АРП_ОСМ_5 кл 2 вариант

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
ул. Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области 623782
тел: 8(34363) 57-156, 57-119, e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей
с умственной отсталостью
(вариант 2)

Адаптированная общеобразовательная программа
для детей с умственной отсталостью
по основам «Окружающий социальный мир»

для 5класса
ФГОС УО вариант2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Окружающий социальный мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 класс (вариант 2)
I Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения АООП.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Рабочая программа для 5 класса на 2022-2023 уч. год по предмету «Окружающий социальный мир» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на
основе:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования”(с изменениями от 11.02.2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ № 69).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Учебный план образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год;
Календарный годовой график работы образовательного учреждения на 2022-2023уч.год;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ФГОС (вариант2).
Примерные рабочие программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа воспитания на 2021-2025 год Приказ № 81-1 от 08.06.2021 г (Модуль «Школьный урок»)
II.

Общая характеристика учебного предмета.

Цель обучения: Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде иобщепринятых правилах
поведения.
Задачи:
Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем,
включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР

испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в
которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть
внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе
необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание
материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам
«Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам
поведения.
Педагогические технологии, используемые при изучении учебного предмета «Окружающий социальный мир»
•
Игровые технологии
Данная технология позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечивает психологическую разгрузку учащихся,
способствует усвоению информации. Игра позволяет в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Уроки с
использованием игр и игровых ситуаций является эффективным средством обучения и воспитания, так как игра заставляет думать, искать
нестандартные решения, предлагать новые идеи. В непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал.
Занимательность игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или
усвоению информации.
•
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации
учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуализации обучения – взаимодействие педагога с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учетличностных особенностей
ребенка.
Технология учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создает комфортные психолого- педагогические условиядля активной
познавательной деятельности учащихся, развивая их мышление и самостоятельность.
•
Здоровьесберегающие технологии Данные технологии направлены на сохранение здоровья учащихся, создание здорового
психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервнойсистемы является причиной
различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Здоровьесберегающие технологии предусматривают проведение упражнений для
осанки, систему разминок для глаз, пальчиковые гимнастики, арттерапию, физические минутки, психогимнастику.
•
ИКТ технологии
Использование ИКТ позволяет расширить возможности получаемой информации. В результате осуществляется познавательноеразвитие ребенка.
Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый
ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, развиваются индивидуальные способности учащихся, повышается познавательный интерес к

учебной деятельности
III.

Место предмета «Окружающий социальный мир» в учебном плане

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часа в учебном году (2 часа в неделю).
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
•
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
•
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
•
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;
Предметные результаты обучения:
1)
Представления о мире, созданном руками человека
•
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игроваяплощадка, и
др.), о транспорте и т.д.
•
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2)
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей.
•
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
•
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
3)
Развитие межличностных и групповых отношений.
•
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
•
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
•
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
4)
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
•
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
•
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5)
Представление о стране проживания Россия.
•
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
•
Представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Планируемые (возможные) результаты формирования базовых учебных действий по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
1.
Формирование учебного поведения:
•
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
•
умение выполнять инструкции педагога;
•
использование по назначению учебных материалов;
•
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:
•
в течение определенного периода времени
•
от начала до конца
•
с заданными качественными параметрами.
3.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии срасписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для успешного изучения учебного предмета «Окружающий социальный мир» на каждого ребенка составляется специальная индивидуальная
программа развития, в которой личностные результаты отслеживаются с учетом психо - физического развития данногоребенка.
2.

V. Содержание программы учебного предмета.
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает 9 разделов: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,
«Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции, обычаи», «Страна».
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня.
Представление о себе как члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время
движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком,
не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения в местах
общего пользования в доме.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник, холодильник, фен). Знание
назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов
мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная,
спальная, кабинетная и др.).
Продукты питания.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари).
Знание правил хранения мучных изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева(стол,
полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.
Город.

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический
и др.), цирк, жилой дом.
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание
назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение)
космического транспорта Знание назначения космического транспорта.
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнаваниепрезидента
РФ (на фото, видео). Знание названия столицы России.

VI. Тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
№

Наименование разделов

Кол-во
часов

ЦОР

1.

Школа.

12ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

2.

Квартира, дом, двор.

8ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

3.

Предметы быта.

12ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

4.

9ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

5.

Предметы и материалы, изготовленные
человеком.
Продукты питания.

3ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

6.

Транспорт.

5ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

7.

Город.

14ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

8.

Страна.

3ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

9.

