презентаци
я работ

темы)

1
2

Всего 100
2 год обучения
Повторение изученного материала
3
Краткая история шахмат
2

1
2

2

3

Шахматная нотация

4

2

2

2

1

1

2

1

1

7

4

3

1

1

3.1
3.2
4
4.1

Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей
Обозначение шахматных фигур и
терминов
Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур

4.2

Достижение материального перевеса

2

1

1

4.3

Способы защиты

2

1

1

4.4

Защита

2

1

1

Техника матования одинокого короля

8

4

4

5.1

Две ладьи против короля

2

1

1

5.2

Ферзь и ладья против короля

2

1

1

5.3

Ферзь и король против короля

2

1

1

5.4

Ладья и король против короля

2

1

1

6

3

3

2

1

1

5

6
6.1

Достижения
мата
без
жертвы
материала
Учебные положения на мат в два хода
в эндшпиле

Беседа
Анализ
записей
Решение
задач
Решение
задач

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

6.2
6.3
7
7.1
7.2
7.3
7.4

7.5
7.6

Учебные положения на мат в два хода
в миттельшпиле
Учебные положения на мат в два хода
в дебюте
Шахматная комбинация
Матовые
комбинации.
Темы
комбинаций. Тема отвлечения
Матовые
комбинации.
Тема
завлечения
Матовые
комбинации.
Тема
блокировки
Матовые
комбинации.
Тема
разрушения королевского прикрытия
Матовые
комбинации.
Тема
освобождения пространства. Тема
уничтожения
защиты. Тема
«рентгена»
Матовые
комбинации.
Другие

шахматные комбинации, сочетание
приемов
Комбинации, ведущие к достижению
7.7 материального
перевеса.
Тема
отвлечения. Тема завлечения
Комбинации, ведущие к достижению
7.8 материального
перевеса.
Тема
уничтожения защиты. Тема связки
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
7.9
освобождения пространства. Тема
перекрытия
Комбинации, ведущие к достижению
7.10 материального
перевеса.
Тема
превращения пешки

Решение
задач
Решение
задач

2

1

1

2

1

1

33

15

18

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Решение
задач

2

1

1

Решение

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

задач

2

1

1

Решение
задач

2

1

1

Решение
задач

2

1

1

Решение
задач

2

1

1

Решение
задач

Комбинации, ведущие к достижению
7.11 материального перевеса. Сочетание
тактических приемов
Комбинации для достижения ничьей.
7.12
Патовые комбинации
Комбинации для достижения ничьей.
7.13
Комбинации на вечный шах

8
8.1

1

1

1
1

4

2

2

3

1

2

Типичные комбинации в дебюте
(более сложные примеры)
Повторение программного материала

3

1

2

5

5

Повторение материала

4

4

7.14 Типичные комбинации в дебюте
7.15

2

Подведение итогов года. Конклуб на
1
решение шахматных задач
Всего
68
3 год обучения
Повторение изученного материала
8

2

6

1.1

Повторение изученного материала

4

2

2

1.2

Игровая практика

2

2

1.3

Практика матования одинокого короля
(дети играют попарно)
Основы дебюта

2

2

55

Решение задания «Мат в 1 ход»

2

8.2

1

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя
Решение заданий «Поймай ладью»,
«Поймай ферзя»
Игра «на мат» с первых ходов партии.
Детский мат. Защита
Решение заданий

2

1

24

2
2
2

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Анализ
партий
Решение
задач

Решение
задач
Анализ
партий
Решение
задач

31
2

1

Решение
задач

1
2

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

2
2

Решение
задач

2.6

Вариации на тему детского мата.
Другие угрозы быстрого мата в
дебюте.
Защита.
Как
отражать
скороспелый дебютный наскок
противника

2

2.7

Решение заданий

2

2.8

«Повторюшка-хрюшка»
(черные
копируют ходы белых). Наказание
«повторюшек»

2

2.9

Решение заданий

2

2.10

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Темпы. Гамбиты

2

2.11 Решение задания «Выведи фигуру»

2

Наказание за несоблюдение принципа
быстрейшего
развития
фигур.
2.12 «Пешкоедство». Неразумность игры в
дебюте
одними
пешками
(с
исключениями из правила)

3

2.13 Решение заданий

2

Принципы игры в дебюте. Борьба за
2.14 центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит

2

2.15 Решение заданий

2

2.16

Принципы игры в дебюте. Безопасное
положение короля. Рокировка

2

2

2

Решение
задач

2

Решение
задач

2

Решение
задач

2

2

2

1

2

Решение
задач

2

Решение
задач
Решение
задач

2

2

2.17 Решение заданий

2

2

Принципы
игры
в
дебюте.
2.18 Гармоничное пешечное расположение.
Какие бывают пешки

