Приложение к рабочей программе по биологии_5-9кл БИОЛОГИЯ Класс/ Раздел рабочей программы 5 класс Раздел «Введение». Тема(ы) урока (ов) Биология – наука о живой природе. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Виды деятельности Познавательная, проблемноценностное общение Формы деятельности Работа с текстом (смысловое чтение), составление опорного конспекта. Содержание воспитательного потенциала Знакомство с жизнью знаменитых людей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Познавательная, Групповая; Формирование коммуникативной проблемносамостоятельная компетентности в общении и ценностное работа с сотрудничестве со сверстниками. общение текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Анализ таблиц, Дифференциров Формирование ответственного графиков, схем. анно-групповая; отношения к учению, готовности самостоятельная и способности обучающихся к работа с саморазвитию и различными самообразованию, источниками формирование основ информации. экологической культуры, 5 класс Раздел «Царство Растения». Важность охраны живого мира планеты. Анализ таблиц, Дифференциров графиков, схем. анно-групповая; самостоятельная работа с различными источниками информации. 5 класс Раздел «Царство Грибы» Шляпочные грибы. Л.р. «Строение тел шляпочных грибов». Практикоориентированный Парная работа, лабораторная работа 5 класс Раздел «Клеточное строение организмов». Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)., рост, развитие. Л.р. «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л. Р. «Строение клеток кожицы чешуи лука». Пластиды. Л.Р «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». Строение семян. Л.Р. № 1«Строение семян двудольных растений». Л.Р. № 2«Строение зерновки пшеницы». Практикоориентированный Парная работа, лабораторная работа Практикоориентированный Парная работа, лабораторная работа Практикоориентированный Парная работа, Воспитание бережного лабораторная отношения к своему здоровью; работа формирование коммуникативной 6 класс Раздел «Строение и многообразие Важность охраны живого мира планеты. соответствующей современному уровню экологического мышления. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Воспитание бережного отношения к своему здоровью; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Воспитание бережного отношения к своему здоровью; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Воспитание бережного отношения к своему здоровью; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. покрытосеменных растений» 6 класс Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 6 класс Раздел «Классификация растений» Виды корней и типы корневых систем. Л.Р. № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». Зоны (участки) корня. Л.Р. № 4«Корневой чехлик и корневые волоски». Внешнее строение листа. Л.Р. № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Клеточное строение листа. Л.Р. № 7 «Строение кожицы листа». Л.Р. № 8«Клеточное строение листа». Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Распространение плодов и семян. Культурные растения. Практическая работа «Определение признаков класса в строении растений». компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Познавательная, проблемноценностное общение Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Решение Парная работа, Воспитание бережного экспериментальн практическая отношения к своему здоровью; ых задач, работа формирование коммуникативной исследовательская компетентности в общении и деятельность. сотрудничестве со сверстниками. 6 класс Раздел «Природные сообщества» Растительные сообщества. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений». Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Анализ таблиц, Дифференциров графиков, схем. анно-групповая; самостоятельная работа с различными источниками информации. 7 класс Раздел «Введение». История развития зоологии. Современная зоология. Экскурсия «Многообразие животных. Осенние явления в жизни животных». Познавательная, проблемноценностное общение 7 класс Раздел «Простейшие» Жгутиконосцы. Инфузории. Лабораторная работа «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных». Общая характеристика типа Кольчатые черви. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение». Класс Земноводные. Многообразие земноводных, роль в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, роль в природе и жизни человека. Практикоориентированный 7 класс Раздел «Беспозвоночные» 7 класс Раздел «Тип Хордовые» 7 класс Раздел «Тип Хордовые» Познавательная, проблемноценностное общение Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Работа с текстом Знакомство с жизнью (смысловое знаменитых людей; чтение), формирование целостного презентация мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. Парная работа, Воспитание бережного лабораторная отношения к своему здоровью; работа формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического Экологические группы птиц. анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Экологические группы млекопитающих. 7 класс Раздел «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». 7 класс Раздел «Развитие животного мира на Земле» Воздействие человека и его деятельности на животных. Охрана и рациональное использование животного мира Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. 8 класс Науки о человеке и их методы. Раздел «Введение в науки о человеке» 8 класс Раздел «Общий обзор организма (Общие свойства организма человека)». 8 класс Раздел «Опора и движение» Познавательная, проблемноценностное общение Познавательная, проблемноценностное общение Строение организма человека. Л\р «Изучение Практикомикроскопического строения тканей ориентированный организма человека. Выявление особенностей строения клеток разных тканей». Работа мышц и ее регуляция. Л\р «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц» Нарушение опорно-двигательной системы. Л/р «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия». Работа с текстом (смысловое чтение), презентация мышления, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Знакомство с жизнью знаменитых людей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. Работа с текстом Знакомство с жизнью (смысловое знаменитых людей; чтение), формирование целостного презентация мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. Парная работа, Воспитание бережного лабораторная отношения к своему здоровью; работа формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Состав, строение и рост кости. Л\р «Изучение микроскопического строения кости» 8 класс Раздел «Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение». Иммунитет. 8 класс Раздел «Дыхание» Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация 8 класс Раздел «Покровы тела» Гигиена кожных покровов. 8 класс Раздел «Человек и окружающая среда» Окружающая среда и здоровье человека. 9 класс Раздел «Общие закономерности жизни». Биология как наука. Методы биологических исследований. Познавательная, проблемноценностное общение Работа с текстом (смысловое чтение), презентация Познавательная, проблемноценностное общение Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Познавательная, проблемноценностное общение Работа с текстом (смысловое чтение), презентация Знакомство с жизнью знаменитых людей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Знакомство с жизнью знаменитых людей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. 9 класс Раздел «Закономерности жизни на клеточном уровне» 9 класс Раздел «Закономерности жизни на организменном уровне» 9 класс Раздел «Закономерности жизни на организменном уровне» 9 класс Раздел «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками». Закономерности изменчивости. Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». Основы селекции организмов. Практикоориентированный Парная работа, Воспитание бережного лабораторная отношения к своему здоровью; работа формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Познавательная, проблемноценностное общение Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Познавательная, проблемноценностное общение Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Работа с текстом Знакомство с жизнью (смысловое знаменитых людей; чтение), формирование целостного презентация мировоззрения, Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. соответствующего современному уровню развития науки и практики. Современные представления об эволюции органического мира. 9 класс Раздел «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» 9 класс Раздел «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды». Основные законы устойчивости живой природы. Познавательная, проблемноценностное общение Групповая; самостоятельная работа с текстом; отбор материала из разных источников, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.