Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(приказ от «28» августа 2025 № 83-од)
Учебный план
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов»,
реализующего адаптированные общеобразовательные программы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
в 2025-2026 учебном году
(инклюзия)
г. Артемовский
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном
и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на I этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов
на II этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III этапе (10 - 12 класс).
109. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
110. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными
ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии.
ФАООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный
план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,
которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная
организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная
нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана
организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося,
в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов
с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах
объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах
обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают
занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными
нарушениями развития больший объем учебной нагрузки распределится на предметные
области. Для обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют
осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР
формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных
курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально
допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся,
испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в
организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
111. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический
работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин.,
фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане
устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения
знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов
практического содержания увеличиваются.
112. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей
области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность
коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю 1700 часов на II
этапе обучения (5 - 9 класс) Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5
часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов.
Предметные
области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий
мир
5-6 класс
Количество часов
/классы
5
6
7
8
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
3
3
3
коммуникация
Учебные предметы
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Всего
9
3
15
10
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
5
1
5
1
5
5
10
5
23
4. Искусство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд
2
2
2
3
3
12
3
3
2
3
2
3
2
-
2
-
11
9
5. Физическая
культура
6. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Веселые ладошки
3
2
2
2
2
11
23
6
2
24
6
2
24
6
4
24
6
5
24
6
13
119
30
2
2
2
2
2
10
Сказкотерапия
4
4
4
4
4
12
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (по
направлениям)
29
30
30
30
30
149
10
6
2
2
1
1
4
10
6
2
2
1
1
4
10
6
2
2
1
1
4
10
6
2
2
1
1
4
10
6
2
2
1
1
4
50
30
10
10
5
5
20
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
П. Незевай
Учебный план АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 9.1 (7Ф, 8Ф класс)
Предметные области
Учебные предметы
Обязательная часть
речевая Русский язык
Чтение
(литературное
чтение)
Математика
Математика
Информатика
Естествознание
Природоведение
Биология
География
Человек и общество Основы
социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Язык
и
практика
Количество часов в неделю
Всего
5 класс
6 класс
7 класс 8 класс
4
4
4
4
4
4
4
4
16
4
4
3
1
3
1
14
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
6
8
2
-
2
4
1
2
2
2
2
2
1
2
-
2
-
16
Технология
Профильный труд
Физическая культура Адаптивная физическая
культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Финансовая грамотность
Максимально допустимая недельная нагрузка
при
5- дневной учебной неделе
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Ритмика
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
6
2
6
2
7
2
7
2
27
2
28
2
29
1
29
1
29
30
1
30
30
2
119
6
6
6
6
24
2
2
2
2
2
2
1
2
3
1
2
3
6
8
10
Внеурочная деятельность:
Разговоры о важном
Россия - мои горизонты
Смысловое чтение
Отряд «Волонтер»
Волейбол
Творческая мастерская
4
4
4
1
1
1
1
4
1
1
16
26
8
29
1
1
142
7
1
1
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарный учебный график Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением
отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) является одним из основных документов,
регламентирующих организацию образовательного процесса.
Календарный учебный график МАОУ СОШ № 56 разработан на основе следующих
нормативных документов:
• Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №
115
«Об
утверждении
Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Приказа Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 "Об
утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
и учебных пунктах»;
•
Устава
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов».
Календарный учебный график
МАОУ СОШ № 56 учитывает в полном объеме
возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны
их жизни и здоровья.
МАОУ СОШ № 56 работает в режиме пятидневной рабочей недели. 5 – 9-ых - 34
учебные недели, без учета периода Государственной итоговой аттестации.
Началом учебного года считать 1сентября 2025 года.
Последним учебным днем считать 26 мая 2026 года.