2

2

2.19 Решение заданий
2.20

2

Связка в дебюте. Полная и неполная
связка

2.21 Решение заданий
2.22

Очень коротко о дебютах. Открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты

Решение
задач

2

2

2

2

2

2

2

Решение
задач

2.23 Решение заданий

2

2.24 Типичные комбинации в дебюте

2

1

1

3

2

1

2.25

Типичные комбинации в
(более сложные примеры)

дебюте

2.26 Решение заданий
3
3.1

2

3

3

Повторение программного материала

5

2

3

Повторение материала

4

2

2

Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

Подведение итогов года. Конклуб на
1
решение шахматных задач
Всего
68
Содержание учебного (тематического) плана:
Первый год обучения.
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Сказка «Путешествие в сказочное королевство». Инструктаж по техникебезопасности.
2 Шахматная доска.
2.1 Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Вертикаль, горизонталь.Теория: Шахматная доска, белые и черные
поля, горизонталь, вертикаль.
Практика: Дидактические игры и задания «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.). «Вертикаль» - то же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
2.2 Шахматная доска. Диагональ. Центр. Теория: Шахматная доска, диагональ, центр.
Практика: Дидактические игры и задания «Диагональ» - двое играющих по очереди заполняют одну из диагоналей шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т.п.).
3.2

3 Шахматные фигуры.
3.1 Знакомство с шахматными фигурами. Белые, черные. Ладья, слон. Ферзь, конь (правило «ферзь любит свой цвет»). Пешка,
король.
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правило «ферзь любит свой цвет».
Практика: Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка» - педагог словесно описывает одну из
шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура» - все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети
по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо
сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» - педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются? (цветом,
формой). «Большая и маленькая» - на столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача:
поставить все фигуры по высоте.
3.2 Закрепление пройденного материала. Шахматная доска и фигуры.
Практика: Дидактические игры и задания «Мешочек» - ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
4 Начальная расстановка фигур.
4.1 Начальное положение. Связь между горизонталями, вертикалями. Расположение каждой из фигур в начальной позиции.
Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика: Дидактические игры и задания «Да и нет» - педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении. «Мяч» - педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья
стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
5 Ходы и взятие фигур.
5.1 Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. Теория: Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
Ладья в игре.
Практика: Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» - педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин» - белая фигура должна побить все
черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми). «Лабиринт» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых» - белая фигура должна
достичь
определенной
клетки
шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых» - белая фигура должна побить все черные
фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных
фигур. «Кратчайший путь» - за минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват
контрольного поля» - игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля» - эта

игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры» - белая фигура
должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар» - белой фигурой надо напасть
одновременно на две черные фигуры. «Взятие» - из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита» - нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру» - белые должны сделать такой ход,
чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности» - это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5.2 Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Белопольные и чернопольные слоны. Одноцветные и разноцветные
слоны.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Белопольные и чернопольные слоны. Одноцветные и разноцветные
слоны.
Практика: «Игра на уничтожение» - важнейшая игра клуба. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин» - белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
«Перехитри часовых» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и
на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых» - белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь» - за
минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля» - игра
фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля» - эта игра подобна
предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры» - белая фигура должна за один
ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар» - белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры. «Взятие» - из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита» - одной
белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру» - белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности» - это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями.
5.3 Правила хода и взятия каждой из фигур. Ладья против слона. Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур.
Ладья против слона.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.4 Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзевые, королевские пешки. Теория: Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
Ферзевые, королевские пешки.

Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.5 Ферзь в игре. Игра «на уничтожение». Легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые.
Теория: Ферзь в игре. Игра «на уничтожение». Легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.6 Взятие на проходе, превращение пешки. Теория: Взятие на проходе, превращение пешки.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.7 Ферзь против ладьи и слона. Теория: Ферзь против ладьи и слона.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.8 Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Теория: Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.9 Конь в игре. Теория: Конь в игре.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.10 Конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория: Конь против ферзя, ладьи, слона.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.11 Знакомство с пешкой. Теория: Знакомство с пешкой.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.12 Пешка в игре. Теория: Пешка в игре.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.13 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Теория: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.14 Знакомство с шахматной фигурой. Король. Теория: Знакомство с шахматной фигурой.
Король.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.15 Король против других фигур. Теория: Король против других фигур.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.16 Закрепление пройденного. Ходы и взятие фигур. Теория: Закрепление пройденного. Ходы и взятие
фигур.
Практика: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
6 Цель шахматной партии.
6.1 Шах. Теория: Шах.
Практика: Дидактические игры и задания «Шах или не шах» - приводится ряд положений, в которых ученики должны определить
стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах» - требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов» - каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю. «Защита от шаха» - белый король должен защититься от шаха. «Первый шах» - игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
6.2 Мат.
Теория: Мат. Мат в один ход.
Практика: Дидактические игры и задания «Мат или не мат» - приводится рядположений, в которых ученики должны определить дан
ли мат черному королю.
6.3 Ставим мат.
Теория: Ставим мат.
Практика: Дидактические игры и задания «Мат или не мат» - приводится рядположений, в которых ученики должны определить дан
ли мат черному королю.
6.4 Ничья, пат. Теория: Пат, ничья.
Практика: Дидактическая игра «Мат или не мат».

