8.1. РП_ДО_Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику

2

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………..4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 4
1.4 Планируемые результаты................................................................................................... 6
2 Организационно-педагогические условия ............................................................................... 7
2.1 Условия реализации программы ........................................................................................ 7
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................... 7
3 Список литературы ..................................................................................................................... 8

3

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую
деятельность педагогов и учащихся, на развитие самостоятельности школьников.
Новизна программы проявляется в том, что программа предлагает более интересные,
интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного
материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации
образования и воспитания.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе
малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей
стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным
фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Адресат: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 11-15 лет.
Участниками являются обучающиеся 5-8 классов (по 2 человека от класса). Группа
состоит из 36 человек.
Режим занятий: Предусмотрены следующие виды занятий:
- Заседания Совета музея (2 раза в месяц)
- Работа групп: фондовой, поисковой, экскурсионной, оформительской. Каждая группа
собирается 1 раз в неделю (пятница)
+ работа (выполнение конкретного дела) в любое свободное время.
Объем программы: Курс рассчитан на 306 часов в год, 9 часов в неделю.
Срок освоения: 1 год
Перечень форм обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: лекции, дискуссии, практические семинары, массовые
просветительные мероприятия. встречи с интересными людьми. викторины,

4

индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные
экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод
проектов.
Перечень форм подведения итогов: защита проектов.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – активизация воспитательного процесса, ориентированного на
развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных
сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать знания о Государственных символах России;
- углублять знания об истории и культуре родного края;
- углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;
- способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи,
истории своего края;
- научить создавать и реализовывать творческие проекты;
- научить заниматься поисковой работой;
- закрепить в памяти обучающихся имена ветеранов Великой Отечественной войны жителей Артемовского городского округа.
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
- формировать потребность в самопознании и самореализации;
- формировать способы социального взаимодействия.
Воспитательные:
- создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
- воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного
края в частности;
- воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию.

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

1.
2
3
4
5
6.

«Водное занятие»
Историческое прошлое земли Артемовской
«Герои вокруг нас»
«Уроки России»
Артемовское «Боевое братство»
«Патриотизм и современность»

2
18
20
16
6
16

1
10
10
12
6
7

1
8
10
4
9

7

«Защитники Отечества – выпускники школы
№56»
История ВОВ и «День Победы»
Военные праздники, военная символика

20

16

4

32
12

16
4

16
8

8
9.

5

10
11
12
13
14

Адмиралы и полководцы России
Роль молодёжи в патриотическом
движении
Поисковая работа
История школы №56
Проектная деятельность, поисковая работа
Итого

10
4

7
2

3
2

44
74
32
306

2
34
6
205

42
40
26
101

Содержание учебного (тематического) плана:
Тема 1. Вводное занятие. (2ч)
Знакомство обучающихся с дополнительной общеобразовательной программой.
Знакомство с традициями музея.
Тема 2 Историческое прошлое земли Артемовской(18ч)
История заселения Артемовской земли
Возникновение города Артемовского
Вклад земляков-артемовцев в историю Великой Отечественной войны.
Артемовский сегодня
Исследовательская работа «Артемовский -сегодня» презентация проекта
Тема 3.Герои вокруг нас. (10ч)
Знакомство с героями, окружающими нас.
Трудовые достижения моей семьи.
Ко Дню Учителя. Ветераны-учителя школы №56..
Сбор информации о почётных жителях г. Артемовского
Поисково-творческая работа.
Тема 4. Уроки России(16ч)
Знание Российской символики и атрибутики.
Военные знамёна.
Знание указов Президента о патриотическом воспитании молодёжи.
Подготовка к празднованию годовщины Битвы под Москвой.
Образование Российского государства. История Российского герба. Российские цари и их
роль в истории России (Иван Грозный, Фёдор Иванович, династия Романовых).
Революция 1917г и её последствия.
Освоение космоса.
Россия сегодня
Тема 5 . Артемовское «Боевое братство» (6ч)
История возникновения движения «Боевое братство». Деятельность движения «Боевое
братство»
Тема 6. Патриотизм и современность (16ч)
Сбор информации о воинах – интернационалистах.
Знакомство с видами современного оружия.
Можно ли сегодня стать героем?
Тема 7. «Защитники Отечества – выпускники школы №56» (20ч)
Истоки праздника «День защитника Отечества»
Знакомство с памятниками воинской славы АГО
Экскурсия к памятникам АГО
Защитники мирного времени.
Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества.
Тема 8. История В О В и День Победы(32ч).
Основные этапы Великой Отечественной войны.
Города-герои Великой Отечественной войны.
Боевые награды Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война в литературе и искусстве 40-х годов XX века.