5 - 9 КЛАССЫ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
неделя
ПН
ВТ
1
2
3
4
5
каникулы
6
7
8
9
10
каникулы
1 сен
8 сен
15 сен
22 сен
29 сен
6 окт
13 окт
20 окт
27 окт
3 ноя
10 ноя
17 ноя
2 сен
9 сен
16 сен
23 сен
30 сен
7 окт
14 окт
21 окт
28 окт
4 ноя
11 ноя
18 ноя
11
12
24 ноя
1 дек
25 ноя
2 дек
СР
ЧТ
1 ТРИМЕСТР
3 сен
4 сен
10 сен
11 сен
17 сен
18 сен
24 сен
25 сен
1 окт
2 окт
8 окт
9 окт
15 окт
16 окт
22 окт
23 окт
29 окт
30 окт
5 ноя
6 ноя
12 ноя
13 ноя
19 ноя
20 ноя
2 ТРИМЕСТР
26 ноя
27 ноя
3 дек
4 дек
ПТ
СБ
ВС
5 сен
12 сен
19 сен
26 сен
3 окт
10 окт
17 окт
24 окт
31 окт
7 ноя
14 ноя
21 ноя
6 сен
13 сен
20 сен
27 сен
4 окт
11 окт
18 окт
25 окт
1 ноя
8 ноя
15 ноя
22 ноя
7 сен
14 сен
21 сен
28 сен
5 окт
12 окт
19 окт
26 окт
2 ноя
9 ноя
16 ноя
23 ноя
28 ноя
5 дек
29 ноя
6 дек
30 ноя
7 дек
13
14
15
16
каникулы
17
18
19
20
21
22
каникулы
8 дек
15 дек
22 дек
29 дек
5 янв
12 янв
19 янв
26 янв
2 фев
9 фев
16 фев
23 фев
9 дек
16 дек
23 дек
30 дек
6 янв
13 янв
20 янв
27 янв
3 фев
10 фев
17 фев
24 фев
23
24
25
26
27
каникулы
28
29
30
31
32
33
34
каникулы
2 мар
9 мар
16 мар
23 мар
30 мар
6 апр
13 апр
20 апр
27 апр
4 май
11 май
18 май
25 май
1 июн
3 мар
10 мар
17 мар
24 мар
31 мар
7 апр
14 апр
21 апр
28 апр
5 май
12 май
19 май
26 май
2 июн
10 дек
11 дек
17 дек
18 дек
24 дек
25 дек
31 дек
1 янв
7 янв
8 янв
14 янв
15 янв
21 янв
22 янв
28 янв
29 янв
4 фев
5 фев
11 фев
12 фев
18 фев
19 фев
25 фев
26 фев
3 ТРИМЕСТР
4 мар
5 мар
11 мар 12 мар
18 мар 19 мар
25 мар 26 мар
1 апр
2 апр
8 апр
9 апр
15 апр
16 апр
22 апр
23 апр
29 апр
30 апр
6 май
7 май
13 май 14 май
20 май 21 май
27 май 28 май
3 июн
4 июн
1 триместр: 1 сентября - 14 ноября - 51 день
2 триместр: 24 ноября 2025г. - 20 февраля 2026г. - 61 день
3 триместр: 2 марта - 26 мая - 57 дней
Каникулы:
6 октября - 12 октября 2025г. - 7 дней
17 ноября - 23 ноября 2025г. - 7 дней
31 декабря 2025г. - 11 января 2026г. - 12 дней
23 февраля - 1 марта 2026г. - 7 дней
6 апреля - 12 апреля 2026г. - 7 дней
8 июня - 31 августа 2026г. - 85 дней
- учебные дни
- каникулы
- учебные дни (дистанционно)
- выходные и праздничные
дни
12 дек
19 дек
26 дек
2 янв
9 янв
16 янв
23 янв
30 янв
6 фев
13 фев
20 фев
27 фев
13 дек
20 дек
27 дек
3 янв
10 янв
17 янв
24 янв
31 янв
7 фев
14 фев
21 фев
28 фев
14 дек
21 дек
28 дек
4 янв
11 янв
18 янв
25 янв
1 фев
8 фев
15 фев
22 фев
1 мар
6 мар
13 мар
20 мар
27 мар
3 апр
10 апр
17 апр
24 апр
1 май
8 май
15 май
22 май
29 май
5 июн
7 мар
14 мар
21 мар
28 мар
4 апр
11 апр
18 апр
25 апр
2 май
9 май
16 май
23 май
30 май
6 июн
8 мар
15 мар
22 мар
29 мар
5 апр
12 апр
19 апр
26 апр
3 май
10 май
17 май
24 май
31 май
7 июн
Итого в следующем году 169 учебных дней и 124 каникулярных дня.
Уточняющая информация к вышеуказанным датам:
с 27.05.2026г. по 07.06.2026г. – проектная деятельность, внеурочная деятельность,
индивидуальные консультации, образовательные экскурсии, профориентационные
мероприятия в целях реализации основной образовательной программы в полном объеме;
итоговую аттестацию учеников с нарушением интеллекта с 04.05 по 15.05