2 Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………..4 1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 4 1.4 Планируемые результаты................................................................................................... 6 2 Организационно-педагогические условия ............................................................................... 7 2.1 Условия реализации программы ........................................................................................ 7 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................... 7 3 Список литературы ..................................................................................................................... 8 3 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы – туристско-краеведческая. Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения. Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самостоятельности школьников. Новизна программы проявляется в том, что программа предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Адресат: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 11-15 лет. Участниками являются обучающиеся 5-8 классов (по 2 человека от класса). Группа состоит из 36 человек. Режим занятий: Предусмотрены следующие виды занятий: - Заседания Совета музея (2 раза в месяц) - Работа групп: фондовой, поисковой, экскурсионной, оформительской. Каждая группа собирается 1 раз в неделю (пятница) + работа (выполнение конкретного дела) в любое свободное время. Объем программы: Курс рассчитан на 306 часов в год, 9 часов в неделю. Срок освоения: 1 год Перечень форм обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: лекции, дискуссии, практические семинары, массовые просветительные мероприятия. встречи с интересными людьми. викторины, 4 индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Перечень форм подведения итогов: защита проектов. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы – активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите. Задачи программы: Образовательные: - формировать знания о Государственных символах России; - углублять знания об истории и культуре родного края; - углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны; - способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края; - научить создавать и реализовывать творческие проекты; - научить заниматься поисковой работой; - закрепить в памяти обучающихся имена ветеранов Великой Отечественной войны жителей Артемовского городского округа. Развивающие: - развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе; - формировать потребность в самопознании и самореализации; - формировать способы социального взаимодействия. Воспитательные: - создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции; - воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности; - воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № п/п Тема Часы Теория Практика 1. 2 3 4 5 6. «Водное занятие» Историческое прошлое земли Артемовской «Герои вокруг нас» «Уроки России» Артемовское «Боевое братство» «Патриотизм и современность» 2 18 20 16 6 16 1 10 10 12 6 7 1 8 10 4 9 7 «Защитники Отечества – выпускники школы №56» История ВОВ и «День Победы» Военные праздники, военная символика 20 16 4 32 12 16 4 16 8 8 9. 5 10 11 12 13 14 Адмиралы и полководцы России Роль молодёжи в патриотическом движении Поисковая работа История школы №56 Проектная деятельность, поисковая работа Итого 10 4 7 2 3 2 44 74 32 306 2 34 6 205 42 40 26 101 Содержание учебного (тематического) плана: Тема 1. Вводное занятие. (2ч) Знакомство обучающихся с дополнительной общеобразовательной программой. Знакомство с традициями музея. Тема 2 Историческое прошлое земли Артемовской(18ч) История заселения Артемовской земли Возникновение города Артемовского Вклад земляков-артемовцев в историю Великой Отечественной войны. Артемовский сегодня Исследовательская работа «Артемовский -сегодня» презентация проекта Тема 3.Герои вокруг нас. (10ч) Знакомство с героями, окружающими нас. Трудовые достижения моей семьи. Ко Дню Учителя. Ветераны-учителя школы №56.. Сбор информации о почётных жителях г. Артемовского Поисково-творческая работа. Тема 4. Уроки России(16ч) Знание Российской символики и атрибутики. Военные знамёна. Знание указов Президента о патриотическом воспитании молодёжи. Подготовка к празднованию годовщины Битвы под Москвой. Образование Российского государства. История Российского герба. Российские цари и их роль в истории России (Иван Грозный, Фёдор Иванович, династия Романовых). Революция 1917г и её последствия. Освоение космоса. Россия сегодня Тема 5 . Артемовское «Боевое братство» (6ч) История возникновения движения «Боевое братство». Деятельность движения «Боевое братство» Тема 6. Патриотизм и современность (16ч) Сбор информации о воинах – интернационалистах. Знакомство с видами современного оружия. Можно ли сегодня стать героем? Тема 7. «Защитники Отечества – выпускники школы №56» (20ч) Истоки праздника «День защитника Отечества» Знакомство с памятниками воинской славы АГО Экскурсия к памятникам АГО Защитники мирного времени. Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества. Тема 8. История В О В и День Победы(32ч). Основные этапы Великой Отечественной войны. Города-герои Великой Отечественной войны. Боевые награды Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в литературе и искусстве 40-х годов XX века. 6 Викторина «Славные страницы истории» Битва под Ленинградом Переломные моменты В О В. Разучивание патриотических песен Участие в акции поздравления ветеранов. Участие в вахте памяти. Участие в муниципальном смотре строя и песни. Посещение краеведческого музея в г. Артемовского Проектная работа «Города –герои» . Презентация проекта. Тема 9. Военные праздники, военная символика (12 ч.) Боевые традиции ВС России 23 февраля: День Защитника Отечества 09 мая: День Победы Знакомство с военными знаменами. Дни воинской славы России Тема 10. Адмиралы и полководцы России (10ч.) Древние политики – сторонники сильного флота. (Фемистокл, Перикл ,Эвклид, Васко да Гама) Адмирал В.Я. Чичагов Адмирал М.П. Лазарев Адмирал В. Канарис Адмирал Н.Г. Кузнецов Тема 11. «Роль молодёжи в патриотическом движении» (4ч) Различные патриотические движения в России, за рубежом . Листовки, стенгазеты . Участие в парадах, открытии навигации, Участие в конкурсах патриотической направленности. Поисково-творческая работа Тема 12 Поисковая работа.(44ч) Работа над Книгой Памяти Тема 13. История школы №56 (74ч.) Разработка плана подготовки к 100-летнему юбилею школы. Работа классов по теме «Юбилей школы» Краеведческая конференция Тема14.Проектная деятельность, поисковая работа (32ч) Исследовательская работа и презентация проектов: «Артемовский - сегодня» «Герои рядом с нами и вокруг нас» «День защитника Отечества» «Города – герои» «100-летний юбилей школы» 1.4 Планируемые результаты Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: - ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; - общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, 7 компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, самовыражение личности; - учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; -информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее. -коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе. - личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый учащийся за период с пятого по восьмой класс: I – получение знаний на мероприятиях музея, библиотечных уроках II – работа в музее (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа); III – исследовательская и проектная работа 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей (выставочный зал и хранилище), отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции. Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций. Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в школьном музее. Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, компьютер. Мультимедийный проектор, экран для показа презентаций, банкетки, стол, шкафы. На окнах плотные шторы для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов. Информационное обеспечение. Папки с материалами по различным темам для реализации программы, методическая литература по программе (пособия, дидактические материалы), краеведческие сборники. Кадровое обеспечение. В реализации данной программы участвуют: руководитель школьного музея Налетько Ольга Валентиновна – педагог высшей категории, окончила Уральский государственный педагогический институт, стаж педагогической работы – 35 лет; классные руководители 5-8 классов. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему 8 пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру. Активисты музея участвуют в создании тематических выставок, проводят по ним экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в муниципальных, областных и российских конкурсах. Оценочные материалы: выполнение проектов, проведение экскурсий, участие в конкурсах. 3. Список литературы Список литературы для педагога Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г. Список литературы для учащихся (родителей) Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.