Приложение к рабочей программе по географии 5-9класс. ГЕОГРАФИЯ Класс/Раздел рабочей программы Тема(ы) урока (ов) 5 класс Раздел «Развитие географических знаний о Земле». Урок № 3.Выдающиеся географические открытия. П/Р Работа с картой «Имена на карте». 5 класс Раздел «Развитие географических знаний о Земле». Урок № 4. Современный этап научных географических исследований. 5 класс Раздел «Земля – планета Солнечной системы». 5 класс Раздел «План и каарта» Урок № 10. Пр/р «Определение положения объектов относительно друг друга» Пр/р «Определение азимута» Урок № 11.Условные знаки. Пр/р «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте» 5 класс Раздел «План и каарта» Урок №13. «Составление плана местности». Пр/р «Ориентирование на местности». 5 класс Раздел «Человек на Земле» Урок № 22. Пр/р «Сравниваем страны мира» Виды деятельности Формы деятельности Содержание воспитательного потенциала Практикоориентированный Практическая работа Формирование целостного мировозрения, понимание значения вклада великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель, понимание значимости отечественных учёных и землепроходцев в освоении новых земель. Практикоориентированный Групповая практическая работа, индивидуальная практическая работа. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, картами, инструментами. Практикоориентированный Практическая работа Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение работать в группе. Формирование толерантности как нор мы осознанного и доброжелательного 5 класс Раздел «Литосфера – твердая оболочка Земли». Урок № 25.Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр\р «Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.» 5 класс Раздел «Литосфера – твердая оболочка Земли». Урок № 29.Рельеф Земли. Горы. Пр\р «Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека» 6 класс. Раздел «Гидросфера – водная оболочка Земли». 6 класс Раздел «Гидросфера – водная оболочка Земли». 6класс Раздел «Гидросфера – водная оболочка Земли». 6 класс Раздел «Атмосфера – воздушная оболочка Урок №2. Мировой океан. П/р. Описание океана и моря по плану. Практикоориентированный Групповая практическая работа. Практикоориентированный Индивидуальная практическая работа. Практикоориентированный Урок № 4. Решение практических задач по карте. П/Р. Выполнение проектного задания Урок № 10. Гидросфера и человек. Урок № 12.Состав и строение атмосферы. П/Р. Составление схемы «Состав атмосферы». Познавательная, проблемноценностное общение Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языка,ценностям народов России и м ира. Осознание многообразия минералов и горных пород, их многосторонней ценности для человека. Раскрытие значения полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, природным ресурсам. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Земли». 6 класс Раздел «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». 6 класс Раздел «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Урок № 16. Ветер. П/Р. Вычерчивание графиков «роза ветров» 6 класс Раздел «Географическая оболочка Земли». Урок № 27. Географическая оболочка Земли. Познавательная, проблемноценностное общение. 6 класс Раздел «Географическая оболочка Земли». Урок № 30.Влияние человека на ландшафт. Пр/р «Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования» Познавательная, проблемноценностное общение Урок № 19 Погода и климат. П/Р «Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)» Практикоориентированный Групповая самостоятельная работа с инструментами, фиксирование и анализ данных. Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц. Групповая, самостоятельная работа с текстом, отбор материала из разных источников, анализ таблиц, Формирование знаний о географических явлениях, умение использовать в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 7 класс. Раздел «Введение». Урок № 3. Географическая исследовательская практика. Пр/р «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». Познавательная, проблемноценностное общение 7 класс Раздел «Население Земли». Урок № 4. Народы, языки, религии. 7 класс Раздел «Население Земли». Урок № 8. Изучение населения по картам. 7 класс Раздел «Природа Земли». Урок № 12. Распределение температур на Земле. Пр/р «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года» Решение расчётных задач, графическая работа. 7класс.Раздел «Природа Земли». Урок № 20. Природа Земли. Познавательная Познавательная анализ проблемных ситуаций. Групповая; самостоятельная работа с текстом анализ проблемных ситуаций. Воспитание чувства единства и целостности материков и стран мира. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знакомство с жизнью знаменитых людей, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников. Формирование толерантности как нор мы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре.Языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Групповая, самостоятельная работа с картами, отбор материала из разных источников, анализ таблиц. Индивидуальная самостоятельная работа с Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, картами, инструментами. Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень текстом; отбор материала из разных источниковинфо рмации. 7 класс Раздел «Природные комплексы и регионы». 7 класс Раздел «Природные комплексы и регионы». Урок № 21.Природные зоны Земли. Пр/р «Описание природных зон Земли» 7 класс Раздел «Обобщение». Урок № 25 Обобщение Урок № 23. Океаны. Пр/р Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации«» Урок № Повторение. 7 класс Раздел «Материки». Урок № 30,31,32,37, 39,41,46,50. Путешествие по Африке: Египет. Путешествие: Томбукту-Лагос-оз. Виктория. Путешествие: оз. Виктория-Кейптаун. История освоения и заселения материка. Население. ПрактикоПарная работа, ориентированный, практическая Решение работа экспериментальн ых задач, исследовательская деятельность. Обобщение полученных знаний Познавательная Индивидуальная работа с элементами практической работы. Индивидуальная групповая самостоятельная работа с текстом; отбор материала из воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др. Формирование общих географических закономерностей целостности, зональности, ритмичности и их влияние на организм человека. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и Австралийский Союз. Антарктида. Образ материка. История открытия. Южная Америка. Географическое положение. История исследования. Северная Америка. История открытия, географическое положение, рельеф. Евразия. История освоения. Географическое положение материка. 7 класс Раздел «Материки». Урок № 67,68 Повторение за курс «География материков и океанов». Обобщение полученных знаний 8 класс. Раздел «Территория России на карте мира». Урок № 1.Географическое положение России. ПрактикоПр/р «Определение ГП и ориетированный оценка его влияния на природу и жизнь людей в России». 8 класс. Раздел Территория России на карте мира. Урок № 3.