6

Викторина «Славные страницы истории»
Битва под Ленинградом
Переломные моменты В О В.
Разучивание патриотических песен
Участие в акции поздравления ветеранов.
Участие в вахте памяти.
Участие в муниципальном смотре строя и песни.
Посещение краеведческого музея в г. Артемовского
Проектная работа «Города –герои» . Презентация проекта.
Тема 9. Военные праздники, военная символика (12 ч.)
Боевые традиции ВС России
23 февраля: День Защитника Отечества
09 мая: День Победы
Знакомство с военными знаменами.
Дни воинской славы России
Тема 10. Адмиралы и полководцы России (10ч.)
Древние политики – сторонники сильного флота. (Фемистокл, Перикл ,Эвклид, Васко да
Гама)
Адмирал В.Я. Чичагов
Адмирал М.П. Лазарев
Адмирал В. Канарис
Адмирал Н.Г. Кузнецов
Тема 11. «Роль молодёжи в патриотическом движении» (4ч)
Различные патриотические движения в России, за рубежом .
Листовки, стенгазеты .
Участие в парадах, открытии навигации,
Участие в конкурсах патриотической направленности.
Поисково-творческая работа
Тема 12 Поисковая работа.(44ч)
Работа над Книгой Памяти
Тема 13. История школы №56 (74ч.)
Разработка плана подготовки к 100-летнему юбилею школы.
Работа классов по теме «Юбилей школы»
Краеведческая конференция
Тема14.Проектная деятельность, поисковая работа (32ч)
Исследовательская работа и презентация проектов:
«Артемовский - сегодня»
«Герои рядом с нами и вокруг нас»
«День защитника Отечества»
«Города – герои»
«100-летний юбилей школы»
1.4 Планируемые результаты
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою
роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать
решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций,

7

компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях,
креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и
критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в
коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация
в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый
учащийся за период с пятого по восьмой класс:
I – получение знаний на мероприятиях музея, библиотечных уроках
II – работа в музее (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);
III – исследовательская и проектная работа
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую
базу. Это, прежде всего, помещение-музей (выставочный зал и хранилище), отвечающее
требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет
возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные
мероприятия с использованием презентаций.
Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в школьном музее.
Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, компьютер.
Мультимедийный проектор, экран для показа презентаций, банкетки, стол, шкафы. На
окнах плотные шторы для создания возможности качественной демонстрации
электронных презентаций и фильмов.
Информационное обеспечение. Папки с материалами по различным темам для реализации
программы, методическая литература по программе (пособия, дидактические
материалы), краеведческие сборники.
Кадровое обеспечение. В реализации данной программы участвуют: руководитель
школьного музея Налетько Ольга Валентиновна – педагог высшей категории, окончила
Уральский государственный педагогический институт, стаж педагогической работы – 35
лет; классные руководители 5-8 классов.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также
знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея,
ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают
много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных
фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского
государства и о многом другом.
Работая в Активе музея, школьник может
попробовать себя в разных видах
деятельности, в разных ролях. Безусловно, что при выполнении любого вида
деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему

8

пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить.
Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят
коммуникативную культуру.
Активисты музея участвуют в создании тематических выставок, проводят по ним
экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия,
устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, становятся участниками
исследовательских проектов и принимают участие в муниципальных, областных и
российских конкурсах.
Оценочные материалы: выполнение проектов, проведение экскурсий, участие в
конкурсах.
3. Список литературы
Список литературы для педагога
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Список литературы для учащихся (родителей)
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».