Традиции и обычаи.

2ч

https://multiurok.ru https://infourok.ru

Итого за год

68ч

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№
Урока

Дата

Колво
часов

Тема

Тип урока

Технологии

Школа
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация

1

1

Наша школа, наш
класс.

Комбинированный
урок

2

1

Я – член
коллектива класса,
школы.

Комбинированный
урок

Игровые технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие
технологии.
ИКТ технологии

3

1

Правила поведения

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие. ИКТ
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

4

1

Правила
вежливости

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

Содержание урока

Основные
виды
учебной деятельности
обучающихся

Назначения помещений
школы. Знание
профессий людей,
работающих в школе.
Соотнесение работника
школы с его профессией.
Формировать понятия об
о себе как о члене
коллектива, знание
положительных качеств
человека, представление
о себе как обучающемся;
в классе: ученики –
одноклассники,
обращаться к педагогу и
одноклассникам по
именам, узнавать детей
класса на фотографиях
Формировать и различать
формы поведения,
которые допустимы или
не допустимы в школе

Слушание объяснений
учителя. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Видео-экскурсия.

Учить пользоваться
правилами вежливости при
общении с детьми и
взрослыми. Адекватно
оценивать свое поведение
и поведение взрослых.
Прогнозировать
возникновение конфликтов
и разрешатьих на основе
учета интересов всех
участников.Усвоить что
культураповедения – это
«вежливые слова» и
«вежливые поступки».

Моделировать и
оценивать различные
ситуации поведения в
школе. Уметь выражать
свой интерес к другому
человеку; поддерживать
дружеские отношенияс
одноклассниками.
Взаимоотношения,
культура общения,
совместная учеба,
игры.
Обсудить правила
поведения в школе,
особенности
взаимоотношений со
взрослыми и
сверстниками.
Обсуждение и передача
информацииустным
путем, формулировать
правила вежливости,
моделировать ситуацию
общения; делать
выводы.

5-9

5

Твоя школа и
друзья.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

10

1

Двор школы

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

1. Сформировать навыки
сотрудничества, умения
не создавать конфликты
и находить выходы из
спорных ситуаций.
2. Формировать
представления о дружбе,
товарищах, сверстниках.
3. Формировать умение
находить друзей на
основе личных симпатий.
4.Умение строить
отношения на основе
поддержки и
взаимопомощи, умение
сопереживать,
сочувствовать, проявлять
внимание.
4. Умение
взаимодействовать в
группе в процессе
учебной, игровой, других
видах доступной
деятельности.
5. Умение
организовывать
свободное время с
учетом своих и
совместных интересов.
Сформировать
различение назначения
школьной территории по
зонам. Нахождение
территорий школы по
зонам.

Работа с наглядным
материалом
(сюжетные картинки)
Презентации,
просмотр
мультфильмов о
дружбе
Формировать способы
проявления
дружеских отношений
(чувств).
Совместная учеба,
игры.

Видео-экскурсия по
территории школы.
Слушание объяснений
учителя.
Соблюдать
элементарные правила
безопасности на
территории школы.
Тематические игры.

11

1

Твой распорядок
дня

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие. ИКТ
технологии.

Формировать понятия о
пространстве во времени

12

1

Повторение
пройденного«Школа».

Урок обобщения и
систематизации

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие

Закрепление темы

Квартира, двор, дом.
Технологии дифференциации
Комбинированный
и индивидуализации
урок
обучения.
Игровые технологии.
ИКТ технологии.

13

1

Места общего
пользования в доме
- чердак, подвал.

14

1

Места общего
Комбинированный
пользования в доме– урок
подъезд, лестничная
площадка.

15

1

Места общего
пользования в доме
-лифт.

Комбинированный
урок

16

1

Места общего
пользования в доме
мусоропровод.

Комбинированный
урок

Формировать знание и
назначение мест общего
пользования в доме
(чердак, подвал).
Соблюдение правил,
поведения в местах
общего пользования в
доме.
Технологии дифференциации
Формировать знание и
и индивидуализации обучения. назначение мест общего
Здоровье сберегающие.ИКТ
пользования в доме
технологии.
(подъезд, лестничная
площадка). Соблюдение
правил, поведения в
местах общего
пользования в доме
Формировать знание и
Здоровье сберегающие.
назначение мест общего
ИКТ технологии.
пользования в доме
Технологии дифференциации
(лифт). Соблюдение
и индивидуализации
правил, поведения в
обучения.
местах общего
пользования в доме.
Формировать знание и
Здоровье сберегающие.
назначение мест общего
ИКТ технологии.
пользования в доме
(мусоропровод).
Соблюдение правил,
поведения в местах
общего пользования в
доме.