Россия на карте часовых поясов. Пр/р «Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России» 8 класс. Раздел Территория России на Урок № 6. География своей местности (Свердловской области). Решение экспериментальн ых задач, исследовательская деятельность. Познавательная, проблемно- разных источников информации, анализ карт. техническими средствами информационных технологий. Индивидуальная работа с элементами практической деятельности Индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников информации. Работа с картами. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Парная работа, практическая работа Групповая; самостоятельная Воспитание чувства единства и целостности материков и стран мира. Формировать опыт равноправного сотрудничества на уроке учителя и ученика. Формирование чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям, формирование желания к преумножению богатств родного края, развитие интереса у учащихся к людям и культуре. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, Воспитание бережного отношения к своему здоровью; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Знакомство с жизнью знаменитых людей, формирование осознанного, карте мира. 8 класс. Раздел Население России. Географическое положение и рельеф. История освоения. Пр/р «Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России». Урок № 9,12,17. Особенности воспроизводства населения России. Пр/р «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России». Народы и религии России. Пр/р «Определение особенностей размещения крупных народов России». Особенности населения Свердловской области. Пр/ р«Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации». 8 класс. Раздел Урок № 18,22,24,29. Природные условия и Общая характеристика ресурсы России. Пр/р «Описание природы России. основных компонентов природы России». Полезные ископаемые России. Пр/р «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России». ценностное общение работа с текстом; отбор материала из разных источников информации. ПрактикоГрупповая, ориетированный индивидуальная самостоятельная работа с Решение текстом; отбор экспериментальматериала из ных задач, разных исследовательская источников деятельность. информации, работа с картами, таблицами, диаграммами. Практикоориетированный Решение эксперименталь- Групповая, индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формировать патриотическое, чувство толерантности, умение жить в мире с окружающими, развитие уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности, привитие чувство уважения к людям иной культуры, изучение культуры, обычаев, традиций народов России, гостеприимность России по отношению к гражданам всех государств мира. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Формирование экологического, формирование навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. Осознание многообразия минералов и горных пород, их многосторонней ценности для человека. Раскрытие значения полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их 8 класс. Раздел Крупные природные комплексы России. 8 класс. Раздел «Обобщение пройденного материала» Климат и климатические ресурсы. Солнечная радиация. Пр/р «Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России» Особенности климата Свердловской области. Пр/р «Описание характеристики климата своего региона». Урок № 42-48 Русская равнина, Кавказ, Урал, Сибирь, Горы Южной Сибири, Байкал, Дальний Восток. ных задач, информации, исследовательская работа с деятельность. картами, таблицами, диаграммами. рационального использования. Формирование навыков здорового образа жизни, как мы живем и работаем в нашем климате. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности. Познавательная, проблемноценностное общение. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Урок № 64-67.Повторение за курс географии 8 класса. Обобщение полученных знаний Групповая, индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников информации, работа с картами, таблицами, диаграммами. Индивидуальная работа с элементами практической деятельности Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; диспут, беседа, ИКТ. 9 класс. Раздел Хозяйство России. Урок № 10. Особенности экономики России. ПрактикоП/Р «Работа с разными ориетированный источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России» Решение экспериментальных задач, исследовательская деятельность. 9 класс Раздел Хозяйство России. Урок № 20.Особенности обрабатывающей промышленности Свердловской области. Познавательная, проблемноценностное общение. 9 класс Раздел Хозяйство России. Урок № 22. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Познавательная, проблемноценностное общение. Индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников информации, работа с картами, таблицами, диаграммами. Групповая, индивидуальная самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников информации. Работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Формирование чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям, формирование желания к преумножению богатств родного края, развитие интереса у учащихся к людям и культуре. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, тематическими картами и техническими средствами 9 класс Раздел Хозяйство России. Урок № 25. Информационная инфраструктура. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Познавательная, проблемноценностное общение. 9 класс Раздел Регионы России Урок № 26.Районирование территории России. П/Р «Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ» Практикоориетированный 9 класс Раздел Регионы России Урок № 55. Учимся с «Полярной звездой». П/Р «Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам». проблемных ситуаций. информационных технологий. Работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, тематическими картами и техническими средствами информационных технологий. Решение экспериментальных задач, исследовательская деятельность. ПрактикоРабота с ориетированный текстом, отбор материала для сравнения из разных источников, Решение анализ таблиц, экспериментальтематических ных задач, карт, анализ исследовательская проблемных деятельность. ситуаций. Формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре. языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, картами, диаграммами и техническими средствами информационных технологий. 9 класс Раздел Регионы России Урок № 59. Россия в мире. П/Р «Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические ,политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами» 9 класс Раздел «Обобщение материала» Урок № 60. Итоговый урок по теме «Регионы России». П/Р «Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации». Практикоориетированный Работа с текстом, отбор материала из разных источников, анализ таблиц, Решение тематических эксперименталькарт, анализ ных задач, проблемных исследовательская ситуаций. деятельность. Обобщение Индивидуальная полученных работа, знаний групповая работа с элементами практической деятельности Формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре.Языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Диспут, беседа, ИКТ.