6.5 Рокировка. Длинная и короткая рокировка и ее правила.Теория: Длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Практика: Дидактические игры и задания «Рокировка» - ученики должныопределить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
6.6 Закрепление пройденного. Цель шахматной партии. Теория: Закрепление пройденного. Цель шахматной
партии.
Практика: Игра всеми фигурами с наблюдение соблюдений всех изученных правил игры.
7 Игра всеми фигурами из начальной позиции.
7.1 Представление о начале шахматной партии.
Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика: Дидактические игры и задания «Два хода» - для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет
с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
7.2 Шахматная партия.
Практика: Пошаговый разбор партий учеников. Дидактическая игра «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и
реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
7.3 Практическая работа: отработка пройденного на практике. Практика: Шахматные партии с пошаговым
разбором ошибок.
7.4 Подведение итогов года. Конклуб на решение шахматных задач. Практика: Конкурсный клуб на решение
шахматных задач.
7.5 Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). Практика: Шахматный вернисаж (выставка картин
школьников на шахматные темы).2 год обучения.
1 Повторение изученного материала. Теория: Повторение изученного материала.
Практика: Шахматные партии с пошаговым разбором ошибок. 2 Краткая история шахмат.
Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают вЕвропу. Чемпионы мира по шахматам.
3 Шахматная нотация.
3.1 Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей,
полей.
Практика: Дидактические игры и задания «Назови вертикаль» - педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» и т.п.
«Назови горизонталь» - это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. «Назови диагональ» - здесь определяется
диагональ. «Какого цвета поле?» - учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее» - к доске вызываются
два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель» - учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

3.2 Обозначение шахматных фигур и терминов.
Теория: Обозначение шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практика: Запись личных партий учеников с дальнейшим ее воспроизведением на шахматной доске.
4 Ценность шахматных фигур.
4.1 Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур.
Практика: Дидактические игры и задания «Кто сильнее» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны» - педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на
своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
4.2 Достижение материального перевеса. Теория: Достижение материального перевеса.
Практика: Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» - педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
4.3 Способы защиты. Теория: Способы защиты.
Практика: Дидактическая игра «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное
равенство.
4.4 Защита.Теория:
Практика: Дидактические игры и задания «Защита» - в учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
5 Техника матования одинокого короля.
5.1 Две ладьи против короля. Теория: Две ладьи против короля.
Практика: Дидактические игры и задания «Шах или мат» - шах или мат черному королю? «Мат или пат» - нужно определить, мат
или пат на шахматной доске. «Мат в один ход» - требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию» - белыми
надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол» - требуется сделать
такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король» - надо сделать ход, после которого у
черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5.2 Ферзь и ладья против короля. Теория: Ферзь и ладья против короля.
Практика: Дидактические игры: «Шах или мат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король».
5.3 Ферзь и король против короля. Теория: Король и ферзь против короля.
Практика: «Шах или мат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король».
5.4 Ладья и король против короля. Теория: Король и ладья против короля.
Практика: «Шах или мат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король».
6 Достижения мата без жертвы материала.
6.1 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Теория: Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Защита от мата. Практика: Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода» - в учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата» - требуется найти ход,
позволяющий избежать мата в один ход.
6.2 Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода» - в учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6.3 Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата.
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода» - в учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
7 Шахматная комбинация.
7.1 Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Теория: Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Тема отвлечения.
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода» - требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью» - требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала» - надо провести простейшую двухходовую
комбинацию и добиться материального перевеса.
7.2 Матовые комбинации. Тема завлечения. Теория: Матовые комбинации. Тема завлечения.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.3 Матовые комбинации. Тема блокировки. Теория: Матовые комбинации. Тема блокировки.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.4 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Теория: Матовые комбинации. Тема разрушения
королевского прикрытия.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.5 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожениязащиты. Тема «рентгена».
Теория: Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожениязащиты. Тема «рентгена».
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.6 Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации, сочетание приемов. Теория: Матовые комбинации. Другие шахматные
комбинации, сочетание приемов. Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.7 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.Тема завлечения.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темаотвлечения. Тема завлечения.

Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.8 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожениязащиты. Тема связки.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темауничтожения защиты. Тема связки.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,«Выигрыш материала».
7.9 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темаосвобождения пространства. Тема перекрытия.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темаосвобождения пространства. Тема перекрытия.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.10 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темапревращения пешки.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темапревращения пешки.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.11 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетаниетактических приемов.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетаниетактических приемов.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.12 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Теория: Комбинации для достижения ничьей.
Патовые комбинации.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.13 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Теория: Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на вечный шах.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.14 Типичные комбинации в дебюте. Теория: Типичные комбинации в дебюте.
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
7.15 Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Теория: Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры).
Практика: Дидактические игры: «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью»,
«Выигрыш материала».
8 Повторение программного материала.
8.1 Повторение материала.
Практика: Разыгрывание тематических шахматных партий с пошаговым разборомошибок.
8.2 Подведение итогов года. Конклуб на решение шахматных задач. Практика: Конклуб на решение шахматных

задач.
3 год обучения.
1 Повторение изученного материала.
1.1 Повторение изученного материала. Теория: Повторение изученного материала.
Практика: Решение дидактически задач по разделу программы второго годаобучения.
1.2 Игровая практика.
Практика: Разыгрывание шахматных партий с пошаговым разбором ошибок.
1.3 Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Практика: Решение дидактических задач на матование
одинокого короля. 2 Основы дебюта.
2.1 Решение задания «Мат в 1 ход». Теория: Двух- и трехходовые партии.
Практика: Дидактические задания «Мат в 1 ход», «Поставь мат в 1 ходнерокированному королю».
2.2 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Теория: Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя.
Практика: Разыгрывание шахматной партии попарно с ранним выводом ферзя.
2.3 Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
Практика: Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя» - найти ход, после которого рано введенная в игру фигура
противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
2.4 Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Теория: Игра «на мат» с первых ходов. Детский мат
и защита от него.
Практика: Дидактические задания «Поставь детский мат» - белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
«Защита от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход.
2.5 Решение заданий.
Практика: Дидактические задания: «Поставь детский мат», «Защита от мата».
2.6 Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок
противника.
Теория: Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте.
Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
Практика: Розыгрыш шахматной партии с идеей постановки быстрого мата и отражения его угроз.
2.7 Решение заданий.
Практика: Дидактические задания: «Поставь детский мат», «Защита от мата».
2.8 «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание
«повторюшек».
Теория: Игра против «повторюшки-хрюшки».
Практика: Дидактическое задания «Поставить мат в 1 ход «повторюшке» - требуетсяобъявить мат противнику, который слепо
копирует ваши ходы.
2.9 Решение заданий.

Практика: Дидактическое задания «Поставить мат в 1 ход «повторюшке».
2.10 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Теория: Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе.
Гамбиты.
Практика: Разыгрывание шахматной партии пошаговым разбором ошибок.
2.11 Решения задания «Выведи фигуру».
Практика: Дидактические задания «Выведи фигуру» - игрок определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
2.12 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
«Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
Теория: Наказание «пешкоедов».
Практика: Дидактические задания «Мат в 2 хода» - в учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. «Выигрыш
материала», «Накажи «пешкоеда» - провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?» требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
2.13 Решение заданий.
Практика: Дидактические задания: «Мат в 2 хода», «Выигрыш материала», «Накажи
«пешкоеда», «Можно ли побить пешку».
2.14 Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевскийгамбит. Ферзевый гамбит.
Теория: Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечноерасположение.
Практика: Дидактическое задания «Захвати центр» - найти ход, ведущий к захватуцентра.
2.15 Решение заданий.
Практика: Дидактическое задания «Захвати центр».
2.16 Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.Теория: Коротко о дебютах.
Практика: Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?» - определить, не нарушат ли белые правила игры, если
рокируют. «В какую сторону можно рокировать?» - определяется сторона, рокируя в которую, белые не нарушают правил игры.
2.17 Решение заданий.
Практика: Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку», «В какую сторону можно рокировать?», «В какую сторону
можно рокировать?».
2.18 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
Теория: Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
Практика: Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?» - выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «Сдвой
противнику пешки» - побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
2.19 Решение заданий.
Практика: Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».
2.20 Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Теория: Связка в дебюте. Полная и неполная
связка.
Практика: Разыгрывание шахматных партий с пошаговым ее разбором.

