аннотация_РП_биология_базовый_10-11_ФОП

Аннотация
к рабочей программе по биологии (базовый) 10-11 класс
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к
формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к
уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих
современное состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также
положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям, определены основные
функции программы по биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет обязательное
предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую
последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения в формировании основных видов учебнопознавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания
биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается направленность на
развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных
ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и
бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением
общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга и сущности
основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе:
профилактики наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования,
обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа
влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем.
Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано
необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного
биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности
адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она обеспечивает
формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания
о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия для: познания законов живой природы, формирования функциональной грамотности,
навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного отношения
к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих задач
среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает
условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с представлениями из
других учебных предметов, в частности, физики, химии и географии. Названные положения о
предназначении учебного предмета «Биология» составили основу для определения подходов к
отбору и структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.

Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с позиций
культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и
умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение
человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания, которые служат
основой для формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии осуществлено с
учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её
уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и
многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им
закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение обучающимися
знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение
умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и
решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается
решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о
естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и
особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к
изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений
объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта,
полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний в
практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы, необходимости
бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических
исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры,
для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, обоснование и
соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне, является
обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественно-научные
предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в
10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».