Формирование
навыков выполнения
«Распорядка дня
школьника».
Сюжетно-ролевая
игра на улице.
Работа по
презентации.

Картинки,
Видеофильм (задание
для детей иродителей)

Картинки.
Видеофильм (задание
для детей и
родителей)

Картинки,
Видеофильм (задание
для детей и
родителей)

17

1

Места общего
пользования в доме
–домофоном и
кодовым замком

Комбинированный
урок

Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

18

1

Комбинированный
урок

19

1

Правила
безопасности,
поведения в местах
общего
пользования в доме.
Домашний адрес.
Написание и
узнавание на слух
своего домашнего
адреса.

Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

20

1

Повторение
пройденногоКвартира, дом,
двор».

Комбинированный
урок

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

Формировать знание и
назначение мест общего
пользования в доме
(домофоном и кодовым
замком). Соблюдение
правил, поведения в
местах общего
пользования в доме.
Не заходить в лифт с
незнакомыми людьми, не
залезать на чердак, не
трогать провода и т.д.

Картинки,
Видеофильм (задание
для детей и
родителей)

Формировать знание
домашнего адреса
(город, улица, номер
дома, номер квартиры).

Презентация
Сюжетно-ролевая
игра».
Работа по карточкам.

Закрепление темы

Презентация Сюжетноролеваяигра

Тематические игры.
Презентация.
Рисунки.

Предметы быта
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

21

1

Электроприборыэлектрический
чайник.

Комбинированный
урок

22

1

Электроприборы микроволновая
печь.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

23

1

Электроприборымультиварка.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

24

1

Электроприборытостер.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

25

1

Электроприборы –
утюг.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.

Формировать понятия о
назначении
электрических предметов
быта. Знание правил при
работе с электрическими
приборами
(электрическими
чайниками разной
формы).
Формировать понятия о
назначении
электрического предмета
быта -микроволновая
печь. Знание правил при
работе с электрическими
приборами.
Формировать понятия о
назначении
электрического предмета
быта -мультиварки.
Знание правил при
работе с электрическими
приборами.
Формировать понятия о
предметах быта.
Различие между ними.
(тостер-мультиварка,
микроволновая печь).
Знание назначения
бытовых
электроприборов. Знание
правил при работе с
электрическими
приборами.
Формировать понятия о
предметах быта.

Презентация
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя

Презентация
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя
Презентация
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя
Презентация
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя

Слушание объяснений
учителя. Наблюдение

Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

26

1

Правила техники
безопасности при
пользовании
электробытовыми
приборами.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация
ИКТ технологии.

27

1

Обобщающий урок
– битовые
электроприборы в
доме.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

28

1

Кабинетная мебель

Комбинированный
урок

29

1

Кухонная мебель

Комбинированный
урок

30

1

Спальная мебель

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации

Различие между ними.
(микроволновая печь,
электрический чайник,
тостер). Знание
назначения
электроприборов. Знание
правил при работе с
электрическими
приборами.
Формировать знания
правил техники
безопасности при
пользовании
электробытовым
прибором.
Формировать понятия о
предметах быта.
Различие между ними.
(микроволновая печь,
электрический чайник,
тостер). Знание
назначения
электроприборов.
Формировать
назначение кабинетной
мебели.

за демонстрациями
учителя.
Презентация

Формировать
назначение кухонной
мебели.

Слушание объяснений
учителя. Презентация.
Найди лишний
предмет.

Формировать
назначение спальной
мебели.

Слушание объяснений
учителя.
Презентация.
Найди лишний
предмет.

Презентация.
Объяснений учителя.
Наблюдение за
демонстрациями
учителя
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя. Презентация

Слушание объяснений
учителя.
Презентация.
Найди лишний
предмет.

обучения.
31

1

Школьная мебель

32

1

Обобщающий урок
«Виды мебели»

33

1

Мука и мучные
изделия, готовые к
употреблениюхлеб, батон,
пирожок, булочка.

34

1

Мука и мучные
изделия, готовые к
употреблениюсушки, баранки,
сухари.

Комбинированный
урок

Уровневая дифференциация.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

35

1

Повторение:
способы хранения
муки и мучных
изделий.

Комбинированный
урок

Уровневая дифференциация.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

36

1

Свойства дерева

37

1

Предметы
изготовлены из

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Комбинированный
Технологии дифференциации
урок
и индивидуализации
обучения.
ИКТ технологии.
Продукты питания
Комбинированный
Уровневая дифференциация.
урок
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

Формировать
назначение школьной
мебели.