2.21 Решение заданий.
Практика: Разыгрывание шахматных партий с пошаговым ее разбором.
2.22 Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Теория: Очень коротко о дебютах. Открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты. Практика: Решение дидактических заданий на определение типа дебюта.
2.23 Решение заданий.
Практика: Разыгрывание тематических позиций после дебюта (дети играютпопарно).
2.24 Типичные комбинации в дебюте. Теория: Типичные комбинации в дебюте.
Практика: Разыгрывание шахматных партий с пошаговым ее разбором.
2.25 Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Теория: Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры). Практика: Разыгрывание шахматных партий с пошаговым ее разбором.
2.26 Решение заданий.
Практика: Решение шахматных диаграмм.3 Повторение программного материала.
3.1 Повторение материала. Теория: Повторение материала.
Практика: Решение дидактических задач по разделу программы третьего годаобучения.
3.2 Подведение итогов года. Конклуб на решение шахматных задач. Практика: Коклуб на решение шахматных
задач.
1.4 Планируемые результаты
К концу первого учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем,взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила ходаи взятия каждой фигуры.
Уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами безнарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу второго учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Уметь:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу третьего учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля. Уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу четвертого учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможностьформирования следующих личностных результатов:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациейрабочей тетради;
 работать по предложенному учителем плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощьюучителя;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур,

сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задач с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменнойречи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других.
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат,пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своихфигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии. Ожидаемые результаты:
1) Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие
инициативности, толерантности, самостоятельности.

коммуникативных способностей,

2) Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
3) Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными
результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми
для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности вцелом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,
школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых
людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о
том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия
приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные
результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в центре образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста».
Для организации занятий по шахматам необходимо следующее оборудование:
- шахматные доски с шахматными фигурами;
- шахматные столы;
- демонстрационная шахматная доска;
- проектор или интерактивная панель.
Кадровое обеспечение:
Евдокимова Яна Сергеевна закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Уральский государственный экономический университет » в 2013 году.
Специальность – Финансы и кредит. С 14.05.2018 по 29.06.2018 прошла повышение квалификации в Частном Образовательном
Учреждении Дополнительного Профессионального Образования «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки» по программе повышения квалификации «Педагог- организатор в образовательной организации».
Стаж педагогической деятельности 6 лет, имею первую квалификационную категорию.На занятиях используются головоломки по
темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только

информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся
предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Методические материалы:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в
типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

при знакомстве с шахматными фигурами;

при изучении шахматной доски;

при обучении правилам игры;

при реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции- мотив-идея-расчет-ход. Продуктивный метод играет большую роль и
в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся
(самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку
выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых
разнообразных задач.
2.2

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форменаблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой ипоследовательностью выполнения операций,
входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»действия и опирающийся на понимание
принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;

- практическая работа;
- турнир.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания- незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества
усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся
заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований,
владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов
разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно,
соблюдение правил этикета.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методики

Что отслеживается

«Диагностика
изучения Выявление
сформированности
коммуникации коммуникации
как
общения
у
младших школьников
школьников» по методике М.И.
Рожкова

уровня
сформированности
как общения у младших

Проба
на
познавательную
инициативу «Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и
инициативы школьника

Методика
для
социализированности
воспитанника

Выявить уровень социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной
воспитанности

Определение
личности (Б. Басса)

изучения
личности

направленности

Определения личностной направленности

Список литературы
Литература для педагога:
1. Сухин И.Г. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения. –Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 144 с.
Литература для учащихся (родителей):
1. Сухин И.Г. Шахматы. Большой самоучитель для детей. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.
2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или играем и выигрываем: Рабочая тетрадь:Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение,
2018. – 32 с.
3. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или играем и выигрываем: Рабочая тетрадь:Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение,
2018. – 32 с.
4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайнполны: Рабочая тетрадь: Ч.1. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайнполны: Рабочая тетрадь: Ч.2. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайнполны: Тетрадь для проверочных работ. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2018.
– 32 с.
7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год
обучения. В 2 ч. Ч.1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
8. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год
обучения. В 2 ч. Ч.2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
9. Сухин И.Г. Полный курс для детей. – М.: АСТ, 2017. – 160 с.
10.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Рабочаятетрадь: Ч.1. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2018. – 32 с.
11.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Рабочаятетрадь: Ч.2. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2018. – 32 с.
12.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Тетрадь дляпроверочных работ. 4-е изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2016. – 32 с.
13.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Ч.1. –Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
14.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Ч.2. –Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».