Слушание объяснений
учителя. Презентация.
Найди лишний
предмет.

Закрепление темы

Презентация.
Рисунки.
Составить разрезные
картинки.

Формировать понятия и
различение муки и
мучных изделий:
готовых к употреблению
(хлеб, батон, пирожок,
булочка). Знание
способов хранения
мучных изделий.
Узнавание (различение)
муки и мучных изделий:
готовых к употреблению
(сушки, баранки,
сухари), Знание способов
хранения мучных
изделий.
Закрепить знания
способов хранения
мучных изделий.

Слушание объяснений
учителя. Презентация.
Лепка изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Формировать знание о
Комбинированный
Здоровье сберегающие.
свойствах дерева таких
урок
ИКТ технологии.
как прочность,
Технологии дифференциации
твёрдость, плавает в
и индивидуализации
воде, дает тепло, когда
обучения.
горит.
Комбинированный
Технологии дифференциации
Учить определять
урок
и индивидуализации
предметы изготовлены из

Презентация.
Лепка изделий.

Презентация.

Презентация.
Слушание объяснений
учителя. Тактильная
игра. Индивидуальная
и фронтальная беседа.
Презентация
Слушание объяснений

дерева

обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

38

1

Инструменты при
работе с деревом.
Правила
безопасности с
инструментами при
работе с деревом.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие
Уровневая дифференциация.
ИКТ технологии.

39

1

Свойства стекла.

Комбинированный
урок

40

1

Предметы из стекла

Комбинированный
урок

Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

41

1

Правила
безопасности

Комбинированный
урок

Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

42

1

Свойства резины.

Комбинированный
урок

43

1

Предметы

Комбинированный

Здоровье сберегающие.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
ИКТ технологии.
Здоровье сберегающие.

дерева: стол, полка,
деревянные игрушки,
двери и др. Называть и
узнавать предметы,
изготовленные из дерева.
Формировать понятия об
инструментах, с
помощью которых
обрабатывают дерево.
Учить узнавать и
различать инструменты,
с помощью которых
обрабатывают дерево
(молоток, пила, топор).
Учить соблюдать
правила безопасности
при работе с
деревообрабатывающими
инструментами.
Формировать знание
свойств стекла
(прозрачность,
хрупкость).
Учить определять
предметы изготовлены из
стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки и
др.). Называть и узнавать
предметы,
изготовленные из стекла.
Учить соблюдать
правила безопасности
при обращении с
предметами,
изготовленными из
стекла.
Формировать знание
свойств резины
(эластичность,
непрозрачность,
водонепроницаемость).
Учить определять

учителя. Тактильная
игра. Индивидуальная
и фронтальная беседа.
Презентация
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя

Презентация
Слушание объяснений
учителя. Тактильная
игра. Индивидуальная
и фронтальная беседа.
Презентация
Слушание объяснений
учителя. Тактильная
игра. Индивидуальная
и фронтальная беседа.
Рисование «Очки»
Слушание объяснений
учителя.

Презентация
Слушание объяснений
учителя. Тактильная
игра. Индивидуальная
и фронтальная беседа.
Презентация

изготовлены из
резины.

урок

ИКТ технологии.

Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Транспорт
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

44

1

Повторение
пройденного

Комбинированный
урок

45

1

Наземный
транспорт.

Комбинированный
урок

46

1

Воздушный
транспорт.

Комбинированный
урок

47

1

Водный транспорт.

Комбинированный
урок

48

1

Космический
транспорт.

49

1

Повторение темы
«Транспорт»

Комбинированный
урок

50

1

Мой город – часть
моей страны.

Комбинированный
урок

51

1

Назначение зданий:
жилой дом, кафе,
столовая.

Комбинированный
урок

Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Город.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации

предметы изготовлены из
резины (резиновые
перчатки, сапоги,
игрушки и др.)
Закрепление темы

Презентация

Узнавание (различение)
наземного транспорта
Знание назначения
наземного транспорта.

Презентация.
Работа с разрезными
картинками.

Узнавание (различение)
воздушного транспорта.
Знание назначения
воздушного транспорта.

Презентация Оригами
«Самолёт».
Работа с разрезными
картинками.

Узнавание (различение)
водного транспорта.
Знание назначения
водного транспорта.

Презентация.
Работа с разрезными
картинками.
Работа с трафаретами.
Обводки.

Узнавание (различение)
водного транспорта.
Знание назначения
космического
транспорта.
Закрепление темы

Работа с разрезными
картинками.

Узнавание (различение)
достопримечательностей
своего города.

Презентация

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Презентация.
Экскурсия в столовую
или кафе.

Презентация.
Работа с разрезными
картинками.

Назначение зданий:
вокзал, аэропорт,
железнодорожный
вокзал, автовокзал,
морской вокзал.
Назначение зданий
службы помощи:
банк, сберкасса.

Комбинированный
урок

1

Назначение зданий
службы помощи:
больница,
поликлиника,

Комбинированный
урок

55

1

Назначение зданий
службы помощи:
парикмахерская,
почта.

Комбинированный
урок

56

1

Назначение зданий:
магазин
супермаркет.

Комбинированный
урок
Комбинированный
урок

57

1

Назначение зданий:
магазин продукты.

Комбинированный
урок

58

1

Назначение зданий:
магазин одежда.

Комбинированный
урок

52

2

53

1

54

Комбинированный
урок

обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии. Игровые
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Игровые технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Игровые технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии. Игровые
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии. Игровые
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Игровые технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Презентация.

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.
Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Видео-экскурсия.

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Презентация.
Ролевые игры по теме

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Видео-экскурсия

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя.
Презентация.
Ролевые игры по теме
Слушание объяснений
учителя. Презентация.
Ролевые игры по теме

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

59

1

Назначение зданий:
магазин посуда.

Комбинированный
урок

60

1

Назначение зданий:
магазин мебель.

Комбинированный
урок

61

1

Назначение зданий:
магазин цветы.

Комбинированный
урок

62

1

Назначение зданий:
театр, кукольный
театр.

Комбинированный
урок

63

1

Закрепление темы
«Назначение
зданий города»
Правила поведения
в общественных
местах

Комбинированный
урок

64

1

Традиции и обычаи
семьи и школы.

Комбинированный
урок

Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии. Игровые
технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Игровые технологии.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Игровые технологии.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Игровые технологии.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.

Традиции, обычаи.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Слушание объяснений
учителя. Презентация.
Ролевые игры по теме

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.

Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя.
Презентация.
Ролевые игры по теме
Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя.
Презентация

Учить определять
назначение здания. Роль
конкретного здания в
жизни человека.
Формирование
соблюдения правил
поведения в
общественных местах.

Видео экскурсия в
театр.

Узнавание (различение),
назначение зданий: кафе,
вокзал (аэропорт,
железнодорожный,
автовокзал, морской),
службы помощи (банк,
сберкасса, больница,
поликлиника,
парикмахерская, почта),
магазин (супермаркет,
одежда, посуда, мебель,
цветы, продукты), театр
(кукольный,
драматический и др.),
цирк, жилой дом.

Слушание объяснений
учителя. Наблюдение
за демонстрациями
учителя

Сформировать
представление о
традициях и обычаях в

Просмотр
мультфильма.
Презентация

65

1

День рождения
школы

Комбинированный
урок

66

1

Моя страна-Россия.
Столица РоссииМосква.
Символика Росси.

Комбинированный
урок

67

1

Президент России.

68

1

Повторение

Комбинированный
урок
Комбинированный
урок

Игровые технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
Групповые.
Страна
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Технологии дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.
Развивающие, игровые.
Здоровье сберегающие.
ИКТ технологии.

семье и школе.

Сформировать
представление о таком
празднике как «День
рождения школы»

Изготовление
подарков.
Презентация

Закрепить название
государства, в котором
мы живем. Знание и
узнавание
государственной
символики (герб, флаг,
гимн).
Узнавание президента
РФ (на фото, видео).
Закрепление
пройденного материала.

Презентация

Презентация

Всего за год часов - 68

VII. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Материально – техническое обеспечение включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки,
пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой
материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По
возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются:
компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Список литературы
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, О.П. Гаврилушкина, В.И.
Липакова, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.Н. Яковлев

2.
3.
4.
5.

Маллер А.Р. Социально- трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.
Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально бытовая ориентировка.
Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л.
Социально-бытовая ориентировка.

Дополнительная литература:
В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида: пособие для учителя - М.., Владос

1.

2. В.В. Гладская «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Методическое пособие. – М. Изд-во НЦ ЭНАС
3. С.А.Львова. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида
5-9 классы. Пособие для учителя/С.А.Львова- М. Владос

2.

А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.,
ВЛАДОС

4.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ и ЦОР:
региональная коллекция ЦОР
http://www/it-n.ru
http: //festival/ 1september.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».